Хозяин леса

                ХОЗЯИН ЛЕСА

      Когда-то этот лес был заповедным, чистым и красивым. Люди дружили с лесом и оберегали его красу. Лес платил за дружбу чистым воздухом, ягодами, грибами и никогда людей не обижал.
      Пришли иные времена. Изменились люди, отошли от  традиций. Возлюбили деньги и вещи. Сделанное на потребу ценилось теперь больше, чем живое. А красоту природы люди  и вовсе перестали замечать.
       Стал лес для людей лишь вещью среди других вещей.   
       Однако не все жители лесной стороны предали лес.  Жил возле леса лесничий с семьёй. Семья небольшая, жена и двое детей, Саша и Дуся. Очень горевали они все о печальной судьбе леса. Пытались людей вразумлять.  Очищали лес от мусора, тушили брошенные костры, сажали деревья взамен вырубленных.
      Но что может сделать одна семья против множества равнодушных к природе людей. Тем нравится ездить по лесу на громоздких пыхтящих автомобилях, рубить деревья и отстреливать зверей ради развлечения.
      Среди надвигающегося разора, никто не заметил момента, когда в лесу появились заборы. Они возникали внезапно, как по злому  колдовству. Бетонные, дощатые, каменные, железные, тянулись они, тянулись, ограждая огромные участки.  Высокие глухие заборы означали, лес за ними уже не для всех.  И человек за забором, назвавший себя владельцем, мог делать, что хотел, в уверенности - именно он здесь хозяин.
     Так пришла новая беда к коренным лесным жителям: зверям, птицам, деревьям. 
      А с нашим лесничим приключилось вот что.  Шёл он однажды по лесу, в самой чаще, в самой гуще лесной. Вдруг и там наткнулся на бетонный забор, да такой длиннющий, словно перегораживал он лес пополам.
      Долго брёл лесничий вдоль забора, устал, опечалился, понял, лесных зверей согнали новые хозяева за бесконечный забор. Кого выстрелами запугали, кого пищей приманили, кого в силки поймали, на машинах привезли и за забор выпустили.  Назвали всё это непотребство охотничьими угодьями. Таблички повесили "Посторонним вход строго запрещен" и "Охотничьи угодья под обстрелом".
      Звери сначала вроде даже обрадовались. Для них за забор много еды доставляли, не надо самим рыскать, добывать. Отдыхай, гуляй, бездельничай! Всё лето жир нагуливали.
      Потом пришла осень, открылся охотничий сезон, по сути, настоящий отстрел. Плачь и стон  звериный пошёл по угодьям. Жестокосердные охотники не щадили никого, ни деток звериных, ни сильных,  взрослых зверей. Некуда несчастным убежать, некуда спрятаться. Злобные охотники везде караулят. Все угодья  под прицелом. После каждой охоты олени, лоси, кабаны, лисы,  зайцы многих недосчитывались.
     Лесничий не мог помочь зверям. Никто его слушать не собирался. Новые хозяева лес давно поделили и сами  решали, как его грабить.   Лишь чудо могло спасти и лес, и зверей лесных.
       Вспомнил тут лесничий старое поверье.   Сказывали в былые времена: "Есть у леса настоящий хозяин - дух леса, лесовик. Прежде, чем что-то взять у леса, надо попросить у хозяина леса разрешения и прощения, хотя бы шёпотом или про себя".
      И ещё: "Будешь почитать хозяина леса, поможет он и царь-грибы отыскать, и ягоды самые спелые, и травы целебные. Если вдруг заблудишься, дорогу к дому потеряешь, лесовик верные приметы укажет, путь откроет.
       А сам он - неприметный такой, старичок седобородый с котомкой через плечо. Но сила в нём огромная, духовная. Все звери лесные его слушаются, почтение выказывают при встрече. Лесовик следит, чтобы всё в лесу было по справедливости".   
      " Как же хозяин леса мог оставить зверей  в беде, - удивлялся теперь лесничий. - Как дозволил злым людям в лесу распоряжаться? Видно, не желает он больше с людьми знаться. Понял, не справиться ему с разорителями."   
      И возник у лесничего план. " Надо бы отыскать к лесовику пути-подходы. Всем вместе, с лесными жителями навести в лесу порядок."
      Жил при лесничестве приручённый лось Стёпа. Маленьким лосёнком нашли его в лесу, одинокого, исхудавшего. Похоже, потерял он маму-лосиху, погибла бедняжка. Стёпа привык к людям,  и даже, когда вырос  длинноногим красавцем лосем и обзавёлся роскошными рогами, не покинул лесничество. Бродил по лесу и всегда возвращался домой.
       Прирученные сызмальства животные понимают язык людей. Решил лесничий послать Стёпу к пленникам на охотничьи угодья. Может, знает кто, как найти хозяина леса, как обратиться к нему, чтобы услышал и поверил - не все люди ополчились на природу. Так и сделал. Рассказал Стёпе о задании и, как пленных зверей найти, объяснил. И отправил лося к ним.
       Долго не возвращался Степа. Встревожился лесничий, отстрелили его охотники или в загородку посадили.
       Через два месяца лось вернулся. Видно было,  прошёл он расстояния огромные. Бока запали, морда поседела, хромал на заднюю ногу.
       А к шее котомка привязана. Да не простая котомка, сплетённая искусно из гибких прочных трав,  в наших лесах не сыщешь таких. В котомке дары таёжные: орехи кедровые, грибы сушёные, клюква с морошкой мочёные в лубяных туесках.
        Значит, дошёл Стёпа до самой до тайги и принёс весть от хозяина леса. Далеко же перебрался лесовик из наших мест!
     За это время за заборами в лесу дворцы повырастали. Один причудливее другого. Один другого безвкуснее. Изощрялись богачи, своё богатство показывали, хвастались.
     Простым людям ходу в лес не стало. Перекрыты все дорожки заборами высоченными, глухими, мышь не проникнет. Ворота огромные заперты. Собаки свирепые за воротами и охранники с ружьями. А для устрашения ворота украшены рогами и черепами убитых лесных зверей. Якобы оберегают они от злых духов. Но лесовику такие обереги не страшны.
      Верили лесничий и семейство его,  вернётся настоящий хозяин в разорённый лес, проявит  свою власть, спасёт лес от наглых захватчиков. Так и случилось.
     Пошли в народе слухи, неладно за заборами. Одна напасть за другой.
     Началось с нашествия муравьёв. Заполонили маленькие работнички все огромные приусадебные парки. Прихотливые экзотические растения хиреют и сохнут. Погулять, посидеть в шезлонге, в парк не выйдешь. Муравьи ноги облепляют, кусают больно. Как ни боролись садовники и прислуга с муравьями, как не уничтожали муравейники -  новые возникали.
       Выписали тогда богачи из Австралии муравьедов. Животные эти с хоботками только муравьями и питаются. Быстро расправились они с муравьями, откормились. Но себе же на беду. Отстрелили их потом богачи в благодарность за помощь.
       Тут новая напасть. Зарастают усадьбы жесткими сорными травами, невиданными, на бамбук похожими. Чащи непроходимые из них в неделю образуются. Прорубать дорожки приходится. Все люди из обслуги на рубку брошены, да не успевают. Слишком большие участки отхватили богачи.
     Пришлось выписать из Китая бамбуковых медведей по имени панда. Дорогие они невероятно. Прожорливые панды с бамбуком справились. Под корень все чащи съели.
      Хорошо,  самих потом не уничтожили богачи. Продали в неволю, в зоопарки. Там они и томятся теперь. Китайцы их постепенно выкупают и на родину возвращают. Как национальный символ.
     Лесничий надеялся,  не отступит хозяин леса , если уж объявил войну захватчикам, покоя не даст.  Природа мудрее человека. Только огнём можно её победить. Но не будут же богачи жечь собственные усадьбы.
     И, правда, неуютно стало новым хозяевам на захваченных у леса владениях.  То тучи комаров житья не дают, то стаи горластых птиц покой нарушают. Или вот еще, кроты все участки перекопали, не растёт ничего. А на клумбах тля, листовёртки, долгоносики. Цветы вянут, не распустившись.
       Нечасто новые хозяева наезжают теперь в свои владения. Всё где-то на океанских островах обретаются. Темные, мрачные, почти безжизненные стоят их вычурные дворцы и замки.   Только охрана там и осталась, и то за большие деньги. Страшно по ночам. Духи шалят. Никакие обереги не помогают.
     Скоро и охрана отказалась сторожить покинутые усадьбы. Забросили их люди. Асфальт на подъездных дорожках провалился, заболачиваться стали пути. За заборами новые деревья проросли даже сквозь камни и стены.
      Лес наступал и возвращал своё. Звери из охотничьих угодий разбежались, вернулись по родным местам. Лесничий помог им заборы разрушить.
       И постепенно лес залечивал раны, возвращая  первозданную красу.  Только вот будет ли он теперь доверять людям, как прежде? 

               


Рецензии
Мудрая сказка. Думаю, что лес, лесовик, лесные обитатели будут доверять людям. Но не всем, только тем, кто душу свою сберег. С симпатией, Александр

Александр Инграбен   27.04.2023 22:08     Заявить о нарушении
Спасибо. Александр. Сказка написана давно. Сейчас моего леса больше нет.

Марина Стрельная   29.04.2023 20:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.