Река времени 42. Последний учебный семестр

Начало http://proza.ru/2011/07/04/116
Заводская практика. Последний учебный семестр

Сразу после отпуска, в августе 1965 года у нас была запланирована заводская производственная практика. Первые три недели на ЛЭО Электросила а последние 10 дней на  Ново-Адмиралтейском судостроительном заводе «Судомех».
 Особенностью заводской практики было запрещение ходить на завод в флотской форме. Зачем была нужна такая конспирация, нам было не совсем понятно. Но так как такой вариант давал нам большую свободу перемещения, то все были довольны. Для иногородних курсантов, у кого не было в училище гражданской одежды, выдали какие то невзрачные фланелевые куртки, которые надо было носить с флотскими черными брюками. Остальным разрешили на время практики привести из дома цивильное платье.
 Руководителем практики на заводе Электросила был назначен преподаватель кафедры Электрических машин Виталий Дмитриевич Дрычкин. Всем нам выписали заводские пропуска с фотокарточками, а так как практику мы должны были проходить в разных цехах, находящихся про обе стороны Московского проспекта, то пропуска имели отметки, позволяющие нам проходить через проходные завода в любое время.
 В первые несколько дней, с нами организовали  постановочные плановые занятия в помещениях военной приёмки, провели экскурсией по местам, где нам надлежит проходить практику, показав цех пропитки изоляцией, обмоточный цех, цеха сборки разных машин, изготовляемых для нужд ВМФ. Во время экскурсии наибольшее впечатление на моих однокашников оказал цех производства крупных электрических машин, где в те годы изготовляли гидрогенераторы для всех гидроэлектростанций страны завершенной Братской, строящихся Красноярской и Саяно-Шушенской. Особо поражал гигантский карусельный станок, на котором изготовлялись корпуса  агрегатов.
Мне же, особенно интересно было прийти в 57 цех, где я работал после окончания школы. Мои инструкторы, Федор и Иван, рабочие участка фрезерных станков, так и продолжали там работать. И так же, как пять лет назад, их станок был  исправен, а на аналогичном рядом стоящем моём агрегате,  маялся очередной ученик, потому что,  с этим  станком каждую рабочую смену возникали проблемы. Как мне сказали старожилы, после моего ухода через мой станок, подолгу не задерживаясь, прошло уже шесть человек.
Расспросил я Ивана  про Дину, которая работала инженером на стенде испытания электрических машин. Оказывается, она уволилась в туже осень, когда я встретился с ней в последний раз.
После обзорной экскурсии нас расписали по участкам, составив график практики таким образом, чтобы мы за три недели прошли по всему циклу производства морских электрических машин. В конце практики нас ожидал экзамен, проводимый с привлечением военпредов, и каждый из нас должен был составить полный отчет по технологии производства на одном из выбранных участков.
Необходимость сделать отчет давала право отпрашиваться в техническую библиотеку, находящуюся в главном административном корпусе. Что облегчала возможность незаметного ухода с завода в город по личным делам. Что мне было, в те дни, остро необходимо, так как пришлось урегулировать затянувшиеся лирические отношения с Лялей, начавшиеся во время Крымского похода. А все свои законные увольнения я проводил с Таней.
В эти же дни душевных терзаний мне, неожиданно пришло приглашение на свадьбу от Володи и Любы Садовских.После зрелого размышления, я решил, что на свадьбу мне идти не надо, хотя весь  день  регистрации брака мне было не по себе.
После трех недель на «Электросиле», нас перевели на «Судомех», где практика показалась мне менее полезной. Я помню, что нас провели с экскурсией по судостроительному предприятию, после чего, кто-то из наших шустрых курсантов нашел аккордную работу по покраске корпуса корабля, и до конца практики мы работали малярами, орудуя  валиками и кистями. Правда, за работу нам неплохо заплатили.
Новый учебный год уже на выпускном пятом курсе начался почти для всех нас с приятного события, присвоения воинского звания мичман. Теперь в увольнение мы могли ходить не по увольнительным запискам, а по увольнительным билетам с фотографией. И очень важно, что теперь можно было уйти в увольнение не только организованным порядком, строем через главные ворота под шпилем, но и поодиночке, через КПП предъявив увольнительный билет.
 После присвоения звания мичман, курсанты имели право носить фуражку офицерского образца, «мичманку» вместо бескозырки  с надписью  на ленте «Высшее военно-морское училище имени Дзержинского». Но имели право, не означало, что нам их выдали. Поэтому в первые недели после присвоения звания все занялись поисками заветной «мичманки». Проще всех было тем, у кого были родственники - морские офицеры, ибо лишняя фуражка была у всякого. Помогал решению, проблемы для тех, кто имел лишние деньги, Военный универмаг на Невском проспекте. В нашем училищном магазинчике военных товаров фуражки исчезли в первый же день.
Те же, кто жил от получки до получки, продолжали, как  первокурсники, носить бескозырки или, найдя фуражку любого рода войск, изымали лаковый козырёк и пришивали к своей бескозырке. Меня эти волнения обошли  стороной, и, помню, что некоторое время мы с моим дружком Саней Игнатовы, были, в нашем классе, как «белые вороны». Он, как не получивший звания из-за проблем с дисциплиной, а я по равнодушию к этой проблеме. Где-то к концу сентября, достал «мичманку» и я. Отдал мне свою старую фуражку капитан 3 ранга Баранов Алексей Потапович, руководитель кружка НОК, куда я на пятом курсе ходил. На первом этаже лабораторного корпуса была у него смонтирована небольшая МГД установка с теплоносителем на ртути, в снятии параметров которой я ему помогал. Старая фуражка Алексея Потаповича, конечно, у меня не сохранилась, а вот его монографию «Новые источники электрической энергии для судов» с дарственной надписью и пожеланием успехов храню в своей библиотеке до сих пор.
 Уже после моего выпуска, Александр Потапович защитил докторскую диссертацию по новым источникам электроэнергии, стал профессором, заслуженным деятелем науки СССР.
 В  постсоветское время он стал действительным членом Российской академии транспорта, почетным академиком Российской академии электротехнических наук, заслуженным деятелем науки и техники РФ, членом Научного совета РАН по комплексной проблеме «Методы прямого преобразования видов энергии».
Почти сразу после начала пятого курса, нам выдали курсовой проект по электроэнергетическим системам подводных лодок.
Специальный вопрос моего курсовика,  консультировал капитан 3 ранга Баранов, посоветовав разрабатывать конструкцию МГД генератора с жидкометалическим теплоносителем свинец-висмут.
Электроэнергетические системы АПЛ для нас, электриков, был главным, профилирующей дисциплиной. Основным лектором по ней был к.т.н., доцент Дмитрий Васильевич Жуковский стройный, подтянутый капитан 3-го ранга, прекрасно владеющий материалом и умеющий заинтересовать аудиторию.
Другую, важную для подводников дисциплину «Живучесть и управление ПЛ» нам читал капитан 1-го ранга, к.т.н., доцент Дорощук Ю.И порой делая  из лекции целое представление, оживляя текст риторическими вопросами, примерами из корабельной жизни, и цитируя античных авторов.
Но больше всех мне нравились лекции, недавно закончившего Военно-морскую академию, капитана 1-го ранга О. Л. Нагорских, читающего нам  комплексную дисциплину "Энергетические установки и их боевое использование". До академии он  служил  командиром БЧ-5 на  К-27, первой подводной лодке, имеющей реактор с жидкометаллическим теплоносителем. Хотя Нагорских совсем недавно пришел на преподавательскую работу, но лекции его были самого высокого качества.
Учебный год на пятом курсе в то время включал в себя семестр теоретических занятий, заканчивающийся в феврале экзаменационной сессией. После коротких зимних каникул, мы выезжали на двухмесячную стажировку на АПЛ. По возвращению с флотской стажировки,  в мае начинали писать дипломный проект. Защита дипломного проекта должна была состояться в августе, а на 4 сентября планировался выпуск и присвоение первых офицерских званий.
Чтобы дипломный проект был качественнее, нам рекомендовали согласовывать темы курсовых проектов с предполагаемой темой диплома, чтобы часть расчётов можно было взять из своих курсовых проектов по Электроэнергетическим системам, Живучести и управлению ПЛ, и Энергетическим установкам и их боевому использованию. К пятому курсу я сохранил право на получение «Диплома с отличием». Поэтому, и по курсовым, и по дипломному проекту,  меня устраивали  только пятёрки.
А это означало, что весь семестр мне надо было работать плотно.
Тем более, что изменился для пятикурсников и уклад жизни. Теперь, каждый день, после ужина можно было уходить ночевать домой. Правда, это касалось только не имеющих учебных задолженностей ленинградцев и  женатых курсантов. Все остальные могли уйти в город после самоподготовки, до часа ночи, а  если дом был, то до утра.
Так как задолженностей я  не имел, то я стал уходить в город каждый вечер, и ночевал в училище только в те сутки, когда заступал на службу.
Такое увеличение свободного времени привело к тому, что уже не каждое увольнение я встречался с Таней. Обычно мы виделись в воскресные дни, или в дни, когда ходили в кино или театр. В это же время возникли сложности с местом встречи без свидетелей.
В сентябре мама уволилась из Ветеринарного института, и вечерами всегда была дома. Поэтому, имевшиеся ранее  регулярные возможности пригласить к себе девушку во время маминых вечерних или ночных дежурств были исчерпаны.
 Еще в августе мои отношения с Таней стали настолько доверительными, что мы стали планировать в ближайшее время их узаконить.
  В один из воскресных дней середины октября, мы решили подать заявление в ЗАГС, с намерением, узнав дату намеченной регистрации, оповестить об этом родителей.
 Чтобы не откладывать дело в долгий ящик пошли в  Дворец Бракосочетания, но там у  нас отказались принять заявление, так как у Тани не было с собой паспорта. Решили подать заявление в следующую встречу, назначив её на среду
В понедельник после занятий я поехал домой, и во время ужина, когда мама заботливо подкладывала мне очередной вкусный кусочек, решился сообщить маме о наших намерениях. Как я и предполагал, она сказала, что не одобряет это. Добавив, что она не против Тани, она ей даже нравится, но мне надо сначала окончить училище, а потом планировать женитьбу.
«А где вы собираетесь жить это время?», - спросила она голосом прокурора. Я сказал, что рассчитывал жить в нашей квартире, ведь сейчас одна комната свободна.
«Я собираюсь сдать маленькую комнату в наём, ко мне уже приходила молодая пара и я обещала освободить комнату для них к октябрьским праздникам», - отрезала мама достаточно твердо. Я понял, что настаивать бесполезно, и сказал,  только, что не ожидал её отказа.
«Через пару месяцев у тебя сессия, потом до мая практика, что это будет за семейная жизнь! Куда торопиться?», - стала переубеждать меня мама.
Я не стал слушать её доводы и, показывая своё крайнее недовольство, пошел ночевать в училище.
На следующий день, после  ужина, получив увольнительный билет, поехал к Парку Победы, с намерением встретить, возвращающуюся из института, Лиду, покрутившись между метро и её домом. И уже на втором кругу, выходя на улицу Мира, заметил Лидочку идущую, через бульвар мне навстречу.
«Если бы я был склонен к мистике, то решил  бы, что это знак судьбы», - подумал я про себя, и внимательно фиксируя, что сердце сработало.
«Здравствуй, Лидочка! Какая неожиданность! Рад тебя видеть. Ты откуда?», - затараторил я, в волнении, подходя к девушке.
«Привет! Я то из института, а ты куда направился, когда все домой возвращаются?», - ответила, с  улыбкой, девушка.
«Ну, если честно, то тебя встречаю, круги наматываю между метро и твоим домом», - ответил я в шутливом тоне.
«Шутишь! Что ты хотел от меня?», - спросила девушка ровным голосом.
« Есть душевная проблема, хотел погулять с тобой немного и спокойно в ней  разобраться», - начал я серьёзно, но, испугавшись показаться смешным, продолжил на театральный манер: « Главная моя проблема, разобраться, гудит ли моё сердце в твоём присутствии как барабан или поёт гитарною струною.
«Всё смеёшься!», - грустно сказала девушка
«Язык человеку дан, в том числе и для того, чтобы иногда скрывать правду. Так погуляешь со мной? Давай побродим по осенним аллеям», - попросил я девушку.
«Ну, пошли, только через час я должна быть дома», - ответила девушка. И мы направились по бульвару улицы Победы в сторону Московского парка.
Парк Победы хорош в любое время года, даже в такое осеннее предзимье, когда листья уже почти облетели, и лежат мягким ковром на газонах, поверх пожухшей травы. Стылый воздух пахнет опавшей листвой и водой остывающих прудов. Мы гуляли по освещенным дорожкам парка и вели беседу полную полунамёков и недоговорённостёй о своей жизни и планах, не исключающих общее будущее. Я попытался, не раскрывая сути, рассказать, зачем мне понадобилось искать встречи с ней. Но она вряд ли что поняла из моих несвязных речей, а, скорее, подумала, что  её разыгрываю. Расспрашивал о её жизни и  понял, что ухажеры у неё есть, но, похоже, все они её не устраивают.  Но самое главное, я почувствовал, что сердце моё волновалось при общении с ней, даже без привлечения тяжелой артиллерии сексуальных эмоций.
Наше свидание закончилось без поцелуев и, даже без назначения даты следующей встречи, но какая то общая аура нашего разговора позволяет мне считать, что именно вследствие  этого свидания, хотя и после полугодовой паузы, наши отношения начали развиваться по нарастающей.
На следующий вечер у меня была назначена встреча с Таней, и мы, согласно договорённости, должны были отнести заявление в ЗАГС. Весь день у меня не выходила из головы мысль, как сказать, что заявление надо отложить.
Вопрос решился сам собой. Когда мы подошли к дверям дворца то  увидели на его дверях объявление. «По техническим причинам дворец не работает. Справки по телефону 12-03-53».
«Не судьба!»,-  перечитав объявление, мрачным тоном сказала Таня.
После долгих переговоров, взвесив все аргументы за и против, мы решили, что регистрацию откладываем до моего возвращения с двухмесячной, преддипломной стажировки и об этом известим родителей.
К последнему году учёбы значительная часть курсантов уже поженились, а некоторые даже завели детей. Саня Сысоев и Коля Тихомиров, Толик Вишняков нашли себе официальных боевых подруг еще на третьем курсе. На четвертом курсе зарегистрировали отношения со своими девушками  Толик Будкин, Саня Стюхин, и  некоторые другие. Но многим из курсантов ещё  предстояло пройти эту эпохальную процедуру. Почти у  всех из них свадьба намечалась на пятом курсе.
В середине первого семестра «окольцевали» Мишу Туровца, нашего самого успешного «серцееда». Невеста, восемнадцатилетняя, красавица, кустодиевского типа,  окрутила нашего ловеласа, чуть ли не за месяц. Мать невесты работала на какой-то видной должности в Универмаге Гостиный Двор, и свадебный стол ломился от деликатесного изобилия. Тёща, ухоженная, надменная дама, осторожно, но настойчиво давала понять, какую большую честь она оказала, породнившись с простым курсантом. Да еще, с провинциалом, из Белоруссии. А когда под крики «Горько!», наш Миша, вместо того, чтобы чинно и добропорядочно, под счёт гостей, целовать свою невесту, изобразил пароксизм страсти, и плотно ухватившись за несомненные  её достоинства, перенес поцелуи с губ,
 сначала на шею, а потом и на грудь, теща чуть ли не упала в обморок. И вскоре, в сопровождении чопорных родственников растворилась в глубинах многокомнатной квартиры, предоставив курсантам с их девушками продолжить веселье
Пьяная свадьба гудела почти до двух часов ночи, а потом все гости завалились спать до утра, чтобы, отдохнув,  продолжить веселье.
Которое обошлось, правда, не без конфуза, так как жених начал ухаживать за одной из подружек невесты, и когда гости стали расходиться, ушёл с ней.
Надо сказать, что через сутки блудный муж вернулся в семью и  был прощен.
 На пятом курсе,  для многих, и для женатых и для холостых,  проблема «где приютиться любящим сердцам», была актуальна. Часть курсантских семей жила в квартирах родителей, своих или супруги, очень не многие, кому могли помочь родственники, снимали комнаты. Мои приятели, Саня Игнатов, Володя Дорожинский и Миша Туровец, еще в начале учебного года, скооперировались и сняли комнату в частном доме в Третьем Парголово, ближнем пригороде Ленинграда.
Когда Миша Туровец  женился, то своё место в нем передал мне. Хозяйственными вопросами «кооператива» занимался Рыжий. Он договаривался с нашим баталером о трёх комплектах постельного белья, которые надо было по возвращении в училище сдавать, он заботился о дровах для печки «голландки», которую надо было сразу разжигать после прихода в дом. Поэтому хранителем и главным распорядителем ключа он назначил себя. Хотя после допуска меня к «кооперативу», комнату эту  снимали до Нового Года, ночевал я в ней не более двух раз. Так как,  надо было согласовывать посещение, как минимум с двумя. Поскольку я финансово в операции не участвовал, то, как говориться, и за то спасибо.
Новый 1966 год мы встречали с Таней в компании наших «студентов», которых зачислили к нам в училище на втором курсе.
Было весело, много танцевали, и немножко флиртовали с чужими подругами, но в 2 часа ночи пришли родители девушки, в квартире которой мы собрались, и стало ясно, что надо будет идти ночевать по домам.
В феврале 1966 года у нас на курсе начались государственные экзамены, которые я сдал на отлично, и, по приглашению сестры, которая с  мужем и двумя маленькими погодками-сыновьями жила в Ижевске, улетел на самолёте к ним в зимний  отпуск. Это был мой первый в жизни перелет на самолете. Вылетали мы с аэродрома Ржевка прямым рейсом Ленинград – Ижевск. Я уже не помню тип самолёта. Он был совсем не большой с металлическими лавками вдоль бортов. Во время полёта было холодно, и летели довольно долго, около трёх часов. Ни каких обедов в процессе полёта предусмотрено не было. За то билет стоил, по нынешним временам, совсем смешные деньги. И тогда из Ленинграда можно было улететь на самолете со Ржевки почти во все города северо-запада. Сейчас же в  Ижевск, Вятку или Петрозаводск можно долететь только через Москву. Да и аэродрома этого уже нет, как нет сотен других, бездарно  загубленных, захватившими Россию временщиками.
На заставке: Корпуса завода "Электросила" на Московском проспекте

Продолжение:http://proza.ru/2012/02/21/1392

   
 


Рецензии