Речевые фигуры

Предисловие


Данная обзорная статья написана мной, В.Предвзятым, в помощь авторам и рецензентам. Я старался сделать теоретический материал максимально понятным широкой аудитории. Тщательно подобранные примеры, собранные во второй части, должны позволить легко и уместно использовать на письме речевые фигуры любой сложности даже начинающим литераторам. Надеюсь, что в мою статью будут поглядывать и уважаемые рецензенты, дабы покрепче ухватить за жабры незадачливого графомана.


Часть первая, теоретическая


Фигуры и тропы

Речевые фигуры – особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания.

Тропы – слова и словосочетания, употребляемые в переносном смысле; в более узком значении – различные способы словопреобразования, с помощью которых достигают эстетического эффекта выразительности.

Речевые фигуры и тропы стали объектом исследования ещё в античных и средневековых поэтиках и риториках (Аристотель, Квинтилиан, Скалигер, Хиробоск). Тропы отличают смысловая двуплановость, наличие одновременно прямого, буквального значения и переносного, иносказательного. Но четко отграничить тропы от фигур не удалось, поскольку "приращения смысла" присущи и фигурам. В изощрённых схоластических описаниях тропы и фигуры составляют номенклатуру из 200 и более единиц. Многие из этих терминов использует и современная филология. Детализация отдельных тропов и фигур может продолжаться до бесконечности. Недостаточно разграничены также значения слов и выражений "словесный образ", "иносказание", "троп", "переносное значение", "метафора" и "символ". Кроме того, слова "троп" и "фигура" нередко выступают как синонимы, хотя они имеют характерное отличие: замысел автора, его эмоции, смысловые оттенки в фигуре определяются ее построением. Тропы же всегда имеют второй, скрытый план, он и создает образ.

Не желая вносить дополнительную путаницу разделением родственных понятий, я решил назвать свою статью "Речевые фигуры", подразумевая и фигуры, и тропы, а выбор остановил на самых распространенных. Хочется также обратить внимание, что изобилие или отсутствие речевых фигур в некотором тексте само по себе ещё не свидетельствует о художественности. Но это отдельная тема, которую я не в силах осветить в рамках данной обзорной статьи.



Часть вторая, практическая


РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС: "А судьи кто?", "Доколе?", "Я не глуп?"

РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ: "Ничего, я найду тебя, мерзкая пуговица!", "Какой маразм!"

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ: "Приди, читатель, графомана друг. Нет никого. Уехали на юг".


Фигуры перемещения: инверсия, анафора, эпифора, гипербатон.

ИНВЕРСИЯ – изменение обычного порядка слов в целях усиления выразительности, введения дополнительных оттенков смысла:
 
"Желаю вам канцеляризмов, штампов и тавтологий избежать".
"Манипулятором коварным был, мои друзья, несчастный ослик Иа".


ГИПЕРБАТОН – разновидность инверсии, постановка темы высказывания в начало или конец фразы; при этом также может разрываться синтаксическая связь. Иными словами, гипербатон – разъединение смежных слов:

"Манипулятором  несчастный ослик Иа коварным был, мои друзья".


ЭПИФОРА (концовка) – повторение одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи:

"Штампы. Кругом одни штампы. Куда ни плюнь, куда ни прокрути колесиком  – канцеляризмы и штампы, канцеляризмы и штампы!"
"Я ждала его – он не пришел. Я ходила на его страницу – он не пришел. Я писала рецензии – он не пришел. Я занесла его в черный список. И что вы думаете? – он не пришел".


АНАФОРА – повторение одних и тех же слов в начале смежных отрезков речи:

"Не напрасно я ходила, не напрасно я ждала!"   


ПЕРИОД – сложное синтаксическое построение, состоящее из одного сложного предложения или из соединения группы предложений, характеризуемое подробным развитием мысли и ритмической законченностью интонации и употребляемое как стилистический прием:

"Как ни вчитывался я в этот странный текст, как ни напрягал уставшие глаза, пытаясь продраться сквозь словесные буреломы, как ни ломал голову над укрывшимся в потаенных его уголках смыслом, как ни сгребал со стола разноцветные ручки, зря израсходованные на  орфографию, как ни кроил ножницами листы на абзацы – ничего я в результате и не понял".


ПЛЕОНАЗМ – избыточное повторное употребление слова или синонима. Используется для уточнения или подчеркивания оттенка значения. Стилистически оправданный плеоназм – одна из наиболее распространенных фигур речи. Бесцельный плеоназм является серьезной стилистической погрешностью. ТАВТОЛОГИЯ – разновидность плеоназма, возникает при повторении однокоренных слов, а так же при соединении иноязычного и русского слова, дублирующего его значение.

"– У вас, Сидор Сидорович, речь бедным-бедна. Это мне яснее ясного, знаете ли, целиком и полностью. Вот так как-то.  – А у вас, дорогуша, тавтологий полным-полно. Истинная правда: просто темный мрак. Как-то вот так".
"Я не хочу повторять избитую банальность, но все девушки любят памятные сувениры", "Сам лично, своими собственными ушами подслушивал, пока с балкона вниз не упал", "А у вас была другая альтернатива?", "Да, мой юный вундеркинд!"


АНТИТЕЗА – сопоставление противоположных или резко контрастных понятий и образов:

"Жили графоманы до нас – будут жить и после нас!"
"Не задавайте мне вопросов, и я не буду вам врать".


ОКСЮМОРОН – контрастный эпитет, образующий с определяемым существительным сочетание противоположных по смыслу слов:

"Смеюсь сквозь слезы, надо ж так писать…", "Он не поэт уже, взгляните: живой труп", "Меня вы холодом обжечь хотите. Не удастся!"


КЛИМАКС – нарастание насыщенности и выразительности каждой следующей части:

"Не будем переходить на личности. Вы близки к предупреждению. Вы получаете предупреждение. Подите вон!"


АНТИКЛИМАКС (противоположность климаксу, убывание):
"Не год, не день, не час пройдет, и даже не минута, как изгнанный товарищ снова к нам придет под маской нового приблуды".


ЭПИТЕТ – образное определение, дающее выразительную характеристику предмета:

"антрацитовый список".


МЕТАФОРА – наложение на прямое значение слова добавочного смысла, который становится главным в контексте художественного произведения. При этом прямое значение слова служит только основой для ассоциаций автора:

"Утрачивает разум убежденья,
Теряет силу плоть и дух линяет.
Желудок – это орган наслажденья,
Который нам последним изменяет".


СРАВНЕНИЕ – образное словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку:

"Закон как дышло".


ЭЛЛИПС – намеренный пропуск слов, несущественных для смысла выражения. Используется и как речевая фигура разговорного стиля:

"Судьям – рассказы, детям – мороженое", "Шампанского!", "Была. Читала. Шампанское выпила".


ПЕРИФРАЗ – замена названия какого-то явления, предмета другим названием, описательным оборотом. Неудачный перифраз является  стилистической погрешностью.

"Могли бы и оставить на донышке этого шипучего игристого напитка. Ваш покорный слуга", "Что вы сделали со мной своим стихом, этим молотом, размозжившим мою нежную романтичную головку».


ЭВФЕМИЗМ – замена резких слов и выражений более мягкими, а также некоторых собственных имён – условными обозначениями:

"Дорогая, не будьте той, что с пятачком". "С этой минуты вы для меня приказали долго жить".


АЛЛЮЗИЯ –  намёк или указание на общеизвестный, политический, исторический или литературный факт:

"Вернемся к нашим баранам".
(намек на анонимный фарс "Адвокат Пьер Патлен" (15 век). Речь идет о тяжбе между суконщиком и пастухом, укравшим у суконщика овец. Когда суконщик упрекает адвоката пастуха в неуплате долга, судья просит "вернуться к нашим баранам". В свою очередь анонимный автор, возможно, использовал аллюзию на эпиграмму римского поэта Марциалла (1 век), который от лица адвоката предлагает вернуться к украденным козам).


АЛЛЕГОРИЯ – иносказание, выражение отвлеченной идеи, понятия в конкретном образе:

"Напротив меня сидела какая-то серая мышь с портфелем на коленях. Прошли по вагону два здоровых лба, проверили билеты. У меня билетик был, а вот мышь оказалась зайцем".


ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – перенесение свойств и способностей человека на неживые предметы, на зверей: они наделяются способностью разговаривать, проявлять человеческие чувства, совершать поступки:

"Скажи-ка мне, псина стоеросовая, ты почему опять забыл воров прогнать?"


ИРОНИЯ – тонкая насмешка, сатирический намек; употребление слова или оборота речи в противоположном смысле:

"Разрешите и мне написать что-нибудь на конкурс. От последнего места кого-то избавлю". "Что-то вы, душенька, хорошо выглядите сегодня. Не выспались?"
Высшая степень горькой иронии — сарказм.


ГИПЕРБОЛА – преувеличение в выразительных целях:
 
"Я тебе уже сто тысяч миллионов раз говорила: не преувеличивай!"


ЛИТОТА – противоположность гиперболе, преуменьшение:

"Успокойся! Я тебе никаких рогов не наставлял. Там были не рога, а рожки улитки. Да и те – глубоко спрятанные".


КАЛАМБУР – игра слов на основе их многозначности или омонимии, обычно – шутливая:

"Мой дорогой, очень дорогой издатель! Я опять плачу и плачу".


ПАРАДОКС (неожиданный вывод):

"Меньше знаешь – крепче спишь", "Чем больше самоубийц, тем меньше самоубийц".


ОНОМАТОПЕЯ – звукоподражательные слова, возникшие на основе фонетического уподобления неречевым звукокомплексам:

"Тук-тук. Вы есть? Ку-ку!", "Муму? Она уже – тю-тю. Буль-буль…" "Вы долго будете мне на ухо каркать?"


ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – реализация единой синтаксической конструкции более чем одной фразой:

"Я жаловаться буду. Модератору".


АТТРАКЦИЯ – устранение согласования:

"Граждане! Не надо меня просить-умолять. Если захочу – сама приду-припрусь", вводные элементы: "И тут появляется — кто бы вы думали? — она..."


ПАРАЛЛЕЛИЗМ – отнесение слова одновременно к двум членам предложения:

"И пес мой Шланг, и птица с хохолком беседе пристально внимали".


МЕТОНИМИЯ (переименование):

"Отзвучал Мендельсон, пора и копейку считать".

Метонимию легко отличить от метафоры тем, что ее нельзя переделать в сравнение, а метафору можно.


УМОЛЧАНИЕ - намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о не высказанном.

"Я бы вас..." "И я..." "Но я сильнее и раньше".


Понимаю, как хочется после прочитанного ринуться к столу, где уже лежат приготовленные ручка и чистый лист бумаги. Но давайте сначала послушаем А.С.Пушкина: "Когда писатели, избалованные минутными успехами, большею частью устремились на блестящие безделки; когда талант чуждается труда, а мода пренебрегает образцами величавой древности..."

Мы видим здесь не только мудрое предупреждение великого поэта, но и период, эпитет, метафору и, конечно, глубокое умолчание. Умолкну и я.

Ваш В.Предвзятый


Рецензии
Отличная статья по всем статьям))). Да вы, батенька, отменно подкованы. Понравились новые примеры. С уважением

Виктория Петрова 6   15.08.2020 08:19     Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.