Рассказ о коте Василии

Раньше я думал, что писать рассказы очень просто. Берешь, к примеру, хорошую бумагу, карандаш и пишешь.

Но все оказалось не так просто. Писать – это не яблоки купить и создать рассказ о чем-нибудь, не все равно, что написать письмо любимой девушке.
Необходимо выбрать тему и не просто тему, а обязательно интересную тему. Правда, есть люди, которые из неинтересного могут сделать интересное. Я так не умею. Я должен сначала выбрать тему, которая меня бы самого вдохновила, а потом уже писать. Потом надо придумать сюжет, желательно острый, динамичный, чтобы читатель не спал, когда будет читать рассказ. И, наконец, приступить к делу. И вот тут-то и начнутся самые трудности. Необходимо процесс письма построить так, чтобы не было в нем ничего лишнего. Так сделать повествование, чтобы у читателя возникало все время любопытство, а что же дальше. Внутренние возгласы одобрения, возмущения той или иной деталью следовали бы в нем непрерывно. Я  бы назвал оптимальным психологическим построением без излишних нагромождений.

Проза – та же поэзия, только в несколько иной форме. Обилие эпитетов может только затуманить описываемый образ. Нужна мера, ни много, ни мало. В этой мере и проявляется характер мастерства писателя, он выражается в ней. Как в шахматах игрок отображает сам себя очень выпукло, полностью, так и писатель в своих произведениях отражает всю свою суть.

Даже простая перестановка фраз или слов может сильно повлиять на интересность рассказа, а в выборе слов и говорить не приходится. Но я все же решился испробовать свою творческую силу. И первый рассказ предлагаю читателю о своем друге коте Ваське.

Не знаю, писал ли кто-нибудь о котах, но мне кажется это очень благодарная тема. Не надо ехать за материалом в другие страны, кот всегда перед тобой. Бери бумагу, ручку и пиши. Правда, он всячески мешать будет тебе. Будет ложиться на бумагу, кусать авторучку, лапами закрывать написанные строчки и даже будет отстранять твою руку. Но ничего. Дерзай. Ему скоро надоест бороться с тобой. Вот он спокойно укладывается рядом и смотрит как перо скользит по бумаге. Глаза его постепенно закрываются и … Я начинаю.
Несмотря на свою молодость, ему сейчас 8 месяцев, Васька сменил уже 2 дома, потерял и конечно не помнил уже своих родителей, познал человеческую жестокость в лице одного двадцатилетнего человека-хулигана, запомнил, наверное, на всю жизнь здорового пса от которого он еле спасся влетев на высокое дерево и еще много такого о чем не стоит особенно упоминать. Он был подброшен совсем больным с полузакрытым глазом хорошей женщине кем-то, которая жила со своим сыном в старом каменном доме, отопляемом печкой со многими соседями. Летом этот дом напоминал дачу так он утопал в зелени. Ваське в детстве было в общем-то хорошо, он целый день веселился в кустах, а вечерами сам находил нужное ему окно и просился пустить его в форточку, а то просто влезал в нее, если она была открыта. В этом доме было еще 10 кошек и котов самой разной масти и окраски. И ему было хорошо с ними.

Первую жестокость он узнал от людей. Друг сына хозяйки как-то напившись, привязал его проволокой за заднюю ногу к забору. И Васька целый вечер пытался вырваться из нее, но безуспешно. Нога страшно распухла. Хорошо Женя, так звали сына женщины, когда уже стемнело, пошел его искать и нашел около забора, кричащим о помощи. Точно, правда, неизвестно было кто привязал Ваську, но подозрения пали на человека, о котором я уже упоминал. Так или иначе, но помощь пришла во время.

Через несколько дней Васька поправился и мог ходить даже не хромая.
У соседей был здоровый черный пес, которого они спускали с цепи для прогулки каждый день. Лида старалась в это время брать Ваську домой, чтобы пес его не загрыз, но один раз не усмотрела и котенку пришлось спасаться от разъяренного пса чуть ли не на верхушке большой липы, росшей у дороги, которая проходила около дома.

Котик рос на воле сильным и ловким. Он был весь белый как сахар с черным хвостом и черным пятном между розовыми ушами. Носик его был тоже розовый и очень шел к большим янтарного цвета глазам. Я когда бывал у этой женщины, даже сочинил трехстишье о нем в духе японских трехстиший, которые как-то прочитал.

«Веселая стайка красногрудых птичек
На куст боярышника уселась шумно,
На белом снегу желтоглазый притаился кот.»

Вот таким образом Васька сначала попал в поэзию, сейчас как видите уже в прозу.
Имя Васька мне, честно говоря, не очень нравилось. Как-то уж очень по-деревенски. Но я его не изменил, когда Васька оказался у меня, тем более, что он на него отвечал.

Неизвестно как бы сложилась дальше жизнь кота в этом двухэтажном, просыревшем насквозь доме, построенном лет сто назад в виде лежащей буквы «П», наверное, не лучше и не хуже всех остальных кошачьих его обитателей, если бы Лиде не дали вдруг долгожданную квартиру. Счастье для человека обернулось чуть ли не трагедией для животного. Прощайте травка и зеленые кустики, и высокие деревья. Прощайте щебет маленьких птичек, которыми можно было полакомиться с возрастом или шорох мышей в подполье дома. Квартира была на седьмом этаже и прогулки не могли дать Ваське того, чем он обладал на старом месте.
Кроме того возникла проблема его стула. Неприученный к порядку Васька начал гадить по углам, а хозяевам некогда было с ним заниматься. У меня же было много свободного времени я с взял его к себе. Жил я в квартире по-холостяцки и кот дополнил, скрасил мое одиночество.

Буквально с первых дней я стал к нему приглядываться и увидел, что он очень не глупый кот. И даже в некоторых случаях он бывал умнее меня. Сначала он все внимательно осмотрел и по инерции нагадил в углу. После небольшой трепки, которая конечно была неоправдана с моей стороны, он стал оправляться в ящик с песком в ванной. Но от ящика пришлось отказаться и мой Васька стал проситься на балкон, или если меня не было сикал в ванну в дырку для слива воды. Это уже было что нужно. Запаха в квартире не стало. Да и уборки за ним практически не требовалось. Проблема с едой была проще. Кот предпочитал есть только сырое мясо, рыбу и молоко, да и то прокисшее. Как мы видим, наверно знал об учении Мечникова о пользе простокваши. Причем молочное не ел до тех пор пока не наестся мяса.
После решения этих важных вопросов мы с Васькой зажили дружно. Только одним он был недоволен, когда я уходил из дома по своим делам. Это недовольство он выражал тем, что по приходе моем начинал носиться по квартире, задирая дугой свой хвост, и наскакивал на меня, принимая боевую позу хищника. Но любопытная деталь, ни одной вещи при мне или без меня он так и не сбросил ни со стола, ни с тумбочки. Он словно знал, какие вещи его, а какие мои. На тумбочку с книгами и на кухонный стол с посудой он не лазил. Это тоже меня поразило сразу. Зато очень любил спать со мной на тахте, причем старался лечь ближе к ногам или к телу, чтобы ощущать как бы меня через одеяло. Если приходилось ночью прыгать на тахту, то он это делал очень осторожно, заходя не с головы, а с ног, чтобы не напугать или не разбудить меня. Этому уважению к спящему можно позавидовать. Правда вставал он очень рано. Ровно в 6 часов начинал умываться и этим, конечно, уже будил меня. Но это уже другое совсем. Я на это не обижался или сбрасывал его легким толчком на пол или поворачивался на другой  бок.

В глубине души я хотел бы так научиться рано вставать, но не мог. Сном я был избалован. В нем же видел проявление природы. Все живое просыпается с первым лучом солнца. И только человек позволил себе спать, если конечно есть возможность, до полудня. В общении с Васькой я понял, что животное очень любит ласку и это не то слово , не очень, а безмерно. В ней и только в ней оно становится совсем другим понятливым, ласковым в свою очередь. Как то по телевизору показывали дрессированного кота, стоящего на задних лапах и его хозяин, работник цирка, рассказывал, что добился он этого только лаской. Мой Васька тоже может стоять на задних лапах и довольно долго, играя со мной, и не по команде, а просто так. В это время я любуюсь на него.

Любуюсь я на него и тогда, когда он легко, действительно по-кошачьи, прыгает или лучше сказать взлетает с письменного стола на гардероб и оттуда наблюдает выразительными ласковыми глазами за моей работой.

Очень любит Васька играть водой, капающей из кухонного крана, и даже просит открыть кран, когда он плотно закрыт, слабым попискиванием пи-пи. Мне так и кажется, что еще немного, и он скажет «пить». Совершенно верно, что своя речь у него есть. И в некоторых случаях она походит на нашу. Например, на балкон от просится с помощью звука «ка-ка».
Непонятным остается жест разжатия  пальцев на передних лапках во время лежания на полу, когда я шагаю через него. Может быть в нем просыпается инстинкт зверя, мучает зов предков. Когда он спит на моей груди, он также выпускает во сне когти и постепенно впивает их в одеяло. Я для него добыча, а он чуть ли не царь зверей. Может быть, кошки это карликовые пантеры или тигрицы. Если это так, то мой Васька нежный барс в миниатюре. Когда после сна он потягивается, выгибая дугой спину, выставляя вперед мохнатую сильную грудь, вытягивая стройные красивые лапы, закручивая знаком вопроса свой хвост, то хочется в это верить. Зверь в нем просыпается и тогда, когда чем-нибудь он не доволен и начинает задираться. Оскал острых зубов, злость в хищных желтых глазах, боевая стойка на 3-х лапах, 4-я на весу, готовая к удару противника, все в этот момент напоминает его взрослых собратьев, где-нибудь в горах Альп или Пиренеев. Но по сравнению с ними он более ласковый и веселый. Играет спичечными коробками, трется об ноги гостей, добродушно приглашая их в квартиру. Я заметил, что кот не навязчив к посторонним людям, забивается где-нибудь и не мешает беседе.

И только оставшись со мной опять наедине принимает свободную форму общения. Ходит, как привязанный, по пятам, важно пластично подходит к телевизору и трогает передней лапой изображение, а потом, стараясь понять, почему оно плоское, не живое, забегает вдруг назад, за телевизор и разочарованный возвращается ни с чем.

Можно без конца описывать его поведение, пытаясь нашими мерками понять. В чем-то оно будет сходиться или расходиться, но преимущества его поведения налицо. Никогда кот не начинал без повода вести себя раздраженно или неуважительно по отношению к человеку. Различными знаками он давал возможность понять его и требовал внимания к себе. Был не злопамятным и шел всегда ко мну навстречу, раскрывая свою большую душу.

Я вспомнил, как однажды, в самом начале нашего знакомства, отвез Ваську на птичий рынок и хотел отдать какой-нибудь хорошей хозяйке. Но судьба распорядилась иначе. Рынок был закрыт. Простояв час в надежде встретить случайного покупателя, и привез кота домой. За все время дороги (2 часа) он даже не пикнул, сидя в портфеле. Этим он снискал мое уважение и остался со мной. Приехав домой, я обласкал его, у меня словно гора с плеч свалилась. Стало легко и радостно на душе.

Постепенно Васька рос, а гулять с ним мне было некогда, да я и побаивался выходить с ним во двор дома. Слишком много было собак и диких котов, которые неизвестно как могли принять его. И вот я решил сам найти для него подругу, хотя бы на время. Как-то выйдя на улицу я увидел пробегающую черною как смоль молодую кошку и поймал ее. Она была теплая, упитанная и вращала желтыми как спелый крыжовник глазами. Сердце ее сильно стучало в моих руках. Но я понес ее к себе домой. Когда до дома осталось несколько шагов, я вдруг услышал над головой тихий возглас: «А вы далеко направляетесь?» «Да нет, домой», - пробормотал я и обернулся. Передо мной стоял высокий, красивый парень – хозяин кошки. «Я хотел познакомить ее с моим котом», - смущенно ответил я, передавая кошечку владельцу, – «Извините, пожалуйста».

Так первое знакомство Васьки с невестой не состоялось и он остался холостяком.
Забавно играл со мной, обхватив руку передними лапами без когтей. Вообще чувство меры игры у него было поразительное. Например, кусая руку или вдруг отталкивая ее мощными задними ногами, он не разу не повредил ее.

Вот кажется и все, что я хотел написать о моем Ваське. Получился рассказ или нет судить Вам читатель.
7.02.79 Виктор Ломоносов (Виктор Лом)


Рецензии
Замечательно о коте Василии!

***
О котах см.:
На сайте proza.ru на моей странице "Я всю жизнь был Киской", «Кошка Лаура», «Мамин кот».
На сайте proza.ru на странице автора Легеза "Черный Сентябрь".
На сайте stihi.ru на моей странице стихотворения "Кошке, поверившей в любовь" и народная песня «Кошка Мурочка и Васька кот».

Олег Киселев   20.08.2022 00:30     Заявить о нарушении