Сердце Аквамарины

У самого берега моря жили-были старый рыбак со своей дочкой Моретой. Красавица да умница Морета и повеселиться умела и работой никакой не гнушалась. Едва исполнилось ей семнадцать лет - отбоя от женихов не стало. Только молчало сердце Мореты – никто ей был не мил.

Однажды к их берегу пристал заморский корабль. Вышел из него прекрасный принц и увидел юную рыбачку. Да и она заприметила юношу. Поняла, наконец, Морета, что значит любить и быть любимой. Но принцу в тот день нужно было отплыть домой до захода солнца. Пообещал он возлюбленной, что вернётся за ней через три дня.

И вот осталась красавица Морета ждать своего принца. Только о нём одном и думает, делать ничего не может — всё из рук валится. Вышла она вечером на берег моря помечтать о любимом, проводить красно солнышко. Неспокойно море, волны белыми гребешками ощетинились. Диск солнца, погружаясь в воду, прочертил на ней длинную багровую дорожку. И видит Морета - недалеко от берега на этой дорожке будто плещется кто-то. Присмотрелась – вроде девушка! Рукой машет, как будто Морету к себе манит.

 - Может, помочь ей нужно? – подумала Морета и бросилась в воду как была – в платье. Только оказалось, что не так уж близко от берега девушка незнакомая плавала. Всё дальше и дальше заходит в море Морета, а загадочная девушка не приближается. Морета уже плывёт давно, уже из сил выбилась, а расстояние между ними всё не сокращается.

- Если ты слышишь меня, остановись! – прокричала Морета. – Скажи, какая тебе помощь нужна? Чем смогу – помогу, но дальше я плыть не в силах!

А незнакомка вдруг совсем рядом оказалась! Подплыла, что-то повесила на шею Морете, нырнула под воду и исчезла бесследно. Повернула Морета, чтобы плыть обратно и увидела, что совсем рядом берег, будто и не заплывала она далеко в море!

Выбралась девушка на прибрежный песок, смотрит, а у неё на груди, на серебряной цепочке камень голубовато-зелёный, в серебряной оправе красуется! Подивилась Морета чуду такому, поблагодарила незнакомку за щедрый подарок и домой пошла.

Следующий вечер Морета опять провожала на морском берегу. Солнце за тучи спряталось, море бурлит, как котёл кипящий. И слышит Морета – будто поёт кто-то. Голос девичий жалобный, песня грустная-грустная:

Однажды царевна морская
Влюбилась в обычного парня,
И верила – клятв не нарушит,
Хоть ходит любимый по суше.
Отведав волшебной водицы
Она обернулась девицей,
Колдунье отдав на рассвете
Свои чешую и бессмертье.
Но милый её не встретил,
Ведь были жена и дети
У вероломного парня!
И девушка бросилась камнем,
Как сказ повествует старинный,
Обратно на дно океана,
И стала аквамарином,
Не терпящим лжи и обмана!

Голос смолк, а Морета, потрясённая, ещё долго стояла в ночи на холодном ветру.

На следующий день отправилась она к старой премудрой деревенской знахарке и рассказала ей о приключившихся с ней чудесах. Покачала головой бабушка, да и говорит:

- Ох, деточка! Являлась тебе русалка Ундина, младшая дочь морского царя. Подарила она тебе волшебный камень. Слыхала я - помогает он постигать сокрытые от простых смертных тайны, да бережёт от предательства и обмана. А ещё меняет он цвет свой в зависимости от состояния того, кто его носит: светится радугой голубых тонов, если на душе покой и радость, и тускнеет, когда прошла любовь и поселились в сердце печаль да горе.  А в песне, которую пела Ундина, речь идёт о сестре её старшей – царевне Аквамарине. Эту легенду узнала я от своей бабки, а она – от своей! Только одного не могу понять я – зачем тебе Ундина поведала об этом? Зачем камушек подарила? Знать, ожидает тебя, милая, непростая судьба. А более я тебе, деточка, ничего сказать не могу!   

Поблагодарила Морета старую знахарку и домой побежала. Никакой тревоги не ощутила она в своей душе, потому что не могла думать ни о чём дурном, а только о том, что завтра приедет за нею её любимый.

И вот на третий день, как и обещал, вернулся принц на своём корабле и забрал с собою невесту. Отчалил корабль от берега, проводил принц Морету в её каюту и протянул красивый хрустальный кубок с янтарной жидкостью:

- Выпей, душа моя, это вино за наше счастье!

Выпила девушка содержимое кубка и так ей легко и радостно стало! Милый принц от неё не отходит, слуги всячески угодить ей стараются. Кружит Морета в танце, радуется счастью своему. Вот пристал корабль к незнакомому берегу, привёл её жених в мерцающий белым, розовым и голубым дворец, будто из перламутра построенный.

- Отдыхай, любимая! - произнёс принц, - Привыкай к новому месту. Через неделю отпразднуем мы с тобой свадьбу, и будешь ты со мной всю свою жизнь!

Ушёл он, и осталась Морета одна в просторном зале с высокими колоннами, с большими окнами, за которыми виднелся зелёный сад. В резных шкафах нашла девушка роскошные наряды. Радуется она, примеряет одно платье за другим, кружит по залу под воображаемую музыку и вдруг понимает, что чего-то не хватает в этом  огромном зале. Остановилась Морета, подумала немного и поняла, чего нет здесь ни одного зеркала! А так хочется посмотреть на себя в богатых нарядах. Ведь до сих пор носила она только скромное платье бедной рыбачки.

И пошла Морета искать зеркало. Проходит она комнату за комнатой, зал за залом, а во всём дворце нет ни одной живой души! И зеркал нет ни в одной комнате. Странным показалось это девушке. Наконец обнаружила она в самой последней комнате непроницаемо чёрную гладкую стену, в которой отражалась вся комната. И видит Морета, будто в зеркальном отражении парит она в воде, словно птица в глубине неба. Лицо у неё бескровное и безучастное, руки раскинуты в стороны, ноги безвольно подогнуты. Морета  резко взмахнула руками и увидела, как её отражение плавно подняло и медленно опустило руки. Морета сделала шаг навстречу своему отражению, и оно шевельнуло ногами, чуть приблизившись. Морета попыталась сообразить, в чём дело. То, что тело слушается её, немного успокаивало. И всё же Морету начал охватывать леденящий ужас. 

- Не бойся! – вдруг услышала Морета нежный мелодичный голос и увидела, что из глубины зеркальной стены к ней приближается та самая девушка, которая недавно подарила ей волшебный камень. Вместо ног у девушки рыбий хвост, и чешуя на нём сверкает, словно бриллианты. - Я помогу тебе!

- Что здесь происходит? - жалобно проговорила Морета. - Я ничего не понимаю! Я умерла?

- Не бойся! - повторила девушка. - Ты жива, но находишься на дне морском, в одном из дворцов братца Тритона!

- Какого Тритона? И кто ты такая? А, ты - Ундина! – вдруг догадалась Морета. – Это ведь ты пела про царевну Аквамарину?

- Да, это была я! - отвечала чудесная девушка. - Я младшая сестра и Тритона, похитившего тебя, и несчастной Аквамарины. Все мы дети морского царя!

- Причём здесь Тритон? Меня никто не похищал! Где мой жених? Пожалуйста, Ундина, скажи, что со мной происходит? Почему зеркало показывает одно, а я чувствую другое?

- Тритон – морской чародей! - вильнула хвостом Ундина, сверкнув разноцветно своей прекрасной чешуёй. - Он околдовал тебя, поэтому тебе кажется, что всё у тебя хорошо! В этом дворце нет зеркал, потому что в зеркале отражается то, что происходит с тобой на самом деле! Помнишь, на корабле ты отведала золотистое вино? Это было волшебное зелье, выпив которое ты погрузилась в забытьё. В таком состоянии ты можешь не дышать. Тебе кажется, что с тобой происходит то, что ты хотела бы видеть. Но в действительности ты постепенно превращаешься в русалку. Через семь дней превращение завершится, ты сможешь дышать под водой. Тогда действие зелья закончится, и ты станешь одной из многочисленных жён Тритона. Он давно присмотрел тебя! Братец часто забирает себе земных красавиц и превращает их в русалок. Став русалкой, девушка не помнит свою земную жизнь. Она становится всецело предана Тритону. Русалки долго не живут, но зато и красу свою со временем не теряют, до последнего вздоха оставаясь юными и красивыми, со сверкающей, словно драгоценные камни, чешуёй. А когда приходит их срок, они превращаются в пену морскую. Тогда взамен исчезнувшей русалки Тритон находит себе новую жену!

- Но, как Тритон смог выйти на берег? - не верила Морета своим ушам. – Ведь он ходил по суше, когда я ещё не была под воздействием его чар! Разве он может жить не только в воде?

- О, тот о ком ты думаешь, тот, кого ты приняла за прекрасного принца, на самом деле бедный рыбак из дальнего селения. Тритон опрокинул его лодку и напустил на него свои чары. Превратился рыбак на время в принца, а его утлая лодчонка — в корабль. Тритон управлял тем юношей, как куклой, чтобы привлечь твоё внимание!

- И что, рыбак тот потом утонул? - сердце Мореты тоскливо сжалось. – Значит, из-за меня погиб человек, не имеющий ко мне никакого отношения?

- Не волнуйся, жив тот моряк и здоров. Через три дня, выполнив всё, что хотел от него Тритон, он вернулся домой, как ни в чём не бывало. Парень даже не помнит о том, что с ним происходило против его воли. А ты под воздействием колдовских чар видишь Тритона таким, каким тебе хочется его видеть. Теперь прощай, мне пора уходить! - промолвила Ундина. – Скоро вернётся братец. Он не должен видеть меня здесь. Сделай вид, что ничего не знаешь. И ни в коем случае не показывай брату волшебный камень, который я тебе дала! Будь ласкова и нежна. Если он что-нибудь заподозрит, тебе конец! Братец даст тебе ещё порцию зелья – выпей, не бойся! Заглянув позже в аквамарин, ты сможешь снять чары Тритона. Только не смотри туда раньше времени, иначе ты вернёшь себе способность дышать и захлебнёшься. Так что, прежде я должна переправить тебя поближе к берегу!

И Ундина скрылась в чёрной глубине. А Морета поспешила вернуться туда, где её оставил жених-обманщик. Вскоре появился Тритон. Морете не трудно было быть ласковой с ним — ей был бесконечно мил образ, украденный Тритоном у молодого рыбака. Они вместе поужинали, и Тритон опять предложил невесте выпить янтарное вино. Глядя в его лучистые синие глаза, Морета с улыбкой делала всё, что он просил. Её сразу сморил сон, а морской чародей, довольный тем, что скоро станет мужем ещё одной красавицы, уплыл в другой свой подводный дворец, в котором жил обычно в окружении многочисленных жён и слуг.

Когда Морета проснулась, она не помнила того, что с нею произошло вчера. В  прекрасном настроении девушка с нетерпением ждала чуда, которое должно было вскоре случиться в её жизни. В одном из шкафов она увидела несколько свадебных платьев, одно красивее другого, в ящике комода - сверкающие украшения. И опять, как вчера, Морета, не обнаружив нигде зеркала, пошла его искать. На этот раз ноги сами привели её к зеркальной чёрной стене. Ундина была уже там. Увидев невольную подругу, Морета сразу всё вспомнила:
- Будь здорова, Ундина!
- И ты будь здорова, Морета!
- Заплывай сюда, Ундина, здесь ведь тоже вода! Нам с тобой будет удобнее беседовать.
- Не могу, Морета. Во дворце Тритона всё пронизано его чарами. Ведь вода хранит всё, что узнаёт – ничего не забывает. Братец сразу почувствует, что в его доме побывала непрошеная гостья, и обо всём догадается. А сейчас я нахожусь в водах царя-отца, где Тритон не властен. Чёрная поверхность, сквозь которую ты меня видишь, это граница их владений, через неё невозможно ни войти, ни выйти.
- Как же мне быть? - испугалась Морета. - Неужели я никогда не смогу выбраться отсюда?
- Я устрою твой побег, если ты сама этого захочешь. Ответь, ты согласна?
- Дорогая Ундина, если честно, я не уверена, что хочу сбежать! Если Тритон такой, каким я его вижу, то он мне очень люб! Я хотела бы остаться с ним, даже если мне придётся стать русалкой!
- Морета, ты не понимаешь! Тритон совсем не такой, каким выглядит сейчас. Но, когда ты увидишь его настоящего, ты уже не будешь собой! Я уверена - это не твоя судьба!
- А ты знаешь мою судьбу, Ундина? – удивилась Морета.
- Нет, не знаю. Ведь судьба любого человека – это его постоянный выбор каждого своего поступка, каждого шага. Если сбился с должного пути, обратную дорогу отыскать очень трудно. Многим это оказывается не под силу.   
- Почему ты мне помогаешь, Ундина? - неожиданно для самой себя вдруг спросила Морета. - Какой тебе-то в этом интерес?

- Сестрица Аквамарина просит меня помогать всем девушкам, которых зачаровал Тритон, ведь от этого зависит и её судьба! - грустно улыбнулась Ундина. - Только, ни одна из них пока ещё не приняла мою помощь! Все они мечтали лишь о богатстве и праздности. Они не верили мне и не хотели возвращаться домой! Они теряли волшебный камень, как только превращались в русалок. Я находила его и давала следующей девушке. Ты отличаешься от них – ты мечтаешь о настоящей любви!
- Ундина, расскажи мне, пожалуйста, про свою сестру!
- Это очень печальная история. Ты же слышала песню!
- Нет, Ундина, расскажи мне, КАКАЯ она?
- Сестрица была трепетной, способной любить и жертвовать! - тихо промолвила Ундина. - Она не побоялась рискнуть и отказаться от приятной привычной вечной жизни ради короткого счастья любви со смертным человеком. Но её предали, и она не перенесла этого. Вернуть себе прежнюю жизнь она не могла, да и не хотела. Коснувшись волн, Аквамарина превратилась в морскую воду. Однако горе сделало её тяжелой, и она опустилась на дно россыпью камешков, неотличимых по цвету от воды. Морские волны разбросали эти камни по всему дну. И только самый большой и прозрачный камень — сердце Аквамарины, я успела найти и теперь храню его у себя. В нём живёт душа моей сестры. Правда, он тоже расколот, и вторая, меньшая его часть, висит сейчас на твоей шее!
- Зачем ты дала его мне, Ундина? Разве я смогу помочь твоей сестре и вернуть её к жизни? - со слезами на глазах спросила Морета.
- Зачем я дала тебе осколок сердца моей сестры? Затем, чтобы спасти тебя от  Тритона! Вернуть прежний облик Аквамарины нельзя. Но она не умерла – ведь камни бессмертны, как воздух и вода! Аквамарина ждёт, когда одна из девушек, которым была дарована частица её сердца, встретит взаимную любовь и станет счастливой. Она надеется, что тогда сможет почувствовать и понять, ради чего отказалась от привычной жизни! Ведь до сих пор она знает любовь только как нестерпимую боль! Её жизнь рассыпана, её сердце разбито! Аквамарина надеется, что если она почувствует биение двух любящих сердец, то и её сердце растает и сможет стать водой, слившись с морскими волнами. Оно так устало быть жёстким камнем!
- Да, печальная история, Ундина! Мне так жаль твою сестру!
- Мне кажется, что именно ты сможешь помочь ей! – плавно вильнула хвостом морская царевна. - А теперь давай поговорим о том, как тебе выбраться отсюда.
- А как же Тритон? Вдруг он догадается, что это ты помогла мне?
- Я не боюсь его, Морета. Он должен понять, что ложь и обман – не лучшие помощники в жизни!
- Скажи, Ундина, что я должна сделать?
- Когда Тритон сегодня будет уходить, притворись, что уснула и проследи, куда он пойдёт. Ступай следом за ним. Он приведёт тебя к выходу из дворца. Там всегда есть караульные – два старых осьминога. Они поставлены больше для порядка – отсюда ещё никто не убегал. Я отвлеку их, а к тебе пришлю моих друзей дельфинов. Они умчат тебя как можно дальше. Позже я догоню вас и помогу тебе добраться до берега.


Морета сделала всё так, как учила её Ундина. Дельфины вынесли девушку на морскую поверхность. Она увидела, как высоченные мутные валы с белозубыми вершинами один за другим обрушиваются сверху вниз и вновь вздымаются к чёрным тучам, проглатывая сверкающие трезубцы молний.

- Не пугайся! – услышала девушка знакомый голос. – Сожми в кулаке волшебный камень и вытяни руку вверх. Он усмирит бурю и придаст тебе храбрости.

К удивлению Мореты, вскоре море и впрямь успокоилось. Да и сама Морета почувствовала необычайное умиротворение, страх улетучился. 

Ундина вынесла Морету на мелководье и, не говоря ни слова, исчезла в морской пучине. Выбравшись на берег, Морета обнаружила, что оказалась на небольшом песчаном острове. Невдалеке виднелась целая гряда таких же островков, а вдали синела длинная полоса большой земли.

Морета села на песок, обхватив колени руками. В голове шумело. Дышать было очень трудно. Девушка попыталась вспомнить, что с ней произошло, и как она здесь оказалась. Но из памяти, словно испуганное сновидение, быстро улетучилось и воспоминание об огромном корабле, и о кубке с янтарной жидкостью, и смутные образы прекрасного принца и юной русалки.

Вдруг девушка почувствовала, что в кожу на груди что-то давит. Морета взглянула и увидела аквамарин, висящий у неё на шее. Она сразу вспомнила грустную песню о морской царевне.

Морета зачем-то посмотрела сквозь камень на солнце. Внутри прозрачного  зеленоватого камушка плескался золотистый огонёк, будто лучик таинственного света заблудился в морских глубинах, и трепещется там крохотной живой рыбкой. Девушка вдруг почувствовала, что голова прояснилась, как после пробуждения от долгого тяжёлого сна. Дышать стало легко и приятно.  Так бывало в детстве, когда она, купаясь, надолго задерживала дыхание под водой, а потом выныривала и дышала полной грудью.

Грозовые тучи раздвинулись, и солнце с полдневной высоты сразу же начало немилосердно припекать. Морета перевела взгляд на водную гладь и увидела совсем недалеко белый парус. Она вскочила и начала кричать и размахивать руками. Парус стал стремительно приближаться. Вот небольшая лодка ткнулась деревянным носом в песок. Молодой парень протянул ей сильную загорелую руку. Морете показалось, что она уже где-то видела это лицо.
- Будь здорова, прекрасная незнакомка! - рыбак помог девушке забраться в лодку. - Хотя, мне кажется, мы с тобой уже где-то встречались!

С первого же взгляда они поняли, что созданы друг для друга! Преисполненные нахлынувшего на них чувства, молодые люди не заметили, как ярко засиял радугой голубых тонов волшебный камень на груди Мореты. Как в его глубине мелькнуло счастливое лицо прекрасной девушки. Царевна Аквамарина наконец испытала то чувство взаимной любви, ради которого она рассталась со своей жизнью. А когда молодой рыбак и Морета, не в силах противостоять нахлынувшему на них счастью, прильнули друг к другу в первом поцелуе, они даже не почувствовали, как голубовато-зелёный прозрачный камень растаял, отогретый настоящей любовью и просочился сквозь щели лодки в объятия отца-океана. Сердце царевны Аквамарины стало цельным и свободным от горечи и обиды!


Рецензии
Красивую морскую сказку написали, Ира!
Бедная Морета!
В какие приключения привела её фантазия сказочницы, но всё позади.
Конец сказки, как и положено, добрый,
"они даже не почувствовали, как голубовато-зелёный прозрачный камень растаял, отогретый настоящей любовью и просочился сквозь щели лодки в объятия отца-океана."

Счастья и любви сказочным и реальным влюблённым
С уважением
Сказочница Зоя

Зоя Кудрявцева   09.10.2014 11:57     Заявить о нарушении
Зоя,дравствуйте!
Большое спасибо за отзыв. Как же я рада видеть Вас на своей странице!
Честно говоря, не часто заглядываю на прозу, пишу довольно большую и достаточно серьёзную вещь, где красивая сказка о драконах переплетается с реальной жизнью обычных людей. А главная мысль в ней, как и должно быть в сказке - вечная любовь) Малые формы, увы, ко мне давно уже не идут. Хочется сделать небольшую уютную сказочку, а в результате текст всякий раз на целый роман тянет)
Открыла Вашу страничку, порадовалась, что есть новые сказки. Обязательно почитаю в ближайшее время - меня ваши произведения всегда радуют и вдохновляют)
Успехов в жизни и творчестве!
С уважением,
Ирина)



Ирина Гирфанова   10.10.2014 13:13   Заявить о нарушении
Прошу прощения за описку, ЗДРАВСТВУЙТЕ, конечно же!!! Пишу на работе, отвлекли немножко)

Ирина Гирфанова   10.10.2014 13:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.