Место прокуратуры среди органов государственной вл
Статья посвящена вопросу определения места органов прокуратуры среди орга-нов государственной власти. Проанализированы взгляды на эту проблему в правовой доктрине и в законодательстве (в т.ч. и зарубежном), представлены выводы.
Ключевые слова: прокуратура, органы государственной власти, компетенция
Keywords: public prosecutor's office, bodies of state power, competence
Данная статья просвещенна весьма актуальному на сегодняшний день вопросу – о месте прокуратуры среди органов государственной власти. Дискуссия по нему была нача-та после принятия новой Конституции [1] (далее по тексту КРФ), в связи с тем, что инсти-тут прокуратуры (ст. 129) был включен в главу 7, определяющую конституционно-правовые основы судебной власти. В рамках конституционного (государственного) права, по нашему мнению, этому вопросу уделяется весьма мало внимания. Некоторые авторы и вовсе его игнорируют [11; 12]. Столь малое внимание к этому институту, в рамках указан-ной дисциплины, возможно можно объяснить существованием двух дисциплин, в предмет которых рассматриваются органы прокуратуры (Правоохранительные органы, прокурор-ский надзор).
Данный вопрос взаимосвязан с историческим развитием отечественного института прокуратуры. Так до судебной реформы 1864 г. и в период советского строя на первое место выходили функции надзора, после реформы 1864 г. – функции судебные. Во время сбора материала по данной теме автор обнаружил диссертационное исследование Заикова С.Ю. [14], который провел весьма большую работу по этому вопросу, в частности сопос-тавил позиции разных авторов и сделал вывод, что большинство из них определили, что прокуратура важна как система «сдержек и противовесов» в разделении властей и поэто-му необходимо сохранение за прокуратурой, помимо функций уголовного преследования, широких полномочий по надзору за соблюдением законности в Российской Федерации. Также в рамках вышеуказанного исследования были определена группа ученых (А. Лари-на, И. Михайловскую, В. Савицкую, С. Пашина, В. Похмелкина и др.) выступающих за ограничение надзорных функций прокуратуры и оставление ее в качестве чисто судебного института. Вся проблема, на наш взгляд, лежит в том, что связь между прокуратурой и су-дебной властью чрезвычайно тесна, как и степень их взаимодействия. Петрухин И.Л. от-мечает места соприкосновения между прокурорским надзором и судом, в частности: соот-ношение прокурорского надзора и судебного контроля за законностью в следственной и оперативно-розыскной деятельности (ОРД), суд и прокуратура в системе исполнения уго-ловных наказаний, прокурорский надзор за исполнением предписаний КРФ, законов, ак-тов исполнительной власти (общий надзор) в соотношении с судебным порядком рас-смотрения жалоб граждан на не конституционность законов и незаконность актов и дей-ствий органов государственного управления и пр. [13, 7]
Любопытно отметить, что в первоначальном, т.н. «Президентском проекте» Кон-ституции [9] глава включающую судебную власть и прокуратуру (в ст. 126 говорится о прокуратуре) называлась нейтральным словом «правосудие». В другом проекте Консти-туции (Конституция Союза Советских Республик Европы и Азии) [10, 118-121], подготов-ленным народным депутатом СССР, академиком А.Д. Сахаровым о прокуратуре нет не единого слова, хотя о суде указывается (ст. 34). Кроме этого в рамках настоящей статьи мы рассмотрим как этот вопрос разрешается за рубежом. Так предлагается взять несколь-ко Конституций (основных законов), как ныне действующих, так и ставших уже памятни-ками законодательства. Конституция Германской демократической республики [5] в раз-деле IV (Социалистическая законность и охрана правопорядка) ст. 97 предусматривала надзор прокуратуры за законностью, борьбу с преступностью, а также привлечение к суду виновных лиц. Конституция Монгольской республики [6] называет главу VI «Суд и про-куратура», которая делится на два раздела: а) суд и б) прокуратура (здесь говорится о про-куратуре как об органе осуществляющий высший надзор). В Польской конституции [7] также данная глава называется «Суд и прокуратура». В этой главе есть ссылка на специ-альный закон о прокуратуре. Ст. 64 Конституции говорит о прокурорском надзоре. Теперь обратим внимание на действующие Конституции. Так Конституция Албании [3] различает суд (часть 9) и прокуратуру (часть 10). Ст. 148 говорит, что прокуратура осуществляет уголовное преследование. Также в ее обязанности вменяется представлять государствен-ное обвинение в суде, кроме того в этой статье существует ссылка на то, что прокуратура осуществляет и другие функции определенные законом, т.е. мы опять видим отсылку на специальную норму. Если взять современную Конституцию Японии [4] то там можно найти лишь одно упоминание на органы прокуратуры. Оно расположено в главе VI, в ст. 77, которая говорит: «Прокуроры должны следовать правилам, устанавливаемым Верхов-ным судом» (однако тут не следует забывать, что данная Конституция писалась по амери-канскому образцу). Из этого следует что японская прокуратура, в отличии от российской, состоит исключительно при суде и является одним из судебных институтов.
В Конституции РСФСР 1978 г. [2] выделялась отдельная глава 22, полностью по-священная прокуратуре. Ст. 176 устанавливала, что высший надзор осуществлялся проку-ратурой, повторяя слова закона «О прокуратуре СССР». 30 ноября 1979 года впервые в истории был принят закон «О прокуратуре СССР» [8], в котором определялись: понятие высшего надзора, задачи прокуратуры (ст. 2), основные направления деятельности (ст. 3), принципы организации и деятельности (ст. 4) и другое.
Как мы видим в разных государствах полномочия прокуратуры отличаются, в ка-ких то странах (особенно в странах тоталитарного режима, в которых существует повсе-местный контроль и строгая централизация) она представлена и как судебный институт, и как институт всеобщего контроля, т.е. обладает сверх полномочиями. В других странах, по преимуществу демократических – это лишь придаток судебной системы.
По мнению автора в последнее время российская прокуратура утрачивает свои по-зиции – был проведено разделение прокурорского надзора и прокурорского следствия, в результате которого de facto был создан независимый Следственный комитет при проку-ратуре РФ. В результате надзор над следствием для прокуратуры существенно усложнил-ся. Многие мечтают (сторонники этой концепции указаны нами выше) в превращении прокуратуры в отросток судебной системы (т.н. судебная прокуратура), несмотря на то что задумывалась она Петром именно как надзорный орган при Сенате. Ущемлять права прокуратуры путем реформирования этого института весьма опасно, т.к. это принесет больше вреда нежели пользы, нанесет непоправимый ущерб правосудию и общественно-му порядку в стране. Прокуратуру нельзя отнести ни к исполнительной ни к судебной власти полностью, потому что она относится сразу к обеим из них. Нельзя определить какая из функций прокуратуры основная (надзор за законностью и соблюдением прав че-ловека и гражданина или судебная). Вместе с тем законодатель подчеркивает независи-мый статус этого органа, поэтому мы можем говорить о наличии какой то четвертой вла-сти, действующей наряду с исполнительной, законодательной и судебной – власти над-зорной, к которой помимо прокуратуры можно отнести Счетную палату.
Источники
1. Конституция Российской Федерации. СПб.: Корона принт, 2000.
2. Конституция РСФСР 1978 г. (в ред. 12 апреля 1979 г.) // Консультант плюс.
3. Конституция Албании 1998 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sovetika.ru/
4. Конституция Японии 1946 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sovetika.ru/
5. Конституция ГДР 1968 г. (в ред. от 07 октября 1974 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sovetika.ru/
6. Конституция МНР 1960 г. (в ред. от 09 декабря 1983 г.) [Электронный ресурс]. – Ре-жим доступа: http://www.sovetika.ru/
7. Конституция ПНР 1952 г. (в ред. от 16 февраля 1976 г.) [Электронный ресурс]. – Ре-жим доступа: http://www.sovetika.ru/
8. О прокуратуре СССР: Закон СССР от 30 ноября 1979 г. // Консультант плюс.
9. Проект Конституции, предложенный Президентом Российской Федерацией Б.Н. Ель-циным // Московская правда. 1993. 5 мая.
10. Проект Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии, подготовленный А.Д. Сахаровым // Конституции РФ (альтернативные проекты). Т. 2. М., 1993. С. 118-121.
11. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд., пере-раб. и доп. М.: Юрист, 2005.
12. Котков Д.Б. Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.Н. Веденеев. М.: Юриспруденция, 1999.
13. Петрухин И.Л. Прокурорский надзор и судебная власть: Учебное пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2001.
14. Заиков С.Ю. Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2002.
Копьяк А.С. Место прокуратуры среди органов государственной власти. // Политика, государство и право. – Октябрь, 2011. [Электронный ресурс].
URL: http://politika.snauka.ru/2011/10/18
Свидетельство о публикации №212021501327