Слово психотерапевта
Как практик осмелюсь утверждать, что самопознание пугает и тем отталкивает людей, ибо заставляет их признаваться в собствен-ной слабости против обитающих в их душе неведомых и всесильных «демонов». (Гоминидов, которым мы обязаны своим психическим сложением). Однако без самопознания нет душевной полноты, нет целостности человека. Любое психическое недомогание исцеляется не лекарствами, а приближением к целостности мира, собираемой из фрагментов. «Среди моих пациентов, перешедших за середину жизненного пути, т.е. за 35 лет, - утверждал К. Г. Юнг, - не было ни одного, чьей последней проблемой не была бы проблема рели-гиозная... и ни один из них реально не исцелялся без достижения религиозной позиции...»
Однако то, что даёт современному человеку возможность приобретения этой позиции, - это опыт того, что существующая карта мира и карта души не являются удовлетворительными. «Такой опыт является возможным лишь в том случае, если нечто совер-шается в личностном мире человека без содействия его сознания. Это опыт самодеятельности души, независимой от воли и сознания, обладающий убедительной силой».
Читатель обнаружит примеры самодеятельности души в руко-писи. Кстати, за те дни, пока рукопись находилась в моём рабочем кабинете, я, бывало, показывал её некоторым из своих пациентов для поддержки в них «боевого духа».
Отвечая на вопрос автора, заданный мне в личной беседе о природе галлюцинаторных переживаний («только отвлечё-шься - вода запоёт»), я хотел бы сослаться на старинное назидание монахам о призраках и видениях, одолевающих человека, в одиночестве предающегося молитве и посту: «Бывают времена, когда мы никого не видим, а между тем слышим шум, и кажется тогда, словно кто-то громким голосом поёт песнь: а иногда мы как бы слышим слова из Священного писания...» И далее: «бывало и так, что они (дьяволы) насильно поднимали нас с постели и принуждали нас вставать...» Бессознательным процессам в старину придавался, как правило, отрицательный оттенок, «бессознательное систематически подавлялось и обесценивалось» (Юнг). К счастью, в наши дни индивидуальная природа человека не подвергается насильственному оболваниванию (рост трансперсональных исследований, голотропные сессии и т.д.), в этой связи я иначе, чем Ю.С. Салин, оцениваю критику тоталитаризма, прозвучавшую в рукописи. Это не случайное «несоответствие», а часть самого пути к себе. Меня, к примеру, можно упрекнуть в «религиозности», подозрительно близкой к общей тональности нынешних средств массовой информации», хотя можно говорить по существу, используя другие термины, а проблема есть. Юрий Салин прав только по поводу глубины осмысления тоталитаризма, всесторонний подход - прежде всего.
О научной стороне дела: выживание в экстремальной ситуации... На мой взгляд, весьма ценным для науки дополнением к уже проведённым автором исследованиям мог бы стать психоаналитический труд о душевных преобразованиях, явлениях, подстерегающих путника-одиночку в тайге. Для выполнения подобной работы необходимо ведение подробного полевого дневника с указанием важнейших дневных событий (содержание сознания) и подробное описание всех приснившихся в пути сновидений (содержание бессознательного). Всё это изучалось бы в динамике. Подобного исследования, мне кажется, не проводилось нигде в мире. Но, во-первых, я могу ошибаться, а во-вторых, техническое исполнение такого предприятия - дело крайне трудное. Вполне вероятно, что возникнет опасный для жизни человека резонанс с бессознательными процессами.
* А. Г. МОСКАЛЕНКО http://ecumena.lozikov.ru/no-30/urij-salin
Свидетельство о публикации №212021400259
Очень тяжело читается без специальной подготовки.
Спрут 2 24.02.2012 21:10 Заявить о нарушении
Любовь Рунова 25.02.2012 10:20 Заявить о нарушении