Общение с ребенком статья

Общение с ребенком.

– Как построить нормальные отношения с ребенком?
– Как заставить его слушаться?
– Можно ли поправить отношения, если они совсем зашли в тупик?
Практика воспитания изобилует подобными «вечными» вопросами.

Так начинается книга профессора Московского государственного университета, известного ученого и талантливого педагога Юлии Борисовны Гиппенрейтер «Общаться с ребенком – КАК?»  Мне эту книгу  порекомендовала психолог детского  сада, когда я обратилась к ней за помощью: меня беспокоило поведение сына после появления младшего братика. Помню, я хотела приобрести эту книгу, но в магазинах её не нашлось: видимо, небольшой тираж разошелся по специалистам. Психолог дала мне ксерокопия книги на три дня. Я законспектировала все важные моменты, и потом эти записи очень помогали мне еще много раз. Книга выдержала уже пятое издание и до сих пор является хитом продаж.
Одним из приемов, предлагаемых педагогом при решении негативных ситуаций, было обсуждение с ребенком его проблем, но на примерах сказочных героев. Так появилась в нашей семье традиция вечерней сказки. Главными героями были обитатели сказочного леса Ежовичи: папа, мама и два сыночка (ну, совсем как у нас), Лисичкины – хитрецы и выдумщики, Медвежкины отличались медлительностью и плаксивостью, были еще  Кабановы и Волчатники – коварные и злобные хищники. 
Так появилась на свет первая сказка.

Звание «старшего брата»

Ежиное семейство ждало пополнения. Мамы не было дома уже несколько дней. «Целую вечность», – думал Максик и очень скучал. Тетушки, как могли, старались его развеселить: тетя Гална рассказывала сказку, но ведь только мама знала сказку про Маленького странника, тетя Олна пела песенку, но она забыла третий куплет, дядя Петсик показывал, как нужно мастерить фонарик, но такой они с мамой делали еще прошлой осенью…
Наконец-то после обеда все отправились в лесную больничку  – за мамой и малышами.
– Сын, как тебе повезло! У тебя появились сразу и братик и сестренка. Ты рад? – папа держал Максика за руку, но все равно поспеть за ним было трудно.
– Я еще не знаю, ведь я их не видел, – пропыхтел в ответ ежонок.
– О, дружок, я смотрю, ты совсем запыхался! – и папа отпустил Максика, чтобы он мог, свернувшись в клубок, катиться за ним.
Макс сразу почувствовал себя большим-пребольшим, как папа. Мама с малышами уже ждала свое семейство, чтобы показать ежат и познакомить их со всей родней. Ведь это очень важно – знать всех своих родных. Иногда у дверей лесной больнички, где встречают малышей, собиралось так много ежей, что они не могли уместиться на полянке, и тогда представление длилось до самого заката.
Дружное семейство подошло как раз вовремя. Максик еще катился по тропинке, натыкаясь на пеньки и коренья, когда услышал родной голос:
– А где же Максик?
– Я здесь, – он снова врезался в березку: «И как это взрослые так ловко катятся, ни на что не натыкаясь?».
– Радость моя, беги ножками! – мама держала в руках два маленьких комочка.
– Сыночек, знакомься со своим братиком  Ваксиком и сестренкой Белной, – она протянула к сынишке ладошки с малышами.
У Максика от волнения защекотало в носу, ведь он совсем забыл, как знакомился с семьей. Увидев пару блестящих глаз-бусинок, моментально успокоился. Приблизил свой нос к малышам, Ваксик  и Белна запыхтели, двигая носиками, а Максик почувствовал, что иголочки у них еще мягкие и нежные, как летняя трава.
– Максик, – мама обняла своего старшенького ежонка, – это и есть сюрприз на твой День Рождения! Ты не просто стал старше – ты теперь Старший брат!
– Как это «старший брат»? – испугался Максик, – это не больно?
– Что ты! – воскликнула мама, – ты будешь младших всему учить, будешь за ними ухаживать.
– А играть с ними можно?
– Конечно, можно, теперь тебе никогда не будет скучно.
– Свистулька и Пыхтелка, какие вы милые, – обрадовался старший брат. Он уже полюбил этих малюсеньких ежичков. – Первым делом я научу вас катать мячик и мы будем играть в футбол! А потом… а потом…
– Максик, не отставай! – прервал его размышления папин голос, и он почувствовал свою ладонь в его сильной руке.
– Я буду, как папа! Папа, а у тебя какое звание «Старший папа»? 
Активно слушаем ребенка
(продолжение статьи «Общение с ребенком»)
Разбор и обсуждение сказочных историй иногда были очень бурными. Я научилась разбирать поведение ребенка, не указывая напрямую на его ошибки, ведь в неприятные истории попадали лесные жители, они совершали ошибки. Так ребенку легче говорить о проблеме, ведь обсуждают не его поведение, поэтому малыш может спокойно взглянуть на ситуацию со стороны, примерив ее на себя, понять ошибки сказочных персонажей и увидеть такие же промахи в своем поведении. В сказке лесные герои всегда, может и не сразу, находили выход из создавшегося конфликта, что служило подсказкой ребенку к дальнейшим действиям.
 Главное, ребенок сам принимает решение – как правильно поступить. В следующий раз он будет вести себя согласно той модели, которая появляется в результате обсуждения сказки.
Ситуация в сказке должна быть для ребенка узнаваема, как и ее персонажи должны отражать участников реальных событий.  Приведу конкретный пример. Мой сын всегда с удовольствием оставался в детском саду, но вдруг я стала замечать, что, едва заглянув в группу, он возвращается и ни в какую не хочет идти. Первое что нужно было сделать, это выяснить причину.
Понимаю: спрашивать бесполезно. На все «В чем дело?» и «Что случилось?» ответ будет один – «Ничего!» Тогда я воспользовалась приемом активного слушания. Это когда вы не спрашиваете ребенка напрямую «что случилось?», а проговариваете в утвердительной форме возможную на ваш взгляд ситуацию.
«Кирюша потерял любимую игрушку» – делаю я первую попытку. В ответ – молчание, слезы начинают набухать в глазах малыша, он протягивает мне ручонку со следами укуса, о котором я, кстати, хотела поговорить с воспитательницей.
«Кирюше больно ручку, он знает, кто его укусил» – следующая попытка. Слезинки побежали по щекам, рука спряталась за спину, малыш молчит.
«Мальчик взял твою любимую машинку» – меняю формулировку.
«Спъятал» – прорывается плотина молчания. Теперь главное – не торопить и ждать, что скажет сам ребенок, а он обязательно скажет, если дать ему время. Сажусь на лавочку перед сыном, вытираю слезки. Жду минуту. Молчание. Помогаю.
«Кирюша знает, где машинка» – осеняет меня догадка. Малыш берет меня за руку и тянет к одному из шкафчиков: «Здесь»
Хочу открыть шкафчик, он не открывается, слишком туго. Наконец  игрушка извлечена из заточения. Рассказ полился рекой, оказалось, что эту игрушку принес в группу мальчик. Моему сыну она очень понравилась, поиграв, он решил ее спрятать, за что и был укушен владельцем транспорта. Но вот уже третий день он не может открыть хранилище.
Понимаю, мой ребенок кругом не прав: взял чужое, спрятал, не хотел отдавать, сердился на владельца игрушки, ссорился. Как объяснить малышу, в чем он не прав, не обвиняя его? Ведь обвинения не научат его правильным поступкам. А вот, если он увидит, что было сделано неправильно, причем сам придет к этому выводу,  то, поверьте, больше не будет этого делать, потому что Кирюша – хороший мальчик и всегда все делает (старается делать) правильно.
А вот и сказка, появившаяся по этому поводу.

Активно слушаем ребенка


Разбор и обсуждение сказочных историй иногда были очень бурными. Я научилась разбирать поведение ребенка, не указывая напрямую на его ошибки, ведь в неприятные истории попадали лесные жители, они совершали ошибки. Так ребенку легче говорить о проблеме, ведь обсуждают не его поведение, поэтому малыш может спокойно взглянуть на ситуацию со стороны, примерив ее на себя, понять ошибки сказочных персонажей и увидеть такие же промахи в своем поведении. В сказке лесные герои всегда, может и не сразу, находили выход из создавшегося конфликта, что служило подсказкой ребенку к дальнейшим действиям.
 Главное, ребенок сам принимает решение – как правильно поступить. В следующий раз он будет вести себя согласно той модели, которая появляется в результате обсуждения сказки.
Ситуация в сказке должна быть для ребенка узнаваема, как и ее персонажи должны отражать участников реальных событий.  Приведу конкретный пример. Мой сын всегда с удовольствием оставался в детском саду, но вдруг я стала замечать, что, едва заглянув в группу, он возвращается и ни в какую не хочет идти. Первое что нужно было сделать, это выяснить причину.
Понимаю: спрашивать бесполезно. На все «В чем дело?» и «Что случилось?» ответ будет один – «Ничего!» Тогда я воспользовалась приемом активного слушания. Это когда вы не спрашиваете ребенка напрямую «что случилось?», а проговариваете в утвердительной форме возможную на ваш взгляд ситуацию.
«Кирюша потерял любимую игрушку» – делаю я первую попытку. В ответ – молчание, слезы начинают набухать в глазах малыша, он протягивает мне ручонку со следами укуса, о котором я, кстати, хотела поговорить с воспитательницей.
«Кирюше больно ручку, он знает, кто его укусил» – следующая попытка. Слезинки побежали по щекам, рука спряталась за спину, малыш молчит.
«Мальчик взял твою любимую машинку» – меняю формулировку.
«Спъятал» – прорывается плотина молчания. Теперь главное – не торопить и ждать, что скажет сам ребенок, а он обязательно скажет, если дать ему время. Сажусь на лавочку перед сыном, вытираю слезки. Жду минуту. Молчание. Помогаю.
«Кирюша знает, где машинка» – осеняет меня догадка. Малыш берет меня за руку и тянет к одному из шкафчиков: «Здесь»
Хочу открыть шкафчик, он не открывается, слишком туго. Наконец  игрушка извлечена из заточения. Рассказ полился рекой, оказалось, что эту игрушку принес в группу мальчик. Моему сыну она очень понравилась, поиграв, он решил ее спрятать, за что и был укушен владельцем транспорта. Но вот уже третий день он не может открыть хранилище.
Понимаю, мой ребенок кругом не прав: взял чужое, спрятал, не хотел отдавать, сердился на владельца игрушки, ссорился. Как объяснить малышу, в чем он не прав, не обвиняя его? Ведь обвинения не научат его правильным поступкам. А вот, если он увидит, что было сделано неправильно, причем сам придет к этому выводу,  то, поверьте, больше не будет этого делать, потому что Кирюша – хороший мальчик и всегда все делает (старается делать) правильно.
А вот и сказка, появившаяся по этому поводу.
 

 
Красный Мерседес

История эта произошла в сказочном лесу. Кирилл Ежович работал в автомастерской, он ремонтировал машины, мотоциклы, велосипеды,  а если надо – даже самолеты и вертолеты, потому что он был очень хорошим мастером. Весь лесной народ его любил и уважал.
Однажды Кириллу Ежовичу довелось ремонтировать большой красный Мерседес для гостя сказочного леса. И с тех пор он мечтал, что у него будет такая же машина.
И – о, чудо! К мастерской подъехал большой красный Мерседес, хозяин машины, приветливый Влад Барсуков, попросил Кирилла Ежовича присмотреть за автомобилем, пока он будет в гостях  у медвежьего семейства. 
– У вас такая красивая машина… моя мечта, – признался Кирилл Ежович, отдавая ключи хозяину, после того как поставил красавца на стоянку.
– Если вам так нравится моя машина, я могу вам дать покататься. Тем более, что она мне сегодня не понадобится, а завтра я заберу ее.
Так они и договорились, расставшись друзьями.
Никакая работа больше не шла на ум Кириллу Ежовичу! Он закрыл мастерскую, сел в Мерседес и поехал кататься. Заехал домой, взял свою семью, и они отправились в путешествие на Лесное озеро. Они мчались по широкому шоссе, жена радостно вскрикивала, а дети визжали от восторга всякий раз, когда они обгоняли очередного «серого тихоню». Все были счастливы. Но даже самое радостное путешествие заканчивается дома – закончилось и это. Спят малыши в своих кроватках, жена ласково улыбается во сне, только Кириллу Ежовичу не спится. Радостное настроение сменилось печалью:
– Завтра мне придется отдать большой красный Мерседес и больше уже не повторится такого счастливого путешествия, опять останутся только мечты, – Кирилл Ежович вышел во двор, где в свете полной Луны поблескивал красавец Мерседес.
И вдруг Кириллу Ежовичу стало так жалко расставаться с новым другом, которого он успел за этот день полюбить. Он и не заметил, как стал считать его своим: да-да, своей сбывшейся мечтой.
– Почему я должен его отдать, мне так хорошо с этим авто, оставлю его себе. Спрячу на заброшенной поляне. Пусть ищут, ха-ха, никогда не найдут. А как все уляжется, выкачу красавца из укромного места, скажу, что купил. Влад Барсуков не расстроится, у него же есть другая машина…
Как придумал, так и поступил Кирилл Ежович.
Утром о пропаже дорогого автомобиля стало известно всему лесу. Влад Барсуков был очень расстроен. А Кирилл Ежович ничуть не волновался. Вскоре синицы прилетели и затараторили: мол, ночной филин проухал, что видел, как ночью Красный Мерседес увозили в сторону старой поляны. Кирилл Ежович и рад бы уже вернуть автомобиль – стыдно ему, что взял чужое, но он боялся признаться. А тут, как назло, дорогу размыло дождем. Многие пытались по ней проехать, но все застревали…
Прошло два дня – долгих, дождливых и очень беспокойных для всего сказочного леса. Кирилл Ежович стал уже беспокоиться о Мерседесе,  настроение совсем испортилось. С самого утра в автомастерской все падало из рук Кирилла Ежовича. «Пойду пешком, прикачу Мерседес и отдам его хозяину» – думал он, но страх тут же останавливал его.
Ночью, не выдержав укоров совести, пешком отправился к старой поляне. Путь был не близкий и очень тяжелый по размытой дороге. Уже под утро Кирилл Ежович добрался до поляны. Мотор машины завелся на его счастье и, не смотря на непролазную грязь, он  смог выехать на широкую и уже подсохшую дорогу.
«Попрошу прощения у Влада Барсукова. Может, он меня и простит, ведь с машиной, к счастью, ничего не случилось» – думал Кирилл Ежович. Приехал в мастерскую, вымыл автомобиль, позвал друга и честно ему все рассказал.
Влад Барсуков сначала рассердился и даже хотел заявить на друга в лесную полицию, но, увидев, как тому стыдно, смягчился:
– Я тебя прощаю, потому что ты честно признался. Ты плохо поступил, но понял свою ошибку и сам все исправил. За это я тебя уважаю.
Теперь они настоящие друзья – Кирилл Ежович и Влад Барсуков! Иногда они вспоминают это происшествие, но посмеиваются над ним. А Кирилл Ежович купил все-таки большой Красный Мерседес. И знаете у кого? Угадали – у Влада Барсукова.


Рецензии