Рассказ 30. Сретение

      15 февраля в нашей стране уже много столетий отмечается праздник Сретения, который в переводе означает «славную встречу», когда некоторым Божьим Провидением избранным  людям на земле  было даровано встретить Младенца Иисуса, чтобы возвестить об этом всему миру, что родился им Спаситель Христос.  Одним из них был исполненный Духа Святого старец Симеон, которому было обещано от Бога, что не умрет он  до тех пор, пока не увидит Христа Господня. 
     Как же это происходило? По закону Моисееву каждого родившегося мальчика родители несли в Иерусалимский храм после дней очищения, чтобы посвятить его Господу и принести жертву. Вот, что написано в Библии (Ев., Лук., 2, 21:35):
«  Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец».
      В предании о Симеоне рассказана такая история.
      Когда Птоломей, царь Египетский, основатель славной Александрийской библиотеки, приказал книги Моисея и других пророков перевести с еврейского языка на греческий, тогда среди израильтян выбраны были семьдесят мудрых и как в том, так и в другом языке искусных мужей — «70 толковников», как обычно их называют. Среди них находился и праведный Симеон. Занимаясь переводом книг пророка Исаии, Симеон достиг пророчества в книге: «Се Дева во чреве зачнет и родит Сына» (Ис. 7, 14), и усомнился, и, остановясь, рассуждал сам с собою: как девица может родить? Потом взял нож и в своей рукописи хотел исправить это пророчество, заменив слово «дева» на «жена»... Вдруг Ангел Господень явился ему и, удержав руку, сказал: «Веруй тому, что написано; ты сам узришь событие величайшего таинства; ибо не увидишь смерти, пока не увидишь имеющего родиться от Пречистой Девы Христа Господня».
     С этого времени Симеон с пламенным желанием ожидал пришествия Христова: жил праведно и непорочно и, беспрестанно молился Богу. Каждый день много-много лет он приходил в храм, но Тот, Кого он должен был встретить, все еще не родился.
      И вот наступил день, когда Мария с Иосифом вошли в храм, чтобы посвятить Младенца Господу и принести жертвы по закону Мойсееву. Вдохновленный Духом Святым в этот же час пришел в храм и Симеон. Что-то толкнуло в сердце Симеона. Он ясно услышал голос внутри себя, что этот Младенец и есть Спаситель миру Иисус Христос. Это тот ребенок, которого он так долго ждал многие годы. Симеон взял на руки Младенца и благословил Бога.
    Итак, дети мои, давайте делать выводы. Вы видите, что Господь, что обещает обязательно исполняет, Он верен и Ему нужно доверять.
     Праздник Сретения учит нас тому, что Господь Сам идет навстречу только к делающим правду или жаждущим правды, — как старец Симеон. Старец Симеон, по свидетельству Священного Писания, был человек праведный и слова, произнесенные Симеоном, не  голос одного человека, а всего старого мира, обратившегося в ожидание мира нового. В этих словах — и надежда, и радость, и великая вера в Божьи обетования. Ведь с рождением Иисуса Христа все неискупленное человечество, весь Ветхий Завет в лице Симеона, с миром отходит в вечность, уступая место Новому Завету и христианству…"! Сретение  – это спасительная встреча человека с Богом!

Сретение.
                Иосиф Бродский

Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.
И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.
Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взоров небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.
И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.
А было поведано старцу сему,
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: "Сегодня,
реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: Он - Твое продолженье и света
источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем". - Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,
кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.
И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. "Слова-то какие..."
И старец сказал, повернувшись к Марии:
"В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым
терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око".
Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле
для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шел молча по этому храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.
И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога
пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.
Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,
он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.
(16 февраля 1972)

*) картина художника Бартоломео, 1516 г.


Рецензии