О предназначении истории политических и правовых у

Цель настоящей статьи автор видит в определении места Истории политических и правовых учений1 в системе юридических наук. Это будет весьма краткий очерк, ибо пласт изучения тут огромен, объема этой статьи безусловно не хватит чтобы все охватить. Возможно многие вопросы поставленные автором  в данной статье не найдут свое отражения, но они послужат почвой для последующих изысканий. Для того чтобы достичь поставленной автором цели необходимо ответить на ряд вопросов: понятие ИППУ, какова ее взаимосвязь с другими юри-дическими науками, что дает изучение этой дисциплины.
Перед тем как ответить на вопрос: Что такое ИППУ, нам необходимо дать ответ на вопрос: А как мы понимаем понятие «учение» вообще? Советская энциклопедия под поняти-ем «учения» понимает – «совокупность теоретических положений о какой-либо области яв-лений действительности; система воззрений учёного, мыслителя»2. Следовательно под пред-метом изучения данной науки следует понимать: «Историю возникновения и развития теоре-тических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, историю политических и правовых теорий»3. ИППУ принадлежит к историко-теоретическим юридическим наукам де-лясь на науку и учебную дисциплину. Здесь мы не видим отраслевой составляющей в связи с неимением общественных отношений, подпадающих под ее регулирование.
Второй вопрос поставленный в статье – взаимосвязь ИППУ с другими юридическими науками – очень важен для автора, который долго бился чтобы определить отличие ИППУ и Философии права. Сложностью являлось то, что обе науки были философскими, а предмет их изучения очень похожем. Предмет ИППУ сугубо историчен, в то время как философия права исследует конкретные философские вопросы: справедливости, смысла права, его роли, по-знания общественного идеала 4.
Однако в этом случае мы можем наблюдать тождественность между науками история право-вых учений (т.е. сюда не входит история политических учений; хотя право и государство по-нятия взаимосвязанные, ибо не будь последнего не было и первого) и историей философии права. ИППУ же, на наш взгляд, дисциплина более широкая, нежели история философии права и поэтому входит в предмет ИППУ. Также близко с ИППУ стоит наука истории права. Общее в том, что у науки история права предмет изучения также историчен, однако она изу-чает возникновение и динамику развития правовых и государственных институтов, а не исто-рию теоретических знаний о государстве и праве. Мы не будем углубляться в вопросы взаи-мосвязей ибо объем настоящей работы не позволяет нам это сделать, отметим лишь то, что вопрос это безусловно сложный и малоизученный, требующий широчайшего исследования. Вопросы разделения наук возникают в связи с их развитием и усложнением, ответы на них не могут быть постоянными и должны динамически следовать развитию самой науки; однако возведенные границы между науками можно считать условностями в связи с взаимосвязью и взаимопроникновению наук друг в друга.
Теперь обратимся к главному вопросу статьи – предназначение ИППУ или иными словами: Что дает изучение ИППУ. Конечно поставленный вопрос также является довольно общим. Можно говорить о влиянии ИППУ на становление личности юриста, цель такого влияния – дополнить общие знания о праве и государстве, полученных при изучении курса теории государства и права и раскрыть их суть (к примеру каким видел принцип разделения властей Ш.Л. Монтескье). Законодателю же данная наука дает возможность увидеть и вос-принять тот бесценный опыт, который исторически апробирован, ввести его в современное законодательство. Примером этого могут послужить включение в европейское законодатель-ство на рубеже XVIII-XIX вв. норм естественного права, идеи которого восходят к греческой философии. Естественное право было развито римскими юристами и стало синонимом спра-ведливости (это центральный вопрос в философии права). Если мы возьмем памятники права той эпохи то увидим это влияние5 (Например, Прусское земельное уложение 1794 г., Авст-рийское уложение 1811 г.). Классическим примером влияния можно назвать историческую школу права, господствующую в Германии в первой половине XIX века. Именно она не по-зволила провести рецепцию римского права и не позволила появиться общегерманскому гражданскому кодексу в первой четверти XIX века (Германское гражданское уложение было принято уже после объединения Германской империи; было принято в 1896 г., вступило в действие в 1900 г.)
Не лишним будет привести следующие слова: «Только изучив труды великих филосо-фов, мы можем понять истинную сущность государства, права, справедливости»6. Изучение ИППУ способно обогатить ныне действующее право, ввести оригинальные идеи, позволит увидеть развитие теоретических взглядов на государство и право, эволюцию этих взглядов. Даже изучение идей о государствах – утопиях7 способно улучшить современный нам мир.

Эта небольшая по объему работа проведенная автором дала весьма общие ответы на поставленные вопросы. В процессе работы над темой автор столкнулся с весьма сложным теоретическим материалом, который весьма затруднял работу, однако поставленная цель возможно не полностью, но тем не менее была достигнута. В процессе изучения были выяв-лена проблема в разграничении наук, а также по мнению автора поставлено, возможно и ошибочно, тождество между ИППУ и историей философии права.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. История политических и правовых учений: Краткий учебный курс. / Под общей ред. В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 2008.
2. История философии права / Отв. ред. А.П. Альбов, Д.В. Масленников, В.П. Сальников. СПб.: Юридический институт (Санкт-Петербург), Санкт-Петербургский университет МВД России, 1998.
3. Философия права: Учебник / О.Г. Данильян, Л.Д. Байрачная, С.И. Максимов и др., Под ред. О.Г. Данильяна. М.: Эксмо, 2005.
4. Большая советская энциклопедия: электронное издание. На 3-х дисках. Диск 3. Научное издательство Большая советская энциклопедия, 2003.

Сноски
(1) В дальнейшем мы будем использовать общепринятое сокращение – ИППУ.
(2) Большая советская энциклопедия: электронное издание. На 3-х дисках. Диск 3. Научное издательство Боль-шая советская энциклопедия, 2003.
(3) История политических и правовых учений: Краткий учебный курс. / Под общей ред. В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 2008. С.1.
(4) Существует дискуссия по поводу предмета философии права, подробнее см.: Философия права: Учебник / О.Г. Данильян, Л.Д. Байрачная, С.И. Максимов и др., Под ред. О.Г. Данильяна. М.: Эксмо, 2005. С.9-11.
(5) Здесь ярко прослеживается взаимосвязь между историей права и ИППУ.
(6) История философии права / Отв. ред. А.П. Альбов, Д.В. Масленников, В.П. Сальников. СПб.: Юридический институт (Санкт-Петербург), Санкт-Петербургский университет МВД России, 1998. С.10.
(7) См. подробнее: диалоги Платона «Тимей», «Критий», «Государство», где был воссоздан образ легендарной Атлантиды; «Утопия» Т. Мора; Кабе Э. Путешествие в Икарию. Т.1-2. М-Л., 1948 и др.

Копьяк А.С. О предназначении истории политических и правовых учений. // Современные научные исследования и инновации. – Сентябрь, 2011. [Электронный ресурс].
URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/09/2447


Рецензии