О моём отце актёре и режиссёре

О моем отце-ученике Мейерхольда Александре БердичЕвском. В статье упоминается , что он выпускник "московских театральных школ". Естественно о расстрелянном Мейерхольде и его студии ни слова. Отец спасался от репрессий в Клинцовско-Новозыбковском театре. Он на снимке вверху в роли Аркашки Счастливцева и я на этой же странице затылком к обьективу, мне 7 лет, играл в отцовской постановке "Золушка" гнома.
Премьера-я загримирован
Я гном-седая борода
Я первой ролью зачарован
И зачарован навсегда
-Вот башмачки из хрусталя
Возьми их Золушка скорее
Хрустальные возьми земля
А кожанных я не имею

В 19650м году на бенефисе в честь 60-летия отца в Кудымкарском театре пришла поздравительная телеграмма от Игоря Ильинского и его супруи и еще нескольких актёров: "Помним нашего Сашу БердичЕвского в моодежной студии у Мейерхольда, талантливого, весёлого, доброго отзывчивого!". Вт так всё и открылось в 1965-ом. Папа умер в октябре 1991-го в день Веры Надежды Любви и их матери Софьи. Он похоронен на участке Дома Актеров им.Яблочкиной в Москве.
Интересно, что фотогаф "Огонька" Умнов тоже сын расстрелянного отца. Жуткая эпоха!

«Огонек» № 23, июнь 1950

Театр семи городов

Предание гласит, что после смерти Гомера – автора «Илиады» и «Одиссеи» – семь городов претендовали на честь считаться родиной гениального поэта. Об этом шутя вспоминают зрители спектаклей Театра имени Луначарского и в Новозыбкове и в Клинцах. В каждом из этих городов вы непременно услышите:
– Это наш театр, но он часто выезжает к «ним».
В доказательство новозыбковцы прибавят:
– У нес семь квартир предоставлены актерам.
Жители же Клинцов скажут:
— А у нас здание бывшей гостиницы отдано под общежитие театру.
В этот спор могли бы вставить свои голоса другие, расположенные вблизи, города – Унеча, Сураж, Климове, Стародуб, Злынка, где часто гастролирует Театр имени Луначарского.
Несмотря на небольшую труппу, в 23 человека, и наличие в репертуаре таких сложных для постановки пьес, как «Макар Дубрава» А. Корнейчука, «Особняк в переулке» братьев Тур, «Мой сын» Гергеля и Литовского, «Лес», «Поздняя любовь», «Правда хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского, театр почти ежедневно показывает два спектакля. Не забывает театр и о юном зрителе. Для детей подготовлены специальные утренние спектакли.
Напряженной творческой жизнью живет труппа. В 10 часов утра в театре собирается
весь коллектив. Если это вторник, занимаются кружки по изучению основ марксизма-ленинизма, проводится политинформация. В другие дни готовят новые постановки (одну-две в месяц непременно); репетируют старые спектакли, вводят в них дублеров. Часты
дневные выезды на фабрики с докладами о творчестве и с отрывками из спектаклей, выступления в местной радиостудии.
В технических цехах разрабатывается световая партитура к готовящимся спектаклям, подвиваются букли париков, отглаживаются фижмы для выездного спектакля «Модная лавка» И. Крылова.
Вечером мы присутствуем на спектакле «Лес».
В творчестве А. Н.Островского большое место занимают пьесы о театре. Они посвящены жизни провинциального актерства. «Без вины виноватые», «Таланты и поклонники», «Лес» пользуются заслуженной любовью зрителей и особым вниманием актеров.
Советский актер, создавая обрез дореволюционного своего собрата, невольно противопоставляет страшным картинам старого театрального быта свою жизнь – жизнь советского артиста-гражданина.
Сравнение такого рода возникает и у зрителей. Счастливцев жалуется Несчастливцеву, что в театре «образованные одолели», и зрители, наблюдая игру актеров, понимают, что действительно образованные не только «одолели», но и преодолели невежество и косность старой театральной провинции. Из двадцати трех актеров труппы Театра имени Луначарского большинство со специальным средним, а некоторые со специальным высшим образованием.
Е. Попова, В. Маргорина, В. Демин, Д. Колосов, Е. Большаков,А. БердичЕвский — выпускники московских театральных школ; в Ленинграде учились Т. Оболенская, К. Иванова. В труппе наряду с молодежью есть и актеры с большим творческим стажем. Более 40 лет работает в театре главный режиссер Е. М. Баталин. 45 лет отдала сцене 3. В. Негина. Партнерша известных провинциальных актеров Ростовцева и Собольщикова-Самарина, она за свою сценическую жизнь создала свыше тысячи ролей. Ее память хранит актерскую биржу, куда съезжались на «великий пост» со всей Руси актеры раздобыть ангажемент в какую-нибудь труппу, и бесконечные странствования актеров «на своих-с» из города а город.
Дела и дни старой театральной провинции вспомнились Зинаиде Васильевне Негиной сейчас, когда, работая над ролью Улиты в «Лесе», она встретилась на сцене с молодыми товарищами, которым предстояло создать образы дореволюционного актерства.
Несчастливцеяа играет Б. Федоров. В его исполнении трагик Несчастливцев – незаурядный актер и настоящий человек. Несчастливцев привык играть и играет не только на сцене, но и в жизни. У него величественные движения, он декламирует, а не говорит, ступает, а не ходит, но за этой театральностью зритель видит глубокие человеческие чувства – возмущение, страдание, – видит в нем негодующего обличителя помещичье-дворянского быта. Достойный партнер Федорова – А Бердичевский (Аркашка Счастливцев). Актер настоящего комедийного дарования, он сумел показать в Аркашке, потерявшем достоинство и человеческий облик, подлинную любовь к искусству.
К сожалению, в спектакле, несмотря на отдельные актерские удачи, недостает необходимой слаженности.
Коллектив только что поставил «Голос Америки» Б.Лавренева, в ближайших планах театра – «Чужая тень» К. Симонова, «Егор Булычев» М.Горького, «Дворянское гнездо» по И.С.Тургеневу, «Укрощение строптивой» В.Шекспира.
Зрители Новозыбкова и Клинцов, Унечи и Суража, любящие свой театр, ждут от него показа лучших, полноценных пьес, высокоидейных художественных современных спектаклей. Их ожидание должно быть оправдано.

Клинцы— Новозыбков. И. ВЕРШИНИНА

Надежде Кедровой-Челищевой актрисе
Александру Бердичевскому режиссеру и актеру студии Мейерхольда

Архитектор свободы
построил карманный храм
войди в него
он в твоем кармане
в зачетке, где отл.
поет только хор
полумесяц и крест в горниле

Ну вывернут наизнанку
где нутро подкладка
или перелицуют
или продадут за бесценок
храм где живут умершие предки
как летний театр – без стенок

Здесь парит одна сцена посреди лета
нет кулис а задником служит небо
я ждал что отец появится слева
и он появился слева

Навстречу – справа
к нему шла мама
я крикнул – мама
я прошептал – мама

Отяжелели ладони
я взял в них сцену
приблизил ее к губам
отец узнал во мне сына
он меня не забыл

Унося в кармане сцену и маму
с папой –
короля и даму в колоде
я знал что Богу не нужны храмы
ему нужны люди и только люди

Если бы сцена была рояль
я бы играл на сцене любя
но на сцене папа играл себя
и мама играла только себя

Видишь каким огромным стал зал
где повис ландшафт посреди кулис
я сказал: Папа!
А папа сказал –
Только в этом храме молись

Давно ли я был на сцене с вами
где уже не корчась от боли
папа играл короля
мама даму
в еще несыгранной роли

О сцена ты как колода карт
где за спиной тасуются виды
чередуя поп-арт оп-арт
пейзажи висят на дыбе

Вот вверх уплывает старинный Новозыбков
обнажая Чернобыль
где жил я в детстве
за Новозыбковом рябь и зыбь
сплошное пещное действо

Излучаясь к другим мирам
гамма-гаммой вдаль излучен
единоверческий старый храм
где после спектакля ночью я был крещен

В каждой тени актера таится
гамма излучений всего актера
теперь я знаю – театр был храмом
а храм – реактором

Так узор и волн и частиц
плетет незримое кружево
квантовое барокко лептонных птиц
от Новозыбкова до Чернобыля

Я не знаю какова роль
человека в этом театре
где мама королева а папа король
до сих пор в невидимом гамма-спектре

Где занавес как рубашка колоды
опускается падает ниц
где болью залитый как коллодием
я застыл в кутерьме ресниц

От каждой ресницы у другой реснице
тянется невидимый луч
луч вибрирует как границы
когда происходит путч


1991


Рецензии
"..после смерти Гомера – автора «Илиады» и «Одиссеи» – семь городов претендовали на честь считаться родиной гениального поэта."

Такой же чести удостоился и легендарный Ходжа Насреддин. По-моему, там было чуть меньше претендентов:))

Интересно еще и другое. Грегор Иоганн Мендель, основоположник теории наследственности, был в нашей печати попеременно то "австрийским монахом Менделем" (это когда генетика называлась лженаукой), то чешским ученым
Грегором Иоганновичем (Григорием Ивановичем) Менделем (это когда генетику признали).
Дело в том, что в год его рождения маленький городок, где он родился, принадлежал Австрии, а нынче - это территория Чехии.
Вот так!:)))

Владимир Байков   07.04.2012 11:16     Заявить о нарушении