Душа обязана трудиться

Судьба преподнесла мне отличный подарок. В далеком шестьдесят первом году в наш дом случайно пришел друг моего мужа Василий Костынюк со своей девушкой. Стройная, скуластая, кареглазая моя ровесница  с лучезарной улыбкой  протянула руку лодочкой и смущенно представилась: Лида. С первых минут мы определились в своих пристрастиях и выяснили, что обе любим  поэзию, и автор оказался один на двоих. Лида обрадовалась моей студенческой тетрадке со стихами  и поэмами Константина Симонова, и я как-то без сожаления отдала  ей свое сокровище.

С тех пор уже полвека у меня нет никого ближе и роднее моей подруги.  В молодости мы  помогали друг другу поднимать детей, вместе отмечали все праздники,  ездили на природу.  Не зря говорят, что настоящий друг тот, кто откроет тебе дверь  в любое время дня и ночи Мне просто в жизни повезло, что дружеские отношения  удачно сложились со всей семьей Беспаловых.
 
Детство Лидии пришлось на тяжкие годы войны.  Мария Ивановна  Горькова моталась с дочкой по всему Союзу: Сибирь, Казахстан, Дальний Восток. Здесь она оказалась, откликнувшись на призыв Валентины Хетагуровой. В тридцатых годах тысячи девушек и женщин - хетагуровок - целыми составами  приезжали  в Приморье на освоение Дальнего Востока. В 1939 году Мария Ивановна прибыла из Подмосковья с шестилетней дочерью  в Приморье. Помыкались вдвоем по съемным квартирам в Уссурийске, да и перебрались в  Воздвиженку. Там Мария  Ивановна вышла замуж за вдовца   Федора Родионовича Беспалова, у которого было двое детей, и вскоре на свет появились Валерий и  Алефтина (так записано в св. о рожд) . Малыши были полностью предоставлены  заботам няньки,  подрастая, они не отходили от нее ни на шаг. И до сих пор  у них в авторитете старшая сестра. Даже отчим, умирая, сказал:

-Ты, Лида, моя самая любимая  дочь.

 А были и такие времена, когда падчерица была ему  в тягость, много лет он считал ее чужой. С годами  Федор Родионович понял, какого надежного человека подарила ему  Мария Ивановна, а маленькую  ее  он просто не замечал. В каждой семье, где растут сводные дети, случаются конфликты, ссоры, и от матери зависит, как сложатся  взаимоотношения между сестрами и братьями. Мария Ивановна была терпеливой, справедливой, заботливой и мудрой.  Безропотно тащила на себе нелегкий воз домашних хлопот и  воспитания пятерых ребят,  управлялась с большим хозяйством, была мастерицей на все руки: вязала, обшивала всю семью.  Через год уже было не различить где свои, а где чужие дети: Для всех она стала мамой. Ребят  с малых лет  приучали   к труду. Работы хватало всем.  Зимой - занятия в школе, уход за домашней скотиной. Лида три года пасла коров, и дети были  при ней  - Аля - на руках  пятилетний Валера рядом играл.

Вышла замуж  старшая дочь Нина за военнослужащего Виктора Черенкова, который оказался прекрасным зятем,  взявшим на себя ответственность за большую семью.  Когда Федора Родионовича призвали в 1944 году на фронт,  Виктор перевез все семейство в Кокшаровку, где стояла  его воинская часть. Пока Виктор  строил небольшой домик, семья жила в палатках.  Лида вспоминает, как им там жилось:

- Часто в небольшое помещение из двух комнат подселяли офицерские семьи. В тесной  каморке  семь человек семьи ютились годами, пока не найдет командование части жилье квартирантам.  Только съедут одни, как заселяются другие. В Кокшаровке школа была в четырех километрах от дома. В дождь и стужу я ходила на занятия пешком, и даже в мыслях не было, чтобы пропустить хоть один урок. Были  у нас и ребячьи радости.  Зимой проводили лыжные гонки. Соберемся человек десять и соревнуемся:  кто быстрее. А летом  такая красота вокруг!  Войдешь в лес и поражаешься обилию разноцветья.  Целые поляны ландышей, заросли  аралии, кустарники барбариса, красной смородины, дикой малины  и все это великолепие зелени, цветов не нарушено было в то время  вторжением человека в  живую природу.
 
 Уезжая из Воздвиженки, Мария Ивановна свой большой дом, построенный отцом Федора Родионовича, сдала колхозу, как бы в бесплатную аренду с оформлением всех необходимых документов. В 1946 году Федор Родионович  пришел, с войны,  и семья вернулась в Воздвиженку. Но дом им не вернули, даже через суд, и вместо него отдали бревенчатый сарай. Его разобрали, перевезли в другое село – Вознесеновку, и там построили дом. После войны Федор Родионович в колхоз не вернулся, и местные воздвиженские власти скоро забыли, что всего два года назад он был лучшим бригадиром в колхозе и стали притеснять его семью. Не давали сенокосные делянки, землю под огород выделяли далеко от дома, несмотря на то, что  фронтовик пришел с войны контуженый, а в доме куча ребятишек. Одним словом, создали условия, несовместимые с жизнью большой семьи. Пришлось коренному жителю покинуть село.

В 1952 году Лида поступила в кооперативный техникум в городе Улан-Удэ. Три года она усердно изучала бухгалтерский учет.  Город запомнился   спектаклями оперного театра, кстати, в то время одного из лучших театров  страны. Лида не пропустила ни одной премьеры в нем. Прослушала оперы Джузеппе Верди  «Травиату», «Риголетто», «Аиду», Петра Ильича Чайковского  «Евгения Онегина», Джоаккино  Россини «Севильского цирюльника»  восторгалась  балетами  «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Коппелия». Эти яркие  спектакли  вспоминаются, как праздник, который  не забывается с годами.
 
С дипломом  бухгалтера вернулась Лидия Никифоровна  в Приморье, и началась ее трудовая биография.    Молодого специалиста направили в Хасанский район. В Краскино работала три года без выходных, без отпуска и от перенапряжения попала в больницу с нервным истощением. Полтора года находилась в стационаре.  Врачи не верили в полное излечение и пророчили ей  пожизненное страдание от головных болей, предлагали перейти на инвалидность, но она посчитала решение врачей  унизительным и неприемлемым. Во-первых, потому что стыдно молодой девушке жить с клеймом инвалида, а во-вторых, она верила в себя и надеялась, что победит недуг.

Мария Ивановна забрала дочь домой, работы  в селе не было, и в марте 1961 года Лида приехала в Находку. В  шестидесятых  дипломированных специалистов было мало, и девушка без проблем устроилась в Находкинский рыбкооп. Рассчитав свои силы, она оформилась инвентаризатором, но главный бухгалтер вменила ей в обязанность начисление дивидендов, что требовало большого внимания и  нервного напряжения.

-Сижу за столом и умираю. Голова раскалывается, дикая боль, не отпускает, а начальница моя видит, что мне плохо и  ждет, что дальше будет, - снова переживает те тяжелые часы Лидия Никифоровна. - В это  время в кабинет зашел председатель рыбкоопа и говорит возмущенно моей начальнице:

- Что вы  сидите? Не видите, что женщине плохо? Дайте расчет.
 
И за два рабочих дня выписал мне пятьдесят рублей.

На съемной квартире, где Лида жила, в разговоре соседка обмолвилась, что в ЖКК  торгового порта  требуются озеленители.  Сквер от якорей до Дворца культуры моряков по обеим сторонам дорожки утопал в цветах. Все лето Лида  работала на прополке цветов, обрезке деревьев и кустарников. Жить на частной квартире было накладно: далеко ходить на работу и  отдавать хозяйке половину заработной платы. Пошла Лидия к начальнику ЖКК Г.Е.Воробьеву просить комнату. Григорий Ефимович ей сказал, как отрезал:
  - Откуда пришла, туда и уходи!
 Отправилась коммунист Горькова в горком партии,  рассказала Николаю Трофимовичу  Хромовских про свою беду, и он распорядился, чтобы в течение месяца ей нашли жилье. Выделили комнату размером  семь квадратных метров под лестницей в общей квартире. На свежем воздухе  незаметно прошли головные боли, и Лидия Никифоровна вернулась к своей профессии. В Находторге она вела  учет нескольких магазинов, вовремя отчитывалась и претензий к ней со стороны главного бухгалтера никогда не было.

А потом жизнь ее круто повернулась на стезю коммунального хозяйства Я уговорила ее перейти главным бухгалтером в Горкомхоз, узнав, что в одном из отделов горисполкома требуется главный бухгалтер, заранее заручившись  желанием и согласием начальника управления Вениамина Александровича Макшанова, который впоследствии при  каждой встрече благодарил меня за такого замечательного главбуха.
 Во всех восьми подразделениях коммунального хозяйства города Лидия Никифоровна навела  в учете ажур. Годовые отчеты о деятельности Горкомхоза  она сдавала в Краевое управление коммунального хозяйства всегда в срок и без ошибок. Там заметили исполнительность, четко поставленный контроль  в работе, использование новинок в  учете  и уговорили опытного  провинциального специалиста пойти главным бухгалтером   Владивостокского гостиничного объединения, в котором только в одну – одиннадцатиэтажную, имеющую  четыреста пять номеров  гостиницу «Владивосток»,  ежедневно могло вселиться более семисот человек. За два года во всех  четырех  гостиницах объединения  учет был поставлен так, что любой проверяющий мог  проследить движение каждой простыни, каждого одеяла, каждого предмета мебели. Я не берусь объяснять, как это было осуществлено, но были полностью перекрыты утечки материалов, белья, посуды, усилена дисциплина подотчетных  лиц.

В девяностые годы,  уже будучи на пенсии, Лидия Никифоровна не побоялась работать на предприятии частного предпринимателя с миллионным оборотом средств. Успешно справлялась с новыми правилами в учете, отчетностью  перед налоговыми структурами.

Нам с моей подругой по 78 лет. Казалось бы,  пришло время для отдыха, но, как сказал Поэт -  «Душа обязана трудиться». Трудовой стаж у нас на двоих составляет без малого сто лет.   Мы часто встречаемся, перезваниваемся и всегда в курсе семейных дел друг друга. Старшая дочь Лидии Никифоровны Любовь Васильевна пошла по стопам матери, трудится бухгалтером в солидном предприятии, младшая Наталья – предприниматель. Выросли внуки. Радуют бабушку успехами в учёбе школьница Анастасия.Внук Станислав, отслужив своё время в армии, готовится к поступлению в ВУЗ. Жизнь закрутила очередной виток спирали. На дорогу жизни выходит третье поколение, а у  Алефтины,  самой младшей из нас,  появился на свет представитель четвертого поколения. Все свободное время она проводит с маленьким правнуком  Акимом  и  удивительно наблюдать с какой  любовью и нежностью она к нему относится. Лида утверждает, что ее дочь Наталью вырастила бабушка Мария Ивановна, пока Аля ходила в моря, а теперь в ней проснулся материнский инстинкт.
 
    Алефтина рано уехала из дома. После десятилетки поступила в Находкинское СПТУ-18, и  с дипломом судового повара  ушла в рейс на теплоходе «Балхаш».    Вышла замуж, на свет появилась дочь Наташа, и муж увез семью в Конаково.
 С  1982 года  Аля живет в нашем  городе.  Следом за ней, обменяв  конаковскую квартиру на Находку, в полном составе  семья перебралась в наш город. Муж Натальи Александр Уныченко, бывший дальнобойщик – мастер на все руки. Много лет работает крановщиком в торговом порту. Старшая дочь Екатерина закончила университет, но по специальности не работает: на заработную плату преподавателя шибко не разбежишься.  Нашла Катя применение своим  силам на ниве рекламы. Младшая Анастасия отработав в таможне несколько лет,открыла своё дело на ниве торговли.Настя одевает в удобные наряды мам,ожидающих потомство и новорождённых малышей.

На досуге  я как-то посчитала сколько человек окружает моих друзей. Было трое, а теперь в трёх семьях - двадцать девять человек,  в том числе детей  и внуков, поддерживающих родственные связи, готовых по первому зову придти на помощь близким людям.


Рецензии
Горькие автобиографические данные. Но это жизнь и ку каждого из нас своя дорога. Но вы выстояли и пронесли свою дружбу через всю жизнь

Надежда Жиркова   20.10.2012 04:11     Заявить о нарушении
Спасибо от сердца за то, что познакомились с нашей жизнью. Удачи Вам и тепла, радости и счастья!

Валентина Вильчек   20.10.2012 14:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.