На целинной земле Алтая

                На целинной земле Алтая

В июле 2009 года я путешествовала по Алтаю. «Путешествие расширяет кругозор, делает внутренний мир человека богаче и краше», - есть такое изречение. Вот и я съездила в Чемал и узнала там много интересного. В автобусе ехала с группой туристов из Белокурихи по Чуйскому тракту,  любовалась причудливыми горами, бурными потоками алтайских рек, посетила маленький остров Патмос, что расположен посреди зелёных вод красавицы Катуни. Скалистый островок был освящён 9-го августа 1855 года, стал местом уединённой молитвы. Мы были на этом острове в деревянном храме. Я купила книжку, содержание которой и открыло мне историю ниже написанную.

   Это место связано с жизнью и деятельностью Святителя Макария Алтайского. Окончив с успехом Духовную Семинарию, он двадцатилетним юношей по призванию ушёл на Алтай служить делу проповеди Евангелия.
В 1861 году прибыл иеромонах Макарий (Невский) в Чемал. Простым послушником, учителем начал он своё многотрудное поприще во спасение своих любимейших алтайцев. Он боролся с их невежеством, лечил немощи, и духовные, и телесные, выучил алтайский язык в первые годы жизни в Чемале, чтобы общаться с местными жителями.

   Верхом на коне или на лодке по рекам объезжал Макарий поселения алтайцев с проповедью о едином Боге, о сотворении мира, о назначении человека. Лечил больных, исповедовал, крестил, заботился о школах, писал исповедальные росписи, метрики, вёл разные журналы. Во время поездок и обед, и ужин, утренний и вечерний чай составляли одно кушанье: кирпичный чай с сухарями – сухари с чаем.

   Святителя Макария при жизни называли Апостолом Алтая и Сибирским Столпом Православия. Макарий (Невский) возведён в сан архимандрита в 1883 году, в 1884 году – хиротонисан во епископа Бийского, с 1891 года – епископ Томский. А в 1912 году указом императора Николая Александровича архиепископ Томский Макарий был назначен на Московскую кафедру с возведением его в сан Митрополита Московского и Коломенского.

   На протяжении всей своей жизни, куда бы и на какую бы высоту ни поставил его промысел Божий, Макарий всегда стремился в родной для него Чемал, чтобы уединится на любимом Патмосе. Трудами московского фотохудожника В. Н. Павлова в конце 90-х годов на остров Патмос был перекинут подвесной мост, а к весне 2000 года был построен на острове храм, перед образами которого и я вознесла свою молитву к Богу.

   Недавно я узнала, что в посёлке Акутиха, на Алтае строят церковь Святителя Макария Алтайского. Молитвенным представительством Макария возрождается православие на Алтае. Ну а что на Алтае с сельским хозяйством? По моим наблюдениям – сельское хозяйство развито хорошо. В предгорьях Алтайских гор были видны на пастбищах упитанные стада коров. Возвращалась я из Чемала по дороге, петляющей между холмов, на которых с одной стороны белела цветущая гречиха, а с другой стороны дороги колосилась золотистая пшеница. Вдали зеленели поля, засеянные овсом. Поля стояли чистые, без сорняков. И это заслуга алтайских землепашцев и хлеборобов. Это значит, что будет работа у хлебопёков, а у людей будет хлеб на столе. Спасибо за ваш труд, хлеборобы!

   Когда проезжала мимо полей Быстроистокского района, то заметила, что там, где были в пору моей молодости поля, засеянные пшеницей, находятся теперь травяные луга, на которых животноводы заканчивали сенокосные работы. Моё летнее путешествие в Чемал обогатило моё Миропознание. Из Чемала я отправилась в Быстрый Исток, на родину моих предков, меня пригласили на «Праздник хлеба», который состоялся в воскресный день 2 августа 2009 года.

   В центре досуга «Маяк» состоялась встреча селян с хлеборобами и хлебопёками, с руководством Быстроистокского района. Выступали местные артисты и семья Народного артиста РФ Валерия Золотухина. В фойе проходила замечательная выставка выпечки хлебобулочных изделий. Какой выпечки там только не было! Мастера-хлебопёки меня просто поразили своим умением. Смотрела я на их шедевры, а мысленный взор возвращал меня в далёкое прошлое, во времена моего детства, прошедшего в Быстроистокском районе.

  В последнее десятилетие трудно себе представить, когда видишь на полках в магазинах обилие разных видов хлеба, что было когда-то время больших и длинных очередей за ним. Такого вкусного хлеба, какой пекари выпекали у нас в пекарне, в Акутихе в послевоенное время, я до сих пор не встречала.
«Поучительно помнить дни древние, оглянуться назад, чтобы сравнить их с настоящими делами, соображать и пред-полагать о будущем…»

                Святитель Макарий Алтайский

   Вспоминаю, как в детстве мама отсылала меня в летнее время рано утром  занимать очередь за хлебом. Очередь была огромной. В шесть часов приходила к магазину, но была уже не первой по очереди. Если очередь занимали у магазина «Сельпо», что стоял рядом с пекарней, то за время ожидания доставки хлеба в магазин,  все наслаждались запахом выпекаемого хлеба, который наполнял собой всю округу.

   Хлеб привозили в магазин в большом деревянном ящике, что стоял на телеге,  к десяти часам. Давали в руки по одной булке. К обеду доходила очередь и до меня. Уже очень хотелось кушать, поэтому я приходила домой  с общипанной булкой. На весь день одной булки хлеба для семьи не хватало. А на следующий день опять половина дня занимала очередь, где стояли старики и дети. Взрослые были на работе.

   Однажды летом 1955 года наш родственник дядя Трофим увез меня к себе в гости в село Верх - Ануйское. У него была дочь Галя, девочка моего возраста. Ехали мы на машине из Быстрого Истока, я видела, как золотилась пшеница по обеим сторонам дороги. У нас в Акутихе не было таких полей. Целинные земли Алтая были распаханы весной этого года целинниками. Их было много, расквартированных по домам в разных сёлах, были целинники и в селе Верх – Ануйское.

   Это село было для меня знаменательно тем, что в нём жили мои предки по линии мамы. Здесь жил мой прадед Седых Егор – московский дворянин, сосланный сюда царём за участи в бунте. Но уже другим царём он был помилован через 25 лет. Здесь он женился за это время на моей прабабушке,  Быклыковой Марии Васильевне. Их дочь – моя бабушка - Седых Варвара Егоровна и все их дети, и родные жили здесь, в селе Верх-Ануйское.

   Стремиловы являются тоже моими родственниками, так как Стремилова Горпина  (из семьи переселенцев с Украины) – моя прабабушка по линии отца мамы - была женой моего прадедушки Черепанова Ивана Филипповича, проживавшего в Быстром Истоке. Но об этих родовых корнях я в то время ещё ничего не знала.

   Вечером мы с Галей, дочерью дяди Трофима, относили в соседний дом молоко для парней-целинников. Два тракториста квартировали у соседей, проживая с ними в одной комнате. На печи они спали или на полу, трудно было понять. В доме была всего одна маленькая комната, в которой стояли хозяйская кровать, стол с табуретками, ещё была русская печь.

  Целинники распахали весной тракторами свободные заросшие земли, засеяли поля пшеницей, рожью, овсом и семенами свеклы. В Быстром Истоке был сахарный завод, и урожай сахарной свёклы осенью увозили на этот завод. Конечно, в то время я себе это даже и представить не могла, как это все делается. Мы жили в Акутихе. Мама работала в артели имени Черняховского продавцом в их магазине. Женщины - работницы артели мотали пряжу, ткали полотно для платков. Была пошивочная мастерская, в которой я во время трудовой практики после окончания восьмого класса, научилась шить на швейной машине.

  Летом уже после окончания практики я ездила вместе с женщинами в колхоз им. Молотова Быстроистокского района, в село Верх – Ануйское, на уборку урожая. Маму приняли, как и всех женщин, работать в артель с условием, что она летом будет работать в колхозе. Но младшая дочь Валентина ещё и в школу не ходила, оставить её не с кем было, поэтому мама отправила в колхоз  меня вместо себя.
Три лета подряд, но ещё и со своим классом Акутихинской средней школы, я работала на уборке урожая в колхозе им. Молотова. Остались хорошие воспоминания, которыми я поделилась с читателями.

На фото автор. Чемал, остров Патмос, храм.
 


Рецензии