Астероидный тральщик

Привет, Макс. Привет, Соня.
Как у вас дела? Я понимаю, скоро начнутся контрольные, вам будет не до писем. Но буду рад любым новостям. В особенности хочеться узнать, как Соня выступила на танцевальном конкурсе. В последнем письме Мама сообщила, что Соня и её партнёр прошли в финал регионального тура, набрав при этом чертовски высокий балл и получив самые хорошие отзывы судей. Это замечательно, я горжусь тобой, Сонечка. Безмерно рад. Надеюсь, что в финале вы сделали всех. Его (финал), конечно, наверняка показывали по телевидению, но у меня не было возможности его посмотреть. Вы же понимаете - работа. Я уже месяц в рейсе, даже письмо родственникам получилось написать только сейчас, чего уж говорить про развлечения. Очень сильно занят. Так что обязательно сообщите результаты конкурса.
Да, кстати. Вспомнил о просьбе Максимилиана рассказать о моей работе. Просьбу выполняю.
Я работаю астероидным тральщиком. Уже почти полгода. За это время совершили два рейса, сейчас третий. Мой корабль, буксир среднего класса, называется "Аюма". На самом деле это ведро с гайками, старая посудина, дооборудованная по современному. У "Аюмы" постоянно что-то ломается, и команде приходится долго чинить повреждённый узел. Проблем добавляет наш механик, Рассел Донаван по прозвищу Расти. Хотя многие называют его техносадистом (Макс, если Соня ещё не знает значения этого слова, объясни ей как можно деликатнее). Так вот, Расти постоянно что-то изобретает. В основном, всякие апгрейды к кораблю. А поскольку у нашего механика золотые руки, но деревянная голова, постольку усовершенствования его выходят нелепыми и подчас приводят к курьёзным случаям. Вот например был случай, две недели тому назад. Расти поставил в туалете новый вакуумный насос собственной конструкции. Он мотивировал это тем, что его насос экономит больше энергии и лучше обеспечивает санитарную чистоту уборной. Испытать нововведение невольно пришлось командиру экипажа, шкиперу Юджину Дженкинсу. Он, не подозревая об устройстве, занял туалетную комнату. А нововведение сработало не так, как ожидал изобретатель. В общем, шкипера натурально присосало к сидению. Его ругань раздавалась из кабинки почти час, после чего бедняга Дженкинс вывалился в коридор со спущеными штанами и унитазом на заднице. Чтобы освободиться, шкиперу пришлось вывинтить болты и снять сидение с гнезда. Ха-ха! Представьте только! Картина была ещё та! Расти потом крепко досталось, он до сих пор бессменный дежурный по нарядам и вахтам.
Так вот, нас на борту шесть членов экипажа - шкипер Дженкинс, механик Расти, старик Дойл - он у нас спец по астероидам, двое тралоператоров - Игонин и Пак, ну и, наконец, я. Моя должность, как вы наверняка знаете, космонавигатор. Помните, я вам ещё рассказывал об этой специальности, когда учился в Космической Академии? Да, тогда я ещё не предполагал, что такие старцы, как наш "Аюма", по прежнему в строю. Да и не думал, что попаду на такой. Как все юнцы на курсе, мечтал об огромных межпланетных лайнерах, курсирующих по просторам системы. Мечтал о личной каюте, самом современном оборудовании. А как всё вышло? Получил диплом с отличием, рекомендацию, прошёл практику на каботажном судне "Вестник Солнца"... И загремел на "Аюму". Первое время расстраивался. Но потом в порту, на орбите, случайно встретился с преподавателем Родригесом из академии. Он старый звёздный волк. Посидели мы с ним в баре, поболтали, он меня и успокоил чуток. Сказал, все так начинают. Мол, полетаю годика два по одному маршруту, пообвыкнусь, хлебну трудностей малого флота. Ну, и заслужу репутацию, конечно. Вот тогда крупные компании меня с руками отрывать будут (это я, разумеется, образно)!
Задача нашего "Аюмы" и других подобных буксиров - доставлять на орбитальные заводы "полезные" астероиды. То есть те, из которых можно получить определённую руду. Старик Дойл - астрогеолог. Он спец в распознавании таких астероидов, враз отделит зёрна от плевел. Только "полезных" астероидов меньше, чем каменых или, скажем, ледяных. Большинство их добывается в Поясе, том, что между Марсом и Юпитером. Там работают тральщики малого (запас хода не позволяет летать дальше Пояса) и большого (для особо крупных экземпляпов) класса. Тральщики среднего класса, в том числе и наш "Аюма", летают к кольцам Сатурна. В них астероиды самых оптимальных размеров - их-то мы и таскаем. Заранее предвижу вопрос Сони - мол, "Как же так, ведь исчезнут кольца, одно из космических чудес света?!". Успокойся, Сонечка, кольца такие большие, а тральщиков так мало, что чудо света не исчезнет, пока люди не придумают способа заменить астероиды. Подумай, добыча у Сатурна идёт уже тридцать лет, а буксиры растащили менее одной десятитысячной процента космических камней. Так то!
Специально для Макса расскажу подробнее о технологии траленья. Большую часть "Аюмы" занимает силовая установка. Она питает двигатели и магнитные фалы. Когда Дойл находит необходимый астероид, мы подлетаем к "булыжнику" на максимально близкое расстояние и синхронизируем скорость корабля с его скоростью, одновременно ложась на параллельный курс. Буксир как бы становится частью колец. Потом приходит черёд поработать тралоператорам. По их команде в астероид выстреливаються электромагнитные якоря-маяки. Астероид "заякоривается". Эти якоря внешне никак не связывают корабль с астероидом, но это только видимость. К слову, раньше для траленья использовали нанокабели, но потом от них отказались в пользу электромагнитных силовых лучей - последние практичней, а их устройство легче и компактней. Так вот, когда астероид "заякорен", запускаются электромагнитные генераторы - с этого момента силовые лучи - фалы -  накрепко привязывают корабль к добыче. Буксир начинает выходить с орбиты Сатурна под очень острым углом и постепенно увеличивает диаметр витков вокруг планеты. Траектория полёта в тот момент напоминает спираль. Это делается для того, чтобы улов не "сорвался". Если бы астероид дёргали со своего места как попало, случился бы конфликт между гравитацией планеты и кораблём. Этого не выдержали бы никакие двигатели. А метод спирали позволяет использовать центробежную силу для "подсекания" астероида. Когда притяжение к планете ослабнет до приемлемого уровня, буксир покидает спиральный курс и ложится на новый, синусоидный. Думаю, такому умному парню, как ты, Макс, не нужно объяснять этот термин? Думаю, нет, раз ты тоже готовишься поступать в академию. Последний этап транспортировки заключается в доставке астероида к орбитальному заводу. Всё время полёта астероид тащится за кораблём, привязанный к нему электромагнитными фалами. В конце, когда пункт назначения достигнут, буксир направляет астероид в автоматическую ловушку для астероидов, затем отцепляется от добычи, двигатели переводятся на реверс, а корабль резко уходит с курса. Вуаля: "небесный камень" по инерции летит прямо в расставленную ему ловушку. Миссия тральщиков выполнена.
Фактически, самые лёгкие должности у тралоператоров и Дойла. Они действуют до и непосредственно в момент ловли. Остальное время полёта они отдыхают, либо выполняют простые вахтенные обязанности. Самая сложная задача - у меня. Я слежу за курсом, прокладываю новые полётные маршруты, отслеживаю траектории возможных угроз. Не отвлечёшься ни на минуту! Даже во время ловли, когда шкипер маневрирует в астероидных полях, я его направляю, страхую, высчитываю наилучшие варианты выполнения задачи. С другой стороны, в открытом космосе корабль может вести автопилот, и у шкипера мало работы. Зато у меня - хоть отбавляй. Правда, Дженкинс ещё несёт ответственность за экипаж... Словом, из шести человек высшее полётное образование есть только у меня и шкипера. Соответственно, и зарплаты у нас самые высокие. Впрочем, по другому и не может быть - поди поуправляй таким судном, как "Аюма". Правда, навигационные системы там современные, но это всё равно, что на средневековый парусник GPS поставить.
Сейчас пролетаем мимо Юпитера. Потрясающее зрелище, доложу я вам! Совсем не то, что на экранах. Пёстрый шар этой планеты занимает почти весь иллюминатор. Но всё же прекрасный вид из окна навевает грусть. Я скучаю по вам, ребята. Скучаю по семье. Вот сейчас, получив наконец долгожданный отдых, я не завалился спать в тесном кубрике, в котором, кроме меня, живут ещё двое. Нет, я сел писать это письмо, хотя и очень устал. Как я уже говорил, очень скучаю.
Ладно, надо закругляться. "Аюма" в пути уже месяц, за кормой буксира болтается двухсотметровый кусок магнитного железняка. Задание выполнено, поэтому через две недели полёта будем на орбите Земли. Сразу по прибытию постараюсь выбить небольшой отпуск и  рвану к вам. А пока что не скучайте, ребята. Передавайте привет всем домашним: Маме, тёте Шелли, дяде Гаррету, бабушке Хизер, мистеру и миссис Данильчек. Для тебя, Соня, ответственное задание - приглядывай за малюткой Робином. По крайней мере, до тех пор, пока он не научится ходить. И если кто-нибудь из вас случайно встретит Мелиссу, пусть ничего ей не говорит о письме. Я напишу ей отдельно. (Предвижу кривляния Сони. Макс, прошу, уйми её, дразнить самого старшего брата и его невесту нехорошо. Во всяком случае, в отсутствие самих объектов для насмешек).
Горячо обнимаю вас всех. Скоро увидимся!
С любовью, ваш астероидный тральщик и любимый брат Н......

29.06.2091.


Рецензии