При чём тут гены?

               
               
      Всюду сейчас твердят: гены, гены! А я вот хочу возразить. Даже поспорить. При чём тут гены?
      От умного папы и умной мамы родился дурак. Или ещё хуже – чересчур умный. Гены, скажете? Не-ет.
      Как-то приехал к матери в село умный сынок из города. Ну, такой умный, такой умный, - целый день курит и пишет, курит и пишет.
      - Ты бы, сынок, молочка выпил, - мать ему ласково предлагает.
      А он и бровью не повёл. Знай только, курит и пишет. Из города сынок. Из университета.
      - Свежее молочко, из-под коровки, - мама щебечет.
      Нуль внимания. Никакой реакции. Грамотный такой сынок. Интеллигентный.
      Мать кринку принесла, заботливо так к сыну:
      - Выпей парного. Из-под коровки.
      Поднял тут сынок голову, вынул из зубов сигарету и говорит:
      - Да идите вы, мама, со своим молочком ко всем чертям.
      Что это? Гены в нём говорят? Категорически не согласен. Давайте называть вещи своими именами. Хама назовём хамом, пустобреха – пустобрехом, лодыря – лодырем. А то ведь мы в своей жизни больше метафорами пользуемся, обтекаемые формулировки изобретаем. Вот этот – зарвавшийся бюрократ, а мы говорим: «Незадавшийся администратор», тот – откровенный самодур, а мы говорим: «Работник волевого стиля».
      Известно: в Америке справочник выпускают. Называется «Ху из ху?» - «Кто есть кто?» - по-нашему. Из этого справочника о некоторых людях можно некоторую информацию получить, составить о них приблизительное впечатление. У нас такого справочника нет. А пригодился бы, потому что вопрос «Кто есть кто?», согласитесь, не так уж плох. В самом деле: откуда у нас берутся преступники, ловчилы, дармоеды и захребетники, прохвосты, пройдохи и прохиндеи? Гены им такие достались, что ли? Не надо валить на гены. Никаких генов не хватит, чтобы все наши человеческие пороки прикрыть.
      Одному моему знакомому совсем мало генов от природы досталось. Так он стал их потихоньку подворовывать по месту службы. Ну, это только вначале «потихоньку». А потом вошёл во вкус, так развернулся, что ОБЭП к нему пригляделось.
      - Откуда, - спрашивают эти стражи из Отдела Борьбы с Экономическими Преступлениями, - при такой среднестатистической зарплате у вас столько генов? И машина в подземном гараже, и квартира на Рублёвке, и жена ваша Нюрка в норке из Куршевелей не вылазит? Озвучьте хотя бы устно Декларацию о доходах.
      - Извольте. Нюрка у меня из-под Калуги, норка из-под Якутска, а  машина с Куршевелем, исключительно из зарплаты. Откладывал, знаете, откладывал, вот и отложилось.
      - Да при вашей зарплате, - ему цифры под нос суют, - если и могут быть отложения, так только отложения солей.
      - А я экономил. Всю жизнь одними макаронами питался. Как Робинзон Крузо.
      - Не питался Робинзон макаронами. У него подсобное хозяйство  было.
      - Ага, - оживился подозреваемый. – А из чего он это хозяйство имел?
      - Из ничего. Из прилежания, упорства и трудолюбия.
      - Представьте себе, - отвечает, - и я из того же.
      Так и ушёл от ответа. Робинзоном прикрылся.
      А вот другой мой знакомый – сосед по лестничной клетке – тот не ушёл. Загремел под фанфары. Хотя, казалось, человек был незаметный, тихий. Работал проводником на железной дороге, из каждого рейса свой законный навар привозил – мешок с пустыми бутылками. Так нет. Мало ему этого показалось. Он по совместительству сплавщиком устроился. Только не лес сплавлять, а наркоту, дефицит, всё, что под руку подвернётся, ничем не брезговал. Механика тут нехитрая, всё, как в детской задачке про пункты «А» и «Б». В пункте «А» он прибарахлится, в пункте «Б» озолотится, в пункте «А» загружается, в «Б» разгружается. Очень оказался смышлёный малый. Выравнивал покупательский потенциал. Сглаживал острые углы. Жаль, министерство торговли его не поняло. Другое ведомство его хлопоты оценило. Выделило ему за труды праведные многоместное многоярусное купе и на пять лет поставило на казенное довольствие.
      Напрашивается вопрос: а какое отношение имеют гены к аномальным, аморальным личностям всех сортов и оттенков? Правильно, никакого.
Гены тут не при чём. Зато все мы – причём. Значит, метод один: «Держать и не пущать!». Значит, встанем стеной, не дадим  проникнуть за наше оцепление всему,  что нам ненавистно, что и без того осложняет нелёгкую нашу жизнь.
      А гены оставим в покое. Пусть несут в своих клетках только то, что делает человека красивей, щедрей, счастливей.
      Что делает человека человеком!
 


Рецензии