Снежная сказка

Вечерело. В камине потрескивали дрова, облизываемые пламенем. На спинке равномерно покачивающегося старого  дедушкиного кресла  мирно дремал кот Василий.  Иногда он просыпался, лукаво смотрел на всех желтым глазом, прищуривался и заводил свою песню. Мурлыкать - это была работа Василия.

Дедушкины внуки очень любили Василия, играли с ним, наряжали его во всевозможные наряды, а то и вообще закутывали как младенца в пеленки и катали в старой ржавой детской коляске. Василий любил дедушкиных внуков, но кататься на старой коляске не хотел - авторитет не позволял, ведь у Василия была очень значимая работа- мурлыкать.

Василий был стар и как многие старики часто вспоминал былое….

Однажды, в ту пору, когда еще шерстка Василия была пушистой, когти мягкими, а самому все время хотелось то  задать, стрекоча за юркнувшей в угол мышью, то птичек напугать, а то и муху слопать - чтоб дразниться неповадно было, услышал Василий разговор дедушки и соседа.
Сосед жаловался, что впервые на Ямале уж морозы трескучие стоят, а земля снегом не прикрытая, да метелью не укутанная. Непорядок. Вымерзнут травы, не будет на следующий год ни брусники, ни клюквы, зверье в тундре голодное останется. Норки грызунов лесных холодные, снегом не прикрытые…

Жалко стало Василию зверье лесное. Представил он себе как хорошо ему жить в теплом доме, лакать молочко да сметанку, которые дает Буренка из совхоза Верхнее - Пуровский, а бедняги звери в лесу мерзнут, да и в следующем году потомство свое кормить им будет не чем - все вымерзнет. И Буренке корма не будет – а значит и Василию молочка да сметанки.
 Пригорюнился.

Вдруг, он услышал какой-то шорох, видит - в углу старая мышь Крокозябра подбирает крошки, оставшиеся от их с дедушкой ужина. Сколько раз пытался Василий поймать ее, а она хоть и была старушкой, всегда удачно удирала. Про Крокозябру другие мыши говорили, что она - волшебная мышь, что жила она раньше в стойбище ненцев в чуме шамана и многому у него научилась, а теперь вот вышла на заслуженный отдых, стала пенсионеркой и перебралась жить в город, в дом дедушки.

Только захотелось Василию ее прогнать, как вдруг Крокозябра посмотрела на Василия печально и сказала:

-Вот, ты, Василий, все прогоняешь меня, молодой, сил девать некуда, а дедушкин сосед-то правду говорит- если кто-нибудь не поможет зверью лесному -беда будет, погибнет зверье от холода и голода. И Буренка твоя от голода молока давать не будет. А ты бы лучше взял, да и помог им в беде, чем за мной - старухой гоняться. А как помочь - я подскажу.
И Василию очень захотелось помочь зверям и стать героем, купаться в лучах славы и все такое…. Его мечты прервал скрипучий голосок Крокозябры:
- Василий, отправляйся-ка ты на север, в стойбище ненцев, разыщи там шамана, передай ему от меня вот это, - она протянула Василию крошечный листочек бумаги,- шаман поможет, он великий волшебник, - и быстро юркнула к себе в норку.

Василий стоял ни жив ни мертв, до такой степени он обалдел от того, что мыши в их доме разговаривают, да и ведут себя- наглее не придумаешь, что передумал ловить Крокозябру.
Подкрепился Василий Буренкиной сметанкой и отправился в путь.
Шел долго ли коротко ли – полярная звезда путь указывала. Темно, страшно, волки воют вдалеке. Устал.  Уж думал, было замерзнет - с жизнью прощаться начал. Как вдруг увидел стадо оленей.  Стадо спало, а вожак стоял и охранял их сон. Подошел к нему Василий, попросил обогреть, да путь подсказать, как к шаману добраться.
Обрадовался вожак стада, что Василий помочь зверью лесному хочет - ведь это и его беда – земля снегом не укрыта. Попросил он стадо свое Василия обогреть и молочка ему налить. А как отдохнул Василий – стадо путь ему указало, оказывается до стойбища-то ненцев уже и «лапой подать».

Мороз крепчал, звезды на небе провожали Василия своим мерцанием. Из-за леса показалось стойбище. Еще несколько шагов, вот и чум шамана.

Шаман не спал. Говорит:
-Вот тебя, Василий, я и жду!
Удивился Василий, откуда это шаман знает, что он идет к нему с просьбой. Отдал Василий шаману записочку Крокозябры, а шаман продолжил:
- Известно мне про беду звериную, про то, что метелью и снегом земля не укутана, про голод и холод, но сам я с этой бедой справиться не мог, для этого мне герой был нужен. Вот и попросил я знакомую свою Крокозябру найти мне отважного кота, который ничего бы не испугался и добро зверью лесному принес. Ложись-ка ты, Василий вон там, у печки на шкуру самую мягкую, утро вечера мудренее, а я пока поколдую.
Лег Василий и тотчас заснул. Снились ему метель да вьюга, снегопад да пороша.  И спал он все утро и день, проснулся только к вечеру.
Глядит, а шаман уже молочка ему налил в миску. Отлично спалось Василию в чуме у печки, но в гостях хорошо, а дома лучше. Заметил шаман, что Василий проснулся и говорит:
-Выпей, отважный кот, это молоко. Оно не простое. Как выпьешь его, овладеешь даром, которого нет ни у кого. А дар будет таков: запоешь вечером песню перед камином – и метель запоет свою песню, мурлыкать будешь - снежок идти будет. А уж сердиться тебе никак нельзя, иначе вьюга да снегопад будут. Пей и ступай домой. Теперь на тебя возложена огромная ответственность за снега да метели и за жизнь лесного народа. Силу свою чудесную, как стар будешь, должен будешь передать отважному молодому котенку и научить его разумно ею пользоваться.

Выпил Василий молоко… и ничего не почувствовал, но шаману поверил, что силой молоко обладало чудодейственной.

Вернулся Василий домой, лег на спинку старого дедушкиного кресла и замурлыкал. Вдруг закружились огромные хлопья мокрого снега, а через миг вся земля уже была окутана снегом, словно покрывалом. Обрадовалось снегу зверье лесное, повыскакивало из нор своих. Поздравлять начали друг друга. И плясали они, и песни пели, и хороводы водили на радостях, и кланялись они Василию и благодарили его за помощь….. А люди, вышедшие из своих домов, стояли, задрав головы, наслаждаясь медленно кружащимися хлопьями первого снега…

Много лет с тех пор прошло, много снега нападало, вот только лежит кот Василий на спинке старого  дедушкиного кресла и думает: «Пора бы и в этом году уже начать мурлыкать – октябрь уж на дворе.» ;


Рецензии
А я вот сейчас обратил внимание, что у меня кот только зимой мурлыкал, а летом за ним этого не замечал. Может и в сказке есть доля правды!
Спасибо, с уважением,

Антон Дакуров   13.02.2012 23:36     Заявить о нарушении