Воспоминания об отце

               
                Отец вернулся с фронта

      В мае 1945 года появились в селе Быстрый Исток  мужчины в военной форме. Это были фронтовики. Один шёл, прихрамывая, опираясь на костыль. У другого фронтовика вместо руки висел пустой рукав рубахи, заправленный под солдатский ремень. Через месяц после моего дня рождения началась Великая Отечественная война. Отца отправили на фронт, поэтому своего папу я ещё не видела. Мне исполнилось уже четыре года. При встрече с фронтовиками я спрашивала маму:
  – Это мой папа? Это мой папа? 
  – Нет.         
  – А где мой папа? Он что, погиб? – спрашивала я маму.
  – Да нет же. Он живой и скоро приедет домой.
      Уже  был октябрь 1945 года, а папа не приезжал и не подавал о себе весточки. Начались заморозки, и первый снег припорошил землю. В один воскресный день мы все были дома.  Мария -  младшая сестра мамы,  увидела в окно, как в ворота заходил мужчина в солдатской шинели. Он нёс небольшой чемодан. Она радостно воскликнула:  – Катя, Павел идет!
      Услышав её слова, я быстро слезла с русской печки, выскочила за дверь раздетая и побежала босая по первому снегу к воротам.
        – Вернись в дом, простудишься! – крикнула мне  мама вслед. Но я была уже рядом с отцом, обняла его за колени, так как ростом была чуть выше его сапог. Он поставил меня на носки своих сапог и сказал:  «Теперь стой и не шевелись, а то свалишься на  снег. Всё теплее будет стоять на моих сапогах, чем идти по мёрзлой земле».
          Я тут же сделала шаг вперёд, соскользнула с сапога и почувствовала, как снег обжог холодом подошвы моих босых ног. Я встала опять на его сапоги, а папа сказал:  – Шагать буду я, а ты стой и держись крепко за мою руку!
Отец медленно шёл к дому, где у  крыльца дома ожидали нас мама и Мария.
Так мы с ним вместе вошли в комнату. Он сдержанно поздоровался с ними и дал знак рукой, чтобы не лезли к нему от радости со своими объятьями. Мама не поняла такой холодной встречи. - Раны ещё не зажили. Не обижайся!
    Снимая свою солдатскую шинель, он сказал: - На Оби идёт шуга. С трудом уговорили лодочника на акутихинском кордоне перевезти  на лодке через Обь. Нас было трое, все – фронтовики. Те двое поехали дальше, в село Верх-Ануйское. Не хотел переплавлять нас на эту сторону, опасно.  Мы собрали все деньги, у кого, сколько было, и отдали ему. Не ждать же нам было, пока лёд на реке станет. Уговаривали его около трёх суток. У него в доме и ночевали.
     Мама начала готовить обед – поставила в русскую печь чугунок с картошкой.
   – А что так долго не было известий от тебя? – спросила она. – Долго лежал в госпитале после последнего ранения. Вот как только меня выписали, так я сразу и поехал домой, – ответил отец, доставая пять конфет из кармана шинели. Это были незабываемые, таящие во рту, сахарные «помадки».  Мне достались две конфеты. Вкус конфет был мне не знаком. Я ела их впервые.  – Все съели на другом берегу, пока уговаривали лодочника. Бедно семья живёт. Самим есть нечего,  – сказал папа, как бы оправдываясь. Он сел за стол и начал свой рассказ об операции, которую он перенес в военном госпитале. Съев конфеты, я поглядывала на шинель, висевшую на стене у двери. «Может быть, найду в другом кармане», – подумала я и пошла к шинели, чтобы осмотреть содержимое карманов. В  карманах было пусто, только несколько крошек табака  (солдатской махорки) лежали в уголках карманов.
      – Там ничего нет, Аля, – сказал отец, выкладывая на стол из своего чемоданчика вещи, привезённые с собой. Я увидела часы, пару сменного белья, пустой кошелёк, документы, которые подтверждали право на боевые награды, были там орденские книжки и сами сверкающие и звенящие ордена и медали, грамота "За форсирование Днепра", подписанная Маршалом Советского Союза Иваном Степановичем Коневым. На Наградном листе было семь благодарностей товарища Сталина.  Справку показал  папа на право получения медали, которую он должен был ещё получить. Попал в госпиталь, поэтому медаль не вручили, но справку на её получение по месту жительства выдали после выписки из госпиталя.
    – Дай сюда справку! Я почитаю её, – сказала мама отцу. Она взяла листок в руки и скомандовала мне строго: - Не вертись под ногами! Марш на печку!  Я вскарабкалась на большую русскую печь, легла так, чтобы было хорошо видно и слышно отца. А папа сказал: - Я тоже  лягу  на кровать. Устал.  Мама читала вслух содержание справки.
                Справка
        Выдана Гвардии красноармейцу Иванову Павлу Степановичу в том, что он действительно является непосредственным участником штурма и освобождения города Прага, в составе 25 гвардейской механизированной Неженской ордена Богдана Хмельницкого бригады 7 Гвардейского механизированного Неженско – Кузбассовского ордена Суворова корпуса,  в должности шофёра. Имеет право на получение медали «За освобождение Праги», в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июня 1945 года. Ниже стоят 2 подписи – подпись командира и начальника штаба. Всё заверено печатью. Справка за № 217 выдана была отцу в день отъезда из госпиталя 20 октября 1945 года.        Эту медаль отец так и не получил. Пожелтевшую от времени справку   я храню у себя, как и его боевые награды, на память об отце и об этой первой встрече.

Фото из семейного архива. Иванов Павел Степанович сидит справа.


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.