Портрет неизвестной

 

         На набережной городского пруда ,   совсем недалеко от   центра       города, собирались местные   художники, по той или иной причине не   имеющие  достаточного  стабильного заработка.
        Там были и просто ремесленники,  малюющие на потребу невзыскательного покупателя , и даже  профессионалы, не нашедшие сбыта своих творений через  художественные салоны, галереи  или магазины.
           Сначала  там собиралась  кучка творческой богемы, а затем к ним примкнули и   продавцы различных  кустарных изделий:   поделок из недорого полудрагоценного камня, здесь можно было приобрести    копии   художественных произведений,  которые не стыдно было поставить в серванте или повесить на стену в гостиной.
           Чиновникам не нравился этот стихийный, пусть даже и творческий рынок,  продавцов несколько раз прогоняли с облюбованного места,  пока те не нашли себе пристанище подальше от окон мэрии.
           Позднее в один ряд с художниками встали и продавцы псевдораритетных изделий:  самоваров,  чугунного литья,  берестяных поделок,  вышитых местными мастерицами картин , разнообразных по исполнению и цене рамок .
           Это место приобрело известность не только в городе, приезжающие  иностранцы в первую очередь просили показать им местную достопримечательность,  так что чиновники ранее противившиеся этому стихийному рынку, даже  начали рекомендовать посещение его различным делегациям.
           Роман был постоянным торговцем на этом рынке.  Несмотря на успешное окончание художественного училища и несомненный талант, найти достойную работу он так и не смог.  Немного поработав на предприятии художником-оформителем, он ушёл с работы из -за мизерной зарплаты, да и предприятие, которое стало потихоньку разваливаться ,  в услугах оформителей уже не нуждалось.
          На счастье Романа в его владении случайно оказалась мастерская , расположенная в полуподвале жилого дома, о которой , кажется, все и навсегда позабыли.  В ней он спал,  творил свои " нетленные полотна",  хранил в углу не нашедшие сбыта произведения.
          Заняв с утра пораньше своё, давно уже облюбованное место возле подпорной стенки, иначе кто-нибудь другой (а такие попытки уже были) мог там расположиться ,  Роман  расставил принесённые на продажу картины и огляделся.  Вокруг стояли давно знакомые торговцы, обменивающиеся друг с другом приветствиями, а иногда угощавшие соседей  чашечкой  чая или кофе, из принесённого  термоса.
           Вниманию покупателей предлагались результаты творческой деятельности художников на различный вкус: здесь были и пейзажи, и акварели, и портреты , ныне здравствующих и прежних руководителей, и эстампы, и графические работы ,и  рисунки в стиле импрессионистов и авангардистов, а для любителей, за небольшую плату, прямо на месте  мелком либо цветными карандашами  рисовались изображения желающих "увековечиться"  для родных.      
           Обменявшись приветствиями и новостями с соседями,  Роман стал разглядывать фланирующую вдоль расставленных картин публику. Она как всегда была разнородна и разнообразна :  были любители псевдоэротических изображений , слащавых  сельских пейзажей, надоедливых кошечек и собачек .
           Иногда , если повезет, художникам поступали заказы на определённые темы или даже с выездом на дом , это шло уже по более высокой таксе, но было очень редко. К счастью ни милиция , ни налоговики не досаждали творческую богему , поскольку  понимали, что стабильного высокого заработка торговцы уличного искусства не имеют, и не требовали установки кассовых аппаратов и отчётов о доходах, правда за место приходилось платить символическую сумму за "наведение порядка и чистоту".
           Покупателей  (а по существу зрителей- зевак) в этот день было совсем немного,  основной поток приходился  на после полуденное время , особенно в выходные и праздничные дни.  Посещение музеев и картинных галерей для большинства аборигенов было накладным занятием , а здесь они бесплатно приобщались , хоть  к и не очень высокому , но всё же искусству , что в своё время  и было оценено  мэром, давшим  негласное разрешение на торговлю художественными произведениями почти в самом центре города.
          Этого покупателя Роман заметил сразу ,когда тот ещё начал проход с конца аллеи. Это был высокий мужчина , одетый в чёрное кожаное пальто и тёмные брюки, в импортных затемнённых очках, с небольшой, будто приклеенной чёрной бородкой на бледном лице. Тот шёл не торопясь, чуть прихрамывая , опираясь на толстую старинную трость,  вдоль выставленных картин,  внимательно разглядывая их и о чём-то беседуя с продавцами.
         Так он прошёл взад и вперёд несколько раз, пока не остановился перед Романом.
  -   Это ваши картины? - спросил мужчина с явным иностранным акцентом.   -  Вы продавец или художник?
  -  Конечно мои, у меня нет денег , чтобы платить кому-то за торговые услуги, -  сердито ответил Роман.
  -   Не сердитесь,  мне нужен был именно художник. Скажите , а вы портреты тоже рисуете?
  -   Естественно, что я зря что- ли учился в художественном училище.  Да вот взгляните,  - и Роман вытащил на свет копию "всадницы" Брюллова.
          Мужчина внимательно вгляделся в картину, приблизив её почти к самому лицу :
  -  Так-так  , замечательно.  То есть вы можете скопировать портрет с полной достоверностью?
  -   А что мало похоже? -  Роман вытащил из портфеля альбом и открыл его перед мужчиной. -  Сравните и найдите хотя бы одно отличие.
          Мужчина оживился:
  -   А вы можете увеличить изображение?
  -   Почему бы и нет, всё зависит от размера гонорара.
         Мужчина достал из внутреннего кармана медальон и,  щёлкнув пружинкой,  раскрыл перед художником. В медальоне находился портрет юной красавицы  с чуть раскосыми глазами ,   рыжие волосы опускались на нежные плечи, из полуприоткрытого рта казалось вырывалось дыхание свежего бриза.
 -  Ну, как, сможете это увеличить до размера нормального портрета?
 -  Уж очень мелко, вряд ли всё получится с полной достоверностью, попробуйте обратиться к другим.
 -  Я уже обращался, все отказываются, но почему-то рекомендуют именно вас.
 -   Нет-нет, я не смогу , это весьма трудоёмкая работа, а я не привык халтурить. Тут и за месяц не управиться.
 -  Вот именно , вы-то мне и нужны. Мне сказали , что у вас финансовые затруднения..
  -   У кого их сейчас нет!
  -   Я хорошо заплачу.
  -   Нет-нет ,и не просите.
  -   А такая сумма вас устроит? - мужчина прошептал на ухо Роману цифру.
  -  Сколько???
  -   Ну хорошо, это только аванс , получите втрое после окончания работы.  К тому же я  легко могу решить  абсолютно все ваши проблемы. Согласны?
  -  Дайте подумать...
  -  Думайте, только недолго, вряд ли за всю свою небольшую творческую жизнь вы получали когда-нибудь подобное предложение. А если я удвою сумму?
  -  Я согласен!
        Незнакомец удовлетворённо кивнул головой:
  -  Я так и думал.  Что ж пройдёмте в вашу мастерскую, она недалеко?
  -  Не очень, только это не совсем мастерская.
  -   Пусть это вас не смущает.
        Когда мужчины подошли к лестнице, ведущей в подвал,где находилась мастерская Романа,  незнакомец спокойно встал на покрытую грязью ступеньку и, стараясь не касаться стен,  сошёл вниз.
        Он осмотрел помещение без всякой брезгливости:
  -  Вас не смущает моё жилище? - стараясь выглядеть непринуждённо спросил Роман.
  -  Нисколько, наоборот я даже доволен, что не ошибся в своём выборе,  ведь даже в таких условиях вы умудряетесь весьма недурно рисовать .  А это что у вас? - незнакомец подошёл к углу, где лежали уже готовые картины,  и стал внимательно разглядывать их.
  -   Недурно,недурно. Но всё же мне хотелось бы , чтобы вы приложили максимум усилий для выполнения именно этого заказа.
  -   Простите,  я не знаю вашего имени...
  -   На русский манер это звучит как Мефодий. Не забудете, надеюсь?
         В дверь каморки постучали, и тут же стук повторился с удвоенной силой.
 -   Открывайте немедленно, мы же знаем что вы здесь, - послышался женский голос из-за двери.
        Едва Роман отодвинул задвижку, как в помещение вошли рыхлая женщина с папкой в руках и высокий бритоголовый мужчина.
 -   Что случилось?- Роман испуганно отступил в сторону.
        Женщина огляделась по сторонам:
 -   Господи, как же тут всё засрано.
 -  Да в чём дело, объясните, наконец-то!
 -   Я из домоуправления, вы живёте здесь незаконно, без оплаты коммунальных услуг.
 -   Каких услуг? Здесь нет ни воды , ни канализации, ни отопления.
 -   Это не имеет значения, -  женщина заглянула в папку. - За время проживания за вами накопился долг в сумме, - и она назвала умопомрачительную сумму.
 -   Извините, что вмешиваюсь, - вышел вперёд Мефодий.-  Но вы требуете оплату как за президентский номер.
 -    А это кто ещё такой, тоже здесь проживает? Тогда сумма увеличивается вдвое.
         Мефодий подошёл вплотную к женщине:
 -   Ваши требования противозаконны.
         Бритоголовый шагнул вперёд , нависнув над Мефодием:
 -    Помолчи, папаша, о законе.  В этой стране такое понятие отсутствует, понял?
 -   Ну-ну, Шняга,  успокойся. Люди творческие,  интеллигентные сами всё понимают, - женщина ,отдвинув Мефодия,    обошла всё помещение по кругу . -  Короче, вам даётся срок за два дня освободить помещение .  Иначе будете выброшены на улицу силой при помощи исполнительных органов.
 -   Ну и что же здесь тогда будет? - удивился Роман.
 -   Казино здесь будет,  если так интересно,- засмеялся бритоголовый.
 -   Которое будет приносить доход и ЖЭУ и государству,- со злорадством в голосе объявила громогласно женщина.
 -  И, наверное,  вам тоже, - подал реплику Мефодий.
 -  А это вас, милейший,  не касается. Ну так что, распишитесь в уведомлении,  - женщина сунула под нос Роману какую-то мятую бумажку.
         Мефодий отодвинул руку женщины в сторону:
 -   Этого не требуется, помещение будет освобождно в срок.
         Роман испуганно посмотрел на него:
 -   А где же тогда я ?..
 -   Вы переедете  в собственную мастерскую. А размещённое здесь казино будет через месяц закрыто, оборудование уничтожено, на хозяина будет наложен штраф, а подвал вскоре затопит.
-   Что?!! Вы нам угрожаете?,  - бритоголовый шагнул вперёд, сжав кулаки. -  Да я вам сейчас..
-   Ничего вы не сделаете,  - усмехнулся Мефодий.- Вы оба сейчас повернётесь  и спокойно уйдёте отсюда и придёте обратно только послезавтра.
         Мефодий достал из кармана пачку денег ,  бумажку с каким-то адресом и всё это подал Роману:
 -  Я это предвидел , вот деньги на расходы на первое время. А это адрес новой вашей мастерской, аренда оплачена на год вперёд.
 -  Но как вы всё это узнали?- поразился художник.
 -   Если хотите знать, я так всегда делаю. Переезжайте, устраивайтесь на новом месте, а я загляну к вам на неделе.
 -   А как же эти?,  - кивнул Роман в сторону закрывшейся двери.
 -   Забудьте о них , как они уже забыли  про нас.

                -   *   -

         Новая мастерская, в которую перебрался с помощью странного незнакомца Роман, была просторна и светла, находилась недалеко от центра  на втором этаже  уютного старинного деревянного дома, а  из окон  открывался прекрасный вид на набережную, где стояли бывшие  товарищи Романа с своими работами,  на первом висела вывеска какого-то небольшого магазинчика,  постоянно закрытого.
          Действительно , через несколько дней Мефодий, пришёл в мастерскую художника, обошёл её по перемитру , постоял перед окном:
  -   Однако, время прошло достаточно, но почему-то я не вижу что вы что-то здесь изменили.
  -   А разве можно?
  -   Вы здесь теперь хозяин.  Сделайте ремонт, купите подходящую мебель, повесьте шторы наконец, жить будете прямо здесь. Но я не вижу даже мольберта, где он?
  -   Да вот же , - вытащил из угла свой рабочий инструмент Роман.
  -   Выбросьте немедленно эту рухлядь, купите себе новый.Я  принесу   набор  кистей и несколько комплектов масляной краски.  Рисовать будете  этими кистями и только этими  красками .
  -   Я должен рисовать на холсте?
  -   Не на картоне же. И учтите , что холст должен быть определённых размеров, картина должна быть вставлена в дорогую старинную позолоченную раму.
  -   А где я возьму...
  -   Это ваши проблемы.И ещё несколько условий. Никому не показывайте медальон и портрет, я буду приходить сюда и смотреть как идёт работа. Учтите, что сроки изговления портрета очень ограничены. При каждом посещении вам будут дополнительно выделяться значительные суммы. Ни с кем не общаться, никого у себя не принимать. Вот мои предварительные условия. Что ж , приступайте  к оборудованию мастерской, я пришлю специалиста по оформлению, кажется он сейчас называется художник-дизайнер.
         Когда странный заказчик в следующий раз посетил мастерскую, то  невольно остановился у порога. После переоборудования мастерская Романа  стала выглядеть выше и больше, сквозь  будто прозрачные окна, занавешенные шёлковыми шторами лился неяркий северный свет,  освещая  покрытые голубым  бархатом
 стены, на которых висели картины хозяина, в промежутках между окон были равешены  зеркала, увеличивающие визуально пространство помещения.  По углам были расставлены софиты  с включенными яркими лампами, направленными на середину комнаты ,  где находился мольберт с девственно чистым холстом . В углу мастерской Роман оборудовал жилую зону, где располагались диван,  холодильник, телевизор, небольшой столик и даже старинное бюро,  необходимое для возникших, может быть, эпистолярных потребностей.
  -   Что ж...  - Мефодий обошёл всё вокруг. - Вот теперь я вижу , что вы вполне готовы для выполнения порученного вам заказа.  Кстати,  вот возьмите кисти и краски.Теперь ваша  мастерская выглядит как и положено у настоящего художника. Это так дизайнер помог?
  -  Ну,  нет. Я сам справился, чем я хуже кого-то, сделал по своему вкусу и потребностям.
  -   Пожалуй, так даже лучше, что посторонние не входили сюда, ведь так? - Мефодий вплотную подошёл к художнику, заглядывая в глаза.
  -   Никто, я же обещал. Но всё же вдруг  мне придётся вызывать сюда посторонних.
  -  Кого?
  -   Ну, там электрика, сантехника, столяра ,  художников для консультаций.
  -   Что без этого совсем не обойтись?
  -    Мало ли какие происшествия могут произойти, а в результате работа над портретом может затянуться на неопределённое время.
  -   Пожалуй,  вы правы. Но для полной уверенности, что никто посторонний не увидит портрет, закрывайте его плотной шёлковой тканью,  и дополнительно установите экран, а медальон я буду после окончания сеанса живописи уносить и приносить вновь только перед очередным сеансом.  Ну,  а теперь детали:  портрет должен быть нарисован на холсте размером 40 на 50 см,
 а женщина быть изображеной в полный рост на фоне старинного шотландского замка.
  -  Но я что-то плохо представляю как выглядят старинные
шотландские замки.
         Мефодий достал большой альбом и раскрыл его на заложенной странице.
  -   Будете рисовать именно этот замок, -  и он вырвал изображение из альбома. - Это я оставляю вам для изучения и мельчайшего копирования.  И ещё одно , пожалуй, главное условие. Портрет вы должны рисовать только в полнолуние с 12 до 1 часа ночи. Вот пока и всё.  В следующий раз приду ровно через неделю, в это же время.
  -   Подождите, а почему в полночь?
  -   Считайте это прихотью заказчика,
  -   Ведь работа может растянуться  на целый год.
  -   А вы поторопитесь, если  вас  устраивает такой высокооплачиваемый труд . Рекомендую не откладывать, а я ещё раз осмотрю холст. Вы мне приготовьте в это время чай  с галетами , надеюсь не откажете, -   Мефодий отошёл к мольберту.
         Роман  пожал плечами и отошёл за загородку выполнять просьбу гостя. Через некоторое время он выглянул и увидел, что Мефодий делает какие  круговые движения рукой по центру холста.   
         Поняв, что заказчику не понравится , что за ним следят, художник спрятался за перегородку, а через некоторое время , чтобы гость ничего не заподозрил,подал голос:
 -   Всё готово,  - с подносом в руках Роман вышел в мастерскую и увидел, что заказчик уже покинул помещение , даже не предупредив художника.
         Закрыв оставленную незапертой дверь,  Роман подошёл к холсту и долго внимательно разглядывал его, но ничего странного не увидел. Посмотрев по календарю, когда ожидается полнолуние, художник определил, что в ближайшую ночь ему предстоит работа.
-   "А!  никто не увидит. Чтобы не терять время, начну сегодня", -
подумал он.  Но сколько ни пытался Роман загрунтовать холст, ничего не получалось, грунтовка скатывалась по холсту, не задерживаясь на раме, прямо на пол. Оставив бесполезные попытки, художник взял в руки рисунок замка  для лучшего рассмотрения .
         Весь следующий день прошёл в подготовке к работе, Роман заменил грунтовку на вновь приобретённую , опробовал принесённые Мефодием кисти и  краски , одел свежий халат.  Даже тряпку, о которой он обычно вытирал кисти, он заменил на новую, оторванную от остатков штор. С нетерпением и волнением художник ожидал полночного часа.
         За полчаса до полуночи пришёл Мефодий, не здороваясь положил перед Романом медальон и тут же ушёл.
         Едва на городской башне часы пробили 12 раз художник
 приступил к работе. Всё пошло так, словно не было трудностей предыдущей ночи. Даже грунтовка, как потом оказалось, та же самая ложилась легко и свободно.Роман взял в руки медальон и внимательно стал разглядывать его. Для лучшего рассмотрения деталей он поместил его в специальное устройство, увеличивающее изображение.
         С миниатюры  на него смотрела юная девушка с ярко-рыжими волосами ,с пышной старинной причёской, одетая в кремово-розовое с воланами   платье, чуть раскосые глаза дымчатого цвета удивительно гармонировали со смуглой кожей рук. Тонкие пальцы , сжимающие в руках белые перчатки,казалось только что закончили играть какую-то волшебную мелодию. Из-за едва  приоткрытых нежно-розовых губ светилась полоска аккуратных мелких зубов.С левой стороны подбородка виднелась едва заметная родинка, придающая некую пикантность всему облику .
         До часу Роман наметил основной контур тела, силуэтно обрисовап пейзаж. Но ровно в час был вынужден прекратить работу, так как ни краски ни кисти не производили абсолютно никаких мазков на мольберте.К тому же пришедший Мефодий так же ни слова не говоря, лишь мельком взглянув на мольберт, забрал медальон и снова исчез.
          То же самое происходило и в другие  месяцы,  когда Роман пытался продолжить уже начатую работу. В конце концов он смирился и только ожидал очередного наступления полнолуния.
          Во время шестого сеанса, когда уже  стали видны  на портрете
главные  черты девушки, Роману показалось,что глаза изображения моргнули, а по губам пробежала едва заметная улыбка. " Ну, совсем заработался, - подумал художник, хотя в эту ночь он работал совсем немного. - Пойду-ка я выпью кофе, чтобы взбодриться.
          Но когда он вернулся обратно в мастерскую к мольберту , то остановился от неожиданности. На диване за столом сидела незнакомая ему женщина.
 -   Кто вы? И как сюда попали?
          Женщина улыбнулась:
 -   Вы что меня совсем не узнаете?
 -   Мне кажется, что я вас где-то видел, но не могу вспомнить где, - растерянно проговорил  Роман.
 -   Ещё бы, ведь вы меня видите  почти полгода. А попала я вот оттуда, - и она махнула изящной ручкой в сторону мольберта.Роман невольно взглянул в том направлении и обомлел : Вместо портрета на мольберте был изображен старинный замок, а изображение красавицы сидело на диване и разговаривало сейчас с ним.
 -   Удивлены?  - неизвестная протянула руку к художнику, - да
, это я .
 -   Но  как? Каким образом?
 -   У нас очень мало времени. Скажу только, что до следующего сеанса вы должны нарисовать копию этой картины, но так, чтобы тот, кто назвался  Мефодем, об этом не знал.
 -   У меня ничего не получится, краски ложатся на холст только в определённое время.
 -   Теперь получится. Вот вам в помощь это ожерелье, нарисуйте его  на новом портрете, но не на копии,которую вы будете рисовать обычными красками , а не теми, что вам  дал Мефодий,  и не забудьте как следует спрятать её, чтобы она
не попалась на глаза Мефодию.
-  Что значит обычными?
-  -Те, что вам дал Мефодий заговорённые .   А  мне уже пора уходить, - неизвестная встала и направилась в сторону мольберта.
 -   Постойте, а как же мне быть?
 -   Ничего не говорите заказчику о нашей встрече. В следующий раз мы увидимся только на очередном сеансе. А пока прощайте.
 -   Постойте, скажите хоть как вас зовут?
 -   У меня много имен, но зовите меня Изольдой.
          Весь следующий день прошёл у Романа в хлопотах, надо было купить новый холст и раму подготовиться к встрече с Изольдой. К тому же именно в этот день  после полнолуния  обычно приходил Мефодий. Пришёл он и на этот раз, внимательно осмотрел портрет, даже понюхал холст и вроде бы прислушался.
 -   Ну, я вижу работа идёт к завершению.Когда закончите?
 -   Осталось три-четыре сеанса до окончания.
 -   Что ж это меня устраивает. Конечно, лучше бы поторопиться, но в данном случае спешка не нужна.
         Оставив деньги на очередные расходы, Мефодий отправился на выход, но вдруг остановился:
 -   Скажите, когда вы рисовали портрет, вам ничего не показалось странным?
 -   Нет, только иногда свет гас по непонятной причине, пришлось рисовать при свечах.
 -   Ах  так, понятно. В следующий  раз я   после сеанса насовсем заберу у вас медальон, так что приложите максимум усилий для  полного достижения портретного сходства,  иначе вам придётся рисовать только по памяти.
        В течении всего  месяца Роман лихорадочно работал на вторым вариантом портрета. На этот раз рисовалось легко и быстро, рука помнила предыдущие ощущения художника и некоторые мазки кисти, казалось,  производились автоматически.
         Когда был готов  второй портрет, Роман поставил их рядом. Они были абсолютно идентичны, но тут художник вспомнил об оставленном ожерелье. Он достал его из тайника и при свете ещё раз рассмотрел повнимательнее. Ожерелье состояло из нечётного числа жемчужин, нанизанных на серебряную нить. Жемчужины были необыкновенно крупными, слегка розоватыми и , казалось. светились изнутри. Роман нарисовал ожерелье на первом портрете и в то же мгновенье настоящее, натуральное ожерелье исчезло, словно переселилось на портрет.
         Почти  не удивившись исчезновению украшения, Роман принялся дорабатывать копию,  стараясь довести её абсолютно похожей на первоначальный вариант.
 -   Вы случайно не это ищите?- услышал он со спины женский голос.
         Художник обернулся и увидел стоящую позади Изольду, она гладила рукой лежащее у неё на шее ожерелье.
 -   То есть  оно не исчезло?
 -   Нет ,ожерелье вернулось на своё законное место.
 -   Но ведь на миниатюре не было ожерелья.
 -   Оно там было, только его было очень и очень трудно увидеть. А  теперь давайте присядем. Я слышала весь ваш разговор с Мефодием и поэтому не буду откладывать свою историю, я чувствую, что вам можно полностью доверять
  "Моя мать китайская принцесса Цзянь Ли, отец шотландский  аристократ ,  потомок графа Шрусбери из окружения  королевы Марии Стюарт."
 -   Но ведь тогда вам  должно быть не менее...
  " Не торопитесь . Именно так, мой возраст не один век. Но как известно, изображения не стареют, именно поэтому люди во все времена стремились оставить после себя портреты.Наверное, как и теперь".
 -   Теперь это проще .
 -  "Вот видите , человечество не меняется. Слушайте дальше.      
       Чернокнижник, вам он представился под именем Мефодий, был одержим идеей собрать символы жестокости всех времён, чтобы обрести власть над человечеством. Для этого он сумел разыскать Клафт (головной убор) Тутанхамона, посох Ивана Грозного, перстень Филиппа 1У,  кубок Калигулы,  кинжал Бату-Хана, недостовало только заключительного предмета, какого именно он не знал.  Но ,призвав тёмные силы, он выяснил, что это это платок ,
омоченный в  крови  казнённой Марии Стюарт.   Этот платок передавался тайно из поколения в поколение в семействе моего отца. Именно по этой причине Мефодий приехал в Шотландию на поиски артефакта. За это время фамильный замок пришёл в запустение, все предки вымерли и место хранения платка было утеряно в веках. Но Мефодий , приложил максимум усилий, чтобы найти его. Он разыскал в местном музее медальон с моим портретом и надеялся с помощью тёмных сил вернуть меня к жизни чтобы узнать местонахождение платка."
 -  Но почему он приехал именно сюда?
 -   Мефодий неоднократно пытался вернуть через  изображение меня в этот мир.Лучшие  и знаменитейшие художники многих времён со всего света рисовали мой портрет, но все попытки заканчивались неудачей.  Мефодий вновь обратился за помощью  к тёмным силам и получил разъяснение, что только портрет, нарисованный в месте, находящемся на границе двух частей света : Европы (откуда родом мой отец) и Азии ( родиной моей матери) может возродить меня . Именно ваш город и оказался тем самым  единственным местом"
 -   А почему он обратился именно ко мне?
 -   Вобщем-то это скорее всего случайность. Но каждая случайность в конце концов превращается в закономерность. Кажется, я ответила на все ваши вопросы? Теперь скажите :когда Мефодий придёт к вам в этот раз?
 -   Ровно через неделю.
 -   Это хорошо, значит время у нас есть. Я вижу,что вы уже
 скопировали моё изображение .После окончательного завершения
портрета, поменяйте портрет и копию местами до прихода Мефодия,
но  чтобы он ничего не заподозрил , нарисуете
несколько деталей заговорёнными красками
 -   А что дальше?
 -   Я вернусь в своё время, в свой замок, который кстати вы нарисовали за моей спиной. Достану платок из тайника, и уничтожу его.
 -   Хорошо, я именно так и сделаю. Вы не торопитесь?
 -   Ну, неделя пока в запасе есть.
 -  Вы не станете возражать, если я вас угощу сладостями.
 -   О, благодарю.Сладости - это моя слабость. А вы в это время что-нибудь расскажете мне о современной жизни. Я ведь многого не знаю, что произошло в моё отсутствие.
 -   Хорошо, я пока включу телевизор и покажу как им пользоваться.
 -   Телевизор?
 -   Ну это такое устройство ,которое показывает происходящее во всём мире ,  даже в прошлом и будущем. Чтобы вы хотели увидеть.
 -   Что нибудь из моей прежней жизни.
 -   Вот отличный английский фильм "Елизавета" как раз о тех временах.
           Роман включил телевизор, поставил диск с фильмом и ушёл готовить угощение.
           Когда он вернулся, то увидел Изольду сидящую в задумчивости перед экраном ТВ.
 -   Ну, что понравилось?
 -   В общих чертах похоже, но не совсем. Елизавета была злобной распутной женщиной, стремящейся подчинить себе Шотландию любой ценой , даже предательством , не брезгуя самой чёрной ложью. Вы не будете возражать, если я в течении этого времени буду  навещать вас, чтобы полнее узнать о современной жизни.
 -   Буду только рад. Ведь для завершения полнейшего портета мне нужно рисовать с натуры.
            Во время сеансов Роман и Изольда оживлённо беседовали друг с другом, незаметно сближаясь и проникаясь взаимной симпатией.
  -     Но однажды Роман с сожалением сказал:
 -   Всё , я считаю портрет законченным. Да и по времени сегодня вечером Мефодий должен зайти ко мне.
 -  Сделайте так, чтобы на копии к приходу  Мефодия кое-что оставалось незаконченным, ну какая-нибудь башенка или деревце и это вы будете дорисовывать в его присутствии.  Сможете?
 -   Элементарно. Но я думаю,что Мефодий догадается, что это не подлинник. Судя по вашему рассказу,  он не оставит меня в покое.
 -  Не беспокойтесь, с вами он ничего не сделает, не успеет. У меня родился   план.
            Ровно в полночь следующего дня в мастерскую Романа входил Мефодий:
 -  Ну, что работа закончена?._ обратился он к Роману, вглядываясь в портрет.
 -   Осталось буквально несколько штрихов. Вот здесь и вот здесь,- художник небрежно прикасался к полотну кистью.
 -   Да, пожалуй вы правы. Сегодня вы закончите?
 -   Конечно, только я не могу работать в присутствии посторонних глаз.
 -   Вы что смущаетесь? Ну, не смешно ли это!
 -   Не в этом дело.  Просто я не могу работать , когда на меня смотрят. Вы не могли бы меня покинуть хотя бы на полчасика, и к этому времени я всё закончу.
            Мефодий ещё раз подошёл к портрету, внимательно оглядел его, понюхал краски,  потрогал кисти.
 -   Чувствую какой-то подвох, но не могу понять в чём он?
 -   Вы что сомневаетесь? Тогда я продолжу на следующем сеансе.
 -  Нет-нет, именно сегодня.  Кстати, верните -ка медальон, он вам уже не понадобится. Хорошо, я даю вам ровно полчаса и ни секундой больше.
           Едва Мефодий покинул мастерскую, из-за ширмы вышла Изольда:
 -   Он опаснее чем я думала, вам придётся идти вместе со мной.
 -   Куда идти?
 -   В моё время, в этот замок.
 -   Изольда, я испытываю к вам большую симпатию, но я никуда не пойду.
 -   Вы же понимаете, что Мефодий просто так вас не оставит.
 -   Думаю,всё обойдётся, я сумею как- нибудь выкрутиться.
 -   Он не совсем человек.
 -   Что вы сказали?
 -   Потом объясню. Поставьте копию картины на место подлинника,
а сами  возьмите краски и кисти, которые он вам принес и дайте вашу руку.
            Ничего не понимающий Роман собрал требуемое,и подал руку Изольде. Они подошли к  подлиннику на,котором теперь был виден  только старинный  замок, стоящий   среди
 равнины.Изольда дотронулась до ожерелья на груди и прошептала несколько слов.
-    Идём-те же ,-  и они шагнули в нарисованный пейзаж, прямо к подножию замка.
                -    *    -
               
           Когда  Мефодий снова вошёл в мастерскую ,в помещении никого не было.
 -   Роман , вы где? - позвал он художника. Не получив ответа, Мефодий обошёл мастерскую и обнаружил за ширмой второй холст. Он
достал из-за пазухи какой-то амулет и провел вдоль рамы.
 -   Проклятье! Вы решили меня обмануть, но это ещё никому не удавалось.
           Мефодий достал медальон и, пристально вглядываясь, стал шептать что-то. Изображение в медальоне начало темнеть ,потом вдруг резко посветлело и исчезло. Сам медальон стал краснеть, как от воздействия высокой температуры,так что Мефодию пришлось выпустить его из рук и бросить на пол.  Одновременно  оба холста,   вспыхнули ярким пламенем. Масляные краски горели очень жарко и быстро , в одно мгновение от картин остались только обгорелые рамы.
           Мефодий выбежал на середину комнаты, и воздев кверху руки начал сыпать проклятья.
  -   Вы думали, что скрылись от меня, но я отыщу вас и жестоко накажу.
          Огонь перекинулся на шторы, другие картины и вскоре вся мастерская была объята пламенем, из которого уже  быстрым шагом  вышел Мефодий.
               
                -   *   -

           В другое время в другом месте , возле пылающего камина старинного замка сидели мужчина и женщина, глядя на догорающий в огне обрывок ткани.
  -  Теперь я спокойна.  Ему никогда не удастся собрать пентаграмму ,  -женщина поворошила щипцами угли в камине. - А ты отчего такой грустный. Ты не рад?
  -   Немного непривычно оказаться в другом мире без привычных вещей.
  -   Кто знает, может  мы найдём способ вернуться в твоё время.
  -  А ты как же?
  -  И я , если не возражаешь..
               
                -    *   -


Рецензии