Необходимость христианских университетов

НЕОБХОДИМОСТЬ ХРИСТИАНСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ
Дж.Дангеринк (1965)

Жизнь есть религия

Тезис, что жизнь есть религия, который является отправной точкой для дальнейшего обсуждения, является не результатом объективного, эмпирического анализа реальности. Это, скорее, плод глубокой убежденности, которую не в состоянии произвести человеческая мысль или фантазия, ибо такие убеждения должны быть раскрыты из источника, не исходящего от самого человека, это тезис означает не меньшее, чем признание мысли, что вся жизнь, все ее события и даже весь мир, в котором мы живем, полностью зависит от трансцендентной власти. Другими словами, это означает, что ни одна часть человеческой жизни и мира, который нас окружает, не существует сама по себе и не функционирует автономно, а также не может быть объяснима с точки зрения своего собственного функционирования и происхождения. Ибо все сотворенное не только происходит от Бога, но также пребывает в Нем, и Он во Христе открывает Себя как Творец и Хранитель всей вселенной.
Павел свидетельствует об этом, когда в своей знаменитой речи перед ареопагом он указывает, что в Нем мы живем и движемся и существуем (Деян.17.28), а также, когда в письме к Колоссянам он пишет, что  «Христос  есть Образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1. 15-16). «Все вещи были созданы им: и без Него ничто не начало быть  что начало быть" (Ин. 1.3). Только эти отношения с Богом в Завете, отношения, в которых Бог остается Богом и человек остается тварью, позволяют осмысленно истолковать человеческую жизнь и мир вокруг нас. Человек, однако, показал, что он не желает чтить эту связь завета, и вместо того, чтобы довольствоваться положением, которое он получил, он попытался  узурпировать власть Бога и пожелал быть похожим на Бога (Быт.3.5), что оказалось источником всех последующих его страданий (Быт.3.17-19). Падение прародителей, когда они впали в грех, оказалось радикальным и всеобъемлющим. Весь человеческий потенциал и функции, исполняемые каждым человеком, оказались затронуты падением. По этой причине Павел подчеркивает, что «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим.8.22).
Если мы упускаем здесь из виду один важнейший момент, мы попадаем в затруднительное положение и, кроме того, формируем искаженное представление об искуплении. Искупление – это не просто сверхъестественное дополнение обычной жизни даром благодати, но оно носит радикальный и всеобъемлющий характер. Искупленная жизнь – не менее, чем жизнь полностью обновленного, полностью нового человечества под новым небом на новой земле, в воссозданном Божьем творении, которое сейчас гибнет по вине человека. Именно поэтому все творение в своих муках живет в надежде, что оно «будет освобождено от рабства тлению и получит свободу славы детей Божиих» (Рим.8.21).
Мы знаем из Священного Писания и из собственного опыта, подтверждающего учение Библии, что, хотя исход истории был окончательно определен уже на Кресте, когда Иисус воскликнул «Совершилось!», борьба между грехом и благодатью продолжает идти по всему фронту, широкому, как человеческая жизнь. Это вопрос великого противостояния, которое имеет место между Царством Небесным и областью сатаны. Эта антитеза была выявлена Самим Богом, когда Он сказал: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту "(Быт. 3. 15). Речь идет, таким образом, не просто об антагонизме между добром и злом самими по себе, а скорее о неизменной вражде, которая существует между Христом и Его учениками, с одной стороны, и сатаной и его клевретами, с другой. Это очень конкретный вопрос, который обозначил простым языком Сам Христос (Мтф.10). Описание двух свидетелей в Откровении Иоанна делает совершенно ясным, что интенсивность этой борьбы к концу истории будет расти, а потому мы должны отвергнуть любую иллюзию спокойствия на ближайшую эпоху.
Мы знаем, что время от времени эта линия фронта может непредсказуемо колебаться, в особенности потому, что разделения будут постоянно прорезать само христианство, народ Божий. Другим осложняющим фактором является то, что вражеские позиции не всегда открыты, ибо сатана часто использует камуфляж. Сын погибели еще не явлен в полной мере. Но по всему фронту «тайна беззакония уже в действии», и сатана всюду ищет своих жертв. Только сдерживающая сила Божия предотвращает полное самораскрытие сил зла (1 Фес.2). По этой причине мы видим постоянные и неоднократные увещевания в Новом Завете, как в Евангелиях, так и в апостольских посланиях, быть бдительными, трезвыми и непрестанно пребывать в молитве. Мы знаем, что время отделения зерна от плевел еще не пришло. Некоторые из колосьев пшеницы могут быть вырваны (Мтф.13.24). Благость Бога до сих пор используется в равной мере и злыми и добрыми (Мтф.5.45). Тем не менее уже здесь и сейчас мы призваны сделать выбор.  Апостол Павел увещевает нас, взывая к милости Божией, «предоставить тела наши в жертву, святую и благоугодную Богу», отказаться от сообразования с миром сим, но преобразоваться обновлением нашего ума, чтобы познать, что есть благая, угодная и совершенная воля Бога (Рим.12.1-2). Как народ Божий мы призваны явить Его чудесные дела (1 Пет.2.9).

Научная работа как религиозная деятельность

Мы сочли полезным и желательным предварить обсуждение этими общими соображениями, потому что, даже если они не носят научного характера и не являются эмпирически проверяемыми, тем не менее они имеют решающее значение для определения позиции христианина, которую он, как ожидается, займет в научной и, следовательно, университетской деятельности. Среди христиан и даже в более узких евангелических кругах все еще часто находит понимание взгляд, согласно которому научное сообщество, хотя оно и связано определенными внешними ограничениями религии и морали, тем не менее с точки зрения своей внутренней природы является более или менее нейтральным, автономным. Даже те, кто явно сталкиваются с проблемой христианской веры и научного знания, часто оказываются жертвами этой концепции. Они принимают посылку, согласно которой факты есть факты, и они являются одинаковыми и для христиан, и для нехристиан. Это вряд ли можно отрицать. Христиане и нехристиане живут и мыслят в терминах одной и той же тварной реальности. Но зачастую и те и другие упускают из виду, что научная работа состоит не в фотографировании, но в истолковании и учете реальности. И они забывают, что в этом процессе продолжают функционировать все особенности человека, в том числе его религиозная позиция, которая мотивирует выбор им определенного пути в научном исследовании. В этом свете может быть неверной даже сама постановка вопроса о вере и науке.  Такая формула может создать впечатление, что это две относительно независимые величины, в которые человек, в данном случае христианин, должен как-то интегрироваться. Гораздо ближе к истине будет сказать, что научная работа сама по себе, уже в силу тварного характера реальности, предполагает не что иное, как религиозную деятельность, а также, что эта деятельность может протекать в различных направлениях – либо к Богу, либо от Него. Варьируясь между различными людьми, эти два направления и движения из-за власти греха примечательным образом  переплетаются даже у христиан.
Ясно, что когда христианин принимает эту ситуацию, как и ее предпосылки – а в свете Слова Божия у него нет другой возможности – он все больше будет чувствовать себя чужим в области науки, тогда как духовное бремя, возложенное на его плечи, становится тяжелее, ибо он неизбежно подчеркивает свои христианские убеждения. Для научной деятельности, следовательно, университет представляет собой духовную силу. Независимо от того, осознают они это или нет, ученые и университеты являются носителями духовных ценностей. Это верно также для тех университетов, которые претендуют на нейтральность.
Это означает, что христиане, которые преподают или учатся в так называемых светских учебных заведениях, находятся в уязвимом положении. Ибо в такой ситуации существует реальная опасность, что они будут вынуждены учитывать в своем умонастроении нехристианские шаблоны и убеждения. Эта угроза будет уменьшаться в той мере, в какой они осознают ошибочность постулата нейтралитета в идеологии современного общества. Они будут все в большей мере осознавать, что они занимают одинокий форпост, где они должны напрягать все свои силы, чтобы выстоять. Но если они знают, что Сам Бог призвал их, и если они осознают, что они не в состоянии исполнить это призвание сами, но только Его силой, то они будут в состоянии сделать, возможно, скромный, но тем не менее значительный вклад в дело искупления не только в сердцах тех, среди кого они работают, но во всей научной деятельности.

Позиция христианской общины

В свете сказанного нас не должно не удивлять, что еще в XIX в. христиане, и, в частности, верующие ученые и студенты, учившиеся в университетах, которые вывесили флаг «нейтральности», но на самом деле привели к господству либерализма, начали искать друг друга. Они делали это прежде всего для того, чтобы дарить друг другу духовную поддержку в крайне тяжелой ситуации, а нередко и непосредственно с намерением провозгласить Евангелие неверующему миру. В качестве иллюстрации сошлемся на возникший в Оксфорде и Кембридже Межхристианский научный союз, из которого возникло первое студенческое христианское движение в Англии, а позже (с отделением от SCM по принципиальным причинам) – Союз Интерварсити. Другим примером является рост движения студентов-христиан в Нидерландах. Эти организации возникли из убеждения, что университетская скамья не должна означать прощания с христианской верой. И хотя первое движение имело прежде всего миссионерский фокус, а второе – скорее апологетическое, оба они стояли за полноценное Евангелие.
Примечательно, что это направление в студенчестве не было восполнено среди профессуры. Причиной, скорее всего, было то, что университеты того времени, в основном либеральные, дали очень мало общепризнанных евангельских наставников. Возможно, это также связано с тем, что преподаватели, в том числе, по-видимому, и христиане, как правило, страдали сильным индивидуализмом. Возникает вопрос, должна ли устраивать нас эта ситуация. Христианство – это не дело отдельных людей, но прежде всего сообщества. Христианская вера  - это забота не только индивидов, но и искупленного сообщества, народа Божия, призванного явить Его чудесные дела не только в вере общины, но и на широких полях мира. Именно вместе мы призваны осуществлять свой мандат.
Индивидуализм, кроме того, противоречит самой природе научной работы. Ибо в научной деятельности мы сталкиваемся не с герметичной и изолированной специализацией, а с принципиально неразрывной последовательностью отношений, объектов, аспектов и событий. Справедливость этого утверждения в особенности очевидна для христианина. Он знает о целостности и последовательности творения. Поэтому христианин не может и не должен дать согласие на полное разделение науки на изолированные специализации. Именно его вера в единство и согласованность творения, которое во Христе ждет своего завершения, побуждает христианина задавать предельные вопросы  в своей области, даже если его основной интерес лежит в узкоспециальной части науки. Он руководствуется ответственностью за широту, а также глубину знания, и, таким образом, он взаимодействует и сотрудничает с учеными в смежных областях. Сама природа научного исследования требует представления о целостности всего, что существует – и эта идея есть не что иное, как теоретическая артикуляция ведущих мотивов религиозного мышления, которая является задачей не просто профессиональных богословов и философов, но всего научного сообщества. Все ученые нужны друг другу в этой работе. И это предполагает, на наш взгляд, что в целях совместного размышления над проблемами нашего времени и выявления библейских перспектив этих проблем ученым-христианам следует, хотя они и рассеяны, искать друг друга и помогать друг другу. Мы часто не осознаем степень, в которой наше видение в различных научных дисциплинах омрачено грехом. Но освобождающая сила Слова Божия может сделать многое через наше упорство и молитвенный труд. Тем не менее случайных встреч между нами недостаточно. Должны быть приняты более серьезные меры.

Реформация научно-исследовательских центров 

В связи с этим мы имеем в виду в первую очередь создание христианских научно-исследовательских центров в масштабе целых стран и континентов. Даже если они укомплектованы лишь скромной, но высококвалифицированной исследовательской группой, состоящей из трех-пяти ученых, представляющих различные факультеты, эти центры смогут исполнять значительную работу. Деятельность, которую смогут вести такие центры, включает среди прочего:
1.Регулярную подготовку и организацию учебных конференций, на которых ученые-христиане будут иметь возможность интенсивно обмениваться мнениями, особенно по вопросу соотношения своей особой области науки и библейской основы жизни и, следовательно, по проблемам и в других областях;
2.Стимулирование и поддержку реформатских и других христианских исследовательских и образовательных групп, как преподавательских, так и студенческих, в университетах и колледжах;
3. Подготовку и поддержку христианских научных публикаций с информированием о них всеми возможными средствами;
4. Стимулирование дальнейшего развития исследований, христианского научного и реформатского сообществ.
Мы убеждены, что такие научные центры могут быть не бесплотной утопией, но реальной возможностью для христианской научной деятельности. В этой связи, например, мы думаем о планах создания реформатской научной ассоциации в Канаде. Евангелическое христианство слишком часто занимает сугубо оборонительную позицию в отношении науки и довольствуется только апологетикой. Оно должно сделать гораздо большее – вооружиться духовным мечом и перейти в контрнаступление.
После сказанного мы уже можем ответить на вопрос о том, понимаем ли мы, от чего по большей части зависит положение, которое будет занимать христианство в мире завтрашнего дня. Влияние исследовательских центров может быть достаточно значительным, чтобы посеять семя Слова Божия в научном мире. Здесь нас ждет одна из высших задач Церкви.
Центры, о которых идет речь, должны постепенно прийти к тому, чтобы быть в состоянии принимать ученых на периоды концентрированных занятий. Для этого они должны собрать соответствующие библиотеки, в особенности содержащие публикации, которые конкретно касаются проблем соотношения веры и научного знания. Для поиска других материалов исследователи должны иметь возможность прибегать к общим академическим библиотекам. Именно по этой причине представляется целесообразным создавать такие центры вблизи существующих университетов. Для содействия в максимально возможной степени контактов с академическим миром эти центры должны постоянно сохранять с ним связь, чтобы быть в курсе текущих событий. Только таким образом они найдут возможность проводить целенаправленную политику.

Христианские университеты

Остается, однако, вопрос, должны ли мы довольствоваться созданием таких исследовательских центров и можем ли мы и должны ли действовать в направлении создания христианских университетов. Я отдаю себе отчет в том, что, задавая этот вопрос, я касаюсь темы, относительно которой не существует согласия ни в евангельском сообществе, ни в рамках Международной Реформатской ассоциации веры и действия. Есть все больше оснований поставить этот вопрос на открытое обсуждение!
Данная проблема в последнее время тщательно разрабатывалась исследовательским комитетом, назначенным по инициативе Нидерландского Миссионерского совета, для расширения образовательной помощи индонезийским христианам. Комитет не смог достичь консенсуса, однако большинство в нем было убеждено, что такая поддержка должна быть предложена, в том числе для развития христианского высшего образования.
В предыдущих параграфах мы утвердили тезис, что различные научные дисциплины имеют религиозное значение и обладают внутренней согласованностью. Это означает, что выбор религиозной позиции имеет последствия не только для отдельных научных дисциплин, но и для всей научной деятельности. О том, что религиозное мировоззрение способно объединять и направлять, фактически свидетельствует существование различных школ мысли. Мир постигаем лишь в единстве. Это по самой сути вещей ведет нас к систематическому развертыванию реальности творения и развитию целостной его концепции. Это очевидная норма вещей, закон, который нельзя игнорировать кроме как ценой уродования науки поверхностной эклектикой, лишенной действительно научного видения. Ясно, что здесь христианское сообщество стоит перед задачей, которую оно может сознательно исполнять только в рамках создания христианского университета. Не имея такового как центра для концентрации науки и образования, христиане не смогут обладать реальным влиянием и властью в обществе – в духовном, библейском смысле этих слов. Также только при его наличии они смогут внести действительно конкретный вклад в развитие отдельных дисциплин. И поскольку научные знания продолжают приобретать все большее значение в человеческом обществе, результатом становится то, что наука без христианских основ будет становиться все большей угрозой. Это нельзя недооценивать, ибо перед нами проблема, которая стоит не только перед профессурой, но и перед студенчеством.
Сказанное очерчивает глубокие мотивы, которые привели к созданию в 1880 году Амстердамского Свободного университета. В известной речи «Суверенитет сфер», с которой Абрахам Кайпер открыл этот университет, он с большой ясностью изложил внутреннее единство науки и образования. Более того, Кайпер настоятельно подчеркнул, что это единство может прийти к своему полному выражению только в том случае, если оно разрабатывается и внедряется на основе общего понимания основных принципов, ибо без таких принципов дисциплины быстро разойдутся в разных направлениях. В этом он обнаружил линию разделения между теми, кто желает признать господство Христа также в процессе научной деятельности, в соответствии с утверждением Самого Христа, что Ему дана вся власть, и теми, кто по каким-либо причинам не желает этого. В связи с этим Кайпер отверг возможность прочного синтеза.

Высокие стандарты

Для того, чтобы достичь своей цели, христианский университет должен соответствовать самым высоким стандартам. Эти стандарты должны иметь как религиозно-этический, так и религиозно-научный характер. Под религиозно-этическими нормами мы имеем здесь в виду то, что те, кто присоединяется к христианскому университету, должны осознать, что они вместе призваны Богом, чтобы исполнять свою задачу в мире научных исследований, науки и образования, и что они должны исполнять эти свои задачи в служении друг другу, христианской общине в целом и всему миру. При осуществлении этой деятельности общего служения всем должно становиться очевидным, что значит быть учениками Христа.
Под религиозно-научными стандартами мы имеем в виду то, что в христианском университете мы не должны довольствоваться рамками богослужения, публичного изучения Библии и так далее, хотя все это и должно быть. Реальной отправной точкой для христианского университета и религиозного обновления всей научной деятельности силой Слова Божия должно быть главное: Слово Божие учит нас о том, что ныне продолжается борьба между светом и тьмой, благодатью и грехом, градом Божиим и градом земным, о возрастании Церкви в полноту возраста Христова, о новом небе и новой земле, где Бог будет все во всем. Руководствуясь этими фундаментальными библейскими истинами, мы должны сделать научный вклад в знания о фактах, отношениях и структурах, присутствующих в окружающем нас мире как творении Бога, и в знания о законах и правилах, которые справедливы для этих отношений и структур, в том числе через откровение в Слове в Его тварном аспекте, ибо Слово стало плотью. И все это должно быть во славу Божию. Это еще не последняя задача, но мы должны ставить цель не меньшую, чем это. И мы должны помнить, что мы будем в состоянии исполнить задачу такого масштаба плодотворно только в том случае, если поймем, что Бог действительно призвал нас. В противном случае мы не сможем даже приступить к ней или же, если мы попытаемся так или иначе это сделать, наша работа вскоре подорвет саму себя в результате процессов секуляризации. Нам не нужно объяснять, что такие учреждения, как Гарвард, Йель, Принстон, Лейден и Женева, которые начались как реформатские, в дальнейшем оказались отчужденными от христианской веры. Это является предупреждением для нас в мире, который все еще может быть охарактеризован как христианский.

Потенциальные опасности

Путь, по которому должен идти христианский университет, не является ни легким, ни безопасным. Не исключено, например, что он превратится в некое христианское гетто, в котором любая попытка отразить нехристианские влияния выродится в выращивание узкого, сектантского мышления вместо послушания Слову Божию в подготовке молодых ученых к задачам, которые ждут их в мире. Христианский университет никогда не может стать самоцелью. Он должен, напротив, служить миру, в том числе учреждениям, которые смотрят на науку и философию как на нечто автономное. Именно так он окажет одну из наиболее значимых услуг так называемому светскому или нейтральному государственному образованию – подготовку тщательно обученных, высококвалифицированных людей, хорошо осведомленных о проблемах современности и способных к получению высших должностей в сфере государственной службы и образования.  Важно также в этой связи, что христианский университет должен постоянно участвовать в научной дискуссии в самом широком контексте академического мира. Любой ложной и ненужной изоляции следует избегать. Такая изоляция является лишь пренебрежением реальной динамикой Слова Божия, ибо это Слово требует от нас проводить его задачу в мир.
Другая, едва ли мнимая, опасность состоит в том, что христианский университет может стать настолько восприимчивым к влиянию окружающего мира, что начнет, так сказать, дрейфовать вместе с ним, потеряет управление и стоящие перед ним задачи и, как результат, начнет утрачивать и свою самобытность. Склонность к признанию такого учреждения за счет его вероисповедной основы часто играет, сознательно или бессознательно, значительную роль в этом процессе. Стремление к признанию является вполне законным и должно выражать высокий уровень сообщества. Но в христианском университете оно никогда не должно исполняться за счет евангельского мандата, который он должен исполнять в мире. Как только это будет сделано, требования науки начнут конкурировать с требованиями принципов, а затем наступит время духовного изгнания и рабства. Христианский университет, если он воздает должное своему имени, должен ясно свидетельствовать и своим студентам, и окружению, что он в мире, но не от мира. Это справедливо и для его научного сообщества, и для всех его действий. Увещевание Павла в Послании к Ефесянам: «Вы не так познали Христа!» - направляет нас к тому, что христианское сообщество должно поставить всю научную работу под освобождающее иго Христа и Его Слова, чтобы в этой работе явить свидетельство Его владычества и Его искупительной благодати. Тем не менее университет может также, пусть и не идеально, свидетельствовать также о верности Бога Своему творению. Таким образом он может стать средством излечения той духовной шизофрении, которую многие христиане проявляют по отношению к науке.

Вопрос веры

С этой точки зрения становление и развитие христианского университета – отнюдь не простая задача, и это задача веры. Здесь необходимо взвесить все затраты усилий. Основой здесь является то, что должны  найтись посвященные христиане, готовые предоставить себя для дела и следовать высоким стандартам. Персонал не должен разделяться в связи с основами и целями работы. Как только это произойдет, университет начнет терять свою силу и динамику. Должна быть четкая стратегия. Опыт учит, что стратегия может меняться, но все изменения – это общая задача, работа университета как сообщества. Если это верно для любого университета, то тем более для христианского!
Мы отдаем себе отчет в том, что возможность создания даже самого скромного христианского университета в значительной степени зависит от потенциала христиан страны или региона. Но это само по себе еще не решающий фактор. Многое зависит от позиции, занятой евангельскими христианами по отношению к современной культуре, от их взгляда на место, занимаемого ими в сферах науки и культуры, от понимания ими задач, которые ждут их в культуре. Это отношение определяет направление нашей работы и молитвы за мир.
Мы живем в такое время, когда на так называемом христианском Западе процесс секуляризации распространяется все более тревожным образом, проникая порой в самое сердце христианской Церкви. Наука играет важную роль в этом процессе. В нем содержится вызов, который требует ответа от тех христиан, что стремятся жить по Слову Божию. Это реальная опасность, и вопрос – не только в развитии философии и науки как таковых, но и в духовном состоянии мужчин и женщин, которые ими занимаются.
Вполне вероятно, что начало будет скромным. Так было всякий раз, когда христианские университеты создавались в прошлом, как Амстердамский в 1880 году или Индонезийский после Второй мировой войны. Это пример малого дела. Но, несмотря на чрезвычайно тяжелые обстоятельства, эти университеты достигли многого в убеждении, что они будут идти вперед, и не только ради христианской общины, но ради служения всему народу. Можно привести и другие примеры, не только в Азии, но и в Африке и на других континентах.
Евангельское христианство призвано вдумчиво размышлять над этим вопросом. Эта работа должна стать стимулом к действиям и осмыслению возникающих проблем. Ибо задача, стоящая перед нами – это действительно призвание, которого мы не можем избежать, призвание ради Христа, Которому дана вся власть не только на Небе, но и на земле.    
    
Образовательное кредо

Итак, полагая, что Писание открывает определенные базовые принципы, которым должно соответствовать образование, мы исповедуем:
- Что человеческая жизнь во всей ее полноте является религией. Следовательно, научные исследования раскрывают себя  как стоящие на службе либо Единому Истинному Богу, либо идолам.
- Что Писание, как Слово Божие, дано нам Богом для познания Его Самого и структуры творения, и что это целостное и живое Божие Слово и сила, которую Бог дает нам через Своего Духа, просвещая нас в Истине, которая есть Христос.
- Что Христос Писания есть Воплощенное Слово Божие, Искупитель и Обновитель нашей жизни во всей ее полноте и, следовательно, также нашей мысли и умозрения.
- Что сущность или сердце всей тварной реальности – это Завет и общение человека с Богом во Христе.
- Что истинное знание становится возможным благодаря истинной религии и возникает в результате познавательной деятельности человеческого сердца, просвещенного через Слово Божие Духом Святым. Таким образом, религия играет роль решающего порядка в понимании нашего повседневного опыта, а также в наших умственных занятиях.   
- Что работа теоретической мысли в научном сообществе имеет важное значение для послушного и благодарного ответа Божия народа на культурный мандат. Задачей ученого является выявление и оценка структуры творения, что позволяет способствовать более эффективному упорядочению повседневного опыта всего сообщества. В силу благодатного сохранения Божия творения после падения люди, которые отвергают Слово Божие как принцип упорядочения жизни, могут предоставлять ценную информацию об общей структуре реальности, и тем не менее центральная религиозная антитеза в направлении жизни остается. Поэтому мы отвергаем возможность синтеза библейски ориентированной мысли с любой другой системой мышления.
- Что научные занятия должны предприниматься с Богом данной свободой в полном и добровольном подчинении Слову и Закону Божию, которые регулируют жизнь человека. Ответственная свобода ученого должна быть защищена от каких-либо ограничений или доминирования церковных, государственных, промышленных или каких-либо иных социальных структур.
- Что всякое сообщество, проводящее с верностью и послушанием Божественный мандат на основе норм Слова Божия, будет признавать Его закон творения во всех сферах и сможет преклонить всю сферу научной деятельности под власть Христову.   

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии