138. ВИ. Агошков. Кромская исповедь. ТД. Черных

138. ВИ.Агошков. Кромская исповедь.

УЧИТЕЛЬ-КРАЕВЕД ТАТЬЯНА ДМИТРИЕВНА ЧЕРНЫХ

Особое состояние души испытываешь, когда попадаешь на центральную усадьбу колхоза имени Карла Маркса Кром-ского района. Ровная асфальтовая дорога ведёт мимо правле-ния и Дома культуры к двухэтажной Кутафинской школе. В ко-ридоре школы — стеллажи, на которых альбомы, тетради, вым-пелы, фотографии ветеранов войны и труда. Пока идёт урок, открываю один из альбомов. В нем рассказывается о боевом пути Новозыбковской дивизии, освобождавшей местный край.

Все учителя в той или иной мере — краеведы, поскольку постоянно, на уроках и во внеклассных мероприятиях говорят об уроженцах края, его достопримечательностях. Но наиболь-шее признание в этом здесь заслужила учительница истории Т.Д. Черных. Татьяна Дмитриевна — местная. Пятнадцать лет назад закончила Курский пединститут, вышла замуж за местно-го парня, ныне председателя колхоза — Михаила Николаевича Черных, родила ему двух сыновей. Стоит зайти в кабинет исто-рии школы, как сразу попадаешь в страну чудес. Татьяна Дмит-риевна начинает рассказывать:

— Сама жизнь заставила меня заняться сбором древних предметов. Как, например, провести исторический вечер без старинной одежды?! Одна бабушка дала учительнице колодки для лаптей, другая — предметы от ткацкого станка. Есть в музее и лапти с чунями, и расшитые узорами полотенца. На большом самоваре можно прочитать: «Алексей и Иван Баташовы. Тула — 1900г». Удивительны весы, взвешивающие пудами, женские и мужские колодки для изготовления старинной обуви. Учитель-ница биологии В.Н. Лаврова принесла от бабушки фартук- гру-динку с «вятическими» изображениями. Черных заметила, что музей облагораживает и самых неугомонных мальчишек.

Не совсем хорошо учился класс. А тут у подростков поя-вился интерес к прошлому. Особенно, когда дедушка Володи Михейкина ветеран войны А.Д. Пашков сплёл из конопляной верёвки чуни. Дальше — больше. Нашли русские народные кос-тюмы, старинную икону, безмен, рубель, которым бабушки гладили бельё.

Ныне украшают музей народного творчества берды, чугунки, серпы, ниты, большие «греческие» кубаны для хранения конопляного масла, своеобразные утюги, ходоки (связанные из ниток тапочки), крючки для их плетения и т.п.

Дети наяву знакомятся с ямками (у нас в деревне гово-рили «имки»!), грифельной доской, которую подарил Г.Ф. Кузне-цов. Много полотенец с подписями. По ним можно судить не только о диалектах местных жителей, но и их благородстве. На одном рушнике вышито: «Шила — спяшила!» На другом: «Ни трудна моя работа...» Доносит учитель до детей мысль о том, что даже по таким милым надписям можно судить о богатой натуре русского человека, который, прежде всего, думает о других.

Хранятся в музее каски солдат, осколки снарядов. К со-жалению, достаётся и нынешнему поколению понюхать пороха. Часто на уроках зачитывают ребятам письма земляков-солдат. Мечтают супруги Черных о том дне, когда будет восстановлена местная церковь. А пока не хватает денег даже на ремонт Дома культуры. Помог колхоз провести сюда электроотопление, а школе отдал свой уголь — не мерзнуть же ребятишкам!

С боль-шим удовольствием рассказывали мне о том, что был в этих краях сам Багратион, который, якобы, привёз первых ку-тафинцев из Рязанского края. Поведали о том, почему так на-зывается деревня Колки: от кольев, что набивались по берегу реки Крома во время набегов Крымских татар.

Без прошлого нет будущего, говорил поэт. Эту истину по-няли учителя Кутафинской школы, специалисты колхоза, многие молодые жители. (18.01.1995)


Рецензии