Актуально ли сегодня учение Карла Маркса?

Актуально ли сегодня учение Карла Маркса?

К.Маркс не был пророком или предсказателем. Он был великим мыслителем, энергичным политиком, создавшим Международное Товарищество Рабочих (I Интернационал), а также  талантливым журналистом. Сегодня, в начале третьего тысячелетия можно с уверенностью утверждать, что ни одно учение не оказало столь мощного влияния на развитие человечества, как марксизм.
Выдающийся исследователь развития экономической мысли М.Блауг писал: « Маркс продолжает жить и все еще актуален как ни один из авторов…Маркс подвергался переоценке, пересматривался, опровергался, его хоронили тысячекратно, но он сопротивлялся всякий раз, когда его пытаются отослать в интеллектуальное прошлое. Хорошо это или плохо, но его идеи стали составной частью того мира представлений, в рамках которого мы все мыслим. Сейчас никто не ратует за Адама Смита или Рикардо, но по-прежнему поднимается кровяное давление, как только Маркс становится предметом исследования» (Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело ЛТД, 1994, с. 207). И еще одно высказывание другого исследователя современного общества: «Повсюду, где существуют обиды, несправедливость, неравенство, повсюду, где на пути исполнения человеческих желаний встают какие-либо преграды, – марксистский шаблон становится каналом для выхода недовольства и агрессии» (Новак М. Дух демократического капитализма. Минск: 1997, с. 209). Комментируя доклад министерства обороны Великобритании под названием «Будущая стратегия обороны» (2007), в котором сделан вывод о том, что через 30 лет мир охватит эпидемия марксизма,  контр-адмирал К.Перри писал:  «Спасаясь от глобального неравенства и усиливающегося падения морали, люди будут искать прибежище в более жестких системах взглядов. А это в первую очередь религиозная ортодоксальность и такая стройная политическая идеология, как марксизм». В этих высказываниях скрывается в общем-то и ответ на вопрос – каковы причины столь необычайной силы воздействия учения Карла Маркса на умы людей.
Отмечу, что, во-первых, Карл Маркс впервые в истории философской мысли сформулировал логически безупречную методологию научного познания общества, сплавив воедино диалектику и материализм. Он рассматривал развитие человечества как естественноисторический процесс, определив закономерности взаимовлияния научной мысли, техники и технологии, экономических отношений, политики, религии, искусства и морали. Именно его методология позволила предсказывать траекторию исторического процесса как результат взаимодействия объективных закономерностей и случайностей. Во-вторых, Карл Маркс предпринял в своем главном труде - «Капитале» - классическое исследование капиталистического общества. Он в середине XIX века сформулировал закономерность появления глобального капиталистического  хозяйства, открыл закон всеобщего капиталистического накопления, раскрыл тайну возникновения прибыли как превращенной формы прибавочной стоимости. В-третьих, он обнажил природу противоречий капиталистического способа производства, предсказав его историческую обреченность и неизбежность становления новой формации, в которой будет наконец-то устранена вековая отчужденность человека от средств производства, обеспечено сознательное регулирование воспроизводства общественной жизни без периодически повторяющихся разрушительных экономических кризисов.

Сегодня, когда в мире вздымается новая волна кризисного цунами, когда к политической активности и решительным действиям пробуждаются десятки миллионов людей, когда происходит противоречивый процесс консолидации левых сил, марксизм вновь становится чрезвычайно актуальным. К нему обращаются те, кто ищет выхода из надвигающейся на человечество катастрофы, те, кто желает обрести уверенность в счастливом будущем для своих детей и внуков. Однако марксизм сегодня нужен уже обновленный, учитывающий новые реалии третьего тысячелетия.
Почему именно марксизм, а не такие современные философские направления, как герменевтика, когнитивный релятивизм, либерализм, неопозитивизм, структурализм и т.п.? Ответ очень простой: ни одно из названных учений не может быть признан истинно научным.
На множестве сайтов в Интернете в настоящее время разыгрываются нешуточные баталии между гуманитариями, пытающимися осмыслить суть закономерностей развития глобального капитализма и пути революционного перехода в социалистическое и коммунистическое будущее. И многие из них в той или иной мере обращаются к теоретическому наследию марксизма. Однако мы вынуждены констатировать печальный, но неоспоримый факт: до единства среди участвующих в этом походе еще далеко, о чем недавно поведал нам Борис Кагарлицкий в статье «Сухой остаток левого форума». Анализируя происходившее на форуме, он отметил, что каждый говорил на нем о своем, «…призывы к свержению капитализма чередовались с рассуждениями о достоинствах парламентской республики. Кроме дежурных упоминаний о социализме, коммунизме и революции левая ориентация мероприятия выражалась в периодическом повторении словосочетания «социальные требования». И еще одно важное его наблюдение: каждый из участников форума выступал, не считаясь с товарищами. И в заключение своего сообщения Борис Кагарлицкий пришел к единственно верному выводу: «Для того, чтобы левые смогли стать самостоятельной силой, им нужно совершить всего лишь два действия: отделиться от либералов и националистов и порвать с сектантами-безумцами, одного присутствия которых на форуме достаточно для того, чтобы оттолкнуть от себя именно рабочий класс. Потому что интеллектуалы, особенно молодые, ещё могут терпеть пустые лозунги и трескотню революционных речей, а рабочие прагматичны и ждут чего-то конкретного.
Да, размежевание означает сужение политического спектра движения. Но в том-то и состоит диалектика политической борьбы, что сужение политического спектра - единственный путь к консолидации и расширению социальной базы. Есть такое немецкое выражение - Erst Klarheit, dann Einheit. Не будет ясности, не будет и единства».
Мы живем в эпоху освобождения человечества от ига частной собственности, позволявшей тысячелетиями эксплуатировать человека человеком. Начало революционного преобразования общества было положено К.Марксом и Ф.Энгельсом, которые в 1848 году в «Манифесте коммунистической партии» провозгласили неотвратимость гибели капитализма от рук пролетариата. Манифест начинается словами: «Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма», а заканчивается знаменитым историческим лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

Сегодня признак коммунизма бродит уже не только в Европе, но и на всех континентах. Революционный процесс, начало которому было положено в 1917 году в России, - необратим, несмотря на все усилия, которые предпринимали и предпринимают империалисты и их пособники. Даже основатель и исполнительный председатель Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб на очередной 45-ой сессии вынужден был заявить, что капиталистическая система «изжила себя и абсолютно не вписывается в модель современного мира».
Основоположники марксизма были убеждены в том, что последующие поколения революционеров обеспечат дальнейшее творческое развитие науки как содержания коммунистической идеологии. Поэтому развитие марксизма – важнейшая задача коммунистов. Причем идеи марксизма надо предъявить массам таким образом, чтобы их можно было легко и просто усвоить, чтобы они стали основой менталитета, интеллекта будущих революционеров, людей, которых действительно можно было бы называть коммунистами.


Рецензии
Странно то, что в России почему-то никто не видит социально-экономическую сущность социализма и коммунизма у Маркса.

Во всех западных странах мира видят, памятники ему за это ставят, а в России никто не замечает...

Аникеев Александр Борисович   24.07.2021 08:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.