Память за собою позови...

Поэты молодеют, умирая,
Смерть – это смерть для
нравственных калек,
А смерть поэта –
молодость вторая,
Вторая жизнь, –
теперь уже навек.
Евгений Евтушенко.

Последняя пятница ноября. В Литературной гостиной собрались любители поэзии. Только встреча на этот раз носила печальную для всех тему... Вечер памяти замечательного человека Ивана Павловича Безуглова, активного участника Литературной гостиной, одного из лучших поэтов Орловского района, члена Союза писателей Дона, автора семи сборников стихов и прозы, Почётного гражданина Орловского района. Его имя уже давно стало узнаваемо орловчанами, а творчество по праву причислено к культурному наследию нашего района.

В узком гостином кругу собрались поклонники поэзии Ивана Павловича, его друзья и коллеги, собратья по перу, чтобы почтить память о нём. Ещё остра боль утраты, ещё спотыкается язык, выговаривая слова в прошедшем времени о нём: «жил», «писал», «говорил», «любил»...Звучат одно за другим взволнованно и страстно выступления знавших и любивших его людей, декламируются его стихи, которые прочитываются теперь иначе, чем при жизни поэта, приобретая совершенно иную смысловую направленность и воспринимаются теперь как-то по-другому – теперь уже как духовное завещание поэта...

Давний и преданный друг поэта, его коллега и соратник по перу, Борис Александрович Агафонов, озаглавив своё поэтическое послание «12.07.2011 – чёрный день в моей жизни», с болью и горечью озвучивает его:

Ушёл в мир иной старший брат мой.
Не кровный, а по любви к музе.
С того чёрного дня подо мной
Шаток стал шар земной –
Сердце давит печаль
неподъёмным грузом.
P.S.
Он своей жизнью заслужил
Примером быть для многих.
И я его боготворил,
Творец стихов убогих.

Кажется, совсем недавно Иван Павлович принимал многочисленные поздравления с 75-летним юбилеем, почти совпавшим со столетием родного посёлка, встречался с поклонниками своего творчества во всевозможных читательских аудиториях. И, конечно же, по праву удостоен был звания Почётного гражданина Орловского района. Его поэзия давно уже стала визитной карточкой нашего района.

Прошло всего девять лет со дня выхода в свет первого сборника его стихов, а кажется, что целая творческая эпоха. Ведь за это время появились ещё шесть книг поэта, в которых он заявил себя незаурядным художником слова, певцом родного края, своей малой родины. Иван Павлович стал победителем всевозможных литературных конкурсов, проводимых в посёлке Орловском, побывал в гостях у жителей села Дубовское, выступив на фестивале литературного творчества «Дар, предначертанный судьбой», в 2005 году был принят в ряды Союза писателей Дона. При этом до конца своих дней он оставался очень скромным, открытым, вежливым и доброжелательным человеком, который мог сказать о себе:

Как все вокруг, и прост, и грешен я –
Служил, старался,
выполнял задания...
Являл корысть.
И пусть простят меня,
Кому я в жизни
причинил страдания.
(«В потоке будней»)

Я в этой жизни испытал немало.
И боль, и радость –
всякое бывало,
Осмысливал и веру, и неверие,
Но презирал, как подлость,
лицемерие.
(«Всё спуталось во мне»)

Сколько раз собирались мы в наши пятничные вечера в Литературной гостиной, чтобы в тёплой творческой атмосфере уютного и гостеприимного читального зала поделиться друг с другом своими поэтическими открытиями, находками, послушать прекрасные стихи, музыку... И Иван Павлович всегда был душой этих встреч. Сначала он приходил один, «волнуясь сердцем и стихом», читал свои творения, а затем, когда в Литературной гостиной одна за другой стали проходить презентации его поэтических сборников, неизменным спутником Ивана Павловича на наших встречах стала Валентина Васильевна –  верная Муза поэта и в жизни, и в творчестве. Сколько замечательных стихов посвятил ей поэт: добрых, искренних, пронзительных и нежных!.. И сейчас, когда его нет рядом с нами, проникновенные строки его поэзии становятся своеобразным посланием через пространство и время:

Когда уйду в небытие,
Звезда погаснет в синем небе,
Ты помни, помни обо мне,
Как помнишь о воде и хлебе.
Погаснет день,
наступит тихий вечер,
Хочу, чтоб сердцем
ты со мной была.
Не уходи!
Зажги в гостиной свечи
И погрусти у моего стола...
(«Не уходи!»)

Человек жив до тех пор, пока живёт память о нём. А Поэт жив в своих бессмертных стихах, в которых его душа, его мысли:

Жизнь – дар великий
и бесценный,
Столь велика же память в ней.
Она, как спутник наш
бессменный,
Как летопись минувших дней.
Над нею власть, увы, не властна.
Умом и сердцем память слышу.
Она мудра и беспристрастна,
В ней всё свою находит нишу.
* * *
Пока нить прошлого жива
И сердце с памятью
встречаются,
От встреч светлеет голова,
Душа и совесть очищаются.
(«Всё помнится»)

Сегодня нет с нами И.П. Безуглова, А.П. Манько, А.И. Бобнева, А.Ф. Попова и многих других. Но мы, знавшие их при жизни, и новые поколения пронесут память о них, читая их бессмертные творения. Это их памяти посвящены Александром Истраховым строки:

Одни и те же родники
Вспоили нас когда-то с Вами.
Мои поэты - земляки,
Я плачу горькими слезами.
Вы мой маяк и мой причал
В грозу, разлуки и ненастья.
Я с Вами курс всегда сверял
В часы невзгод, минуты счастья.
Вы моя совесть и судья,
И как бы Вашими глазами
На бренный мир взираю я,
Оценки разделяя с Вами.
Одни и те же родники
Вспоили нас когда-то с Вами.
Мои поэты-земляки,
Пускай Вас нет...
Вы рядом с нами.
(«Ушедшим поэтам»)

ЕЛЕНА ШАБЛИЙ,
хозяйка Литературной гостиной
23 декабря 2011


Рецензии