Горлица

     Интересные эти птицы, горлицы. Так называют диких голубей. Сейчас я их почему-то редко вижу здесь, в Молдавии. Возможно, несколько суровых зим и охотничий отстрел сильно уменьшили их популяцию. А в семидесятых годах их было великое множество. Как начнут ворковать за окном - ну никакого тебе покоя! И слышится в их пении что-то вроде:
     – Ку..куш…ка, - или – ра..куш..ка…
     Размером, чуть меньше обычных голубей, сами серенькие, а вокруг горлышка - тонкая тёмная полосочка, как нитка бус на шее. Клювики необычайно мягкие. Но ленивые существа на редкость. Другая птица устраивает свое жилище, старается, тащит: сначала прочные прутики укладывает, потом мягкие травинки и пушинки утаптывает, чтобы птенцам было удобно. И старается свить гнездо как можно надежней, чтобы детки не свалились вниз. А горлица несколько веток кинет –  лишь бы только считалось, что есть гнездо - и не морочит себе больше голову: чего, мол, зря себя утруждать, и так сойдёт.
     Но, наверное, наш белый свет так устроен, что в нем уживаются и трудолюбивые, и ленивые божьи твари. И мы не всегда замечаем, как  противоположности   дополняют  друг друга. Попробуйте истребить всех хищников:  как сразу начнут болеть и пропадать мирные животные.
      В любой области  жизни, куда не обратись, везде взаимодействуют эти самые противоположности.
      Вспомним простейший опыт из физической природы: сближение двух магнитов.  Как всем известно, разноименными полюсами они притягиваются друг к другу,  а одно-именными, наоборот, отталкиваются.
      А в общественной жизни? Как часто бывает крепкой дружба людей, совершенно разных по натуре – один спокойный, уравновешенный, а другой эмоциональный и вспыльчивый. Одна сторона любит классическую музыку, а другая больше спорт. И это не мешает им ладить меж собой. А, казалось бы, должны сходиться  одинаковые характерами и интересами люди? Но, увы, начинают раздражать друг друга, даже по пустякам. Может, это оттого, что подсознательно хочется всегда полной противоположности тому, что есть в тебе самом? И уважаешь в другом человеке чаще всего то, чего не можешь сделать сам?
      Ну, а в живой природе,  по отношению к нашим братьям меньшим, мы просто рабы своих симпатий и антипатий и полагаемся на свою интуицию куда больше, чем на ум. Взять хотя бы, к примеру, тех же диких голубей: и не слишком усердны, и не так хитроумны, как всем известные вездесущие  вороны, а милы и приятны; уж никак не сравнить с этими противными   каркающими бестиями. И на весы человеческих пристрастий кладется  не всегда, справедливое  «нравится - не нравится». Как можно объяснить, почему людям больше по душе нежное голубиное воркование, а не воронье соло?
      Вот и наша семья всегда была неравнодушна к этим симпатичным дружелюбным птицам. Увидев их, мы открывали окошко и посыпали пернатым друзьям остатки пищи. Со временем горлицы так к этому привыкли, что клевали крошки хлеба, чуть ли не с рук. А одна из них  настолько осмелела, что даже стала заходить на  подоконник.
     Птица ложилась на солнышке, вытягивала лапку, распускала веером своё крыло и так грелась на боку, получая при этом огромное удовольствие. От наслаждения она тихонько гулила и напоминала мне кота, урчащего на руках хозяина.
     Между делом, гостья часто посматривала на стол, где стояла тарелка с хлебом, но из опасения не  прикасалась к ней, даже в отсутствие хозяев.
      Мне доставляло редкое  удовольствие беседовать с пернатой  дикаркой. Голубка не-отрывно наблюдала, как я хожу туда-сюда по кухне, занимаясь своими житейскими делами, и постоянно поддерживала разговор  своим нежным голоском:
       - Гур..р..р, гур..р..р, гур..р..р…
       Иногда она  садилась на форточку,  открытую внутрь помещения и косила одним глазом  вниз, рассматривая, какие аппетитные  овощи  жарятся на сковороде.
 
      Время нашего общения с птицей проходило увлекательно и незаметно. С каждым днем мы все больше привыкали друг к другу. Незваная гостья почти совсем уже освоилась и вела себя, как дома. В конце концов, доверчивая горлица решила, что её здесь  не обидят, и начала залетать уже прямо в спальню.
      По-видимому, ей понравилась эта тихая комната, так как в ней она  чувствовала себя свободно и в полной безопасности. По всему было видно, что дикая голубка признала себя полноправным членом человеческой семьи.
     В один из прекрасных весенних дней, когда шумный гомон птиц сливается в единый могучий хор, и начинаются отчаянные бои за каждый свободный скворечник или удобно расположенную развилку дерева, в нашем доме произошло необычайное событие.
     К неимоверному изумлению всех домочадцев  пернатая пришелица стала вить гнездо прямо… на подоконнике. Такое птичье бесчинство меня несколько обескуражило, и, не задумываясь, я выкинула нанесенный мусор в открытую форточку. Встревоженная горлица быстро  упорхнула вслед, но скоро вновь появилась с  веточкой в клюве. Мой маленький сын заплакал:
      - Не надо! Не прогоняй птичку, я хочу, чтобы у нас были птенчики.
Я уж не стала признаваться ему, что мне этот хлам в квартире ни к чему, а просто сказала:
      - Мы будем включать телевизор, ходить по комнате, а птичка будет бояться и не сможет кормить птенцов.
      Ребёнка это успокоило. (Простые логичные объяснения воздействуют на детей куда сильнее, чем политика кнута и пряника, это давно уже замечено). Вот только пернатая жиличка все никак не унималась и продолжала тащить с улицы строительный материал, который  тут же без задержки исчезал, но уже в обратном направлении. В конце концов, я устала бороться с упрямой птицей и захлопнула форточку, почувствовав огромное облегчение.
     Но прошел день или два, и ее пришлось распахнуть снова. История  повторилась. Правда, теперь уже изгнанница учла недовольство хозяев и  принялась устраивать свое будущее гнездо не на самом подоконнике, а рядом,  на комнатном цветке алоэ, который буйно разросся в керамическом горшке.
     - Смотрите, я делаю все как надо, – говорил спокойный взгляд ее блестящих черных, как бусинки глаз.
     Однако, и на этот раз, хлопоты ее оказались напрасными. Хрупкое растение не выдержало тяжести птицы  и тут же  сломалось.
     Бесконечная назойливость горлицы меня уже не на шутку рассердила,  и я замахнулась на нее рукой. Но  упрямица и не подумала улетать. Она удивлённо на меня посмотрела, как бы спрашивая:
     - Что же ты делаешь? Разве  не видишь?  Я хочу доверить тебе жизнь своих будущих де-тей.  Да, может ли быть на белом свете что-то важнее этого?!

     Такое необычное поведение, по сути дела, совершенно дикого живого существа, меня несколько озадачило и смутило. Надо же, какая- то  маленькая пичуга, и не испугалась человека! Даже не  попыталась оказать сопротивления, как это часто делал  мой волнистый попугайчик. (В таких случаях,  Тимоша, боевито раскрашенный в цвета родной Амазонки, не ретировался от наступающего противника, а воинственно распускал крылья, открывал клюв и угрожающе шипел на ненавистную тряпку, которой его сгоняли с зеркала).
     В данном же случае, было совершенно очевидно, что моя новая приятельница настроена на мирный лад, и воевать с людьми вовсе не собирается. Не зная, что делать,  я слегка стук-нула непонятливую птицу подвернувшимся полотенцем. Мне казалось, что она испугается и тут же улетит. Но, глупышка, будто обезумила от страха. Она стала  так сильно биться в оконное стекло, что, почти в ту же секунду, оно окрасилось алой птичьей кровью.
     Кто бы мог подумать, что так  хрупки и нежны эти горлицы? Я, конечно, очень испу-галась за жизнь бедняжки, но чем  можно было помочь ей в такую минуту?
     Внезапно, потерпевшая сама вспомнила о спасительном  выходе и буквально, в одно мгновение, выпорхнула в открытую форточку.   
     Доверчивая птица никогда больше ко мне не прилетала. Но, если  несчастная и осталась жива, то в памяти ее, должно быть, осталось чувство жестокого обмана: когда люди ее приласкали, усыпили бдительность, а потом вышвырнули вон, вместе с  надеждой на бу-дущее.
 
      С тех пор прошло много лет. Наш маленький сынишка давно уже стал взрослым мужчиной и покинул свое родительское гнездо. А, я, честно говоря, уже совершенно по-другому, как бы со стороны, смотрю на  события давно минувших дней.
       Если бы мы, в свое время, подумали, как следует, о нуждах прирученной птицы, то  поставили бы оградительную сетку на окошко, а  телевизор перенесли бы на время в соседнюю комнату. И тогда, этой птичьей трагедии,  вполне можно было бы избежать. Да, и  много ли беспорядка в таком переустройстве? Держат ведь люди птиц в клетках. Хотя, разве можно сравнить вынужденную неволю, с добровольным стремлением дикого существа к объединению? 
     Какие необыкновенные и незабываемые  впечатления могли бы остаться у нас от такой дружбы...
 
     Вот и рассудите, кто же не дорос до этих, поистине божественных отношений? Увы, стыдно признаться  – человек. И я говорю это не только о себе. Признайтесь, что любой из вас на моем месте поступил бы точно также, (учитывая, наше современное чисто прак-тическое отношение к жизни). 
      Возможно, что ради такого чуда стоило потерпеть в своем доме и птичий мусор, и  писк маленьких голубят. Ведь нет ничего важнее для души, чем чувствовать рядом с собой дыхание живой природы.
 
     Увы, что жизнь нельзя начать сначала. Как поздно приходится сожалеть о своих ошибках, которые исправить уже невозможно. Даже на примере какой-то маленькой птицы, понимаешь, как безвозвратно утеряно что-то очень важное для души и эту брешь не восполнят уже ни деньги, ни слава, ни добрая семья.
     Вот и сейчас, через много лет, увидев случайно нежную горлицу, я всегда  вспоминаю, ту доверчивую окровавленную птаху, невинно пострадавшую из-за моей слабости, и со стыдом отвожу глаза в сторону.
     Угрызения совести – они не проходят со временем, если вы, конечно, ещё не утратили свою душу, пусть, даже если речь идёт, всего лишь, о какой-то маленькой птице.

 
      P.S. Был поздний вечер, когда я закончила писать этот рассказ и легла спать. Неожиданно где-то совсем близко послышалось негромкое голубиное:
     - Г..р..р..ру..у, г..р..р..ру….
     Мой недоуменный взгляд упал на светящийся циферблат часов. Он показывал  половину первого ночи.
     - Наверное, что-то встревожило птицу во сне, - подумала я.
     Через минуту, другую воркование повторилось.  Но не это показалось мне странным.  В такие теплые сентябрьские дни окно в спальной комнате мы всегда держим открытым. И, этот птичий голос, раздавался не откуда – то издалека, а доносился со стороны подоконника. Потому что, в таких случаях, звук идет прямо в помещение и создается впечатление, будто голубь находится в самой комнате. Так бывало уже не раз, когда эти беспокойные птицы пробуждали меня   по утрам, и я на них злилась:
      - Ну, больше вам негде выгуливаться, как на моем окошке!
      Но теперь- то была ночь?
      Меня охватило какое-то непонятное чувство. Так бывает, когда кто-то хочет к тебе обратиться. Он еще ничего не произнес, а ты уже чувствуешь его незримое внимание к себе, даже, если не смотришь на этого человека. Такое же состояние охватывает, когда за тонкой стенкой или за окном тебя подслушивают. Создается какое-то необъяснимое напряжение в воздухе, которое не почувствовать просто невозможно. Как - будто бы чье-то незримое энергетическое поле отбрасывается на тебя. И, зачастую, потом, из случайного разговора с этими скрывавшимися персонажами, узнаешь, что ты, действительно, не ошибался, и они в курсе твоих секретов. То же чувство испытываешь, когда кто-то внимательно смотрит тебе в затылок, и ты, непременно в этом случае, оглянешься.

      На следующий день я позвонила своей подруге. ( Именно она  подтолкнула меня к соз-данию этих произведений и  направляла мое творчество в нужное русло).
      Выслушав, молча, столь необычный рассказ о голубе, она произнесла:
- А, знаешь, я тоже вчера слышала пение птицы и тоже поздно вечером. Так удивительно! Она залетела ко мне прямо на балкон и пела, так долго и так прекрасно, что я просто заслушалась.
     Тут пришла очередь удивляться мне.
- И часто у тебя бывают такие концерты? – поинтересовалась я.
- Не часто, - последовал без всяких раздумий ответ. – Во всяком случае,
такое пение  в первый раз. А, вообще-то, ты же знаешь, что у нас здесь и воробьев с воронами очень редко увидишь, а такие лесные певчие птицы - не помню, чтобы когда-либо прежде залетали.
(Да, действительно, я вспомнила, что ее многоквартирный дом находится как раз напротив большого вредного производства, вернее, почти в центре целого комплекса промышленных предприятий. Как говорится, там и мухи дохнут, не то, что птички порхают).

      - К тому же, осень по календарю, - продолжала она. - А в это время года птичье пение уже само по себе - большая редкость, тем более в городе.
     Не сговариваясь, мы обе примолкли, должно быть, потому, что подумали об одном и том же. Так бывает у натур, схожих душой и помыслами, даже, если они знакомы совсем недавно. Я прервала молчание:
      - Ты не находишь -  очень странное совпадение?
      - Возможно, - немногословно ответила она. И снова между нами воцарилось молчание.
      На следующий вечер я взялась писать продолжение к этому рассказу, но легла спать уже чуть раньше, где-то в половине одиннадцатого. Свет включать не стала, чтобы не беспокоить домашних. Тихонько уткнулась носом в подушку и закрыла глаза. И вдруг, совершенно не-ожиданно,  в полной ночной тиши   громко заворковали голуби:
     -…Гру..у..у… гру..у..у…, …гру..у.., ..гру..у...
     Слышно было, что они сидят где–то поблизости: под крышей или на деревьях. Но на этот раз их было так много, целый хор. Дневные птицы, так дружно и долго пели, как будто их выпустили весной из голубятни навстречу теплому яркому солнцу.
     - Погода, наверное, меняется, что они так  обеспокоены, - подумала я.
 
     В последующие вечера, как и во все предыдущие, голуби не поднимали шум в столь поздний час. А, может, я просто, не обращала на них внимания?
     Одно мне показалось странным: ночные бодрствования у пернатых совпадали с днями, вернее ночами, когда я работала над рассказом о горлице.  Создавалось впечатление, будто голуби каким-то необычным образом чувствуют добрые мысли о них.
     - Хотя, почему бы и нет? – подумала я.
     Сколько раз я замечала такую особенность у своей шотландской овчарки: как только я собираюсь ее позвать, она сама уже идет ко мне из соседней комнаты. Останавливается в недоумении и, молча, спрашивает глазами:
 - Ты меня звала? Вот я.
      Мне приходилось не однажды слышать, что у этой породы собак есть определенные телепатические способности.
      Как-то повел мой супруг пса на прогулку. Удалились они от нашего пятиэтажного многоквартирного дома, ну, где-то не менее, чем на километр. Не успел кобель даже сделать свои собачьи дела, как вдруг резко развернулся и потащил на всех скоростях хозяина домой. Тот, конечно, сильно удивился, но перечить ему не стал. Все это произошло как раз в тот момент, когда я залила на сковороду первый блинчик. А наш балованный колли это ла-комство просто обожал.
      Разве у вас самих не обостряются чувства, когда вы сильно чего-то хотите?
      Не исключено, что и у других животных, а также у птиц тоже существует какое-то особое, образное восприятие человеческих мыслей?
     Почему-то дикие звери всегда чувствуют, с какими намерениями заходит в лес человек - с ружьем или с палкой. И это уже не мое личное мнение, а наблюдения знатоков.
     Вот тебе и чудеса природы.

      Если загадочное поведение птиц явление не случайное, то пусть будет тому под-тверждение, поскольку этим вечером я как раз собираюсь поработать над голубиной темой, - решила я, не слишком веря в подобную мистификацию.
     Было еще не очень поздно, около десяти часов вечера. Но, как я не прислушивалась, ничто нигде не пискнуло, не тявкнуло и даже не мяукнуло.
      Пришлось посидеть еще пару часов,  работая над птичьим рассказом.
      - Уже начало первого, пора спать, - сонно зевнула я, давно позабыв о своем условии.
      И вдруг, совсем неподалеку, где-то во дворе нашего дома, послышался глухой крик птицы в ночи:
      - Ку, ку, вау… Ку, ку, вау…- и опять, - …ку, ку, вау..у..у…
      Тут же все сразу стихло. Житель я городской и неудивительно, что звуки эти оказались мне незнакомы. Должно быть, филин так кричит, предположила я, кто же еще? Правда, можно здесь услышать и небольших сов - они  ловят мышей на поле, через дорогу от нас. Только эти птицы не ухают, а попискивают.
     Очевидно, пришлый хищник тоже решил здесь поохотиться.

     Однако меня не покидало смутное чувство, будто, кто-то хочет указать на какое-то важное упущение...
      - Ну, конечно же, как могла я забыть такой факт?!- пришло неожиданно в мою голову.
      В христианской религии голубь считается божьим посланником, потому что  в образе этой птицы на землю спустился святой дух, неся с собой ветку оливы.
     А вот к крику филина, люди издревле относились настороженно, считая, что он несет в себе недобрый знак.
   Вот тебе и птичьи подсказки – обе пернатые олицетворяют собой  разные жизненные начала. Силы добра и света всегда противостояли силам зла и тьмы.
      И, если учесть, что в начале рассказа речь шла о противоположностях, которые стремятся к единству, то, теперь, как раз, все наоборот. Вот тебе и главный закон жизни - единство и борьба противоположностей.
     Может, об этом и хотели напомнить мне птицы?


Рецензии