сказка о маленькой девочке

когда дует теплый и сладкий ветер с босфора, когда муэдзин созывает мусульман стамбула на первый утренний намаз, когда купола голубой мечети особенно прекрасны в рассветном солнце, а брусчатка на площадях стамбула еще блестит от влажных капель ночи, вот ровно в это время просыпается старый дух визиря, живущего в айя-софии. он живет там уже много лет и привык, что времена султанов и визирей, королей и пророков, славных войн и героических подвигов давно минули. он привык и к тому, что сам стал бесплотой тенью, которую мы не заметим, даже если столкнемся с ней лицом к лицу. но вот с чем он никак не может смириться, это с тем, что память его становится слово дырявое решето и отказывается хранить в себе то, что когда-то и было его жизнью. чтобы истории о султане, визире и их близких не канули в лету, он иногда превращается в сладкий ветер босфора и навевает людям свои истории. как правило, слышат его только законченные безумцы, поэты или влюбленные. но ему достаточно и этого, потому что это означает, что жизнь его и его истории продолжатся в чьих-то воспоминаниях.
историю, которую я хочу тебе рассказать, кажется, тоже нашептал мне именно он. впрочем, возможно это был совсем другой ветер - теплый ветер с джамитьена, молодой и порывистый, дарящий страстную любовь и сжигающий сердце нетерпением. а может быть это вовсе был ветер рек ангра дус реис? не важно... не важно которому из духов пришлось танцевать, чобы эта история добралась до нас с тобой, потому что главное сделано: музыка зазвучала.
маленькая принцесса жила в удивительном саду. по всюду ее окружали высокие деревья, в их кронах жили прекрасные сладкоголосые птицы, по земле шелковым ковром стелилась изумрудная трава, небо над этим местом всегда оставалось голубым, а солнце светило согревая, но не обжигая.
маленькая принцесса жила в этом саду возможно всю жизнь, а возможно и еще дольше, и сколько себя помнила она жила там совсем одна. когда она была совсем маленькой, местные животные иногда приходили поиграть с ней и заботились о ней, а когда она подросла то сама стала заботиться о своих друзьях: поливала сад из своей золотой лейки, собирала урожай, когда яблони изнемогали под тяжким грузом спелых яблок, играла с ланями и косулями, которые водились здесь в изобилии. принцесса привыкла так жить и не ощущала одиночества. весь ее день проходил в заботах о саде, который был ей родиной, семьей и домом. лишь иногда ей смутно казалось, что что-то не так, что сад был таким пустынным не всегда, но она быстро отгоняла эти мысли, как некстати налетевший северный ветерок.
ты спросишь, почему же она ни разу не вышла из сада? она пыталась, но куда бы они ни шла, сад продолжался и там. все ее попытки уйти ни к чему не приводили. да и куда бы она пошла? жизнь здесь была ей понятна и знакома, а кто знает, что может ждать маленькую принцессу за пределами волшебного сада? вот она и не стремилась ничего менять.
но однажды утром принцесса проснулась и сразу ощутила странные перемены. ветер переменился! вместо приятного бриза, который сопровождал ее всегда, она проснулась под горячим ветром пустыни. это еще не был хамсин, властно швыряющий тебе в лицо пригоршни песка, но от этого ветра определено не приходилось ждать ничего хорошего. солнце начало непривычно припекать, крона деревьев почему-то больше не спасала от его лучей, а небо стало таким ярким и высоким, что казалось слюдяным. принцесса впервые по-настоящему испугалась. ее друзья-животные, с которыми она привыкла играть, жались к ней, как будто прося защиты. но кого она могла защитить, маленькая испуганная девочка, в центре сада, который враз стал жестоким и жгучим?
когда день закончился и наступила прохлада ночи, девочка испытала невероятное облегчение. ей уже стало казаться, что так будет всегда: обжигающий резкий ветер, палящее солнце и беспомощные взгляды станут ее вечными спутниками. но ночь сменила климат. вновь подул мягкий бриз, в воздухе заискрилась прохлада, полетели светлячки, подсвечивая кроны деревьев.
 - ночь, милая ночь, пожалуйста, останься с нами навсегда, - страстно прошептала девочка. она ужасно боялась, что через несколько часов милый уютный сад снова превратится в раскаленное пекло. ночь обнимала ее своими темными бархатными рукавами и, казалось, успокаивала, укачивала как дитя.
 - тш, тш, моя девочка... все пройдет, все пройдет как сон. это и есть сон, - словно бы говорила ночь, укачивая принцессу.
и она действительно уснула. а когда проснулась вокруг все еще была ночь. приятная прохлада, легкое тепло, знакомый бриз, свет от светлячков...
 - мое желание исполнилось! - с изумлением сказала она самой себе, - я попросила ночь остаться, потому что испугалась одиночества под палящим зноем и вот, пожалуйста, она здесь. какое-то время девочка и ее звери, которые теперь совсем не отходили от нее и явно искали ее защиты, привыкали жить в ночи. они научились передвигаться по саду в почти абсолютной темноте, придумали новые игры, в которые можно играть, когда темно, но в глубине души девочка понимала, что так не может быть всегда, какой бы спасительной и родной не казалась ночная прохлада.
 - но что, что я должна сделать, чтобы наш сад снова стал самым прекрасным местом во вселенной? что?  - принцесса задавала себе этот вопрос снова и снова, искала ответ в звездах на небе, в меняющемся абрисе луны, спрашивала у ветра, но не находила ответа на вопрос. ответ пришел, когда однажды она успокаивала двух расшалившихся козлят и сказала - прошу вас, перестаньте, пожалуйста, - и они успокоились тут же, и пошли мирно рядом, как ни в чем не бывало.
осознание накрыло ее теплой волной, отдаваясь в ладонях, в кончиках пальцев и где-то глубоко в сердце:
- это же мой сад! он просто слушается меня. слушается моих слов. однажды я попросила ночь остаться и оберегать меня, и с тех пор в моем саду царит ночь. но если я попрошу ее уйти, то день вернется, и возможно, будет именно таким каким я его помню.  - эта мысль заставила ее почти захлопать в ладоши от радости. решение выглядело таким простым и доступным.  - но что если, вдруг остановила она сама себя, вместе с днем вернется и страшный ветер одиночества? ведь я помню и его...   она решила попробовать, и перед сном обратилась к ночи с просьбой уйти и уступить место дню. утром, когда девочка проснулась, на небосклоне, конечно же, сияло солнце. сад вовсе не был враждебным, он был привычным и знакомым, разве что чуть повзрослевшим за время разлуки, наверное, как и она сама.
 - значит, я могу попросить о чем пожелаю? - догадалась принцесса. - и если пожелаю, могу попросить сад отпустить меня и отправиться в путешествие? что ж, пожалуй, так я и сделаю. очень хочется посмотреть, что же находится за его пределами.  на следующее утро не успела девочка сделать и сотни шагов прогуливаясь по саду, как вдруг обнаружила ограду, калитку и легко выскользнула наружу. там она обнаружила наш обычный мир, с его тревогами и волнениями, радостями и печалями, суетой и важными штуками вроде семьи и любви. пока она путешествовала, какой-то один вопрос не давал ей спать спокойно, но сформулировать его она никак не могла. это случилось, когда она смотрела на маму, катящую коляску с двойняшками по саду тюильри:
- а где же моя семья? где мои близкие? где мой настоящий дом? и что было до того, как я оказалась в волшебном саду, а потом ушла оттуда?
она сразу же догадалась, что чтобы ответить на этот вопрос, надо вернуться в волшебный сад средиземья - ведь до сих пор он всегда отвечал на все ее просьбы....
начиная с этого места дух босфора и ветер с джамитьена спорят между собой: старый ветер босфора утверждает, что девочка вернулась в свой сад и обнаружила там папу султана и маму, и старых слуг, которые давно уже сбились с ног в ее поисках. ее оказывается не было целых два часа, и она почти опоздала к ужину в честь своего семилетия, на котором ее ждали шоколадный торт и новый пони.
а молодой теплый ветер с джамитьена уверяет, что и не было никакой дороги в волшебный сад: девочка выросла и создала собственную семью, с собственными детьми, а про сад своего детства лишь иногда вспоминает во сне.
если хочешь, выбери себе тот финал, который тебе больше нравится. ведь по правде говоря, они оба те еще выдумщики, и завтра могут придумать совершенно другое продолжение, а то и вовсе новую историю.


Рецензии