Биографические записки. Глава14

  Здесь я расскажу,как мы проводили досуг,когда он у нас был.
В деревенском доме всегда найдётся работа всем.
Начнём с весны.
Сколько помню,огород мы копали с матерью.Галина поступила в Болховское педучилище,дома бывала редко,Генка был ещё маловат.Он копал,конечно,но быстро уставал.Земля у нас тяжёлая,суглинок.Ждали,когда подсохнет.
Но время посадки определено многолетним опытом,поэтому долго ждать,пока земля
высохнет,не приходилось.Копали по погоде—в конце апреля--начале мая.
Я приходил из школы,обедал—-и на огород.
У нас был сад площадью соток 20.
Яблони отец мой посадил в год моего рождения,осенью 48-го.
Мама всегда называла наш сад моим ровесником.
В саду росли и плодоносили 12деревьев:штрифель,малиновка,грушовка,антоновка,белый налив,яблоня,названия которой я не знаю,яблоки с неё созревали перед наступлением морозов.
Тогда её обрывали,яблоки сохраняли свежесть очень долго.Такого яблока мне в
дальнейшем не попадалось нигде.
Сад этот стоит до сих пор в бывшей деревне Касьяново,он зарос бурьяном и крапивой.Сад теперь,как и я,пенсионер—-дряхл и никому не нужен.
Может быть,случайный бродяга залезет в крапиву,сорвёт яблочко,но не скажет спасибо хозяевам—-их нет.
Как вспомнишь это,сердце прокалывает,душа плачет.Это ли не пример наплевательского,если не сказать,вредительского отношения «отцов народа» к своим чадам?!
Как после ядерной войны опустевшие,исчезнувшие с лика земли поселения,где
когда-то,совсем недавно по историческим меркам,кричали петухи по утрам,
мычали коровы,блеяли овцы,топились печи—-жили люди…
Сейчас там могильная тишина,бурьян,холод,смерть.
Это свобода?
Это демократия?
Это хозяева земли Русской во власти?
И были ли вообще рачительные хозяева во времена советской власти?
Нет!
Были соковыжиматели,догматики,трепачи и карьеристы,плодившие себе подобных,иначе Русь не свалилась бы в пропасть,в которой находится сейчас.
Сейчас страна пожинает плоды с посеянного в советские годы,а хозяева теперешние—вчерашние коммунисты,хамелеоны,сменившие окраску,плюс шантрапа,всегда липнувшая к власти,плюс воры,называющие себя олигархами…
Вот куда попали мы с огорода.
Начинали копать огород мы с матерью,причём,чтобы как-то отвлечь от тяжёлой работы,мама всегда заводила разговор о чём-нибудь интересном.
Мы говорили о прочитанной книге,о кино,которое привозили недавно в школу.
Электричества у нас не было,киномеханик привозил небольшой бензиновый движок с генератором,который тарахтел на улице,а в школьном коридоре на белой простыне мы смотрели кино.
Приходили все жители деревни и потом долго обсуждали увиденное,споря о том,где правда,а где вымысел.Об этом говорили и мы с матерью,копая землю.
Галина,как я уже сказал, жила в Болхове на квартире и не могла быть дома даже в выходные--всё-таки двадцать пять километров,и никакого транспортного сообщения
не было и в помине..
Поэтому,копать землю я привык с детства,со временем эта работа мне даже стала не в тягость.Конечно,хотелось убежать и поиграть с ребятами в лапту или в войну.
В лапту мы начинали играть,едва появлялись первые проталины.
До этого,зимою,мы катались на лыжах,санках,коньках.Играли в войну,лазая по лесным сугробам.
В седьмом-восьмом классах отец доверял мне ружьё,немецкий «Зауэр»,подаренный ему дядей Мишей на свадьбу.
Я вставал на лыжи,ходил охотиться,но зайцы меня избегали,так я ни одного и не подстрелил.
Лучше меня охотилась наша собака,гончий пёс Джульбарс:
Отец принёс домой щенка.
Ему налили молока.
Он полакал и заскулил,
И тут же лужу напустил.
Потом мы с братом во дворе
Щенка дразнили в конуре.
Он лапками царапал нас.
Назвали мы его Джульбарс.
Летели дни--щенок подрос,
И получился гончий пёс,
Высок,поджарист,лопоух.--
Не подходи к нему,петух...
Пёс всё же петуха порвал,
За это он на цепь попал...

Годам к пятнадцати ружьё
Отец доверил мне своё.
Лихой охотник из меня!
Дождался выходного дня,
На лыжи встал.Джульбарс со мной.
Пошли мы к лесу целиной.
Морозец,солнце,зайцев нет...
Смотрю--собака взяла след.
Минута,две--и пёс исчез.
Здесь заяц,видно,прыгнул в лес.
И я за ними побежал,
Но лучше бы на месте ждал,
Ждал,на опушке затаясь,--
Тогда с добычей был бы я.
Заяц по кругу несётся,
Обязательно вернётся...
Не знал я этого тогда--
Прихлопнуть зайца--ерунда!

Довольно долго я бежал--
И зайца нет ,и пёс пропал!
Невесёлая потеха,
Пса зову--в ответ мне эхо...
Уставший,мокрый и пустой,
Решил вернуться я домой.
Прихожу домой --и что же?
Скажут,быть того не может!--
У конуры Джульбарс сидит,
Возле него комок лежит--
Заяц!Только половина.
В столбняке я рот разинул...
Значит,пёс полтуши скушал,
И домой принёс полтуши.

Потом ещё не один раз
Зайчишек потрошил Джульбарс.
Обычно,он один гонял--
Охотник он,и службу знал...
Осталось малость рассказать,
Но слова просятся назад...
Конец его печален был:
Нашёлся враг и пса убил.
Мне было больно,жалко так--
С тех пор я не держу собак...
      27.10.10г.
Стоило его спустить,он убегал,и я возвращался домой один.К утру Джульбарс сидел в своей конуре,перед ним  лежала наполовину съеденная тушка зайца.
В одну из таких гонок собака не вернулась.
Потом только отец узнал,что его подстрелил Калинеевский мужик Евсиков,подстрелил просто так,забавы ради.
Это был завистливый,нечистый на руку,косоглазый мужчина,переехавший в Калинеево из Лубён.
После войны в наших местах валялось множество оружия,гранат,неразорвавшихся снарядов,что было крайне привлекательно для пацанов.
Очень многие,в том числе и мои ровесники,жестоко поплатились за своё любопытство.
Пытался выплавить тол из снаряда и Евсиков,ему просто повезло—он остался без глаза при взрыве.
Точно так же покалечился Иван Пылаев,ему оторвало половину правой руки и искорёжило правую же ногу.
Оторвало руку по локоть моему ровеснику,с которым мы вместе проходили допризывную комиссию,должны были вместе идти в армию.
Он пас коров под Лубнами,где жил,нашёл в заросшем окопе гранату,захотел взорвать её,бросив в овраг.
Не успел,граната взорвалась в руке,и Витька Грачёв отслужил своё…
Эти остались живы,а вот Калинеевский мальчишка Сашка Гуреев,учившийся классом моложе меня,погиб.
Где-то они с ребятами нашли ржавую винтовку,Саша прицелился,нажал курок.Выстрел был,но вылетела не пуля,а затвор.
Прямо Сашке в глаз.
Нас,пионеров уже,директриса послала нести гроб.
Впервые я вплотную увидел смерть.
Страшновато было,конечно,однако,мы выполнили свой долг.
Между прочим,нас чудом пронесло над несчастьем,ибо мы тоже занимались сапёрными работами.
За барским садом в промоине мы нашли однажды противотанковую мину.Это была ржавая,круглая,тяжёлая лепёшка с двумя металлическими ручками.Мы подняли её вдвоём с Колькой Хвостовым и сбросили в бомбовую воронку,находившуюся неподалёку.
Мина не взорвалась.
Тогда мы натаскали соломы,дров и разложили на мине костёр.Сами спрятались в овражке,метрах в тридцати от костра.Мина рванула прекрасно,на секунду все оглохли,сверху посыпались срезанные осколками ветки.
Вечером меня и Генку пытали родители на предмет взрыва. Естественно,мы сказали что бегали только смотреть,когда,купаясь в пруду,услышали взрыв.
Вот такие развлечения были в моём детстве.
А сколько ребят погибло в схожих ситуациях,знают лишь мои земляки,у каждого есть что вспомнить.
Это следы войны,и они ещё долго будут напоминать о кровавой бойне в наших местах.
Почти два года рядом была линия фронта.
 Вернёмся на огород.
Как говорили старики,глаза боятся,а руки делают.И мы вскапывали огород между яблонями,земля прогревалась.Мы делали грядки и под руководством бабушки сажали огурцы ,свёклу,морковь,редьку,репу,лук,чеснок,зелень.
Бабушка Марфа знала свой огород,знала,где что лучше будет расти,и никогда не ошибалась.
Как правило,к празднику Победы мы уже всё высаживали,в том числе и картошку.
Сначала у нас всего было сорок соток земли,потом власти разрешили прибавить ещё десять соток—это кроме садового участка.
Эти 50 соток шли под картошку.
Здесь землю пахали старой крестьянской сохой,в которую запрягали лошадку.
Этим занимался дед Миша, отец..
Я или Генка водили лошадь за уздечку,сзади за сохой покрикивал пахарь,чтобы вели  ровней.
Сажать картошку собиралось несколько семей,и стар,и млад.
Вставали вдоль борозды,прокладываемой сохой,и каждый на своём отрезке бросал в землю семена картошки,заготовленные заранее.
Часа за три-четыре сажали весь огород,потом всей компанией переходили на соседний.
За день управлялись на двух-трёх огородах.
Причём,ни в коем случае нельзя было утомить совхозную лошадь.
За этим обычно следил пахарь.
Так что работали с перерывами,связанными с отдыхом животного,а заодно и людей.
Для пахоты и посадки картофеля просили сильную,выносливую,не старую лошадь.
Когда был колхоз,в каждой деревне была конюшня,были хорошие лошади,которых бригадир распределял на различные работы.Не зря ещё до войны колхоз назывался "Коневод".
Конечно,во главе угла были общественные задачи,но в сезон посадки лошадей выделяли и частникам.
Вот так до ухода в армию я трудился на земле с самого детства,едва научился держать в руках лопату,грабли.
Заканчивался сезон посадки—наступал небольшой перерыв.
Начинали цвести деревья,на берёзах набухали почки,на липах в наших  аллеях появлялись душистые лепестки с зёрнышком.
Мы ходили в барский сад,окружённый липами,и собирали липовый цвет,зимой им заваривали чай.
Однажды мы с Вовкой Бородиным,чтобы не лазить на деревья,решили нарубить липовых веток с цветками,привезти на тачке домой и тут обирать их.
Тачки мы делали таким образом:находили шарикоподшипник,обычно на МТС в Калинеево,в него забивалась деревянная ось,к которой крепились с обеих сторон две крепкие палки,на палках—деревянные перекладины,и тачка готова.
По травянистой или накатанной дороге тачка шла легко,но по пыльной дороге толкать её было трудно,шарики забивались.Чем большего диаметра удавалось найти подшипник,тем лучше была тачка.
И у нас была своего рода классификация тачек,мы гордились друг перед другом своими транспортными средствами,устраивая гонки,когда возили на этих тачках дрова из леса.
В этот раз мы взяли одну тачку,Вовкину или мою,уже не помню.
Придя в липовую аллею,начали рубить липы,обрубать с них сучья и грузить на тачку.
Ходили мы босиком.
Я прижал левой ногой ветку и махнул топором.
Топор скользнул по кожуре и подрубил мне большой палец.Я заорал благим матом,Вовка подбежал,его замутило.Палец еле держался на ноге,хлестала кровь.Я снял свой картуз,зажал им палец.Вовка,оправившись от шока,посадил меня на тачку—и бегом домой.
Дома была мать.Увидев,что со мной случилось,она быстро нашла бинт,перетянула ногу выше щиколотки,затем забинтовала рану.
Откуда взялась телега с лошадью,не помню,очнулся в медпункте,в Калинеево.
Фельдшер Бакин,единственный эскулап на всю округу,промыл рану,перебинтовал,обнадёжил меня и мать,что всё зарастёт.
Всё лето я ходил сначала с костылём,потом наступал только на пятку,а о купании в пруду не могло быть и речи,что было самым обидным.
Бакин не обманул,слава ему.
Нога постепенно зажила,палец прирос,остался толстый красный шрам,да палец чуть покривился и вырос меньше правого.
С тех пор прошло немало лет,но потрясение,испуг и боль вспоминаются довольно живо.
И когда мне приходится рубить дрова,я уже стараюсь не подставлять ноги-руки под удар.
Хотя нет,однажды подставил,но не под топор.Это было много позже,когда  я работал на заводе ЖБИ и сломал ногу на допотопном оборудовании...
 Моей обязанностью по дому было:наносить воды из пруда и колодца,нарубить дров зимой для печки и плитки,летом—только для печки,проводить в стадо или встретить и попасти корову вечером,в сенокос ходить на просушку сена с вилами,шевелить его и на ночь уложить в копну.
И ещё много-много всяческих дел по мелочи,таких,например, как пасти по очереди деревенское стадо коров или овец,что мне крайне не нравилось,потому что целый день ты наедине со скотиной.
И встаёшь по толчку бабушки ни свет ни заря.
А накануне вечером мы же гуляли.
Хорошо,если ты лёг спать в полночь,а если гораздо позже?
Мы же ходили в кино в Калинеевский клуб,а оттуда рано не возвращались:там почти каждый день крутили кино--билет 20 копеек,после кино танцы под патефон,баян или гармонь.
На баяне классно играл парень из Пашеньково,Слава Старченко,ухаживавший в то время за моей сестрой.
На гармошке играл парень постарше,Коля Дулепов из Кузьминок,но он вскоре женился и постепенно перестал ходить в клуб.
 В клубе,когда мне было лет 15,на глаза мне попалась приезжая девчонка.
Высокая,худощавая,черноглазая и черноволосая.Личико было настолько милое,что я просто остолбенел:смуглое,продолговатое,в обрамлении пышных чёрных волос,рассыпанных по плечам.
Одетая в зелёную кофту с отливом и черную юбку,волосы перевязаны атласной лентой—настоящая цыганка,хотя цыган в то время у нас не было.
Ребята из Хвощёва рассказали,что она приезжает в Студенниково к отцу,да и держалась она в кучке студенниковских девчонок и ребят.
Звали её Нина.
Таких девчонок я ещё не встречал...
Всё время,когда она бывала в клубе,я не сводил с неё глаз,а она меня не замечала.
На танец я её не мог пригласить--стеснялся,да и не умел танцевать.
В это лето мы так и не познакомились,хотя я видел её и вне клуба.
Один раз группа девчат на велосипедах проехала через нашу деревню,она была с ними.
В августе я работал на току в Калинеево,вместе с ребятами мы выгружали зерно с машин,которые возили его от комбайнов.Ток находился на краю Калинеево,возле дороги на Хвощёво.
И опять по дороге проехала стайка девчонок и ребят,и снова я узнал среди них Нину.Уже темнело,и я узнал её скорее по голосу,высокому,мелодичному,которого не было ни у кого.
Громко переговариваясь,они проехали в Хвощёво,просто катались.
На следующее лето она снова приехала в Студенниково,проходила школьную практику,как тогда это было по программе обучения,при нашей школе.
Но я уже закончил восемь классов; у нас уже был выпускной вечер,с которого я убежал в клуб,рассчитывая увидеть там свою любовь,потому что был выходной день.
В клубе было кино,и она должна была быть там.
Она была там,но я пошёл провожать не её,а другую девушку,её подругу,которая симпатизировала мне.
Это была Нина Ольгова из Студенниково.
Мы шли гурьбою до самой деревни,девчонки подначивали меня,я дико смущался.
Наконец,мучения мои кончились,мы пришли в Студенниково,я счёл свою миссию выполненной,распрощался и ушёл.
В первый раз я прошёл дорогой,по которой потом ходил множество раз летом и зимой.
Но Ольгову я больше не провожал.
В один из вечеров после кино,не помню причину,в клубе произошёл скандал между касьяновскими и хвощёвскими ребятами.
Хвощёвский парень сбегал в свою деревню за дядей-уголовником,привёл его,и тот ,ни слова не говоря,прямо посреди зала подошёл почему-то ко мне и от души врезал под правый глаз.
Немедленно вскочила превосходная фара под глазом.
Я этого никак не ожидал,закрыл глаз ладонью и в полушоке встал у стены.
К парню,которому было не меньше 25 лет,и которого я раньше не знал вовсе,с криком подскочила сестра Галька.
Заорала на него так,что парень опешил,и все хвощёвские ребята пошли на выход.
Тут уже наши ребята во главе со Славкой Старченко вступились за меня.
Рассказывали потом, что они гнали хвощёвских до конца Калинеево,и те позорно ретировались.
Я сидел в клубе,возле меня хлопотала Галина.Затем я вышел на улицу,и тут неожиданно подошла Нина.
Почему это случилось,не знает она сама до сих пор,скорее всего,ей было жаль меня.Как бы то ни было,в этот вечер я впервые провожал её до дома и заметил,и она заметила,что я ниже её ростом…
От Калинеево до Студенниково было километра два с половиной-три.Мы шли вдвоём,о чём-то говорили,она всё посматривала на мой синяк.В пруду,мимо которого проходили,Нина намочила платок,приложила к глазу.Я так и шёл,закрывая её платком глаз.
Наконец,пришли в Студенниково.Проводив Нину,я шёл домой напрямик,по полям и оврагам,минуя деревни Калинеево и Слободку.Набегало около пяти километров.
С этого вечера Нина стала моей девушкой,и я почти ежедневно после кино провожал её и приходил домой под утро.
Съедал кружку молока с хлебом,оставленную на кухне матерью,и шёл спать,либо в сарай,либо на потолок,чтобы никому не мешать.
К осени она уезжала,я грустил и с нетерпением ждал встречи.
Иногда Нина приезжала на ноябрьские праздники или на Новый год,и мы снова встречались.
Я уже учился в Тельчье,на меня обращали внимание другие девчонки,и в классе,и в общежитии-интернате,но я любил только одну.
Писал ей письма,стихи.
Зимою,перед уходом в армию,я осмелился признаться в своём чувстве,узнал,что оно взаимно,и впервые поцеловал Нину.
 Потом были письма,а в  2009-м году 5-го сентября было 40 лет нашей совместной жизни…
За это время я стал выше Нины на полголовы.
Об этом в следующих главах.


Рецензии