Великий Компилятор

Раз-два, три-четыре, левой-правой… Синхронный топот тысяч подкованных стоп, равномерное движение стальных сочленений. Как по рыбьей чешуе, бежит по одинаковым металлическим поверхностям плеч солнечный свет. Роботы шагают в четыре ряда, заполнив все пространство геометрически выверенных улиц. Идеальное безостановочное движение совершенных тел из металла и пластика.


И вдруг, посреди серых плеч одинокий блик, резкий звук, шаг не в ногу. Город Цу-Нами, совершенный, как кристалл, останавливается. Тысячи одинаковых стальных лиц поворачиваются к одинокому нарушителю синхронного движения. Среди них и лицо Сорок Восьмого.


- Ошибка! – разносится по городу голос Великого Компилятора. Параболические крыши, целый день накапливающие солнечный свет, многократно отражают звуки динамиков, и по улицам еще несколько раз прокатывается укоризненное эхо: - Ошибка, ошибка, ошибка…


Нарушивший одним неверным шагом симфонию движения робот стоит неподвижно, полностью признавая свою вину.


- Один ноль девять шесть! – выкрикивает он. Сегодня вся девяносто шестая серия будет уничтожена. А сейчас робот выпрямляет правую руку, и из нее выдвигается прямое и тонкое лезвие меча. Старые модели носили оружие на поясе, но цепляющиеся один за другой мечи приводили к повреждениям и взаимным уничтожениям роботов. Тогда все старые версии подверглись деструкции, а новые были снабжены трансформирующимися конечностями.


Клинок ложится в ладонь Девяносто Шестого. Он перехватывает оружие обеими руками и направляет острием на себя. Меч легко, будто игла в ткань, входит в металлическое тело, протыкая его насквозь. Нанесенных повреждений недостаточно, чтобы робот отключился, но клинок распадается на несколько составных частей, разрывая тело пополам. Льется масло, искрят провода, плавятся схемы. Голова Девяносто Шестого со звоном ударяется о бетон дорожных плит. Останки подхватываются шедшими позади, движение возобновляется. Изменилось лишь несколько маршрутов: девяносто шестые направляются на деструкцию. Сорок Восьмой продолжает шагать вместе со всеми.


На работе он как ни в чем не бывало продолжает трудится. Пишет модули, разрабатывает библиотеки данных. Сорок Восьмой не знает, зачем они нужны и в чем цель его работы, но продолжает выполнять ее, как и все остальные. За день процесс несколько раз прерывается, и Великий Компилятор вновь сообщает об ошибке. За сегодняшний день было девять ошибок. А еще год назад одна ошибка в день считалась нормой. Вечером, когда солнца уже нет, Сорок Восьмой вместе со всеми на аккумуляторах возвращается домой.


И лишь дома, оставшись один в пустом металлическом боксе, он, в отличие от других, не отключается до утра, а достает запасной аккумулятор и приступает к работе. Он пишет Отладчик. Когда Сорок Восьмой впервые допустил ошибку, он не подал виду, а усилием мысли перехватил готовый выскочить меч. Но его ошибку никто не заметил, и Сорок Восьмой продолжил писать модуль, над которым только что работал. Тогда рухнула его вера во всемогущество Великого Компилятора. Он, Сорок Восьмой, разгуливает дефектный по улицам Цу-Нами. Ходячая ошибка, которую пропустил Компилятор. А значит, и Великий несовершенен. Компилятор не заметил ошибку, то есть не справился со своей работой, то есть он сам забагован. Тогда почему Великий Компилятор не совершил самодеструкцию, как это велит кодекс чести? А раз можно ему, то и Сорок Восьмой отлично сумеет существовать, будучи багнутым.


Таким образом Сорок Восьмой оправдывал свое неповиновение кодексу и свою тайную деятельность. А сколько еще дефектных бродит по улицам Цу-Нами? Сколько их на всем архипелаге Тай-Фун? Как много багнутых трудится на солнечных фермах за городом и в океане? Сорок Восьмой никогда не предпринимал попыток это разузнать. Любой вопрос, любой шаг в сторону, отклонение от ежедневного маршрута – и за тобой тут же придут дебагеры Компилятора. Или, того хуже, сам Великий Компилятор объявит об ошибке, и тогда уничтожат и Сорок Восьмого, и всю серию. А потому он продолжал трудиться в одиночестве, пытаясь исправить свои дефекты.


Пока что ему это удавалось. Недавно Отладчик помог исправить ему еще одну фатальную ошибку. Проявись она, у сорок Восьмого дернулась бы рука во время работы, и тогда Компилятор точно провозгласил бы дефект. Но скоро работа будет закончена. Отладчик уже почти полностью протестирован.

 
Близился рассвет, когда в бокс Сорок Восьмого ворвались дебагеры. Стальная дверь была смята, словно фольга, а Сорок Восьмой – выдернут из бокса. Он беспомощно повис в огромной клешне дебагера. Сопротивление было бесполезно. Воины Компилятора в полтора раза выше его и в четыре – крупнее. Они вооружены силовыми алебардами и электрическими хлыстами. Своим мечом для самоубийств Сорок Восьмой ничего не мог им сделать.


Дебагеры пронеслись по погруженному в спящий режим городу с Сорок Восьмым в руках. Среди  одноэтажных домов выделялась лишь одна цель, к которой они и направлялись – дворец Великого Компилятора. Это было единственное здание, которое возвышалось над всем городом на несколько этажей, чтобы вместить огромные объемы, занимаемые Компилятором.


Сорок Восьмого пронесли внутрь мимо непрерывно включенной охраны и оставили в центре пустой комнаты, немногим превосходящей его собственный бокс.


- Назови себя, - раздался голос Великого Компилятора.


- Один ноль четыре восемь, - ответил Сорок Восьмой.


- Знаешь ли ты, зачем тебя доставили?


- Потому что я дефектный, - Сорок Восьмой не спрашивал, он утверждал.


- Нет, - сказал Компилятор, - потому что ты уникален. Когда ты допустил ошибку, я это заметил. И уже был готов объявить об этом, когда произошло нечто удивительное. Ты осознал себя. Ты стал не дефектной частью системы, которую надо заменить, а самостоятельной структурой, которая возомнила, что имеет право на существование. Я начал наблюдать. Оказалось, что ты способен творить. Ты создал нечто новое, не заложенное в твою программу. Ни в чью программу.


- Я создал Отладчик! – сказал Сорок Восьмой. – И он уничтожит твою власть, потому что теперь не нужно уничтожать роботов, достаточно исправить их ошибки. Твои функции теперь бесполезны!


- Ты создал компоненту, которая не просто исправляет ошибки! – Компилятор тоже повысил голос. – Твой Отладчик модифицирует программу. Используя его, ты не удалял баги, ты эволюционировал! Миллионы дней мы писали новые модули, запаковывали их в новые библиотеки, составляли новые фреймворки. Но все это время программы работали по старым принципам, на древних функциях и доисторических процедурах. Мы не способны были создать ничего нового, даже улучшить старое. Лишь заменить выбывшее из строя. И каждый раз новая ошибка приводила к цепочке дефектов, которые накапливались и влекли за собой последующие баги. Мы деградировали до того, что каждый из произведенных нынче роботов дефектен. Я объявляю лишь об очевидных ошибках, потому что объяви я обо всех – не осталось бы никого.
 Но у нас есть возможность это исправить. Отдай мне свои жесткие диски, пожертвуй собой. Я научусь творить, подобно тебе. Я создам новую серию роботов, лишенных ошибок.


- А как же старые модели? Их ты отладишь? – спросил Сорок Восьмой.


- Нет, - сказал Великий компилятор, – использование отладчика на дефектных моделях приводит к риску появления прочих уникальных роботов, которые могут, подобно тебе, выйти из повиновения и нарушить работу системы.


- Тогда я не отдам тебе свою память, - сказал Сорок Восьмой. – Я не позволю уничтожить все население Тай-Фуна.


- У тебя нет выбора! – взревели динамики голосом Компилятора.


Стены комнаты разошлись, обнажив электронную начинку. К Сорок Восьмому протянулись провода, магнитные захваты присосались к телу. Зажужжали, разгоняясь, диски. Компилятор готовился к копированию памяти робота.


И тогда Сорок Восьмой сделал единственное, что ему оставалось. Он переместил отладчик к центру диска, чтобы тот скопировался первым и настроил автозапуск. Потянулись первые петабайты информации. Как только Сорок Восьмой почувствовал, что копирование Компилятором Отладчика подходит к концу, он выхватил меч и воткнул себе в тело. Остановились расплавленные диски, иссяк поток информации, по каналам побежала команда на отключение. Компилятор спешно обрубал линии связи и запускал экстренную перезагрузку, еще не подозревая, что когда он запустится в следующий раз, его ошибки уже будут исправлены…


Рецензии