7. баланс

7.    БАЛАНС


Несколько раз и альпинисты к нам примыкали. То кому-нибудь из них Сванетию посмотреть захочется, то к морю спуститься, пройдя с нами пару перевалов. Но, честно говоря, нам было с ними тяжеловато. Вернее, им с нами.
Ведь ходить так, как ходили мы, наверно, не очень-то просто. Тут и определённый кураж нужен, ну и риск, разумеется, в разумных пределах.
Мы, конечно, понимали, что нельзя вскармливать в себе чувство собственного превосходства, и никогда не высказывали своего недовольства. Они же не виноваты, что их так учили. А нас никто не учил. Сами учились, опираясь на здравый смысл, и были в себе уверены. А без такой уверенности трудно даже по бревну через поток перейти. Начнёшь бояться – придется на переправе балансировать, себе лишние проблемы создавать… Да и балансировать-то тоже нужно уметь. Лично у меня какая-то подготовка по сохранению равновесия была. Теперь смешно про это вспоминать.
Ещё в студенческие годы мы то ли фильм про циркачей посмотрели, то ли на цирковом представлении побывали, после чего возникла очередная «мода» на балансирование. На чём? – на спинках общежитейских кроватей. Возможно, сначала был спор, кто дольше продержится. Сейчас это трудно уже вспомнить. Но нелепее этой моды у нас никогда ничего не было.
Представьте себе: вместо того, чтобы после занятий пойти в кино или в гости к девушкам, молодые парни залезают на спинки своих кроватей и стоят. День стоят, два стоят, три стоят, отлучаясь от этого занятия только на перекур, на сон или же по надобности.
Общежитие есть общежитие. Сразу же пронёсся слух, что хлопцы из 113 комнаты сдурели – на кроватях стоят. Начали другие студенты к нам ходить. Сначала – просто поглазеть, а потом опыт перенимать.
К нам, как к зачинщикам, пришёл комендант и начал было права качать: – Слезай! На кроватях стоять не положено!
С кроватей мы бы, конечно, слезли. Действительно не положено. Но со спинок… Пусть докажет.
Комендант доказывать не стал. Он был породистый «хохмо сапиенс» и обладал прогрессивным логическим мышлением: раз стоят, значит не бегают, не пьют, не горланят… Тем более, что мы не просто стояли, а ещё и конспекты читали, чего раньше за нами не замечалось, да и комната, к его удивлению, была идеально убрана.
– Тихое помешательство – хорошее помешательство! – сказал он и удалился, милостиво разрешив нам и дальше набирать этого умения.
А впервые применить умение балансировать в «боевой обстановке» мне довелось уже после каникул, когда нас осенью отправили в колхоз «на картошку».
Захотели мы как-то навестить наших же студенток, попавших в другую бригаду и живших в соседней деревне. Дорога туда вела через тёмный лес, и был там широкий ручей. Машины его преодолевали вброд, пешеходы – по мостику-бревну с однобокими перилами, а птицы и ведьмы попросту перелетали.
Так вот… Гостили мы в той деревне, гостили… Мёд–пиво пили… Пришло время домой уходить, а меня всё нет и нет… Загулялся где-то. (Шерше ля фам.)
И пошли тогда мои ребята домой без меня. Зато с фонариком.
А ночь была такая тёмная, хоть глаз выколи!
Пришлось мне, спустя некоторое время, в одиночку через этот лес топать. Иду в потёмках. Палкой дорогу перед собой проверяю. Потом приноровился ориентироваться по еле заметному просвету вверху.
Дошёл до ручья. Шумит! Ну не вброд же идти! Вода холодная. Октябрь уже как-никак. Свернул с дороги, поднимаюсь впотьмах выше, к тому месту, где бревно с перилами было. Вот оно! Есть! Бревно есть, а перил – нет.
Передвигаюсь, балансируя, и всё время палкой справа опору себе ищу. А перил-то нет! А внизу – вода шумит. Холодная… Ну что тут поделать, иду. Не падать же! И назад поворачивать поздно. Балансирую и злюсь на ребят. Что за шуточки! Зачем же перила обламывать!
А может быть, это вовсе и не они сломали?.. Может это сельские «кобельеро» подшутили, те, которые возле наших студенток так и крутятся…
И ещё одно обстоятельство меня смущает. Что-то уж слишком долго я иду. Ещё раз пытаюсь нащупать перила. Нет их!
Внизу вода шумит. Брр…
И вдруг ощущаю, что мне прямо в лицо кто-то веткой тычет, с бревна сбросить хочет.
Ну, я тут обидчика своего палкой, палкой… Но не попал. Он веткой от ударов защищается.
Сделал я ещё несколько шагов, соскочил на землю, сжал палку покрепче и говорю: – А ну, выходи!
А он затаился и не откликается.
Ну что ж, вышел я на дорогу и пошёл дальше. Ускоренным шагом, правда. Чуть ли не бегом.

Потом всё выяснилось: «обижал»-то меня обычный куст, который рос аж в пяти метрах от берега. Перила тоже никто не обламывал – это я до них сначала попросту не дошёл, да и потом балансировал вовсю на бревне в том месте, где оно уже преспокойно на земле лежало.
А я–то старался…, а я–то мучился…!


***


Рецензии