Отзыв на книгу поэтессы Марии Суворовой

Антон ТЮКИН

ОТЗЫВ НА КНИГУ СТИХОТВОРЕНИЙ МАРИИ СУВОРОВОЙ
“ГОРОД ОБ ОДНОМ ДНЕ”

В пятницу, 10 февраля 2012 года с нескрываемой радостью мы встречали выход нового стихотворного сборника вологодской поэтессы Марии Суворовой “Город об одном дне”.
Название этого сборника как - бы говорит само за себя. Потому как собраны в нем поэтические произведения Марии Суворовой, которые чем – то напоминают фотографические снимки повседневной жизни провинциального, русского города, на ходу запечатленные на цифровик, или на тот самый уж ушедший, безвозвратно канувший в историю, а когда – то почитаемый за “чудо техники” аппаратик моментальной съемки “Поляроид”, тот чьи карточки лежат в фотоальбомах, напоминая о безвозвратно ушедшем времени. Помню – нажимаешь на черную клавишу – В – жи – ик. – И в твоих руках пластмассовый квадратик. Потрясешь его и через какую - то минуту проступают сначала неясно – тенями, а потом – все яснее, все четче, словно выползая из тумана лица университетских приятелей, домашних, старые дворы и наши “девчонки – шальные позеры” – ну совсем такие же, как и в стихах Марии…
* * *
С фотоаппаратом обойдёшь не раз и не два
Город, кончающийся на букву "а".
После этого вернёшься домой,
И начнёшь стаскивать с меня долой
одеяло. Мне покажется, что этого мало –
приходить не только усталым,
Но и немного пьяным. Говоришь «так надо»,
Укрывая ноги покрывалом,
наделяя себя эксклюзивным правом –
владеть вниманьем неспеша и плавно,
отчётливо выделять слова удареньем,
произнося их с акцентом – варенье.

Фотографическая карточка, самопроявляющаяся, как воспоминания, вылезающие порой из казалось – бы таких вот забытых уголков нашей памяти. Воспоминаний о всех тех, что бывали только вот, только вот минуту назад и… и нету их больше. Как той кошки, чей профиль настороженный видим мы на обложке в силуэте окна на котором - растение в горшке, за которым – белесая мгла вологодской поземки. Раз – перевернул обложку. Вот все то же окно. Только словно бы с другой стороны, и на нем уже – никакой такой кошки. Убежала, пропала, как время…
* * *
Тема уходящего времени – есть одна из главных в этой книге Марии Суворовой. Само время, его течение передается поэтессой через образ воды – то текущей реки, то вовсе не текущей, или льющегося дождя. В книге поэтессы Марии Суворовой очень много воды – и воды мертвой, и воды живой. Вода – время течения жизни и судеб, время встреч и время расставаний… Вот стихотворение Марии, открывающее эту замечательную книгу -

Город, построенный на реке,
Если бы ждал тебя, если бы ты его,
Как и в других городах на воде
Морось и холодно.
Как и в других городах на воде
Лучшее время – дождь,
И расплываются пароходы
Вниз по теченью и вверх – врозь.
Город, отмеченный в дневнике,
Если бы родина, если бы малая,
Так разбежались и мы налегке
В город большой и маленький. 

Тема любви, ожидания, расставаний и встреч – основные в творчестве Марии.

В Спасе-Всеграде, городе об одном дне,
Помню, гуляли по самой холодной воде,
По забелённым до блеска пологим речным берегам,
В поисках камушка с дырочкой – там, где росла трава,
Там, где стоял дом, и над домом текла река,
Там, где склонялись ветви, но ветви склонялись зря,
Там, где вели ступеньки – в дом на второй этаж,
Нет больше первого вестника – дыма зимы,
Тоненькой струйкой взлетающего из трубы,
Нет больше Спаса-Всеграда – города об одном дне,
Дом мой дрожит под града жестоким боем,
Всё, что осталось мне – на дне, – камушек из реки.

Обыкновенный быт человека провинции, перерастающий в … бытие, ощущение, а верней - осознание автором приходящего и убегающего быстро, в никуда теряющегося и пропадающего времени. Вот они – совсем рядом стоят – Андомская гора и тетя Зина, вот горячий хлеб на тающем снегу, странный сон – путь рядом с бабушкой умершей, от которой ничего – ничего на земле не осталось. Не осталось ни фотографии, ни платочка… Скорбная дорога в никуда? Или путь для неспешного и трудного постижения себя и мира?..
Вот и кондуктор - мама с ее трудным путем, и таким же непростым, как и у бабки… Озеро, купание, лето. Девочка Ленка, а может быть Юлия?.. Фотокарточки рассыпаны и перемешаны. Время так стремительно и так неумолимо. Смотришь – и накатывает в душу то трагическое осознание, та щемящая боль от своей невозможности ничего изменить, ни вернуть…    

Мой прадед без вести пропал на войне,
Дед умер, когда папе было 11 лет,
Бабушка, когда я училась в 10 классе,
Семья распалась незадолго до этого.
У меня есть брат на четыре года старше,
Он не закончил университет
И отдал юность на служение маме,
Которая сошла с ума,
Когда происходило все перечисленное.
Я остро чувствую расстояние между нами,
Но чем больше проходит времени,
Тем сложнее сделать шаг, чтобы прийти друг к другу,
И на летний отпуск оказывается легче уехать на море,
Чем к маме в деревню или к папе на дачу,
Хотя на море ехать нужно двое суток,
А к маме шесть часов, на дачу – час.
Мне кажется, что мы тоже пропали без вести,
Потому что больше не можем быть вместе.

Тема памяти, воспоминаний о минувшем, прошедшем, о детстве, промчавшейся и канувшей юности  присутствует во многих, ну почти в большинстве стихотворений Марии Суворовой. Можно, да и должно приводить цитаты еще и еще из других  замечательных стихов Марии, разбирать их глубокий, будто бы из под какой - то волшебной толщи глубочайшей, холодной воды серебром проступающий смысл… Но гораздо лучше их просто не спеша прочесть. Почитать и самому подумать. Услыхать или нет в своем сердце отзвук на живое, чудесное слово Марии. Или просто получить питательную пищу к размышлениям о современной лирической поэзии. Вот страница автора в сети - http://stihi.ru/avtor/mariahs
* * *
На последок не могу не привести одно из своих самых любимых стихотворений Марии. Вот оно -

Холодный август, в десять – темнота,
У города другие очертанья,
Не только контуры меняются – названья,
Географических ошибок пустота.
И если будет так до самого утра
Невнятная бессонница шаманить,
Поддельным светом прогонять из спальни,
То поменяюсь я, и станет мысль остра,
И август растревожит всю меня
До самого конца, до перевоплощенья,
До первых детских снов и до рожденья,
Когда заплакала, боясь самой себя.
И только чёртово под небом колесо
Не остановится и не пропустит круга,
Сбивая горизонт, минута за минутой,
К утру он станет невесом.
Холодным августом, желтеющим листом,
Запомнится мне это наважденье,
Когда всего вернее – отраженье,
Сосуд, повёрнутый вверх дном,
И если я самой себе не вру,
Что сломаны дворовые качели,
И небо мы задеть могли, но не задели,
К утру я этот горизонт руками соберу.

Вот так проходит наша жизнь. Вот так проходит время. Через нас. Мимо нас. Нас меняя, уча и корежа. Оставляя и вновь находя. Так вот и живем – до самой смерти. Ну, а дальше? Что Бог даст…
Спасибо, Мария, за то, что Вы так угадали, вернее увидели и написали про все это. Ведь все это – про нас. Мы и есть – вот все это. Все мы - тут. Все мы – живы. Девчонки, бабушка, фотограф, девушки, и ты, и я, и все – про нас…
* * *
Углубленный в себя человек, чуткий лирик – интеллектуал создающий стихи вроде бы “не для всех”, словно бы скрывающий даже углубленный свой внутренний мир от ненужных, от суетных и посторонних взглядов, тонкий, чуткий романтик всматривающийся в самою себя, словно бы испытывающий свою судьбу, словно бы заглядывающий в душу только лишь себе одной…
Нет, не только себе, но и своему читателю. Глубочайший психолог – поэт - вот какой предстает перед нами поэтесса Мария Суворова - автор вышедшего только что замечательного поэтического сборника “Город об одном дне”.
      


Рецензии