Неизвестная

  Так ли неизвестна девушка на картине Ивана Николаевича  Крамского, как в комментариях о картине пишут?
  Опираясь на разные источники, расскажу я в рассказе  своем о красавице Софье Васильчиковой (Строгоновой)(14 02 1841- 30 06 1871г), уроженки города Киева, дочери  князя генерал губернатора- Иллариона  Васильчикова (1805-1862г) и жены его- княгини  Екатерины  Васильчиковой (Щербаковой)- (1818-1869г).
  Софья была девушкой симпатичной, образованной, любила музыку, поэзию, и другие искусства.
  Ей пророчили большое будущее и  знатного  жениха. Замуж вышла Софья за князя   Николая Сергеевича  Строгонова,(1836-1906г) обер – прокурора, придворного  советника по особым поручениям, и отправилась проживать в Санкт Петербург. Муж ее очень любил и  баловал всевозможными подарками. И все бы то и хорошо, да вот больна была княгиня молодая. Чахла  от  хворобы плотской и от человеческого сглаза. Посещала всевозможных докторов и знахарей. Крым исколесила и Кавказ и другие места посетила, но не оставили ее кашель и удушье, померла в рассвете сил, а  было ей тогда всего лишь тридцать. И пожертвования ее матери на  различные благотворительные мероприятия,Свято-Троицкий монастырь в Киеве был  воздвигнут и с ее участием, она подарила земли свои монастырю на  застройку храма.И родство с императором России, и власть, и материальное благополучие знатной  родословной, и Спасо-Преображенский храм в с Орлином, Царскосельского уезда, подаренный Строгонову Николаю, как приданное от семьи Васильчиковых  при  заключении брачного союза, с  многочисленными прихожанами, не в силах были бороться с хворобой, с людским проклятьем. В  царя стреляли, Екатерина  Васильчикова как  могла морально его поддержала,но народ бунтовал, народ голодал, народ хлопотал- одни  против крепостного права, а  другие за него. И накал страстей назревал. Проклятья сыпались на  головы детей богачей, и  они ни зная вины своей, возможно, были  наказаны за  то, что родились в семье знати.
  Однажды в Крыму, посетив знаменитого доктора с Симферополя, еврея с улицы Казанская,София отправилась в Форос и  посетила в горах село Мухолатка. Там  в этот период художник Крамской начал писать  картину «Христос в пустыне». Остановилась проживать рядом с домом, в котором в последствии, была написана, повесть  о знаменитом Штирлице. Фото девушки и  нынче хранятся членами семьи, в которой проживала дочь князя знатного, и жена строгого прокурора. Полечившись у местной караимской шаманки, княгиня и сопровождавшая свиты
собиралась  отправится  в Харьков. Но, были захвачены в плен под Ялтой  местными  прохиндеями. За знатных господ  требовали откуп бандиты. Страх охватил и ужас похищенными, но как бы, ни было там, домой воротили путницу и  сопровождавших ее, тем  же летом. Пережив сильнейший нервный шок, девушка заболела еще и  нервно- психическими болезнями.
  Художника Ивана Крамского  княгиня  знала с детства, он  посещал их дом, писал  портреты   членов семьи. Кстати, художник Иван Крамской, в большом родстве с  народом - караимы, по  крови находился. Крым родина предков его. Картину  «неизвестная»   Иван Крамской начал  писать, когда Софья была еще не очень больна, но и тогда она значительно отличалась  от оригинала. В тот период он  писал портрет матери Софии в последствии, он  добавил свой интуитивный мастер класс, и раскрыл внутренний смысл и красоту Софии.
На момент завершения работы девушки  в живых уж не было, да и отца ее и мать ее тоже давно уж похоронили. И не имея права выставлять  княгиню Софию красавицей перед  обзором всеобщим он  назвал ее незнакомкою. Знатное публичное общество запомнило  Софью больною и бледною, и лишь Крамской видел ее иной, он  видел ее в Крымских горах и близ озера возле селища Орлиное - розовощекой, жизнерадостной,уверенной  в себе девицей. Такой он ее и запечатлел  на веки. За то ему благодарность.
  Муж тоже приходил на выставку, посмотрел…: - Да как хороша, чем  - то на мою жену усопшую схожа, может  взглядом? Ну, если уж  и  муж – вдовец любимую жену  не признал, взахлеб не зарыдал, пусть остается девушка незнакомкой.
  Картина была начата весной 1867года и  закончена в 1883году.   
  Добрая  память  художнику Ивану  Николаевичу Крамскому (1837    - 1887г) за  его благие деяния.


Рецензии