Их жизнь. В краю голубых озёр. Книга 2. Часть 19

               
   Из дневника Людмилы:
   12 октября.  Колхозная жизнь позади. От дедушки привезла много картошки, хватит надолго. Получила от Рыжика письмо. Пишет, что стал хорошей домохозяйкой, сам стирает, сам варит... Пишет, что будет хорошим мужем, а я, по его словам, идеальной женой, о которой надо мечтать... Мечтать обо мне? Нет, я этого не заслуживаю!
   Ты так ясно видишь будущее, так далеко глядишь... А я ничего не вижу, иду по жизни, как-то, по инерции, что ли... Мама пишет, что папа опять в больнице... Милый папочка, тебе надо бросать твою работу, искать что-то, более спокойное...
   13 октября. Воскресенье.  В пол-седьмого утра началась великолепная передача, очень хорошие песни, такое удовольствие получила! Ты, мой Рыжик, наверно, ещё спишь... Воскресенье - единственный день недели, когда ты можешь понежиться в постели. Получила опять письмо от тебя, Робка.
   Ты пишешь: "Когда я пишу тебе письма, будто разговариваю с тобой, вижу твоё лицо на листе бумаги... Когда ты приедешь, мы будем неразлучной парой и, надеюсь, когда будем танцевать, то не на таком деликатном расстоянии..." Галка Пшеницина пишет, что по-прежнему любит Вовку... Не за что его, в общем-то, любить, Галинка! Самое лучшее, что ты можешь сделать, это - забыть его! Ходила в кино "Я вам пишу", очень хороший фильм!
   
    14 октября.  Получила  стипендию - 16 рублей!  И, снова, получила письмо от Рыжика! Третье - подряд! Любимый, спасибо! Выучила уроки, поиграла на пианино, зашла в пустой тёмный класс, села за парту, и... расплакалась, выплакала всё, что накопилось...
    16 октября.  Получила от мамы деньги - 15 рублей. Подобрала на пианино ноты к песне "Царевна-несмеяна" - эта песня мне очень нравится! И ещё одному человеку - Рыжику! Сейчас без 5 минут десять вечера... Что ты сейчас делаешь, Робка? Почему молчишь?
   17 октября.  Сейчас - физика. Спала сегодня, как легла на правый бок, так и проснулась, ночь пролетела - как один миг... Со мной так редко бывает, обычно за ночь раза три-четыре просыпаюсь, думаю, мечтаю, опять засыпаю... Сегодня фильм "Иоланта", Рижская киностудия, я все латышские фильмы люблю! Иду! Обязательно! Это - чудесный фильм, я знаю содержание.
   
   18 октября.  Получила письмо от Робки. Он пишет, что видел во сне нашу свадьбу... Вовка кричал: -Горько! - А мы - целовались... Я рассказала про этот сон т. Липе, она сказала: - Людочка, это - нехороший сон! - И мне стало так тревожно!
   20 октября.  Получила два письма от Роберта. Он очень ждёт встречи. Я тоже мечтаю о ней, очень жду. Но... не верю, что она будет, не верю, что он - любит меня, точнее, боюсь верить, боюсь новых разочарований... Со мной творится что-то непонятное, я теперь не чувствую такого рвения к нему, как раньше... Мечтаю, но боюсь, что мечты, так мечтами и останутся...
   Мне кажется, что я сейчас люблю умом, а не сердцем... Обязательно должно что-то произойти, чтобы я ясно увидела, что люблю, или это стало привычкой... Нет, он мне - не безразличен... А, может, во мне взыграло самолюбие? Как это? 
   Был мой, дружили...   А теперь - нет? Добивалась, чтобы вновь стал моим? А теперь, вроде бы, добилась, и что? Успокоилась? В общем, я себя не понимаю... Эта встреча должна многое прояснить... Съели с Валей 1 кг винограда... А в желудке всё-равно пусто, как и на душе... Только ночь я сейчас люблю, ночью я могу думать, мечтать, разговаривать с ним, и, к несчастью, вспоминать прошлое... А так хочется его забыть! Забыть Райку, Зинку, но, я не могу забыть! Чёрт побери!
   
   Не веришь... Тебя мучают сомнения... Но, кто не ошибался в жизни? Ты сама, Люда, всегда была идеальна? А вечера, проведённые с Генкой, Лёнькой, Вовкой? Ты хватаешься за мысль о поцелуях, да, у тебя их не было... А у него - были...
   Ну и что? Помнишь, как Валя Кулагина пела в колхозе?
 - Поцелуи проходят бесследно,
   Можно всем, и всегда, поцелуи дарить,
   Но, при этом, ещё не любить... - А, ведь, она права! Надо хорошенько обдумать, когда ехать домой...
   21 октября.  Только что... побила рекорд! Проснулась ровно в 8 часов утра. А в это время начинается политинформация! За 4 минуты собралась и полетела в педучилище!
   
   22 октября.  Получила первую в этом году "2" по физике! Кошмар! От Робки пришло странное письмо, спрашивает, почему я не пишу ему? Ничего не понимаю, отвечаю на каждое письмо... Ничего, скорее всего, получит сразу несколько... Не может ждать? Значит, любит! И это - хорошо! Завтра - проклятая физика! Как я её не люблю! Ладно, любишь - не любишь, а учить-то, надо! Завтра - вызовут!
   24 октября.  Физика - исправлена! Ура! Стипендия получена! Два рубля отдала одной девочке в помощь... Деньги экономлю, очень хочу поехать в Дагду! Сегодня должна получить от Робки письмо!
   
   25 октября.  Вчера получила! ТАКОЕ письмо! От НЕГО! Шла в кино, улыбалась всем подряд! ТАКОГО письма я ещё никогда не получала! 14-ое письмо! Сегодня тоже должно было быть, но не пришло... И настроение, сразу, рухнуло! Так тяжело стало! Наверно, почта виновата! Правда, Робка? Конечно правда! Завтра обязательно получу! Милый мой, как я тебя люблю! Знаю, и ты меня любишь! Твоё вчерашнее письмо это доказало! Ты, даже больше меня, ждёшь нашу встречу!
   26 октября. Получила от тебя, Роберт, письмо! Да какое! На 4 листа! Мой родной, спасибо! Спасибо! Скоро мы увидимся! Смотрела передачу о Робертино Лоретти, прелестную просто! Будто побывала в Италии. Я ужасно люблю Робертино! У него - божественный голос!
   29 октября.  Директор - отпустил меня! Ура! Второго вечером уезжаю, 4-го буду дома. Как хорошо! Сегодня в педучилище вечер, мне надо петь, так что пойду...

          Долгая разлука разделила нас,
          Далеко, родная, до тебя сейчас.
          Лишь тебя увидеть я могу во сне,
          Образ твой целую, говорю тебе:

         -Нет на свете друга лучшего, чем мать!
          Кто ещё, так просто, может нам прощать?
          Те невзгоды, беды, что порой, творим,
          Что часами, часто, дуясь, мы молчим... 
   
   Мамочка, милая, я так по тебе соскучилась!

          Мой волос золотой, волнистый, пышный,
          Пленяет всех своею красотой...
          Но в Дагде есть мальчишка - Рыжик,
          Меня затмил своею простотой...

          Не говорил мне слов "Люблю", "Родная" ,
          Не целовал, не обнимал меня...
          Но был мне мил, как первый цветок мая,
          Как мною встреченная первая заря.

          Дружили с ним мы чисто, нежно, просто,
          О звёздах говорили, о Луне,
          Читали книги вместе часто,
          Тогда не думала, что нравится он мне.

          Шли годы, мы росли, и взгляды изменялись,
          Исчезла простота у друга моего,
          О звёздах он забыл, как мне казалось,
          Земные страсти тешили его...

          А я-то, глупая, мечтаю всё о дружбе,
          Такой, какая была раньше у меня,
          И, символ дружбы сохраняя,
          По-прежнему, верна тебе!

          А ты, девчонок развлекая, за ними бегаешь, меня дразня!
          Да, жаль, что дружба раскололась!
          Надежды гаснут, с каждым днём сильней,
          Быть может, правильно, что я с тобой рассталась,
          Но не найти мне больше друга, дороже и родней!

          Нет, снова ты со мной, шлёшь письма дорогие,
          Ты не нашёл себе другой, ни лучше, ни красивей,
          Я вновь мечтаю о тебе, я верю, что ты - тоже...
          Что станешь другом только мне, я - постараюсь, тоже!

          И, верь, товарищ, дружба есть, она  - ожила снова,
          И, чтоб её не утерять, не забывай: "Честь" - святое слово!

   Нашла в своих записках стихотворение, которое написала в 14 лет, посвящённое моему младшему братику Саше:

         Жил-был мальчик Саша,
         Он лентяем слыл,
         Бил соседских кошек,
         И собак дразнил...

         Обижал малышек
         И мальчишек бил,
         С дружбой в ладу не был,
         Как отшельник, жил...

         Но, однажды, встретил
         Девочку в саду,
         Растрепал ей ветер
         Кудри на ходу...

         Волос золотистый
         И в веснушках нос,
         Взгляд такой лучистый,
         Будто много звёзд.

         Посмотрела Сашке
         Девочка в глаза,
         Увидал мальчишка:
         Очи - небеса!

         Уронил рогатку,
         Брюки подтянул,
         Спрятал в траве пятки,
         Горестно вздохнул...

         Далеко девчонка
         Та уже была,
         Навсегда у Сашки
         Детство отняла...

   3 ноября.  Сегодня получила от мамы посылку, а от Роберта письмо. Домой поеду 4-го или 5-го... Очень соскучилась по дому, по Дагде, и вообще, мне очень надо быть дома, надо увидеть папу, он всё болеет... Надо увидеть Робку. Не могу представить нашу встречу...
   Живу одними мечтами... Любовь - замечательная вещь, она может сделать тебя в один момент самым счастливым, и наоборот...  Какая новость: небесные брат и сестра, Валентина Терешкова и Николаев - стали мужем и женой!
   4 ноября.  Завтра, после уроков, еду в Орёл, а 7-го утром буду дома. О, Боже, как я соскучилась!  Сейчас вечер, недавно пришла с музыки, теперь играю "Танец маленьких лебедей" из балета "Лебединое озеро". Одна половина получается хорошо, во второй ещё есть затруднения, ну ничего, это временно.
   И, всё же, музыка, это чудесно! Я всю жизнь мечтала играть на фортепиано, мечта сбылась, на второй год играть "Танец маленьких лебедей", это здорово!  Завтра в путь! Как на мой приезд посмотрят мама и папа? Ведь они даже и не думают, что я приеду... Зато представляю, как ждёт меня Робка!
   6 ноября.  Вот я и в поезде! Правда, за окнами - ещё Орёл, но скоро замелькает его окраина, а там - Брянск, Смоленск, леса, поля, реки и... Скайста, наша станция Красивая, так на русский переводится слово Скайста, потом - Дагда, мама, папа, Он...
   
   Но, это будет только завтра. Да, справки не помогли, пришлось брать полный билет, хорошо, что я экономила, денег хватило... Исполнять в любых условиях поставленную цель - это уже закрепление силы воли и характера... Уже 9 часов вечера, а я всё еду, еду... За окном темно, пассажиры потихоньку засыпают... Надоело уже ехать, как хочется домой быстрей попасть!
   Через пол-часа - Смоленск, половина пути - за спиной! Почему мне, всё же, страшно? Почему я боюсь нашей встречи? Хочется спать, но уснуть не могу, хочется есть, и тоже не могу... Вообще, привыкла всё переносить, и горе, и радость, на внешность меня не определишь так просто... Может, это и к лучшему...
   7 ноября.  Вот и прошёл первый день дома... Какой это был замечательный день! Я и Робка были вместе весь день! Опишу подробнее: Приехала в Дагду в 8 утра. Никто меня не встречал, наши ещё спали. Постучала, открыл папа, ну тут "охи" и "ахи" пошли!
   Встретили хорошо, были страшно рады моему приезду. Робка пришёл в 12 часов, он увидел Вовку первого и, ничего не прочтя по его физиономии, решил, что я не приехала... Но, когда зашёл в комнату, увидел меня, растаял! Мы крепко пожали друг другу руки.   
 
   Потом пошли на танцы. Робка всё время меня приглашал. Больше ни с кем не танцевал. На" дамские " приглашала я.   После танцев  мы: Я, Робка, Вовка, Лёля, Ольга, пришли домой, встретили праздник по-настоящему, выпили немножко вина, папа нас так смешил, что мы почти непрерывно хохотали... Было очень весело, танцевали под пластинки. Потом все ушли, мы с Робкой остались одни, он сказал:
 - Тогда так много надо было тебе сказать, а теперь все слова растерял...- Мы не очень много говорили... И всё - о постороннем... Вскоре пришла Лёля и мы пошли гулять, гуляли около часа, решили сходить в кино. Фильм называется "Третья ракета". Фильм, безусловно, очень хороший, но тяжёлый... А нам было не до кино, мы, как дурачки, пол-фильма отхихикали, проводили Лёлю домой и  пошли к нам. Дома опять никого не было. Смотрели журнал "Крокодил" и... смеялись... Пришли мама и папа, принесли гранат мне, мы его разделили и съели...
   
   Сели играть в карты и раз пять или шесть оставили маму с папой в "дурачках", а сами проиграли только один раз...
   В двенадцатом часу ночи Он ушёл, я вышла Его проводить. Он сжал мою руку, долго не хотел отпускать, я отвечала тем же... Он - ушёл, не было ни поцелуев, ничего, только взгляды, нежные пожатия рук, ласковые слова, смех, всё - так чудесно, так чисто, замечательно!
   Я - очень счастлива! Я самая счастливая была сегодня! Смогу ли завтра быть такой?
   8 ноября.  Встала пол-одиннадцатого утра. Убралась, стала причёсывать волосы и увидела, что у меня очень красные губы... это мама, когда уходила, поцеловала меня и остался след от её губной помады, я так смеялась! Потом пришла Лёля и мы решили сходить в кино, на детский фильм, была сказка, мы её уже видели и отказались от этой затеи, вернулись домой, стали играть в "Цирк".

   Робка пришёл только в 6 часов вечера, он помогал своему отцу ремонтировать нашу радиолу, а то пластинки уже не могли крутить. Зато потом мы были вместе, до 9 часов - у нас дома, потом пошли на улицу. Сначала ходили втроём, с Лёлей, потом проводили её домой, и остались одни... Он рассказывал мне "Игру" Джека Лондона, о разном говорили, кроме того, что касается нас...
   Я замёрзла, он всунул мою руку в свой карман и грел мои пальцы своей тёплой ладонью... Мне стало теплее и лучше. Я заметила, что он боится сам даже руку мою взять, не говоря уже о поцелуе... Когда мы прощались, он долго и нежно сжимал мои пальцы, долго смотрел на меня, побледнел, вздохнул, отвернулся, закусил губу, потом снова посмотрел на меня и сказал:
 - Ар лабу накти! (Спокойной ночи)... Он ушёл, и оставил о себе только хорошее... О, Боже! Как я люблю Его! Осталось три дня! Только три!
   10 ноября.  Завтра он уезжает в Даугавпилс. Уже завтра! Это - ужасно! Вчера мы дома у нас сидели до трёх часов ночи, молчали, говорили, пожалуй, впервые, так откровенно, о прошлом... Я поняла его. Он не может простить себя за прошлое, за других девчонок... То, что он мне говорил, я даже в дневник записать не могу... то - не забудется! Мы начали прощаться, он не хотел уходить... Ему было трудно уйти...
   
   А сейчас мы опять вместе, уже пол-дня! Впереди - только один день! Тяжело об этом писать... Я не хочу расставаться... Я хочу вечно смотреть на него, видеть его... Пишу эти строки, а на душе такое...
   11 ноября.  Он уехал. Мы простились у моего дома, мимо проходила какая-то женщина, а мы, всё-равно, держались за руки... И мне тогда не было стыдно... Ах, трудно описать эти последние минуты прощания! Они были трудны, и для него, и для меня... Не было поцелуев, это - хорошо, и всё, как-то... А теперь мне - очень тяжело... Но ничего, впереди - Новый Год! Мама говорит, что нельзя так убиваться! Я не буду, мамочка! Я - постараюсь!
   
   14 ноября.  Вот я и в Болхове! Всё прекрасное - позади! Милый мой друг! Как хорошо было с тобой!  Спасибо тебе! За всё то, хорошее! Теперь я буду ждать новой встречи!
   Получила от него письмо, горячее, влюблённое... Да, ему не легче, чем мне... Жили рядом, на одной улице, а взаимной любви не было... А теперь - 1000 км расстояния, а мы ближе, чем тогда! Он пишет, что так хотел меня обнять на прощание, но... побоялся... меня потерять... Милый мой дурачок!
   16 ноября.  Ходила в библиотеку, хотела взять что-нибудь, из Джека Лондона, Роберт говорил, что обожает этого писателя, читал всё, что только есть в библиотеке(дагдской), но мне ответили, что ничего нет, всё - на руках...
   Взяла "Нокаут" Сидельникова и "Красное и чёрное" Стендаля. Потом решила сходить в кино, идёт фильм "Шаги в ночи". Во дворе увидела Славку Сосну. Он увидел у меня билет и спросил:
 - Ты в кино? И я снова схожу! - Я спросила:
 - Почему снова?
 - Вчера ходил. - Он ответил.  "Неужели фильм настолько хорош?" -Я подумала. И мы пошли в кино. Сидели на разных рядах. После кино он меня проводил. Сказал, что завтра купит билеты на "Три плюс два"... Почему я промолчала? Почему не сказала "Нет"? Да, завтра мне самой не достать билет на этот фильм, будет страшная давка, может, поэтому я промолчала? Но, мне нельзя было соглашаться! Тем более, что я знаю: я ему нравлюсь... А подло будет, если я схожу? Деньги я ему верну! И на этом - всё! Неужели, это - измена? А, Робка? Нет, Родной, нет! Ведь я ему даже руку на прощание не протянула...
 
   Роберт, любимый мой друг, как плохо мне быть одной! Тяжело без тебя, слышишь?  Ещё неделю назад мы были вместе, играли в "Цирк", ты сидел совсем рядом, твоя рука касалась моих рук, когда ты подавал мне кубик...
   И ещё: произошло то, что осталось для тебя загадкой. Было уже пол-двенадцатого ночи... Мы гуляли, и мне, почему-то, показалось, что ты хочешь уйти... Сердце так сильно забилось, и я решила не задерживать тебя, в коридоре мы простились... Ты ушёл, а я - стояла, домой идти я не могла, мне было очень тяжело, ведь - последний вечер, на следующий день ты должен уехать...
   Слёзы подступили к глазам, я побежала вниз, чтобы, хоть издали, увидеть тебя, но, выйдя на улицу, я немного успокоилась, и решила погулять, хоть немного... Вдруг, я услышала возле второй школы (Бывшего Райисполкома), твой голос... Я остановилась, как вкопанная... Ты увидел меня, подбежал, ты был удивлён, почему я передумала, почему вернулась, расспрашивал меня, я - молчала...
   Мы пошли к моему дому, в коридоре ты спросил:
 - Что с тобой, Люда? Ты боишься меня? - Я ответила:
 - Нет! Это ты - боишься меня, а не я - тебя! - Зачем я сказала эти слова? И сама не знаю... Ты стал очень грустным... О чём ты думал? Я хотела уйти, ты не дал, удержал меня за руку, ты не понимал, что творится со мной... Думаешь, я сама понимала, что со мной? Я знала только одно: я очень люблю тебя! Но сказать тебе об этом, не могла! В ту ночь я очень долго не могла уснуть... И, вот теперь, в письме, ты спрашиваешь, что тогда было со мной?
 
   Милый, прости, я не могу тебе  это объяснить!  Фильм "3 плюс 2" я посмотрела, очень хороший! Славке я сказала: - Нет! - В кино он больше со мной сидеть не будет! Всё! Получила от Роберта письмо. Он очень скучает без меня! С ума сходит! Ну как я с сумасшедшим буду жить? Шучу...
   24 ноября.  Прочла последние Его письма.  "Люблю!" - Это слово сказано Им мне, третьей... Его устами... Трём девчонкам... Ты считаешь тех  двух - своей ошибкой... Не можешь себе этого простить... Я это слово, ещё никому не сказала! Я тысячу раз говорила его в мыслях, писала в дневнике, но наяву - не скажу! А если скажу, то - один раз в жизни! Только одному человеку! Таков мой характер! Так хочу тебе верить, Робка! Что ты, действительно, любишь меня!  Что это - навсегда!
   1 декабря.  Получила от Роберта письмо... Уже написала ответ, и призналась...  Что тоже люблю Его! Ужасно! Но, это так! А, может, здесь и нет ничего ужасного? Он, в трёх письмах подряд, пишет, что любит меня! Почему я должна мучить Его? Почему я не имею права сказать Ему, что люблю Его?  И, я  сказала...

   Вечером, во вторник, после работы, Робка решил приготовить рисовую кашу со сливочным маслом и поджаренной докторской колбасой. С деньгами было туго. Он вспомнил разговор с мамой, когда они с Лёней решили работать в Даугавпилсе... Она, конечно, во всём была права, второй стол и еженедельные поездки домой съедали всю зарплату, фактически, они с братом всё тратили на себя, помочь маме было нечем, ничего не оставалось... Маме было очень трудно сводить концы с концами, а сёстры росли... Росли и траты на них... И зарплата в СУ-3, действительно, ничем не отличалась от зарплаты в МСО, и в этом, мама, несомненно, была права!
   Каша получилась вкусная, рассыпчатая, Робка сразу же положил в кастрюлю сливочное масло, рис пропитался им и хорошо рассыпАлся, и кружочки колбасы он поджарил на слабом огне, они не подгорели...
   Серёга тоже приготовил ужин: у него сегодня жареная картошка с белорусским солёным салом и луком, и маринованные грибочки, из дома привёз. Ужинали, разговаривали... Робка спросил:
 - А как тут танцы? Клуб строителей, вот он, за окном... - Серёга сказал:
 - Да лучше туда не ходить...
 - Почему?
 
 - Там свои аборигены порядками занимаются, если кто новенький на танцы придёт, то ему, в обязательном порядке, морду набьют... Прописка! Если у девушки есть свой парень, а ты, с дуру, не разобравшись в ситуации, пригласишь её... Тут уж, дела твои, совсем плохи, так изобьют, что можешь и калекой на всю жизнь остаться! Так что, парни, ходите на танцы в Дагде, там вы - свои!
 - Да, - сказал Робка. - Весёлая перспектива! Действительно, лучше уж, в Дагде!
 - А знаешь, Робин, - заговорил Лёня, - мне уже начала надоедать эта наша Даугавпилсская жизнь... Ну что мы тут видим? Иногда в кино сходим? Да по городу погуляем... А так - всё общага, да общага, после аванса, получки - шум, гам,  тарарам, в одной комнате - песни поют, в другой - ссорятся, а в третьей - и подерутся... Комендантша бегает, порядок наводит, ни поспать, ни отдохнуть... Ничего, в общем, хорошего... Такие деньги, как тут, мы и дома заработаем... Утром, в понедельник, ещё ночь, а нам надо вставать, бежать на автобус... А так не хочется, аж жуть! Или я не прав, а, Робин?
 - Да прав ты, Лёня, прав! - Угрюмо ответил Робка. - Я сейчас эту кашу варил, сам об этом думал... Чужие мы здесь, в этом городе... Идёшь по улице, увидишь кодлу парней, невольно думаешь: "Нападут?  Не нападут?" От наших зарплат мама ничего не видит... Когда мы дома, и по хозяйству поможем, и дров принесём, печки вытопим, зимой надо будет дрова в лесу заготавливать, а как? Отпуск за свой счёт брать?  Весной - огород, картошка, летом - поливать надо, на всё время требуется...
   
   Да, брат, надо с этим делом завязывать, следующей осенью мне в Армию, это - на три года, а если в Морфлот, то и четыре... Надо, хоть до Армии, дома побыть, маме помочь...Как думаешь, Лёня?
 - Давай, Робин! - Загорелись глаза у Лёни. - Подаём заявление, да?
 - А жаль, хлопцы, что уезжать надумали, - грустно сказал Серёга.- Мы с Антоном уже так к вам привыкли... Вы - тихие, спокойные, по вечерам книжки читаете, письма пишете... С вами - хорошо, а какие после вас будут? Какая у нас жизнь начнётся?  Нет, не подумайте, что я вас отговариваю, - спохватился он. - Просто, вы - хорошие ребята, вот и всё...
 - Спасибо, Серёга, на добром слове, - растроганно сказал Робка, - Но, ты же сам всё понимаешь, правда?
 - Это точно, - задумчиво проговорил Сергей. - А, может, и нам об этом подумать, а? Антон, как думаешь? Братьям, хоть, 80 км до дома, а нам - полторы сотни, мы гораздо реже домой ездим...
 - У меня тоже такие мысли в голове бродят, - хмуро сказал молчавший до этого Антон, - в деревне - ещё больше работы, чем у вас, у моей мамы хозяйство, корова, овцы, куры, гуси, 50 соток огорода, Да, про свиней забыл... Короче - забот - полон рот... А я - всё на брата кинул, а сам в город мотанул, думал: райскую жизнь тут найду... А где она, райская жизнь?  - Он обвёл глазами комнату. - До квартиры - как до Луны!

  И братья, решившись, написали заявления об увольнении по собственному желанию. На следующее утро - отдали прорабу. Он бегло прочитал их, обвёл глазами братьев с ног до головы, усмехнулся и сказал:
- Да, братаны, комсомольцы-добровольцы, мать вашу... Ненадолго вас хватило! Какого хрена припёрлись сюда, если уже линяете? А?
- Да мечтали, Степан Степанович, что тут у нас будут бОльшие возможности, крупный город, зарплата выше... Мама была права, она говорила, что два стола, частые поездки домой - съедят все деньги... Так оно и оказалось, - смущаясь, отвечал Робка. - Нам в дом надо деньги нести, сёстры растут... А мы на себя всё тратим... В общем, зря мы всё это затеяли... Дома - лучше! Отпустите, а? Степан Степаныч?
 
 - А чё? Отпущу! - Усмехнулся прораб. - После месяца отработки! И всё, братья, разговор окончен! И не пытайтесь меня уговаривать! Ишь, летуны-попрыгунчики!
   Не буду больше утомлять моего дорогого читателя даугавпилсской эпопеей братьев... Скажу только, что пришлось им заниматься последние дни до увольнения всякой хренотенью и мелочёвкой... Получили расчёт они только 28 декабря  1963 года и смехотворную зарплату, которую даже называть неудобно...
   Зато в людмилкиных письмах из Болхова ощущалась радость от того, что братья возвращаются домой, и ещё большее нетерпеливое ожидание Нового Года, ожидание их скорой встречи...

Продолжение: http://www.proza.ru/2012/02/13/18


Рецензии
Читаю, так всё знакомо, Роберт, и учеба, работа, первая любовь и недопонимание с терзанием,
любит, не любит. Но как же легко в юности переходишь из состояния грусти к состоянию
восторга жизненного, от гнева к пониманию боли другого человека. Про работу понравилось,
что осознание своего труда приносит радость и удовлетворение, да а платили в те времена
действительно маловато. Замечательно когда рядом близкие, родные, друзья и тогда
всё кажется по плечу и сердцу радостнее и даже печали легче. Буду знакомится и дальше с
людьми здесь и с произведением, что по душе пришлось.

Ольга Владимировна Михеева   19.12.2023 15:25     Заявить о нарушении
Спасибо, Олечка Владимировна! Роберт.

Роман Рассветов   19.12.2023 15:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 57 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.