Дневник студента

Первая неделя

День первый
За день до этого я быстренько накалякал конспект и успокоился, продолжил заниматься привычными делами. Утром на остановке я настолько не хотел никуда ехать, что готов был сломать себе ногу. К тому же - мне всегда хотелось сломать кому-нибудь ногу.
В маршрутке я вроде бы успокоился, просто задремал на переднем сиденьи и проснулся в пяти минутах езды от школы. С того момента и до самого кабинета нарастало странное чувство - страх, смешанный с категорическим отказом делать то, что от тебя просят. Это, пожалуй, единственный минус нон-конформистского самовоспитания, однако минус не большой, раз я, не отличающийся особой силой воли, поборол это чувство. Вообще у меня сначала была установка внушать себе, что я не люблю преподавать, ведь мне нравилось это делать на практике. Забавно. Ничего и внушать не пришлось, обошлось без насилия над мозгом.
Зачем мне в голову взбрело думать, что я не люблю это занятие? Потому, что если я чего и боюсь в этом - обойдусь без красочных эпитетов - мире, так это потерять память или повредиться рассудком. А ведь может случиться и такое, что меня где-нибудь приложат головой и я брошу писать и пойду работать в школу.
Теперь немного о конспектах. Об этом я думал написать еще утром на остановке. Конспекты действительно нужны, но только на первых порах, а не всю жизнь с ними носиться, выпучив глаза (как некоторые). В первые два года работы конспекты хорошее подспорье: сначала пишешь их каждый вечер и на утро читаешь, на второй год вспоминаешь что это за ахинея и подправляешь. И все! Потом эти записи будут в кошмарах сниться и ты начнешь просыпаться среди ночи, бормоча "Ну-ка, дети, достаем тетради..."
Я читал по бумажке первые два урока, на следующих двух я уже знал наизусть текст. Куча детей на переменах шныряла туда-сюда, из коридора в класс и обратно, все со своими "здрасте" робкого школьника, готового совершить такое, на что у взрослого рука не поднимется. Скоро мне начало казаться, что некоторые здороваются по нескольку раз. Это не страшно: уверен, поработай я часов двенадцать, показалось бы, что все дети - один человек.
Один даже пытался пожать мне руку, умник. А в конце урока схлопотал два за отсутствие конспекта и за ничего не деланье. Подумать только - он даже плакал, когда педагог сказала подать мне его дневник в конце урока! Нет, серьезно, сидел и вытирал слезы - я был в метре от него, улыбаясь прямо ему в лицо. Смеялся я не над ним - были свои причины. Ситуацию, как мне показалось, я разрешил мудро. Не взял у него дневник и сказал, мол, если то же самое повторится на следующем уроке, он получит замечание за тот урок и две двойки. По идее должно сработать.
Было утомительно рассказывать одно и то же четыре раза подряд, причем диктовать семиклассникам, делающим две ошибки в слове "кот". Чувствуешь себя человеком, стоящим посреди площади на коробке и объясняющим всем, что они дураки.
А еще я не могу стоять долго на одном месте, особенно в кроссовках - вот и курсировал вдоль рядов парт, в итоге было ощущение что ноги отвалятся, как хвост у ящерицы. Вообще последний звонок прозвучал как гудок для рабочего морозовской фабрики холодной зимой.

День второй
Если сильно устаешь - работай вполсилы

Написал себе такой конспект, что почти все время детишки писали а я сидел и лишь поглядывал за ними. Надо было давать четыре урока, но я взял две группы на один урок и вышло три часа. С целым классом, состоящим из самых шумных учеников одного класса и таких же - другого класса проблем было больше всего. Обычно в такой ситуации вспоминается наш "9 Б" и "11 В" и я понимаю, что страшней класса я не знаю и вряд ли еще когда увижу. Так что у них я урок провел спокойно. Меня позабавила одна девочка: второй ряд первая парта. Сначала долго записывала мое имя в тетрадку, затем делала всяческие странности. Выбежала к доске - сама вызвалась и начала со мной спорить, что она "не хордовая". Пришлось ее разочаровать. И еще этот ее "вардкрафт"... те, кто знает о чем я, могут представить меня в эту минуту. Она была в первой группе.
Последний класс оказался самым лучшим, они меня приятно удивили. Всего семь человек, молча сидели и слушали. Не было гениев, как в первом классе - такой кудрявый мальчик в костюме, но отвечали быстро и молча. Успели даже больше всех и раньше ушли.
Когда я домой шел уже, по полю у рынка, позади меня появились ученики из этого класса. Они крикнули мне, что по всем законам физики они должны идти впереди. Ну да, конечно.

День третий
Конспекты написал еврейские, напрягаться совсем не пришлось. Седьмые классы сами делали задания а я их проверял, девятые писали под диктовку немного, большую часть урока писали с учебника.
День начался с того, что один семиклассник поймал меня в коридоре перед уроком. Он попытался меня подкупить. Говорит: поставьте мне пятерку а с меня шоколадка, или помогите мне, я вам "сникерс" принесу. Не поддался на его уговоры, в конце урока поставил четыре, он старался и думал, что не свойственно ему. Еще у одного мальчика из того же класса день рождения был, я ему в дневник "шесть" поставил. Интересно как его родители отреагируют. У меня отец иногда спрашивал почему не шесть - как бы он среагировал?
На третьем уроке, у девятых классов, заурчал живот. Один раз это случилось, когда я сидел и диктовал. В следующий раз - когда ходил по рядам, это такое дурацкое ощущение, пришлось повысить голос. А урчало громко и всего раз шесть. Слышали ли дети?

День четвертый
Два урока. Ничего интересного и необычного. Можно только сказать что в одном классе две пары близнецов.

Вторая неделя

День пятый
Почувствуй себя стариком

Снова никаких продолжительных лекций, пять слов вначале и работа за компьютерами. А дети умеют делать так, чтобы взрослый от них уставал, причем не специально. Они меня сегодня совсем задергали. Во всех четырех группах, по сути, была индивидуальная работа учителя с учеником, каждому пришлось все объяснять лично, так как они раньше с таким не сталкивались, а я посчитал материал легким. Еще роль сыграл тот фактор, что они дети и слушают тем местом, на котором сидят. В итоге большая часть поняла тему, остальные поймут в конце недели, если у них вообще урок будет.
Сегодня присматривался к ученикам и думал из кого что получится в будущем. По некоторым это сразу видно. Например, один мальчик всегда сидит с девочкой, они скорей всего поженятся. Я даже ей его фамилию примерил, звучит хорошо. Подружка ее вырастет деловой женщиной, вечно чем-то занятой. Ну что ж, посмотрим что завтра будет.

День шестой
Почему февраль похож на май

Тяжко сегодня было. Идей вчера для конспекта не нашлось и в итоге конспект вышел "мутный". Одному классу одно диктовал, другому другое. Из этих четырех групп девятых классов мне две особенно нравятся, с ними одно удовольствие работать. У них тихо.
На одной перемене ко мне попытались клеиться, пришлось экстренно сослать из кабинета.
Люблю я февраль, так же как и май. Что сейчас, что в мае дети почти не учатся. Куча праздников, всякие мероприятия. Завтра один класс идет на конкурс, связанный с ВОВ. Я ценю ветеранов и все то, что они сделали для потомков, но меня бесит весь этот напускной кипеш. Разве не видно, что почти все это - лицемерие? Ладно, молчу. Девятый класс завтра едет в Москву.

День седьмой
В седьмом классе сегодня было решение задач. Сейчас в городе проходит турнир среди седьмых классов именно по этой программе, что мы изучаем. Педагог берет туда двух девочек, они занимаются вполне сносно, однако есть одно "но". Они ничего не знают. Типичные отличницы, у которых в журнале пятерки а в голове плесень - везде таких очень много, даже у меня в группе. В одном классе есть одна ученица, она нигде ни на каких курсах не занималась, в отличие от этих "гениев", ничего из себя не пытается строить, но лучше всех в обоих классах понимает тему. Это та самая, про которую я говорил что станет деловой женщиной. У нее огромнейший потенциал, жаль, если ее проглотит общество и сделает обычным мешком непотребной массы. Эта девочка все поняла с первого раза и сразу все сделала. Еще она единственная девочка из всей школы играет в компьютерные игры. Бывают ученики яркие а бывают тени на стуле.
Теперь о девятых. Проводил проверочную работу. Первая группа пыталась меня обмануть, но я же не бревно с глазами. Перед уроком я сказал педагогу, что надо у них отобрать учебники, но она сказала что не стоит лучше. В первой группе я специально не стал собирать их, показал какой ажиотаж возникает. У одного парня отобрал три учебника, причем разных. В остальных группах я отобрал книги и прошло все спокойней. Ученики только к середине урока поняли, что работа состоит из двух вариантов. Второго класса почти не было - уехали в Москву или просто не пришли.

День восьмой
Были срочные дела и я не смог приехать в школу, следовательно уроки не давал. Нехорошо получилось.
Интересно, эти два урока мне засчитают?

Третья неделя

День девятый
Надоело тихо и спокойно все рассказывать, хочется взять и поорать хорошенько. В основном просто со скуки. Знай я, что мне здесь торчать до мая, давно бы начал прикрикивать. Вот так и рождается командный голос, никаких секретов. И не надо отправлять СМС с кодом на короткий номер...
Я конечно понимаю, что люди разные бывают, но все же не могу понять как можно пойти на учителя и любить это занятие? Раньше, ладно, люди были иные, дети тоже. Все друг друга уважали и старались помогать, особенно после войны. В наше время я не пойду работать в школу даже тысяч за тридцать и если уберут эту бредовую систему квалификаций, где каждый лжет друг другу в лицо и в лицо начальству, где ты сам о себе заполняешь бумажку и в третьем лице расхваливаешь свои достоинства чтобы получать лишние две триста. Гораздо проще устроиться уборщиком в один магазин на утреннее время и на вечернее в другой. Те же десять - восемнадцать тысяч, плюс свободен весь день.
Сегодня довольно сильно утомился, хотя этого мого и не произойти, если бы не моя больная спина. Она высасывает силы быстрей чем приставучие ученики. Сегодня была новая тема. Я в начале урока рассказал все доходчиво, даже сам понял что говорил, они сделали вид что все ясно а уже в конце урока ныли "мы ничего не понимаем", хотя с мест отвечали на эти же вопросы правильно. Пришлось объяснять каждому лично на зонтиках. Я думаю, можно после колледжа репетиторством заняться по русскому языку и информатике, но к ЕГЭ готовить никого не собираюсь.
После занятий как-то вышел одновременно с одним из этих классов и каждый посчитал нужным заговорить со мной. То им не понравилось, что я без шапки и расстегнут, то я тройку несправедливо поставил. Сказала бы спасибо что не два. Один додумался: "А вы в CS 1.6по интернету играете?". Я в эту игру начал играть когда они только в первый класс пошли, как-то поднадоела за семь лет. Да и 1.5 лучше была. Но все это для дураков. MMORPGили спасут, или захватят мир.
Последнее, что напишу сегодня: понял, почему они смеются над моими шутками, на самом деле не смешными. Дети не ожидают от учителя таких фраз.

День десятый
Юбилей? Черта с два

Болеть и одновременно работать учителем - тяжело, можно даже сказать почти невозможно. Но надо отработать обязательно.
Сегодня дети жаловались на оценки, особенно отличницы, получившие двойки. А чего они хотели? Думали, раз я выгляжу добрым и раз я студент, то не могу их оценить по достоинству?
Им было дано времени неделя, чтобы прочитать полтора листа и выучить, даже на уроке десять минут давалось на повторение, а из двух классов только одна пятерка и та с минусом. Меня это раздражает - почти никто не умеет читать, от этого все проблемы. Не только у детей, вообще у Всех. На второй вопрос они почти поголовно все написали ерунду - вырвали одно предложение из контекста и переписали. Вопрос: Что такое язык? Их ответы - "Подобную систему и правила использования ее элементов называют языком". И за это им пятерки ставить?
Для девятого класса они слишком не развиты и слишком нытики.

День одиннадцатый
Его просто нет. В школе пробный ЕГЭ

Посмотрел недавно задания для ЕГЭ по истории - две абсолютно разные науки. И так со всеми предметами. Те, кто сдают ЕГЭ по русскому языку на пять, совершенно не умеют писать. Те же, кто пишет хорошо, ясно и четко излагает мысли не может сдать ЕГЭ. Естественно. Человека приводят в шок задания! Вот так смотришь на вопросы и хватаешься за голову. Зачем ему знать, глухой это звук или звонкий? На кой черт ему считать, сколько прилагательных в первом, шестом и четырнадцатом предложениях текста?
Да, зато у нас все как в Америке! Одна загвоздка - там тестовые экзамены почти повсеместно отменили, да и вопросы там были не столь дурацкие с самого начала.
Цель русского языка в школе - научить писать. Грамотно и связно. А этому можно научиться, только если писать, писать и писать сочинения. На нормальные темы. Еще скажите что я не прав.
Знаю как любит правительство возмущаться, что молодежь бежит в Америку и Европу. В их голосах слышатся такие нотки обиды и детской досады, что даже смешно. Да я готов хоть в пустыню Гоби бежать, лишь бы из России выехать, подальше от этого всего.
А маргиналы пусть остаются, ходят на молодежные форумы, меняются мобилами, участвуют в дурацких конкурсах и хлебают пиво с семками, сидя на спинке лавки у подъезда.

День двенадцатый
Они совсем распустились и перестали думать. Надеются, что я такой весь добренький и не наставлю за работу двоек. Осталась последняя неделя и в эти дни они попляшут у меня. Надо же детей возвращать к прежнему порядку. Сегодня было скучно, обычная работа за компьютером. Сегодня у меня день траура.

Четвертая неделя

День тринадцатый
Двадцать третье февраля. Не мой это праздник, и конечно не детей. Я считаю, что в этот день нужно просто пообщаться с ветеранами, придти в гости к дедушке, попить чайку и поговорить. Люблю стариков, они всегда расскажут что-нибудь интересное, дадут урок, не то, что старухи.

День четырнадцатый
Ну вот

Дети ко мне привыкли, никто уже не пытается шутить и издеваться, молча и покорно выполняют что скажу. Никакого отторжения. Могу сделать вывод - лучшие учителя сангвиники и меланхолики. Я второй тип, наполовину. Главный фактор, необходимый для педагога в нынешнее время - быть "толстокожим". Ребенок должен смотреть на тебя как на нечто неотвратимое, гибкое и не страшное, справедливое и разумное. Нужно легко объяснять каждое свое действие и решение. К тому же ученики ненавидят тех, кто постоянно что-то активно делает, пытается заставить заниматься какой-то ерундой. Неугомонных учителей очень сильно не любят, знаю как ученик. Но и ходить как напичканный транквилизаторами тоже не стоит. Элементарно!
Сегодня для девятого класса знаменательный день - впервые за долгое время они сели за компьютеры. Все получили четыре и пять и были жутко рады. Я тоже рад сегодня, но другому.

День пятнадцатый
Седьмой класс попытался взбеситься и все включили дурачка. Надо сказать что у них ничего не получилось, хотя был момент когда чуть-чуть. Зачем снова и снова пытаться обмануть, если ни черта не выходит?

День шестнадцатый
Эпическая мелодия

Конец практики. Надеюсь в следующий раз в школу я зайду не для того, чтобы устроиться на работу. Вот я и отмучался, это хорошо. Надо сказать - я не самый ужасный педагог. Ко мне за месяц перестало ходить только три человека, один из них заболел. У других посещаемость прилично пострадала.


Рецензии