Особые потребности детей по Э. Мэш, Д. Вольф

Значение особых потребностей детей.
Нас учителей, социальных педагогов и психологов интересуют вопросы, касающиеся проблемного поведения, демонстрируемые детьми и подростками. Многие виды нарушения поведения детьми и подростками в школе, являются в сущности патологическими. В отличие  от большинства расстройств, свойственных взрослым, в случае многих детских проблем целью педагога-психолога становится развитие способностей, знаний и навыков , а не только устранение проблемного поведения. Дети нуждаются в нравственном руководстве и поддержке.
Определение психических расстройств
Психическое расстройство традиционно определяют как паттерн поведенческих, когнитивных, эмоциональных или физических симптомов, демонстрируемых индивидом.
* Человек демонстрирует определенную степень дистресса, проявляющегося в чувствах страха и уныния.
* Его поведение указывает на определенную степень Функциональной неспособности, или он страдает нарушением в одной или нескольких важных сферах деятельности, включая физическую, эмоциональную, когнитивную и поведенческую.
* Дистресс и неспособность увеличивают риск дальнейших страданий или осложнений, например: смерти, боли, инвалидизации или значительной потери свободы (American Psychiatric Association, 2000).
Дистресс (от лат. dis - приставка, означающее расстройство + англ. stress - напряжение. Фома стресса. описанная Г.Селье, в основе которой лежат попытки адаптации к неблагоприятной среде, связанные с выражением негативных эмоций,  и оказывающие вредное влияние на здоровье. Будучи болезнетворным фактором, обусловленным неадекватным восприятием действительности дистресс противостоит стрессу, который. несмотря на субъективную неприятность, всё же  служит целям адаптации организма к окружающей среде, объективно подготавливает его к выполнению более сложных задач[И.М.Кондаков,Психология. Иллюстрированный словарь.Спб.: "Прайм -Еврознак".2007. с.181].
Паттерн (от англ. pattern— выкройка, узор)— повторяющаяся модель индивидуального реагирования.
Значимость отношений
Зависимость детей от их окружения, означает, что многие детские и подростковые проблемы не ограничиваются рамками индивидуального сознания. Многие из этих отношений, например отношения с членами семьи, включают в себя важные аспекты зависимости, заботы и доверия. Другие отношения связаны с более широкой социальной сетью сверстников и неродных взрослых, влияющей на формирование поведения ребенка. Дети в любом возрасте - это активные, полные жизни существа, которые влияют на своё окружение и подвергаются его воздействию, поэтому их психологический портрет почти всегда отражает подобные интервенции со стороны и семьи и социальной сети. Даже в случае тяжелых расстройств развития , таких как аутизм, реакции детей на окружение являются следствием взаимодействия их врожденных способностей научения и возможностей, обусловленных средой.
Ярлыки описывают поведение, а не людей
Мы должны всячески избегать избегать распространенной ошибки отождествления человека с расстройством, которую отлично иллюстрируют такие выражения, как "отсталый ребенок" или "аутичный ребенок". Соответственно, в нашей работе, преподавателя или психолога, мы проводим грань между ребенком и расстройством, используя такие фразы, как "ребенок с психической отсталостью", вместо "ребенок психически отсталый".
Компетентность
Определения патологического поведения ребенка должны принимать во внимание компетентность детей - то есть их способность адаптироваться в среде. Суждения об отклонении требуют знаний о достижениях детей в сравнении с достижениями их сверстников, а также знаний об их индивидуальном курсе развития.
Знания об основных психосоциальных задачах в период детства и юности, называемых задачами развития, представляют собой важные сведения для оценки прогресса и нарушений в развитии ребенка.
Примеры задач развития
Младенчество - дошкольный возраст:
* Привязанность к родителям
* Овладение языком
* Отделение себя от среды
* Самоконтроль и послушание
Младший школьный возраст
* Адаптация к школе (посещаемость, подобающее поведение)
* Академическая успеваемость
* Поддержание отношений со сверстниками (признание, установление дружеских отношений)
* Регулируемые правила поведения ( следование существующим в обществе правилам нравственного и социального поведения)
Подростковый возраст
* Успешный переход в среднюю школу
* Академическая успеваемость (овладение навыками, необходимыми для получения высшего образования или устройства на работу)
* Участие во внеклассной деятельности (например спорт, кружки)
* Формирование тесных дружеских отношений с представителями своего и противоположного пола)
* Формирование устойчивого чувства собственной идентичности
ультаты могут проистекать из схожих начал, тогда как эквифинальность означает, что схожие результаты могут проистекать из разного раннего опыта.
Каким образом люди преодолевают неблагоприятные условия и достигают поставленных целей?
Ответ на этот сложный вопрос проясняется благодаря исследованиям факторов Источник: Masten & Coatsworth, 1998.
Итоги
* Психические расстройства предполагают зависимость от конкретных паттернов: поведенческих, когнитивных, а также от физических симптомов, демонстрируемых индивидом.
* Пути развития помогают определить курс и характер нормального и патологического развития. Мультифинальность означает, что различные резриска и факторов жизнеспособности, влияющих на пути развития детей.
Факторы риска - это переменная, которая предшествует негативному результату и повышает вероятность достижения именного этого результата.
Напротив фактор жизнеспособности - это переменная, которая повышает способность человека избегать негативных результатов несмотря на объективную подверженность риску возникновения психопатологии.
Критические, стрессовые ситуации, а также многочисленные несчастья ставят под вопрос успешное развитие детей. Постоянная бедность, серьёзные недостатки ухода за детьми, родительская психопатология, смерть родителя, социальные беды, бездомность, распад семьи и перинатальный стресс - вот известные факторы риска, которые делают детей более уязвимыми перед угрозой возникновения психопатологии, особенно при отсутствии компенсирующих достоинств и возможностей (Brooks-Gunn & Duncan,1997; Steinhaner,1998).
Характеристики жизнеспособных детей и подростков (источник: Masten & Coatsworth)/
Источник - Индивид
* Хорошее интеллектуальное развитие
* Располагающий к себе, общительный , добродушный характер
* Самоэффективность,
* Таланты
* Вера
Источник - Семья
* Тесные отношения с заботливым родителем
* Требовательное воспитание, теплота, организованность, большие ожидания
* Социоэкономическое преимущества
* Связи со структурами, оказывающими различную помощь в семейной жизни
Источник - Внесемейный контекст
* Взрослые вне семьи, заинтересованные в том, чтобы обеспечить благополучие ребенка
* Связи с социально ориентированными организациями
* Учеба в хорошей школе.
Итоги
 * Нормальное развитие детей может оказаться в опасности ввиду факторов риска, включающих в себя критические, стрессовые ситуации  и бедственные условия.
 * Некоторые дети, по-видимому, обладают большей жизнеспособностью по отношению к факторам риска. Жизнеспособность связана с твердой уверенностью в себе, навыками преодоления трудностей и способностью избегать опасных ситуаций, а также противостоять ударам судьбы или оправляться от их последствий.
 * Жизнеспособность детей связана с защитной триадой своеобразных ресурсов и оздоравливающих факторов, которые включают в себя индивидуальные возможности, тесные семейные связи и возможности для получения поддержки общества.


Литература:
1. Мэш.Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. М.: АСТ; Спб.: прайм-ЕВРОЗНАК,2007.


Рецензии