Рассказ 30. Сретение
Как же это происходило? По закону Моисееву каждого родившегося мальчика родители несли в Иерусалимский храм после дней очищения, чтобы посвятить его Господу и принести жертву. Вот, что написано в Библии (Ев., Лук., 2, 21:35):
« Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец».
В предании о Симеоне рассказана такая история.
Когда Птоломей, царь Египетский, основатель славной Александрийской библиотеки, приказал книги Моисея и других пророков перевести с еврейского языка на греческий, тогда среди израильтян выбраны были семьдесят мудрых и как в том, так и в другом языке искусных мужей — «70 толковников», как обычно их называют. Среди них находился и праведный Симеон. Занимаясь переводом книг пророка Исаии, Симеон достиг пророчества в книге: «Се Дева во чреве зачнет и родит Сына» (Ис. 7, 14), и усомнился, и, остановясь, рассуждал сам с собою: как девица может родить? Потом взял нож и в своей рукописи хотел исправить это пророчество, заменив слово «дева» на «жена»... Вдруг Ангел Господень явился ему и, удержав руку, сказал: «Веруй тому, что написано; ты сам узришь событие величайшего таинства; ибо не увидишь смерти, пока не увидишь имеющего родиться от Пречистой Девы Христа Господня».
С этого времени Симеон с пламенным желанием ожидал пришествия Христова: жил праведно и непорочно и, беспрестанно молился Богу. Каждый день много-много лет он приходил в храм, но Тот, Кого он должен был встретить, все еще не родился.
И вот наступил день, когда Мария с Иосифом вошли в храм, чтобы посвятить Младенца Господу и принести жертвы по закону Мойсееву. Вдохновленный Духом Святым в этот же час пришел в храм и Симеон. Что-то толкнуло в сердце Симеона. Он ясно услышал голос внутри себя, что этот Младенец и есть Спаситель миру Иисус Христос. Это тот ребенок, которого он так долго ждал многие годы. Симеон взял на руки Младенца и благословил Бога.
Итак, дети мои, давайте делать выводы. Вы видите, что Господь, что обещает обязательно исполняет, Он верен и Ему нужно доверять.
Праздник Сретения учит нас тому, что Господь Сам идет навстречу только к делающим правду или жаждущим правды, — как старец Симеон. Старец Симеон, по свидетельству Священного Писания, был человек праведный и слова, произнесенные Симеоном, не голос одного человека, а всего старого мира, обратившегося в ожидание мира нового. В этих словах — и надежда, и радость, и великая вера в Божьи обетования. Ведь с рождением Иисуса Христа все неискупленное человечество, весь Ветхий Завет в лице Симеона, с миром отходит в вечность, уступая место Новому Завету и христианству…"! Сретение – это спасительная встреча человека с Богом!
Сретение.
Иосиф Бродский
Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.
И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.
Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взоров небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.
И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.
А было поведано старцу сему,
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: "Сегодня,
реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: Он - Твое продолженье и света
источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем". - Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,
кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.
И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. "Слова-то какие..."
И старец сказал, повернувшись к Марии:
"В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым
терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око".
Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле
для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шел молча по этому храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.
И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога
пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.
Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,
он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.
(16 февраля 1972)
*) картина художника Бартоломео, 1516 г.
Свидетельство о публикации №212021500872