Астрология у протестантов или гороскоп Лютера
Тем не менее, все равно утверждается, что Бог через светила предопределяет людские судьбы. Быть может, некоторым протестантам с их учением о предопределении астрология при-шлась по душе как раз потому, что она позволяла придать доктрине предопределения предельно зримый облик? Как бы там ни было, Меланхтон полагал, что в положениях и перемещениях светил заложено послание Бога человеку, и астрология призвана это послание расшифровать. Как видим, для того, чтобы узнать Божью весть, нужна не благодать Божья, а лишь внимательное наблюдение за планетами и звездами. Тенденция к обмирщению здесь налицо. Соратнику Лютера не приходит в голову, что если бы все астрономические события были знамениями, то это пол-ностью разрушало бы свободу воли человека. Но мудрость Бога в том и состоит, что он сохраняет эту свободу, и только в чрезвы-чайных случаях озаряет небо знамениями (как звезда волхвов, например). Меланхтон, однако, отрицает свободу людей после грехопадения, что, по всей вероятности, только облегчает ему следование астрологической доктрине. Увлечение астрологией в лютеранской среде было настолько велико, что современный исследователь констатирует: «астрология .. по теологическим соображениям .. не обрела в дореформационной Европе статуса респектабельной университетской дисциплины. Протестантские гуманисты кардинальным образом изменили отношение к астро-логическим знаниям, сделав их важным элементом пострефор-мационной духовной и интеллектуальной жизни, что в свою очередь способствовало систематизации и институализации астрологии в протестантских регионах Европы» /2/.
Между тем, Европа в ту пору буквально кишела астрологическими предсказаниями. Среди них были и весьма любопытные. Например, итальянский астролог Павел Миддельбургский предсказывал, что великое соединение Сатурна и Юпитера в Скорпионе в 1484 году будет знаком рождения «малого пророка», который появится на свет в 1503 году. При этом Павел указывал, что следовать учению этого пророка нельзя, и оно приведет к большим кровопролитиям. Аналогичное предсказание делал и Иоганн Лихтенбергер: он предсказывал потрясения для католической церкви. Опять заметим, что хотя вождь протестантов и яростно отрицал астрологию, но в разгар борьбы с католиками он быстро понял, что она может ему пригодиться: в 1527 и 1535 годах он инициировал два издания работы Лихтенбергера (несмотря на то, что тот был католиком), где в предисловии он написал: «Я полагаю, что основа астрального искусства Лихтенбергера правильна» /3/. Что ж, Лютер еще в 16 веке знал, что такое «пиар». О времена, о нравы! Естественно, что увлекавшиеся астрологией реформаторы живо интересовались гороскопом Лютера. Официальная дата рождения Лютера – 10 ноября 1483 года. Но эти расчеты были сделаны уже после смерти вождя реформации. Лютеранин И. Пфейль считал, что это дата 22 октября 1484, совпадающая с великим соединением Юпитера и Сатурна. При этом мнения разделились: итальянский астроном Гаурико, будучи католиком, считал, что Лютер родился в час дня, т.к. его агрессивной самонадеянности, склонности к демагогии и ереси лучше отвечает положение Марса в Овне, а Меланхтон и его коллеги склонялись к 9 утра, поскольку это больше соответствовало героическому и добродетельному образу Лютера в их представлениях /4/.
Меланхтон пытался выяснить дату рождения Лютера у его матери: та говорила о полночи 10 ноября. Но вера в астрологию была так сильна, что правая рука Лютера высказывается следующим образом: «Карион изменил время рождения Лютера, которое Пфейль относил к 9 часам утра. Мать, однако, говорит, что он родился около полуночи (но я думаю, она ошибается). Я предпочитаю другое время .. и тем не менее, независимо от того, в котором часу он родился, это поразительное соединение в знаке Скорпиона не может не породить очень агрессивного человека» /5/. Последнее высказывание действительно напоминает портрет Лютера, хотя и тот, который мог быть популярен разве что у католиков, но никак не у протестантов. Минута откровенности? Не будем забывать, впрочем, что эти слова Меланхтона заимствованы из частного письма: публично он всегда говорил о «добром и кротком» Лютере. Что тут сказать? Впечатление такое, что мы наблюдаем пародию на Евангелие. Там волхвы-язычники увидели в звезде знак рождения Спасителя, и это привело их к истинному Богу. Здесь же христиане увлеклись языческой астрологией до тех пор, пока не предсказали появление лжепророка Лютера. В первом случае через светила действовал Бог, а во втором, через увлечение «посланиями звезд» – дьявол и падшие духи. Поэтому-то люди пришли и поклонились лжепророку Лютеру, отвратившись от истинного поклонения Богу.
В толковании на первую главу книги Бытия Лютер касается проблемы достоверности астрологии: «некоторые имеют обыкновение задавать вопросы, касающиеся астрологических предсказаний .. Если бы кто-то поддерживал их менее настойчиво, лично я бы не стал сильно возражать. Гениям следует прощать их увлечения! Поэтому, если отбросить всякие суеверия, меня не сильно заденет, если кто-то станет упражняться в проницательности, забавляясь этими предсказаниями. Однако никто никогда не убедит меня в том, что астрологию следует причислять к наукам. И я буду настаивать на этом, потому что астрология совершенно бездоказательна .. Все астрологические примеры являются лишь частными случаями. Астрологи заметили и зафиксировали лишь те случаи, в которых им сопутствовала удача .. я не верю, что из таких частных случаев можно создать науку .. Даже если бы в этих предсказаниях было что-то определенное, до чего же глупо так беспокоиться о будущем! Ведь общепризнанно, что из астрологических предсказаний можно узнать будущее – но если оно скверно, то неведение о нем во многих отношениях лучше знания, о чем также говорил Цицерон .. Потому я убежден, что астрологические предсказания не имеют должного обоснования .. ведь они являются знамениями, основанными на разуме, то есть они собраны разумом. Но более правильно рассматривать, сказанное у Моисея (Быт. 1, 14 – К.М.) в смысле знамений, которые показывает Бог»/6/ .
Как видим, ситуация несколько неоднозначна. Лютер вроде бы отвергает астрологию, но не до конца, и, скорее всего, соглашается с тем, что она может быть терпима. Все же он допускает, что из астрологических предсказаний можно узнать будущее, хотя и не считает астрологию наукой.. И он признает, что астрологические предсказания – это знамения, основанные на разуме. Не на откровении, конечно, но тем не менее.. Как бы там ни было, но Лютер терпел возле себя Меланхтона, который однозначно астрологию признавал. Кстати говоря, и в других местах этих лекций встречаются фрагменты, которые вроде бы говорят о том, что отношение вождя реформации к астрологии не было полностью отрицательным. Составители примечаний к данному тому даже вынуждены написать, что защита астрологии в некоторых местах этих лекций – «скорее дело испытавших Меланхтоновское влияние редакторов, нежели Лютера» /7/. Здесь мы видим некоторую неуверенность, ибо стопроцентных доказательств, что это именно влияние Меланхтона, нет. Так что остается вероятность, что неоднозначное отношение к астрологии – дело самого Лютера.
Цитаты:
1. Luther M. Werke in 6 Bd. – Weimar, 1967. – Bd.3. – S.193.
2. Дмитриев И.С. Искушение святого Коперника. - СПб.: Изд-во СПбГУ, - 2006. - С.123.
3. Цит. там же, С.135.
4. См. там же, С.133.
5. Цит. там же, С.134.
6. Лекции о книге Бытие (электрон. изд.). - Т.1. – С.13.
7. Там же, С.21-22.
Свидетельство о публикации №212021501576
Алевтина Ремаркина 26.09.2023 22:23 Заявить о нарушении