Утка по-пекински. Часть 13-1 Шанхай-город

«Где-то есть город, тихий, как сон» —

это моя любимая песня из детских времён никак не соотносится с городом моей мечты Шанхаем. Начать нужно с того, что прилетели мы сюда одновременно с тайфуном, который, судя по прогнозу погоды, должен был закончиться вчера. Ещё при начале снижения самолёта я начала подумывать о том, что было бы здорово ещё хоть раз в жизни увидеть свою семью в полном составе, а потом это чувство переросло в насущную потребность, поскольку самолёт приземлялся в туманное свистящее серое облако и его трясло так, что я стала молиться Богу. Поэтому, когда шасси наконец-то коснулись земли, по старой привычке мне ужасно захотелось крикнуть китайскому пилоту: «Браво, советский лётчик»! Спуститься по подъехавшему к самолёту трапу было нелегко – меня сдувало ветром так, будто бы во мне не было нескольких пудов веса, а моя куртка раздувалась, как настоящий красный парашют. Дышать тоже было нечем – ветер просто сошёл с ума. Вот в таком виде мы и прибыли в город-мечту — наполовину мокрые, потому что ливень хлестал только с одной стороны, но, зато, по расписанию и живые.
То есть, с самого начала Шанхай не показался нам тихим, и не с первого взгляда я влюбилась в город-мой-многолетний-сон.
Первого взгляда нужно было ждать до завтра.

В аэропорту нас встретил приятного вида молодой человек, хотя, судя по предварительной переписке, Рейн ожидал увидеть молодую девушку говорящую по-русски, но подумал, что она приехать не смогла. Мы быстро сели в машину, направляясь на ужин в забронированную гостиницу, и тут я, как всегда, достала фотоаппарат — ничего бестолковее я придумать не могла, так как за окном был свинцовый, всё-покрывающий, гнущий деревья донизу ливень. К тому же наша машина тоже была одержима быстрее добраться до тёплого и уютного гаража, поэтому она летела по шоссе почти так, как только что покинутый нами (с радостью) самолёт. Было неуютно, и к тому же наш сопровождающий упорно молчал всю дорогу. Чтобы его случайно не обидеть, я заговорила с мужем по-русски: «Жаль, что молодой человек попался такой неразговорчивый, хотелось бы знать, как долго ещё в этой темнотище ехать», на что Рейн резонно возразил, что, возможно, юноша недостаточно владеет английским для поддержания разговора.

Однако, за ужином выяснилось, что у юноши не только прекрасный английский, но на русском он говорит как на родном — моё ухо не уловило даже признаков иностранного акцента! Мне вежливый юноша понравился уже тем, что не принял мои слова о его неразговорчивости во внимание. А, вообще, кто знает, на каких языках говорят окружающие тебя люди, поэтому-то поговорка что "молчание – золото" в данном случае точно относилась ко мне. Во время нашего шанхайского пребывания мы подружились с Луном (китайские имена могут быть очень обманчивы, одинаково звучащими и для женщин и для мужчин). К тому же выяснилось, что он окончил наш родной юрфак МГУ и его магистратуру! Ценность этого братства особенно осознаешь на чужбине, поэтому, именно благодаря Луну, огромный Шанхай стал для нас близким и понятным городом.

Мы устали от напряжённой дороги и достаточно проголодались. Эти два ощущения совпали в тот самый момент, когда мы подъехали к гостинице, хотя, скорее всего, мы получили бы неимоверное удовольствие от такого ужина и при других обстоятельствах. Итак, за полтора часа, проведённых, в кампании директора Института Международных Исследований и Луна, в нас, с огромной скоростью, умудрились запихнуть: мелкие закуски, горячие королевские креветки, суп из акульих плавников, куски великолепной говядины, перепёлку, овощи на пару, ещё один рыбный суп, десерт и дыню с арбузом, а запивалось всё отменным красным вином. Меня развеселил момент, когда Рейну пришлось отвоёвывать у официантки изумительно приготовленное мясо, к которому он не успел даже притронуться, поскольку это был бизнес-ужин, и ему приходилось без устали говорить. Но те времена, когда мы отдавали всё время разговорам и уходили из-за стола голодными и измотанными беседами, прошли – мы приобрели нашего собственного «сына ошибок трудных». И как любой опыт, рождённый в муках, он был неоценим!

На следующее утро я с удовольствием почувствовала, что во мне начала просыпаться та самая любовь к Шанхаю, которая мне часто снилась. Грозные тучи, хотя и нехотя, то всё же сдавали свои позиции, уступая место мягкому и нежному утреннему солнцу. Город преображался на глазах: вместо тёмных грозных башен, на свет вышли яркие зеркальные небоскрёбы, согнутые в три погибели деревья вновь распрямились и засияли яркой, свежей листвой, улицы быстро оживились людьми, прятавшимися вчера от грозных порывов дождя и ветра. Вначале повествования я уже пропела песню славы китайским дворникам и тут они оказались опять на высоте: к десяти часам утра на улицах вообще не было видно следов прошумевшей над городом бури. Будь мы здесь летом, так я бы на улицу, скорее всего, не вышла: дышать 100 процентной влажностью можно, но только очень сильно потренировавшись! В субтропиках хорошо только рыбам... ну и тем, кто сидит около кондиционеров.  Сейчас до листопада ещё далеко, и нам тепло, сухо и комфортно. Благостный октябрь!

Мы отправились на освоение новых просторов, а точнее – в центр города, потому что центры городов всегда «туристические» – отсюда, обычно, исторически  начиналась жизнь города, это место горожане сами любят больше всего и им есть, чем похвастаться перед приезжими. Но оказалось, что в Шанхае трудно определенно сказать, какая часть города, представляющего из себя один административный округ, разбитого на 18 уездов, является его центральной. Восьмой по численности населения город мира и крупнейший город Китая имеет и внушительную жилую площадь – 6000 кв.км!

Но есть, всё же, часть старого города на западном берегу реки Хуанпу, которая разделяет город на две части (чем-то напоминая расположение Лондона), которая все же зовётся центром.
Из крошечного рыболовецкого городка, Шанхай, благодаря своему месторасположению, превратился в один из крупнейших городов мира с населением более 20 млн. человек. Само название, с китайского, переводится как «находящийся над морем», то есть взморье (Восточно-Китайское море находится просто за поворотом!) Но как только этот город не называли за его длинную и небезупречную историю! Он находится в устье Янцзы, и поэтому главная часть его жизни была судоходно-рыболовной, так что большого количества исторических памятников в Шанхае нет, но те, что есть, вызывают изумление.

Под руководством Луна мы направились в старинный парк Юйюань, который считается одним из красивейших в Китае. Он был заложен в 16 веке и вначале являлся частной собственностью, затем переходил из рук в руки, разрушался (в это просто невозможно поверить, что чья-то рука поднимется на такую красоту), восстанавливался и снова разрушался, и вот только в 1961 году парк был открыт для публики. Он находится не на виду, а как настоящая жемчужина скрывается в раковине, под которой понимается целый район традиционных построек, снизу доверху увешанных гирляндами из веселых красных фонариков. В этих домах, обильно украшенных резьбой, картинами и надписями, сейчас находятся магазины и рестораны (многие постройки стоят вокруг озера на подпорках и через их отражения проплывают разноцветные рыбки; террасы, украшенные зеленью, спускаются к самой воде – очень красиво). Эти дома являются частью парка, прелюдией, потому что за вход вглубь парка нужно уже платить.

Юйюань архитектурно выполнен как множество небольших садов, переливающихся друг в друга, или следующих один за другим, как ожерелье. Благодаря этой уникальной планировке на какое-то мгновенье я вдруг почувствовала себя в полном одиночестве, как будто сад был открыт только для меня. Все что мы видели, было настолько уравновешено и гармонично, что создавалось впечатление единого проекта, нарисованного его величеством Временем, а не собранного по кускам разрушенного годами и людьми Великолепия с горькой судьбой. Здесь есть всё, что пожелает увидеть душа любителя восточных садов: каменные горы и арки, водоёмы с большими красными, золотыми и чёрными рыбами, фонтаны, скульптуры, чайные домики, оперные сценические площадки, гроты, мостики и уютные закуточки, цветы и деревья, беседки и домики, соединенные проходами с полукруглыми арками или мосткам. Мне очень понравилась постройка угловидно-закругленной формы, по верху которой, вместо крыши, распластался дракон. На крышах пагод и чайных домиков опять традиционно располагаются воины, зверюшки и разные фигурки, призванные отпугивать от жилищ всякую вредность, и ещё тут есть озеро лилий и колонна 10 000 цветов.

Этот сад-парк мне показался волшебно-романтическим… это была та красота, которую можно потрогать руками, которая завораживает взгляд настолько, что хочется часами стоять или сидеть на одном месте, не сводя глаз со старинных построек, прудов, вековых деревьев и скульптур. Я заполнила всё свободное место на своём фотоаппарате – при всём желании я не могла сделать больше снимков и, как всегда, пожалела, что не купила дополнительную карточку памяти. Секрет истории и постройки старого сада утерян и никто не знает, как первоначально выглядело это чудо садово-паркового искусства, но думаю, что сын, начавший постройку этого сада для своего отца в далёком 1559 году, уж точно обрадовался бы, узнай он сейчас, как похорошело и разрослось творение его рук!
Так пусть вовеки живет любовь детей к своим родителям!

После обеда в каком-то уникальном ресторане, где по стенам вывешены фотографии его знаменитых посетителей (включая Билла Клинтона), наш план включал подъём на  известную во всём мире Шанхайскую телебашню (еще её называют «Жемчужина Востока») – 336 метровая постройка, которая издали выглядит как расположенные друг под другом перламутровые золотисто-вишнёвые шары, издали и вправду напоминающие драгоценности.

С высоты самого верхнего шара была видна протекающая внизу река с огромным количеством судов; помню, в тот момент я подумала, что Темзу, по сравнению с Хуангпу, можно считать вообще не судоходной – тут было оживлённое движение барок, лодок, моторных лодок, пароходов, барж, катеров и мне даже удалось запечатлеть горделиво плывущий катамаран.
Естественно, что конца-края городу видно не было, даже с такой высоты. Но горизонт всегда манит взор, вот только разглядеть, что за ним, ещё не удавалось никому.... Я, правда, читала, что корабли-призраки это и есть отражённые в преломлении света объекты из-за линии горизонта, но что-то я слабо в это верю. Летучие голландцы по описаниям моряков всё же выглядят как старинные каравеллы.

Под башней расположен краеведческий музей, в котором находятся исторические экспонаты, отражающие тот или иной период времени жизни региона. Итак, спустившись на лифте с головокружительной высоты современности, мы попали прямо в древние века, и получили замечательное представление о том, как жили китайцы в старину: мы побывали в китайском магазине традиционной медицины, в рыболовецкой хижине, в питейном заведении, в школе; мы прошлись по старым улицам Шанхая, посмотрели на свойственные этой местности постройки тех далёких времен, когда Шанхай не был ещё таким знаменитым городом, но был международным портом со всеми вытекающими отсюда пороками.

На следующий день мы с головой и сердцем углубились в недра Исторического музея провинции Шанхай – эта сокровищница, которая, помимо бесценных экспонатов, ещё и выглядит достойно – его архитектурная форма напоминает о далёких временах, когда, согласно древней китайской философии, люди верили в то, что земля является квадратной, а небо – круглым. Так этот музей и спроектирован, и я сфотографировала его снизу доверху – он светлый и просторный, и это ощущение современной лёгкости отлично укладывается во временное расстояние, поскольку отдельным экспонатам музея всё же уже несколько тысяч лет. Наконец-то я увидела всё то, что растиражировано во всех путеводителях и книгах по искусству Китая – конечно, не все 112 тысяч экспонатов, но всё же достаточно, чтобы ещё раз изумиться таланту, мастерству и упорству людей.

Мы плавно перекочёвывали из зала в зал, разглядывая: произведения из бронзы, уникальные разноцветные предметы из керамики и стекла, каллиграфию, мебель, резные печати, уникальные картины, ковры, вырезку по камню, изделия из жадеита, старинные монеты, вышивки по шёлку, скульптуры из слоновой кости, музыкальные инструменты – ух, всего и не упомнишь! Благо то, что в этом музее можно фотографировать не чувствуя себя преступницей!

Вечер оказался вечером сюрприза – ах, как хорошо быть неподготовленной к тому, что тебя ожидает в путешествии – тогда только появляется ощущение чуда и сказки, а то ведь ждёшь, рисуешь в своем воображении диво-дивное, но на деле всё оказывается не так. Или бывает так: до поездки ты видел картину или фотографию и она просто оживает перед глазами, а чуда опять не происходит. Поэтому я никогда не заглядываю в фотографии путеводителей! Так случилось и сегодня – всё, что нам сообщили было то, что вечером пойдём на набережную – ну хорошо, думаю, набережные я люблю, свежий воздух перед сном полезен. Бунд. Ну, пусть будет Бунд. Мы прошли черед подземный переход, вышли на улицу, и тут-то я ахнула – Бунд!!!! То есть на другой стороне туннеля осталась ночь, а мы прибыли в светлый день!

Море огней, фейерверков, подсветок, летающих змеев, освещённые дома по обеим сторонам реки и телебашня вся в огнях – всё это буйство красок и огней отражалось в тёмных водах Хуангпу, которая сверкала и переливалась в ночи словно лунный камень. Завороженная игрой огней, я прилипла к парапету в тот самый момент, когда слева, из-за поворота, выплыло золотое чудо – огромный корабль-ресторан в виде драконов-бортов с раскрытыми пастями и миллионами сверкающих огней. Корабль проплывал, шумно трубя и обращая на себя всё внимание публики, разрезая разноцветные волны двумя драконьими мордами.

Разве такое забудешь???

фото автора

продолжение следует


Рецензии
Ирина ! Мои познания о Китае очень относительны , а встречи с представителями титульной < китайской нации > ограничиваются воспоминаниями далёкого детства ,
когда на Дальнем Востоке мы посещали с моей мамой китайскую ферму, и я с неподдельным детским интересом распрашивал маму о необычном виде жителей Поднебесной ... Да и сейчас , по прошествии времени , мои встречи с "Китаем " происходят в китайских ресторанах Манхеттена, кухня которых очень американизирована ... Твёрдо сейчас полагаюсь на Ваши рассказы о стране " за Китайской стеной " ... Спасибо ! Вит

Вит Талийросса   14.04.2016 03:24     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогой, половину продуктов тамошних я не ела, не могу сказать - страшно!)

Ирина Фетисова-Мюллерсон   18.04.2016 14:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.