Совершенствование духа

      (М.А.Й. – Матерь Агни Йоги). И если, имея несовершенства, все же идешь к Владыке и устремляешься к Нему, то не больше ли заслуга твоя перед миром, чем того, кто идет к Нему, будучи совершенным? И где же они, совершенные духи? Нет их среди воплощенных землян. Даже совершенство Высоких Духов относительно. Потому, пока продвижение твое и устремление твое не останавливают несовершенства твои, будь в вере покоен, что до положенного дойдешь. И пусть никто и ничто не остановит тебя. Иди, иди через все и несмотря ни на что. Если бы несовершенства служили условием невозможности продвижения по пути к Владыке, не дошел бы никто. Ибо нет совершенных никого из идущих к Нему и доходящих.
   Грани Агни Йоги, 1956 г. 786. Новосибирск, «Алгим», 2009 г.


                СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДУХА (2) *
                (Из Посланий Высокого Источника)

      (МАТЕРЬ МИРА). В духе полет ограничен устремлением духа. Представить себя на Далекой Звезде, от Земли оторвавшись, не просто и не легко. Именно центр сознания переносится на объект устремления, как бы все оставляя земное, до тела включительно. Опыт полезен необычайно, ибо ощутить себя в духе свободным от вещей окружающих и тела будет уже ступенью достижения. Опыт этот указует на то, что, отбросивши все плотное окружение, и даже тело, человек не перестает быть самим собой. И что все, чем он истинно владеет, сосредоточено в духе, но не вне его. Чтобы переехать из города в город, надо брать с собой какие-то вещи и одежду, чтобы унестись в духе на Дальнюю Планету, не нужно с собой ничего, нужно как раз наоборот, все оставить на Земле, даже тело, даже астрал. Для междупланетных полетов пригодно лишь тело ментальное. Но лучше летать в огненном теле, теле Света. Мыслью ко Мне устремившись и коснувшись ауры Моей Планеты, можно магнитно пытаться извлечь из энергий ее энергии, созвучные духу. Это и будет соприкосновением с Резервуаром Космической Мысли. Можно и на Земле, но устремление к Дальним Мирам дается как следующая ступень достижения духа. Творчество человека на Высших Планетах много совершеннее, чем на Земле. Нет той инертности, сопротивляемости и противодействия материи, которая в сущности своей гораздо более утончена, чем на Земле. Чем выше планета, тем пластичнее и подвижнее материя, тем легче подчиняется духу. Хаотическое состояние мышления человеческого на вашей Земле вызывает катастрофы, бури и разные неуравновесия. Гармоническое состояние сознаний людей, населяющих Высшие Миры, создает и окружение соответствующее намного быстрее и легче, чем на Земле. На Высших Планетах люди очень красивы. Но достаточно нарушить законы гармонии, как физическое тело тотчас же реагирует, отражает в материи язвы духа. Потому ничему низко несовершенному нет там места. Многие ужасы у вас на Земле прикрывает тело земное, но там это просто невозможно. Нечестивец уничтожает себя сам именно благодаря пластичности материи и легкой реакции ее на воздействие воли. Злой воле нет места на Высших Мирах. Она обречена на быстрое самоуничтожение. Потому творчество людей там направлено к красоте, гармонии и Свету. Как люди у вас заботятся об одежде, пище и заработке, так же и там заботу насущную являют служить красоте и красотою творить. Красотою наполнена жизнь, и искусство – достояние всех и форма выражения жизни. Планета украшена сознательным трудом и усилиями населяющего ее человечества и превращена в прекрасный цветущий сад. Нет неуравновесий климатических, геологических и магнитных. Заградительная сеть планетной ауры прочна необычайно и крепко охраняет от пространственных опасностей и неожиданностей. Магнетизм Солнца в колебаниях своих уравновешивается этой защитной сетью. Подземный огнь регулируется психической энергией человечества, которой может управлять, ибо она объединена гармонично, Индивидуальность, Ведущая планету. Согласованность между человечеством и Иерархией Света полная. Управление иерархично. Все творится в созвучии с Волей Космической. Труд поставлен как основание жизни, труд радостный, труд творческий, труд беспредельный. Овладение некоторыми видами Космических Энергий избавляет от тяжелого физического труда и дает в руки людей неисчерпаемые возможности совершенствования. Огненна и напряженна борьба за овладение новыми ступенями Знания и новыми, не подчиненными еще Космическими Энергиями. Творит дух, и сложность, и громоздкость машин земных заменяет аппарат человеческий, в лаборатории своей создающий нужные для творчества элементы и приводящий в движение огненные энергии микрокосма. К примеру, можно сказать, что ночью люди аурой своей освещают свое окружение. Кроме того, им служит конденсированный пространственный Свет, для чего не нужно ни электростанций, ни сложного оборудования. Просто волею на особых проводниках из пространства коагулируется шар света. Светят светильники духа, как в ваших храмах – лампады. Опыт к тому имеете на Земле, когда в древних святилищах верховным иерофантом с неба вызывался пространственный Огонь, зажигавший светильники храма. По сравнению с вашей Землей жизнь там кажется раем, осуществленным в плотных формах. Но этот рай, если сопоставить его с планетой еще более высокой, покажется тусклым и серым, ибо, чем выше Звезда, тем совершеннее формы жизни, осуществляемые на ней. Предела в Беспредельности нет. Многое из того, что необходимо и неизбежно у вас, на Земле, там совершенно не нужно. Не нужны банки, деньги, отчетности, расписки, письма, почта в вашем понимании. Не нужны замки, затворы, сейфы, запоры, оружие. Не нужны писаные законы, адвокаты, суды. Каждый сам себе судья, и малейшее отклонение от законов нравственности тотчас же накладывает нестираемую печать на лик человека и обрекает его на пребывание в семье самообреченных, пока не выздоровеет дух. Не нужны ни кино, ни театры: в любом месте, на лоне природы, люди могут насладиться творчеством духа великих "писателей", видя глазами, воочию, в формах астральных, его "книгу", запечатленную в свитках Акаши. Не надо ни бумаги, ни других материалов. Многие приборы и аппараты имеют полуфизический, полупсихический характер, имея тенденцию все более и более утрачивать свою материальную, плотную, часть. Искусственно создаются органические генераторы энергии, наподобие живых организмов, могущих производить требуемый вид работы. Но лучшим генератором все же является аппарат духа и тела человека. Много, с вашей точки зрения, чудесного имеется там, но ставшего столь же обычным, как ваше кино или телевидение. Там письма пишутся мысленно и отправляются волей через пространство. Аура планеты не запятнана и не загрязнена преступлениями, жестокостями и пороками. Дышится легко и свободно. Нет горя, нет болезней, нет бедности, нет нужды, нет старости в вашем понимании, нет грубости, невежества, насилия, нет злобы, обмана, зависти. Несовершенства есть, но своего порядка, не похожие на грубые, болезненные наросты духа, столь часто встречающиеся на Земле. Вот почему детям Земли дается устремление к Дальним Мирам. Надо Землю поднять над Землею, и Миры Дальние будут этим рычагом духа, которого не мог найти Архимед.

      (Матерь Мира). Поверх надо встать земного всего и от него отойти при Общении с Матерью Мира – или земное, или Космическое! В преодолении – жизнь. В преодолении она и на Космических просторах. Восхождение по лестнице Света есть постоянное преодоление того, что было, тем, чему надлежит быть. Весь Космос устремлен в беспредельность Будущего. Есть планеты, где духи, населяющие их, находятся на ступени Владык. Но и они устремлены к дальнейшему совершенствованию. Предела нет. Абсолютная точка совершенства недостижима, ибо движение ввысь остановиться не может – это было бы равносильно космической смерти. Пралайя не есть смерть, но свертывание всех энергий в себе для новой Манвантары, подобно тому, как все энергии растения кристаллизуются в зерне для новой жизни. Пульсация Великой Жизни – так лучше назвать этот процесс. Цепь, протянутая в Бесконечность, непрерываема. Этих непрерываемых путей жизни бесчисленное множество. Вы рассматриваете каждую форму жизни как таковую, Мы же – как тело, или форму, вытянутую во времени из бесконечного прошлого в беспредельность Будущего. В этом понимании и говорится: "Не временные мы, но беспредельные". И сознание человека движется в этой, не имеющей конца, форме, постоянно расширяясь и собирая вокруг себя новые элементы. Как, впрочем, и каждая духо-монада на плане своем или своей ступени эволюции. Но беспредельность во всем. И всюду надо увидеть ее, если космически мыслить дух хочет. Каждое явление не имеет ни конца, ни начала. Все лишь продолжается. Трансформация формы не есть смерть жизни, ее одушевляющей. И форма умирающая не умирает в том, из чего она состояла. Все ее элементы продолжают жить, но лишь только в иных комбинациях. Сущность же формы, кристаллизовав свои энергии в нуклеусе ее, магнитно найдет себе новую форму для своего выражения. Не уничтожаемо ничто, но все постоянно превращается в нечто иное. Это и есть жизнь. Такова же она и на Дальних Мирах. Понимание сущности жизни позволяет ее усмотреть и в ее высших аспектах. Смерть формы не есть конец, но новой жизни начало, или начало жизни в новой форме: физической, материальной или незримой и тонкой – не все ли равно. В этом смысле, но в формах иных и надо понимать жизнь на высших планетах. И даже необычность форм необязательна. Формы человеческие на планетах нашей солнечной системы очень близки земным, только утончены очень и гораздо менее материальны. Чем выше планета, тем утонченнее тело. Но даже на вашей планете тело Архата и тело дикаря крайне отличаются друг от друга степенью утонченности, хотя оба и материальны. Явление уплотненного астрала уже давно осуществлено на планетах других и в формах различных: от более плотных, до утонченных необычайно. Возможности видоизменения форм плотных и тонких неисчерпаемы. Общее направление эволюции – в руках Иерархии Света. Правильное направление эволюции необходимо удержать. Жизнь, предоставленная самой себе, может вылиться в очень странные формы. Нужна Ведущая Рука Венца Космического Разума, или Магнита. Жизнью Космоса Руководит Он. Он, Космический Магнит, намечает рамки грядущей эволюции вообще и каждой планеты в отдельности. Циклы, круги, Манвантары и Пралайи, расы людей – все это те этапы Космической и планетной эволюции и эволюции человечества, которые намечены Иерархией Света. Все это надо знать, дабы понимать значение и смысл Великого Плана. Без его понимания невозможно осмыслить происходящего на вашей планете, а также и в Мирах.

      Хочу указать, что не имеет значения никто и ничто, воздействующее на человека извне. Решающее и важнейшее – это то, что происходит внутри под воздействием внешним. Важна реакция на него, важно то, что исходит от человека, ибо не то оскверняет или влияет на человека, что входит в него, но "что исходит из уст" его, как было Сказано когда-то. Это означает, что ответный процесс на внешние явления по сущности своей представляет нечто такое, что остается в человеке, что дает отложения явные, что неотчуждаемые кристаллы энергии оставляет в микрокосме его. Масса событий может твориться вовне, но лишь те, что дают отложения в Чаше, то есть вызывают ответную реакцию, выражающуюся в ответных энергиях, порождающих кристаллы огненных отложений, лишь они след оставляют и значение имеют. Все остальное проходит бесследно. Но реакция на явления извне может регулироваться, направляться и обуславливаться волею, или, во всяком случае, обуславливаться сущностью человека. Само по себе внешнее явление не предопределяет характер этой реакции. Ее определяет воспринимающее явление сознание: бесконтрольно, или автоматически, рефлекторно, или же под контролем воли. В первом случае человек будет жертвой всех внешних воздействий, во втором – их господином, то есть сознательным распорядителем и регулировщиком ответных реакций сознания на все, что приходит извне. Реакция же, вызывающая ответные энергии, и будет тем, что исходит от человека, из его микрокосма.

     На одно и то же явление два человека могут реагировать совершенно различно: один радоваться, другой плакать. Значит, дело не в самом явлении, но в человеке. И если это так, то, следовательно, не явление, но сам человек обуславливает характер производимого на него впечатления. Значит, все зависит не от явления, но от самого человека, потому в руках, или в воле человека, любая реакция сознания на любое событие вовне. При утверждении равновесия духа это понимание и положим в основу своего отношения ко всему, что вне нас происходит. Реагируй, но не так, как хочу, но не так, как делалось это раньше, при рефлекторном восприятии внешних воздействий. Зачем чему-то позволять воздействовать на себя, когда можно воздействовать на себя самому, волей своею, пропуская любое явление через призму воли для окрашивания его в желаемый цвет и овладения им сознательного. В этом-то и заключается власть над тем, что происходит вокруг.

      Свою печать воли накладывает человек на событие, не допуская, чтобы оно повлияло на него бесконтрольно и вопреки воле. Когда утверждено равновесие, оно служит призмою, через которую преломляются волны текущих в сознание явлений, каковы бы они ни были. Синие огни все вибрации света окрасят в синий цвет в той или иной степени и синий оттенок всему придадут. Так же точно и кристаллы равновесия, в сознании утвержденные, преломят вибрации внешней среды, окрасив их в сущность своего цвета. Ибо, если гнев или любовь свой цвет имеют, то имеет его и равновесие духа, и цвет этот белый, ибо синтетический луч света тоже ведь белый, а равновесие – качество синтетическое. Как простой физический луч поглощает в себя все цветные лучи, давая в результате этого синтеза луч белый, точно так же и равновесие духа, будучи качеством синтетическим, все цветные эманации оболочек покрывает единым белым лучом света, из микрокосма человеческого исходящим и властно и победно поглощающим цветные лучи неуравновесия в оболочках обычных людей. Этим побеждает равновесие тех, в ком оно не утвердилось, побеждает властно, подавляя мощью своею разрозненные вспышки своевольных распущенных бесконтрольных оболочек окружающих. Равновесие силу имеет мощью синтетического луча тушить и погашать и слабые, и сильные излучения однотонного характера именно благодаря своей синтетической сущности. Условие синтеза тем и сильно, что в синтезе сказывается объединяющая мощь целой гаммы лучей. И здесь применим принцип: в единении сила. Потому качества синтетические столь трудно достижимы, но именно они являются целью усилий Архата совершенствовать их беспредельно.

       Для начала надо иметь что-то, чтобы было к чему приложить. Наращивать кристалл утверждаемого в микрокосме своем качества процесс увлекательный и интересный. Силу огней утверждает и растит в себе человек. И радостно ощущать, как умножается эта сила и как реально проявляется в действии в течении процесса. Можно упражнять равновесие на всем и на всех. Процесс этот внутренне затрагивает лишь самого экспериментатора. На окружающих он являет лишь неизбежные следствия. И им можно лишь сказать: "Не тронь, если не хочешь обжечься". Защитная формула "не тронь" очень характерна для духа, утверждающего равновесие, ибо каждый, осмелившийся напасть, или нанести удар, или просто уколоть, или уязвить, ударившись о броню равновесия, должен пенять сам на себя. Его никто не задевал, он наказал себя сам. Огонь кристалла равновесия сжигает и тушит огни людей, его в себе не утвердивших, если огни направлены на носителя равновесия. И если вокруг плач, беспокойство, волнение, горе, страх и все прочие чувства бушуют, храните равновесие непоколебимое, и потухнут огни, порожденные всеми этими эманациями неуравновесия человеческого. Ибо равновесие – великая сила. Одни хотят богатства, другие известности, третьи здоровья, четвертые счастливой жизни и так далее и далее без конца. А вы устремитесь к тому, чтобы сокровище равновесия в себе утвердить, устремитесь всем духом, всем желанием, всем сердцем, и будет сокровище с вами, и кристалл его будет расти, и никто никогда от вас его не отнимет, в то время как все они, хотевшие и хотящие чего-то, потеряют все, чего так страстно хотели, и останутся ни с чем. Но вы же драгоценный кристалл этой огненной мощи с собой навсегда унесете, куда бы вы ни пошли, и где бы вы ни были, и какая оболочка ни облекала бы дух ваш, и на каком плане существования не был бы он. Ибо Чаша – хранительница Сокровища – с вами пребудет всегда, ибо она в вас. Можно, можно утверждать равновесие ценой любых усилий, чего бы это ни стоило. Можно и должно для тех, кто прозрел его мощь.

      (Гуру – Н.К.Рерих). Может быть, ты совершенным меня полагаешь? Это было бы неверно. Нет ничего совершенного и законченного ни на Земле, ни в мирах. Всякое совершенство относительно и будет всегда несовершенством по отношению к той ступени, на которую должно взойти. И может ли чье-либо несовершенство судить несовершенство другого? Да знаете ли вы, сколько страданий и трудов висит на каждом качестве духа? Если знаете, то не будете ни судить, ни рядить, а будете лишь достигать, зная, что все, что имеете и будете иметь, все качества духа борьбою берутся, преодолевая внутри то, что сумеете преодолеть. А преодолевается все, что есть, чтобы стать тем, что не являет собой человек в настоящее время.

      Все на Земле находится в процессе совершенствования и совершенного нет ничего. Во всем имеются гармонические и дисгармонические частицы, хорошее и плохое, свет и тьма, добро и зло, положительное и отрицательное. Следовательно, любое явление можно обратить во благо, используя положительные стороны. Человек, имевший свои несовершенства, поборовший их и вышедший победителем из этой борьбы, ценнее человека, не имевшего этого опыта. Сталь, закаленная в огненном горниле, крепче и надежнее не закаленной. Потому и Говорю: все Обращу на пользу. Потому Говорю: не смущайтесь ничем, не смущайтесь несовершенствами вашими, потому Повторяю: силы ваши Умножу в борьбе с ними. Ваша задача – лишь в том, чтобы держаться неотделимо, несмотря ни на что и вопреки всему, что, казалось бы, должно вас отделять от Меня. Не о возможности бесконечных ошибок и попустительствах Говорю, но о том, что, будучи вместе со Мною и огнем устремляясь, преодолеете все и из каждого явления слабости или потворства чему-то, еще не изжитому в себе, силу идти обретете, преодолев все. Упав и распластавшись, и продолжая лежать в грязи, вперед не продвинуться, но тотчас же встав и не тратя времени на бесполезные раскаяния и самобичевания, спокойно и уверенно продолжать свой путь, не задерживаясь в ущелье мрака, в котором оказалось сознание, будет шагом победителя.

      Идти вперед, несмотря ни на что, будет правильным и единственно верным решением проблемы несовершенств человеческих и возможности следования по пути. Если бы только смогли представить себе, сколько путников бродит бесцельно во тьме или застряло в пути благодаря сокрушениям о своих недостатках и о том, что они не достойны того, чтобы следовать за Учителем Света. И Я в мир Приходил, и мытари и грешники Меня окружали, и были среди них блудница и разбойник, но не было праведников и совершенных. Это надо понять и оставить навсегда ненужные, вредные и мешающие мысли о том, имеет ли право на устремление и приближение к Свету несовершенный еще человек. Именно он-то и именно благодаря своим несовершенствам право на это имеет, и этого права никто от него прав не имеет отнять. И если он это право на приближение к Свету сам от себя отнимает, то совершает самое великое преступление против себя самого, против своего духа, которое только может совершить человек. Самоубийцами духа Называем таких Мы слепцов.

      Нет ничего более печального, нежели человек, отказавшийся от возможностей Света только потому, что почел себя недостойным его. Сказал: "Приидите ко Мне все", но не Говорил, чтобы приходили только праведники. Нелегко было бы говорить о совершенных сознаниях, когда несовершенны все, и поток эволюции мощно, неуклонно и неотвратимо устремляет все сущее к все более и более совершенным формам уявления жизни. Жизнь каждой формы есть не что иное, как ее утончение, развитие и совершенствование. К совершенству стремится все, совершенствуясь непрестанно. И каждый, находясь в потоке эволюции, имеет неотъемлемое право на продвижение. Не Говорю о сознательных служителях тьмы, избравших путь темный и сознательное нисхождение по лестнице эволюции в бездну. Говорю о Свет не отвергших, но колеблющихся по слабости своей на опасной границе между Светом и тьмою и отягощенных осознанием своих несовершенств. Все, могущее восходить, все, приемлющее эволюцию, призывается под Знамена Майтрейи. Как бы всеобщая мобилизация духов для создания будущей расы. Первые откликнувшиеся пойдут впереди. И сколько их, заскорузлых духом, но не угасивших огня, уже примкнуло ко Мне. И Я Принял их, таких темных и несовершенных, но отдавших все силы свои на строительство Нового Мира. Принял разбойника, Принял блудницу, Принял и их, заскорузлых, Приму и вас, отягченных несовершенствами вашими, если придете ко Мне, чтобы путь совершать вместе. И вы, уже идущие со Мною, несовершенны и вы, но и вы не смущайтесь и не допускайте, чтобы смущение ваше остановило вас, пресекло путь и ввергло во тьму, не смущайтесь, если чувствуете, что неизжитое еще пока в духе тяжко давит на сознание ваше. Вам Говорю: не смущайтесь, ибо Я с вами и вас не оставлю, пока вы не оставите Меня. Но наш путь решен вместе, и вместе пройдем до конца, когда свет, который в вас, сделается бесконечным Светом.

      Ритм нерушимый, ритм непрерываемый, ритм каждодневный в конечном результате приводит дух к Владыке. Даже в Тонком Мире ритм этот будет продолжен, и даже выше. Промежуточное, земное, уйдет, ритм же Общения останется, как устои моста, ведущего в Беспредельность. Промежутки между ударами ритма заполнятся явлениями соответствующего плана, но, освобождаясь от плотных частиц, будут разрежаться и все более, и более сливаться с сущностью и характером утвержденного ритма. Так, если кульминацией ритма на Земле было Общение с Владыкой, где-то на Планах Надземных Общение это, заполнив промежутки во времени между моментами Близости, станет уже постоянным. Конечно, постоянство Близости хорошо достичь и на Земле, но оно не многим под силу. И не всегда земные условия ему благоприятствуют. Цель ученика – живя на Земле, быть в постоянном Общении с Учителем Света. И это достигается нерушимостью ритма.

      Смотрите на каждодневность его как на серебряный мост духа, ведущий к Наивысшему. Заботу к тому приложите, чтобы упрочить его и чтобы украсить. Красоту утверждайте во всем. Многие ревнители духа красоту упускали из вида и тем преуспевали односторонне. Не было красоты ни в самоистязаниях, ни в изнурении плоти, ни в черных одеждах, ни в кельях убогих, ни во всем обиходе жизни аскетов. Ныне подвиг духовный сочетается с красотою, ибо красотою насыщен Мир Высший. Красота означает гармонию и совершенство отдельных частей целого. Стройность и созвучие есть основное свойство явлений Высших Миров. Если низшие слои поражают сознание хаосом и дисгармонией, то Сферы Высокие представляют собою их полную противоположность. Вот почему Говорим о согласованности полной и полном упорядочении внутренних энергий микрокосма человеческого, дабы могли они выражаться в полном созвучии с планами Света. В этом созвучии Учитель Света живет постоянно и в теле земном. Ему подражая и ритмом себя утвердив, можно себя подготовить к пребыванию в Мире Надземном. Мир Надземный – это Мир Великого Созвучия, законам которого подчиняется все. И духи, раздираемые дисгармонией, созвучат непреложно сферам низшим, дисгармоничным и несогласованным. Это созвучие несогласованности с хаосом низших слоев. Заповедана согласованность. К ней приводится микрокосм человека. К ней устремляйтесь и ею наполните жизнь. Она уявляется во всем. Согласованность, или ритмичность, физических движений, чувств и эмоций, мыслей и устремлений – во всем добивайтесь ее. Сравните разрушительность так называемых нервных движений с жестами и движениями человека, овладевшего ими – и увидите разительную разницу между этими двумя видами физических движений человека. Уверенное спокойствие, ритмичность или плавность движений противопоставляется нервным, спазматическим, неуравновешенным движениям людей, собой не владеющих. Проследите за движениями, походкой и жестами нервнобольных, сумасшедших – и увидите их эту особенность, доведенную до предела хаотичности, когда бесконтрольные движения полностью овладевают человеком. Опасайтесь этих явлений даже в их самом зачатии, ибо конец нехорош.

     Никакие причины, никакие ссылки на болезнь или болезненное состояние нервов не могут служить оправданием утраты власти над собою. Дух, владыка тех оболочек, которые его облекают, не может быть в их подчинении ни при каких условиях. Это надо твердо запомнить. Дух над всем. Ежечасно и постоянно, всеми доступными вам средствами и способами, всем пониманием утверждайте власть вашу над телом своим, над всеми телами своими, над всеми проводниками духа, в которых он и через которые он действует и себя проявляет. Долог путь утверждения власти над ними, но она достижима, и хорошо потрудиться над этим. И для этого достижения ритм и его применение будет надежной и верной поддержкой и силой, дающей возможность достичь.

      Сын Мой, течению дней твоих течение Дней Моих противопоставь и стремись удержаться в понимании Дней Моих, дабы дойти до Дня Моего. Много дней человеческих жизни обычной перед сознанием людей протекает – как песчинок, их без конца. Но в Днях Моих почуешь Дыхание Космической Жизни, духом вознесшись над суетой дня. Для этого даются духу крылья. Крылатая мысль вознесет, и мыслью крылатой коснешься того, что недоступно обычному мышлению. Утверждай, вопреки ярости плоти и иллюзий ее, ты мира незримого явность. Живи в двух мирах, но тесно объединенных и связанных между собою, чтобы не утратить понимание действительности. Видеть лишь материальную сторону явлений, обычному глазу доступных, значит видеть лишь половину явления, корни которого уходят в Мир Тонкий. Такое понимание будет всегда однобоким и несовершенным, то есть неверным.

      Биполярное зрение включает видимость плотную и видимость тонкую. Чтобы усмотреть это различие, сравните физический облик человека со всем его внутренним миром, уходящим в невидимость, сравните плотную оболочку с другими телами, недоступными земному зрению, и явно поймете, о каком двустороннем и полном понимании жизни явлений идет Наша речь. Вдумывайтесь в текущие явления жизни, проникая в невидимую их глубину. Видим лишь внешние формы того, что основанием своим погружено в невидимость, как ледяная гора в глубину океана. Опыт дает представление о том, какова эта часть ледяной громады, не видной для глаза. Так же и во многом другом опыт поможет невидимое мозгу усмотреть сердцем и духом. Можно в сознании держать то, что видимо глазу, дабы сущность явления могла тем легче предстать перед внутренним оком. Ибо, удерживая внешнее, удерживаем тем самым и явление в целом, нужно лишь на него устремить луч мысли. Так, держа перед глазами Мое Изображение, духом касаетесь Моей Сущности, и невидимое начинает уявлять себя в видимом.

      Держа в сознании то, что доступно восприятию, старайтесь проникнуть за покров внешней формы, слышите ли речи людские, наблюдаете ли выражение глаз, улыбку ли черепа видите явно. Словом, за всем, что внешние чувства приносят, тщитесь невидимое, скрытое за ним, усмотреть. Особенно интересно наблюдать и чуять внутреннего человека под внешнею формой доступной. Сложно и длинно познание людской сущности. Сколько лет иногда требуется, чтобы человек обнаружил себя, потому не верьте словам и даже делам, но чуткости сердца доверьтесь, если проснулось оно. Потому и Говорим о сердце и познавании сердцем. И там, где мозг не усмотрит, чуткое сердце почует. Видьте сердца глазами. Ими видеть учитесь, иначе слепцам уподобитесь, хотя и с глазами. Часто слепыми Учитель называет людей не потому ли? Не потому ли, что видят они лишь очевидность – мир половинчатой действительности? Чаще прислушивайтесь к тому, что говорит сердце и что говорят сердцу люди и вещи сами о себе, не навязывая ему своих собственных неверных и поверхностных мозговых впечатлений. Применяйте реакцию на сердце. В химии применяется реакция на лакмус или другие индикаторы, а вы применяйте реакцию на сердце. Чаще пользуйтесь этим изумительнейшим прибором аппарата человеческого, и будет он утончаться и совершенствоваться непрестанно. Сердца откройте глаза.

      Удел человека – творчество. Все, что видит глаз вокруг и в беспредельном пространстве, все есть продукт творчества духа. Цель эволюции – возвести человека на высочайшие ступени творчества. Планетные Духи тоже были когда-то людьми. Ныне Они Творцы и Создатели миров. Это и есть вершина могущества духа, хотя и не самая еще высочайшая. Мечтают об оккультном могуществе, о магических кольцах и волшебных жезлах, о шапках-невидимках и коврах-самолетах. Но удел творческий превыше всех этих детских мечтаний, ибо, воистину, ставит человека на ступень богов, ступень богочеловека, все в нем, в глубинах его существа. Потенциал человеческого духа велик, глубок и неисчерпаем. Люди стремятся к богатству и славе земной, преходящей, люди хотят столь малого по сравнению с великими возможностями, являющимися их космическим уделом, наследием и неотъемлемым правом. Все заключено в человеке: все аппараты, все лаборатории, все приборы, все изобретения науки. Ищут новые энергии, но они – в человеке, экспериментируют с энергией атома, но и она во власти человеческого духа, думают о междупланетных полетах, но дух может летать, и летать можно в духе, ибо в человеке заключено все. И все попытки науки есть не что иное, как стремление найти и утвердить вовне то, что заключено в потенциале своем в неисчерпаемой и беспредельной сложности человеческой сущности.

     Истинно, Говорю вам, вы боги. Слова Спасителя кроют в себе нечто, о чем у людей не хватает смелости думать и быть последовательными до конца. Невежды будут кричать: невозможно, недостижимо, смертен и немощен человек. Да! Смертен, да! Немощен, но немощно и смертно тело, но бессмертен дух, и живет человек в беспредельности, вечно живет, накапливая сокровища воли, энергии и сердца, углубляя и умножая знания и власть свою над всякою плотью, то есть над материей всех планов, видимой и невидимой. На этом бесконечном пути возможен беспредельный рост могущества человека. Кто-то читает мысли, кто-то ходит по раскаленным углям, кто-то видит будущее и читает прошлое, как раскрытую книгу, кто-то лечит на расстоянии, кто-то поднимается на воздух, словом, тысячи чудеснейших феноменов производит аппарат человеческий. То, что достижимо для одного, достижимо для всех. Это надо осознать, и недостижимое сегодня достижимо завтра или через тысячу лет, сто тысяч, миллион лет. Но в распоряжении человека – вечность.

      Следовательно, достижимо все. Из жизни в жизнь, из воплощения в воплощение, на этом плане и том, на этой планете и будущих обиталищ духа, на этом чудеснейшем пути вверх, к безграничному могуществу духа можно достигнуть всего. И то, что сегодня было мало-малейшим зерном достижения, в грядущих веках даст свои всходы и мощною силой станет. Надо лишь сердцем понять и духом почуять эту единую неизменную цель жизни – стать сотворцами Пламенных Логосов и суметь пронести эту идею яркой и незамутненной через все жизни, умножая и накапливая данную человеку от начала времен космическую власть над материей во всех формах ее проявления. Кто-то устрашится величественности и трудности задачи. Но не от мудрости страх. Кто-то не поверит. Кто-то предпочтет чечевичную похлебку величию духа. Но кто-то поймет, что зерно малое вырастает в огромное дерево и что сама Беспредельность ручательство духу дает во вседоступности его устремлений.

      Всемогущество, всевидение, всезнание – конечная цель эволюции духа, и те, кто стоит на Лестнице Иерархии Света, ими обладают в различных степенях, но никто не может сказать, что кто-то достиг самой вершины всех этих высочайших качеств духа, ибо Беспредельность означает беспредельную возможность эволюции и совершенствования всего, что находится в ней, до Духов Великих и Наивысших. Движется и развивается все, и растет в своей мощи, и нет предела этому космическому процессу. Удел человека на вашей Земле – понять свое космическое назначение и, поняв, внести в жизнь каждого дня осознание того, что надо начать, хотя бы с самого малого, утверждать в себе на деле и практически, сейчас, в этой жизни, зачатки и зародыши этих великих возможностей. Пусть будут малы они, но плод вызревает во времени. И совершенно не важна их малость, но важно необычайно, что что-то, хотя бы самое малое, было утверждено и получило начало, импульс движения, дабы в веках, на пути беспредельного развития духа, это малое стало большим, а потом и великим. Так всякое преодоление чего бы то ни было силу рождает. И всякое практическое утверждение примата Духа над плотью власть над материей и энергиями приносит. Поймите же значение самомалейшего в жизни. Оно ведет к достижению недостижимого, к вседостижимости и всемогуществу духа. Запомните: для духа достижимо все, ибо дух есть огонь, в вечности сущий. Ныне, сейчас, мудро разбрасывайте на пути своем в Беспредельность зерна будущих достижений и знайте, что достигнете всего, чему дух ваш положит начало.

      Если в будущем мир нельзя преобразить так, как хочет ваша воля, ибо преображение мира зависит от коллективной воли человечества, то себя самого человек в будущем может сделать таким, каким хочет. И что пользы человеку, если он весь мир преобразит, а сам останется прежним. Лучше подумать о том, как утвердить непреложно процесс своего собственного преображения. В одночасье его не достичь. Но утвердить самый процесс можно, ибо нет таких условий и не может быть, в которых невозможно было бы совершенствование духа. Всегда можно что-то улучшить, что-то укрепить, что-то углубить и продолжить. Качества духа столь разнообразны и многосторонни, что в любой момент можно взять какое-то из них, наиболее звучащее, и упрочить его. К примеру, возьмем стойкость, спокойствие, постоянство, сдержанность, владение собою, или любовь и преданность Учителю, или зоркость, или внимательность, или умение отрешаться от себя, погружаясь в процесс наблюдения человека и людей окружающих. В каждый момент, каков бы он ни был, можно что-то найти, чтобы в себе утвердить это с новой силой, и когда силы уходят и пожираются тьмою, попробуйте могучим усилием воли их снова собрать, сосредоточив в фокусе магнита духа. Когда силы слабеют, утверждать силу духа будет уже достижением перед лицом противодействующих условий. А вы силу в себе утверждайте, несмотря ни на что. Знаю, что дух несломим, вечен и неуничтожаем, и силу его утверждаю в себе вопреки очевидности ярой. Так забросайте врага и малым, и великим, ибо духу враждебна сама сущность окружения плотного. Все потонуло во мраке, и тьма рычит на Носителя Света. Немудрено, что так тяжко. Но Мы Победим и те, кто с Нами. В этот час беспросветный планетный о победе Говорит Учитель и ее Утверждает.

      Беспредельность есть форма выражения сущности Космоса. Жизнь беспредельная выражена в каждой ее форме. Конечна форма, но бесконечна оживляющая ее жизнь. Материя вечна, но временны формы ее. Начало каждого атома и энергий, его составляющих, уходит в бездонные глубины вечности и теряется в них. Все беспредельно, беспредельны и мы. За каждым явлением в нас и вне нас идет другое, его опередившее, за ним – третье, и так без конца в бесконечности цепи причин и следствий. Но все связано со всем бесчисленными нитями связи, ибо все есть Едино. Нет явлений отдельных от мира... И человек, дитя Беспредельности, является наследником всего, что находится в ней. Закон Мира Гласит: "Хотящий получает". Когда-то и где-то, но желающий определенного порядка явлений дух как-то и в форме какой-то реализует желание свое. Энергии микрокосма человеческого, устремленные в пространство вокруг, как концы магнита, притягивают к себе из окружающих сфер элементы, созвучные его устремленным энергиям, и создают из них желаемые формы.

      Устремление есть штурвал корабля духа, в Беспредельности несущегося в Будущее. Устремлением направляется человек в сферы осуществления сущности этого устремления, к условиям, этому устремлению созвучным. Из беспредельности многообразнейших форм и условий дух избирает созвучные и обогащает ими сознание свое. Карма соткана из прошлых устремлений человека, запечатленных в его ауре в виде кристаллов соответствующих им энергий. Сам породитель, сам же и жнец, и притом часто забывающий о прошлых посевах. Но когда перейдена черта, отделяющая обычного человека от человека, вступившего на путь жизни, перед вступившим открываются беспредельные возможности магнитной мощью огненных энергий духа черпать из Космического пространства все, к чему устремляется дух. Сознательное применение магнитной сущности устремления не ограничено ничем, кроме воли того, кто его применяет.

      Архат – это микрокосм, все энергии которого направлены к цели единой – бесконечного совершенствования духа. Иерархия – как устои моста в Беспредельности, а Беспредельность – как необъятное поле будущих нахождений. Беспредельность – дом духа Архата, но основание его – Иерархия, ибо без Иерархии дух потеряется в беспредельном пространстве. К чему устремится, и как, и куда, и кто же укажет пути, и кто же поможет, и кто же поддержит? Но решение всего у Нас, в руках Иерарха, Ведущего дух в Беспредельность. Путь этот в Беспредельность Указуется формулой "Дерзай, чадо". Но если дух не знает, на что дерзать, то как же зажечь дерзновение? Значит, прежде чем дерзать, надо знать, чего хочет дух. И Ведущий Указует путь звездный дерзаний. Именно духом восставшим, осознающим судьбы свои, вдохновляется человек на дерзание. Торгаши духа боятся проведения более длинной линии и ограничивают желания и чаяния свои пределами одной жизни, и житейским аспектом ее, и благополучием плотным, но искатель пространственных сокровищ не устрашится забросить сеть свою в Беспредельность, не ограничивая себя временем: ибо вся вечность принадлежит ему, – и взять богатый улов. Ибо то, что невозможно в воплощении данном, возможным и легким окажется в новом, или одном из последующих, или на планах иных. Дети огня, мощно дерзайте, дерзайте даже на самое недостижимое, ибо Дано будет вам в силу Закона.

      «Урусвати усвоила Ритм Горний. Йог знает, как нелегко сгармонизировать центры, при хаосе, бушующем вокруг. Великое самоуглубление требуется, чтобы познать вибрации звучаний горних; при этом даже доброжелатели могут доставлять заботы.
     Можно отметить две крайности: с одной стороны, человек, начавший получать Надземные Вести, считает такие проявления пустяками и не придает им значения, вместо внимания и изучения; с другой, найдется легковерный, который каждую психическую вспышку считает достижением и посвящением.
      Невозможно собрать воедино таких крайних мыслителей. Нельзя им сказать на одном языке, едиными словами. Придется каждому порознь сказать о его заблуждении, но нужно быть готовым, что оба впадут в обиду и вместо блага получится вред. Лучше осторожно намекнуть, и пусть сама жизнь остановит заблуждающихся. У каждого из них имеется хотя бы самое слабое понятие о Надземном Мире. Со временем такие прозрения станут ярче и наступит день, когда можно будет побеседовать от сердца к сердцу.
      Мыслитель говорил: «Друг, к чему тебе совершенствование, если не чуешь, что есть Общее Благо?» Учение Живой Этики: Надземное, 917.

______________
* Первая часть – размещена в Стихи.ру 12 февраля 2012 г.
   Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3


                Е.И.Рерих
                КОСМИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ И ЕЁ ЦЕЛЬ (НАЗНАЧЕНИЕ)
             Опубликована впервые в журнале «Новая Эпоха», 1999, № 1 (20)

      Священные писания всего мира свидетельствуют о том, что с древнейших времён человеческий ум делал различные попытки понять законы, управляющие феноменами (явлениями) Вселенной, и объяснить процессы, применяемые Природой для совершения (проявления) этих феноменов.
      Ветхий Завет, Зенд-Авеста и Веды являются теми писаниями, которые увековечили такие попытки трёх великих народов — евреев, парсийцев или иранцев, индусов или арийцев; хронологически Веды наиболее древние из них.
      Ветхий Завет и Зенд-Авеста, признавая внекосмического личного Бога, описывают особое творение Вселенной из ничего в определённое время. Мы все знакомы с легендарными описаниями творения, представленного в книге Бытия. Господь закончил творение Вселенной в шесть дней, дал ему солнце, луну и звёзды; "светило большее для управления днём и светило меньшее для управления ночью и звёзды".
      Он одел землю растительностью, травами, деревьями и населил её животными всех родов, вдунул дыхание жизни в лицо человека и всё дал ему, кто был венцом творения. В Зенд-Авесте мы находим такое же описание особого творения Вселенной внекосмическим Богом — Ахура Мазда. Но мы будем тщетно искать подобного описания творения в Ведах, наиболее древних из священных писаний арийцев, обитающих в Индии. Те, кто тщательно изучал монументальный и обширный труд Риши, или провидцев Истины древней Индии, поражены, не найдя в них описания об особом творении Вселенной из ничего.
      В поисках Истины поэтически настроенные умы ведических мудрецов парили высоко над тучами невежества и суеверий в бесконечном пространстве вечной Истины, когда они вопрошали и отвечали на такие, вопросы, как: "Кто видел Перворождённого?" "Где была жизнь, кровь и душа Вселенной?" "Кто может сказать, откуда это творение? Боги (Дэвы) не могут, ибо они явлены были позднее." "Кто может знать, что есть Источник и сотворен он или нет?" (Риг-Веда X, 129 гимн). Такие вопросы не могли зародиться в некультурном уме. Они не могли быть результатом невежественных и суеверных умов, которые не в состоянии понять или усвоить мысль и представление о Боге более великом, нежели глыба камня или дерева. Много ли людей и сейчас задаются подобными вопросами и многие ли могут разрешить такие проблемы? Может ли ум, который верит в многобожие, как в высочайший идеал, спрашивать — откуда это творение? "Боги не могут, ибо они появились позднее".

      Может ли идолопоклонник, склоняющийся в страхе и почитании перед идолом и обоготворяющий его, как Бога Вселенной, вопрошать: "Кто знает, была ли со¬творена или нет эта Вселенная? Тот, кто правит в высочайших небесах, знает, но может быть даже Он не знает?" — Эти вопросы задавались ведическими мудрецами, жившими в доисторические времена, когда прочие народы находились ещё в своём младенчестве; когда чтение и письмо не были известны, когда современные и школы и университеты ещё не мерещились и те разнообразные инструменты, которые мы встречаем в лабораториях учёных и считаем необходимыми средствами для приобретения знаний, даже не снились во снах. Эти сомнения поднимались или возникали, когда образование заключалось или зависело от внезапных озарений, которые приходили неожиданно в простые и истину ждущие умы. Именно в такие времена древние мыслители Индии задавали эти вопросы. Получили ли они ответ на них? В одном из гимнов Риг-Веды, которую следует отнести, может быть, к пяти тысячам лет до Рождества Христова, мы находим ответы на эти вопросы.

      "Перед проявлением этой феноменальной Вселенной не было ни несущества, ни существа, ни атмосферы, ни небес. Смерти не было, потому и бессмертия не было; не было ни дня, ни ночи. То Единое лишь дышало без вздоха в сущности своей. И ничто другое не имело бытия. От этого зародыша произошли мощные творческие силы, пророда внизу и энергия вверху". (Риг-Веда X, гимн 129.) Также в "Упанишадах" сказано: "От этого недифференцированного Абсолютного Бытия постепенно развивались жизненная сила, ум и все центры чувств, эфир, тепло и всё, что является газообразным, жидким и плотным". (Мундака Упанишад II, 1, 3.) Действительно, для наших учёных поразительно видеть, что в такие древние времена мыслители и философы Индии открыли, что ум, мысль, рассудок, эфир являются результатами эволюции единой недифференцированной причиной энергии. В другом "Упанишаде" сказано: "Вся Вселенная, прежде чем началась эволюция времён и форм, пребывала потенциально в этом непроявленном, причинном состоянии". Эта причинная энергия называется разными философами различными именами, как Авиактам, Пракрита или Майя, но значение её одно — недифференцированная, причинная энергия.
      Что же касается до процесса космической эволюции феноменальной Вселенной, то мы находим следующие описания:

      "От недифференцированной, первозданной энергии произошёл (эволюционировал) эфир". Затем эфирные частицы атомов начали вибрировать; и это вибрационное состояние эфирного океана описано как Вайю или как то, что вибрирует, или движется, или дует. Это состояние чрезвычайного жара, вызвано было притяжением и агрегацией материи. По причине высокой температуры оно иногда описывается, как газообразное состояние материального мира. Потому происхождение жара или теп, по-санскритски Агни, описывается как третья стадия космической эволюции. Когда этот чрезвычайный жар начинает излучать, и океан газообразной материи охлаждается, газообразное состояние изменяется в жидкое, на санскритском языке — это Апах, что означает жидкий. Когда же, при дальнейшем излучении (радиации) жара в пространство, охлаждается и жидкое состояние, то частицы материи появляются в форме плотной массы, которая по-санскритски называется Притхиви, или плотностью. Таким образом, плотная материя ещё больше охлаждается и зародыш жизни начинает проявляться на физическом плане, сначала в форме растений, потом животных, и, наконец, как человек. (См. Таиттирия Упанишад , II, 1.)

      Это является основным изложением первейших и наиглавнейших стадий космической эволюции, встречаемое в ведической литературе. Это есть краеугольный камень, на котором была воздвигнута величественная надстройка доктрины эволюции посредством научных и логических процессов позднейшими философами. Среди шести главных школ философии в Индии система Санкья философа Капилы посвящена всецело систематическому, логическому и научному объяснению процесса космической эволюции. Капила, согласно предположению востоковедов, жил в седьмом веке до Рождества Христова. Он может быть назван отцом индусской эволюционной теории. Его космология распространилась далеко и широко по всей Индии, и все те, кто при ходили в соприкосновение с древними арийцами, более или менее подпадали её влиянию. Нет ни одной древней философии в западном мире, которая не заимствовала бы нечто из системы Санкья Капилы. Идею эволюции, которой придерживались древние греческие философы и неоплатоники, можно проследить и отнести к влиянию философской школы Санкья. Профессор Е.В.Хопкинс в своём труде "Религии Индии" говорит: "Платон полон идей Санкья, разработанных им, но заимствованных им от Пифагора. До шестого века до Рождества Христова все религиозно-философские идеи Пифагора были весьма распространены в Индии (Л. фон Шредер "Пифагор"). Если бы было лишь два-три таких случая, то они могли бы быть отставлены, как случайные совпадения, но такие совпадения слишком многочисленны, чтобы быть результатом случайности" (стр. 559). Далее он говорит: "Неоплатонизм и христианский гностицизм обязаны во многом Индии. Гностические идеи, что касается до множества небес и духовных сфер, произошли из индусских источников. Душа и Свет — едины в системе Санкья, прежде чем они стали такими в Греции. Когда они появились объединёнными в греческой философии, то это благодаря мысли, заимствованной из Индии. Знаменитые три качества в системе Санкья проявляются, как гностические три класса" (стр. 560).

      Что касается до неоплатонизма, то профессор Гарбэ говорит: "Мировоззрение Плотина совершенно согласуется с воззрением системы Санкья. Порфирий, ученик Плотина, написал Йогическую доктрину непосредственного восприятия, ведущего к соединению с Божеством. Бесспорно известно, что это было списано Порфирием с трактата Бардезанса, который содержит изложение из "Браман", в то же время во многих случаях он просто повторяет факты из философии Санкья." ('Религии. Индии", стр. 561). Говорят и вообще предполагается, что Пифагор прибыл в Индию и изучал начала этой философии, затем распространял её в Греции и Александрии. Греческая легенда полна описаний его путешествий в Египет, Финикию и Индию. Профессор Хопкинс говорит: "После тщательного просмотра и изучения точек соприкасания и после, насколько возможно, беспристрастного взвешивания исторической очевидности за и против оригинальности Пифагора, мы не в состоянии прийти к иному заключению, нежели к тому, что греческий философ заимствовал всю свою систему из Индии" (стр. 559).

      В системе Санкья особенно поражающе, что её ультимативные заключения гармонируют и совпадают с выводами современной науки.
   Во-первых, ничто не может произойти из ничего.
   Во-вторых, следствие заключено в причине, то есть следствие есть причина воспроизведённая или, иными словами, причина есть потенциальное или непроявленное состояние, и, когда оно проявлено, оно называется следствием.
   В-третьих, разрушение означает возвращение следствия к своему причинному состоянию. До позднейшего времени эта истина опровергалась многими западными учёными.
   В-четвертых, законы Природы однообразны и регулярны во всём. То, что имеется в микрокосме, имеется и в Макрокосме.
   В-пятых, построение Космоса есть результат эволюции космической энергии, именуемой Пракрити.

      Таковы некоторые главные заключения, к которым пришёл Капила через наблюдение и опыт, следуя точно правилам индуктивной логики. Капила понимал закон притяжения и отталкивания, когда он утверждал знаменитый афоризм, который гласит: "Появление феноменов обязано процессу Рага, или притяжения, и Вирага, или отталкивания". Согласно Капиле, Пракрити или недифференцированная причинная энергия не сотворена и вечна, но бесчувственна. Это есть состояние равновесия всех сил, находящихся во взаимоотношении и являющихся его выражениями. Здесь мы встречаем первую мысль о корелляции или соотношении сил, которые проявляются в субъективном и объективном мире.

      В этом состоянии равновесия нет ни творения, ни феноменов. Когда равновесие этих сил нарушено, тогда начинается процесс эволюции. Этот процесс продолжается миллионы лет, а затем начинается космическая инволюция, или разложение. Процесс инволюции есть лишь обратная сторона процесса эволюции. За эволюцией следует инволюция, а за инволюцией снова следует эволюция. Цепь эволюции, инволюции и снова эволюции являет круг. Он без начала и конца. Период космической эволюции называется на санскрите кальпою или же циклом. Период инволюции — другой цикл. При конце одного цикла космического разложения феноменальный мир возвращается к своему причинному состоянию.
      Капила описывает, каким образом и посредством какой силы нарушается состояние равновесия Пракрити, каким образом духовный прилив Пуруши, или абсолютного духа, озаряет Пракрити и порождает деятельность к эволюционированию. Затем он описывает, как Пракрити, будучи озарена духом, сначала эволюционирует в космический Разум, а затем в космическое Эго. Это и есть состояние, когда космический субъект и объект уже дифференцированы. Первая стадия эволюции космической энергии в объективные феномены есть Акаша, эфир. Современные учёные не совсем уверены, что касается до стадии, имевшей место до выявления эфира. Когда эфирные частицы начинают вибрировать и двигаться, результатом этого являются — свет, тепло и газообразное состояние материи, затем постепенно оно переходит в состояние жидкое и плотное; сначала тонкие формы, атомы и молекулы (танматра на санскрите) и затем плотные, грубые элементы. Из этих тонких частиц материи, говорит Капила, развились ум или внутренний орган, органы чувств и чувственные орудия органических животных. Исходя от грубых элементов, Капила анализирует предметы восприятия и говорит, что каждый плотный предмет состоит из сочетаний тонких форм материи — то есть молекул и атомов; он относит атомы к их причинному состоянию Пракрити или вечной энергии и называет их центрами сил.

      Итак, мы видим, что около седьмого века до Рождества Христова великие мыслители Индии открыли ту же истину, которую современные учёные недавно лишь вновь открыли. Если мы рассмотрим теории эволюции Космоса, согласно современным эволюционистам и астрономам, мы увидим, что они пришли к тем же выводам или заключениям. Профессор Ле Конт Стевенс говорит, что если мы примем гипотезу туманности, то мы можем понять, что эволюция земли и прочих планет происходила на протяжении веков из первозданной туманной материи, рассеянной в пространстве, при температуре такой же низкой, как та, которая рассеяна в междупланетном пространстве, именно, на несколько сот градусов ниже, нежели температура самой холодной зимней погоды. В этом океане туманной материи, если какая-либо одна точка становится плотнее окружающей её материи, она делается центром притяжения. (Это напоминает теорию Санкья, что эволюция начинается, когда равновесие свойств материи нарушено, вследствие разницы в плотности какой-либо части Пракрити.)

      Агрегация материи вызывает остановку в движении, ибо частицы, движущиеся к центру, останавливаются, но их энергия не уничтожается. Массовое движение изменяется или переходит в движение молекул, которое проявляется в виде температуры. "Чем сильнее агрегация, тем выше температура". Радиация тоже начинается, как только поднимается температура, но скорость усиления или утери тепла не будет непременно одинакова. Слабообозначенная масса газа становится постепенно вязкой до тех пор, пока не достигается состояние плотности, вероятнее всего, у центра. Таким образом, мы имеем большие центральные плотности, развивающие сильнейший жар; плотность переходит через елеощутимые градации в вязкую смолистую оболочку, почти такую же жаркую. Эта оболочка, в свою очередь, становится менее вязкой у наружного слоя, пока не достигается состояние, которое мы обычно называем жидким, но в данном случае, оно разнится или отличается тем, что вначале нет чётко определённых границ между этим состоянием и окружающими плотными газообразными материалами. По мере того, как температура падает, в силу излучения или радиации жара, газообразное состояние переходит в плотное.

      Таким образом, мы видим, как близко совпадают теория профессора Стевенса с теорией эволюции, как она описана индусскими философами. Эти древние эволюционисты Индии прилагали доктрину эволюции к каждому феномену и объясняли, как из малейшего зародыша жизни развилось человеческое существо. Они понимали, что разница между человеком и низшими животными только в степени, а не по существу. Они говорили, что каждый зародыш жизни не разрушим, подобно материи и силе, и прежде чем он выявится как человек, он должен пройти через все стадии эволюции минерального, растительного и животного царства. По этой причине индусы восстают против убийства на пищу или для удовольствия. Индусские эволюционисты отличаются от современных учёных в своём убеждении в непрерывность существования каждого зародыша жизни, от самого низкого состояния до самого высокого. Но тенденция "или направление современной науки состоит в том, чтобы найти, является ли непрерывность существования зародыша жизни фактом в Природе? Каким образом, объяснив процесс космической эволюции, они хотели узнать, имеет ли процесс эволюции какую-либо цель или же нет?

     Прежде чем ссылаться на ответ, который был дан на этот вопрос индусскими философами, посмотрим, не вставал ли подобный вопрос в умах современных эволюционистов, и что они говорят о нём? Этот вопрос является весьма насущным.  Отрешения этой проблемы зависит объяснение цели или смысла нашего земного существования, так же, как и основа этики и религии. Если мы лишь причуды Природы и получили существование благодаря случайности, тогда нет нужды приобретать знания и нет необходимости в этической и религиозной жизни. Нет блага и пользы в добродетели. Если мы водимы лишь слепыми силами нашей среды в борьбе за наше жалкое существование, которое, в лучшем случае, может длиться лишь несколько двадцатилетий, то почему нам не разрушать всё, если поступая так, мы можем жить в полном удобстве и пользоваться удовольствиями и счастьем? Если бы не было цели в процессе эволюции, то почему имеется такое многообразие в её проявлениях? Почему бы существовала эволюция в космическом процессе феноменов? Агностик ответил бы: я не знаю. Но может ли настоящий искатель Истины удовлетвориться таким ответом и радоваться жизни, как невежественное дитя? При настоящих условиях или состояниях нашего ума и восприятия мы не знаем многого; будем ли потому отрицать существование таких предметов? Если мы спросим ребёнка о законе тяготения, он ответит: я не знаю. Примет ли кто за доказательство, что нет такой вещи, как закон тяготения, потому только, что ребёнок не знает и не понимает его? Конечно, нет. Если мы спросим некультурного человека или верующего в историю Творения в книге Бытия, понимает ли или же верит в космический процесс эволюции, он ответит: нет. Не будет ли это просто выявлением его невежества? Так же точно, если кто-либо из агностиков скажет: я не знаю, имеется ли какая-либо цель у космической эволюции, — мы поставим его на тот же уровень, что и невежественного ребёнка или же некультурного правоверного церковника, верующего в догму. Он может быть образован во многих отраслях знания, но что касается до нашей проблемы, то здесь он не более, нежели ребёнок в поисках Истины. Отставив неудовлетворительные ответы агностиков, посмотрим, что говорят лучшие современные мыслители о цели и смысле эволюции. Большинство среди современных эволюционистов верят, что борьба за существование, естественный отбор и выживание наиболее приспособленного являются главными факторами в процессе эволюции. Джон Фиске, один из наиболее выдающихся эволюционистов, которых дала Америка, говорит: "В космическом процессе эволюции, частью и частицами которого являются наши индивидуальные жизни, имеются иные действующие факторы, помимо естественного отбора, и история борьбы за существование далеко не вся история". И далее: "Я думаю, что может быть доказано, что моральные принципы имеют свои корни в глубочайших основах Вселенной и что космический процесс этичен в самом глубоком смысле". Также, говорит он, "этический процесс не только часть и частица космического процесса, но он является его венцом и завершением. Изумительный и чреватый последствиями космический процесс устремлён к духовному совершенству человечества. Это духовное совершенство является истинной целью эволюции, божественным завершением, заложенным в начале всех вещей. Когда Гексли просит нас поверить, что "космический процесс не имеет никакого касания к моральному завершению", я испытываю желание ответить ему вопросом: "Разве космический процесс не существует именно только ради нравственного, морального завершения? Лишите Вселенную её этического смысла, и ничего не останется, кроме призрака и вымысла фальшивой метафизики".

      Итак, мы видим, что согласно Джону Фиске, конечной целью и смыслом эволюции является совершенствование этической и духовной природы человека. Что подразумевает этот писатель под духовным совершенствованием? Он говорит: "Конечная цель этического процесса есть усовершенствование человеческого характера" (стр. 114). Далее он говорит: "Таким образом, когда земной дух идёт, не торопясь, но тем не менее неустанно, и ткёт на станке времени видимое одеяние Бога, мы начинаем понимать, что даже то, что казалось нам ошибками и недостатками, от самого начала было включено в завершение всемудрого и всесвятого назначения или цели, именно усовершенствование духовного человека по "образу и подобию его Небесного Отца" (стр.115).

      Теперь посмотрим, что говорят индусские философы о цели эволюции. По их мнению цель космической эволюции Пракрити есть конечное освобождение Пуруши, или истинного духа человека, из оков невежества, несовершенства, самости и достижение совершенной свободы, что есть иное определение для совершенства. Пока мы связаны определёнными условиями, будь то умственные или физические, мы не свободны.

      Если мы внимательно изучим процесс эволюции, мы увидим, что существует выражение этой цели в эволюции животной формы. Эта форма достигает совершенства на этой Земле при настоящих условиях, когда образуется человеческая форма. Эволюция животной формы выполняет свою цель, когда она достигает человеческой формы. Не может быть более высокой формы на Земле, нежели человеческая, при существующих условиях. Если эти условия изменятся, то изменится и человеческая форма. Если температура Земли станет выше или ниже, чем она теперь, то человеческие формы не будут в состоянии жить; но какие-то иные животные, приспособленные к более высокой или низкой температуре, будут существовать. Мы нуждаемся для нашего существования в определённой температуре, при которой человеческая форма может развиваться и процветать. Природа сначала производит условия окружающей среды и затем выявляет невидимые зародыши жизни и даёт им пригодные формы так, чтобы каждый мог проявить те силы, которые заложены в нём. В животных мы не находим выражения той моральной мощи, духовной мощи, которую один лишь человеческий организм приспособлен выражать. Лишь человеческая форма и организм приспособлены к проявлению высшей любви, самоотвержению и самообладанию.

      Животная природа может быть управляема и преодолена лишь человеком. Если человеческая форма была бы лишь усовершенствованной животной формой и если законы были бы однообразны, разве не могли бы сказать, что целью эволюции является совершенствование форм? Разве эволюция животной формы не остановилась после того, как она создала человека? Цель эволюции формы была выполнена производством совершенного человеческого организма, самого высокого среди жи¬вотного царства. Зародыш жизни должен был тяжко биться, чтобы проявиться как человеческое существо. Эта борьба описана в известном санскритском речении: "Чрезвычайно трудно низшим животным родиться как человеческое существо, ибо Природа тратит много времени, чтобы развить высокий и чрезвычайно сложный организм человека". Лишь человек может называться этическим или моральным, или духовным животным. Из животного плана мы подымаемся через моральный на план духовный.

      Животный план есть план узкого, ограниченного сознания низшей самости, где животное отождествляет себя со своим телом и думает о себе обособленно от всех других. С животного плана мы эволюционируем – через моральный в духовный план. И чем меньше выражена в нас низшая самость, тем выше поднимаемся мы над планом животным. Когда мы признаём "эго" ближних, хотим им блага и ищем, как бы помочь им, тогда мы достигли так называемого человеческого плана. Это есть начало моральной жизни. Тогда мы признаём не только свои права, но и права ближних. Это выражено в Золотых Правилах: "поступайте с ближними, как вы хотели бы, чтобы они поступали с вами". Но лучшее выражение этого морального закона мы находим в словах Иисуса Христа: "'возлюби ближнего, как самого себя".

      Когда мы начинаем любить других, так же как мы любим самих себя, мы истинно становимся нравственными. Тогда мы не думаем, что прилежа к пище, питью и порождая детей, как и низшие животные, мы выполнили высшее завершение и цель жизни. Мы понимаем, что завершение смысла жизни состоит в любви ближних, как самих себя. Тогда только мы достигаем освобождения из оков самости. Это освобождение может быть достигнуто лишь через высшую форму любви истинного "Я" в других. Эта истинная, лишенная самости любовь возможна, когда мы осознаем свою истинную природу, потому она зависит от познания нашей истинной природы. Каждая индивидуальная душа, согласно индусской философии, должна стать совершенной, свободной и лишённой самости. Душа достигает тогда плана духовности. Человек может быть моральным, не будучи духовным, но духовный человек никогда не может быть не моральным. Некоторые люди полагают, что моральная жизнь не нужна, не является необходимостью для духовности. Они ошибаются. Возможно, что под духовностью они представляют себе нечто отличное от того, что под этим термином предполагали Великие Учителя. Духовность заключается в совершенстве моральном.

     Таким образом, каждая индивидуальная душа должна достичь морального совершенства, прежде чем она назовётся духовной. Индусские философы не верят, что человек должен стать моральным из страха перед вечным наказанием, но он должен стать таким через естественный процесс эволюции. Когда духовность вполне нами достигнута, душа осознаёт свою духовную природу и проявляет божественность свою в каждый момент своего земного существования. Тогда и только тогда цель эволюции выполнена. Мы все должны достичь того состояния или той стадии духовного совершенства, которое "является конечною целью эволюции. Потому в Бхагават Гите сказано: "Тот, кто осознал свою божественную природу, побеждает все стадии эволюции, приобретает всё счастье, которое может быть достигнуто в высших небесах, становится свободным от всех несовершенств и наслаждается вечною благодатью в этой жизни".


Рецензии