Дар веры и галатийский кризис

ДАР ВЕРЫ И ГАЛАТИЙСКИЙ КРИЗИС

Вера во Христа – только начало?

Написано ли Послание к Галатам для тех горе-христиан, которые в наше время склонны думать, что наряду  с простым Евангелием, возвещающим веру как начало спасения, существует некое иное, более полное Евангелие, которое принесет им полноту Духа или совершенство? Касается ли оно прежде всего тех, кто не понимает, что благодать есть то, в чем мы нуждаемся на всех без исключения этапах духовной жизни, а не только для обращения? Или речь идет также о непонимании того, что сама вера есть дар Божий?
Есть множество людей, которые считают веру началом спасения. Но они считают, что вера должна быть дополнена полным послушанием воле Божией, которое  должно дополнить дар Духа или начало спасения. Эта весть может быть серьезной, правдоподобной, привлекательной и по-видимости библейской. По сути то же самое мы видим у противников Павла, которые обращались в то, что представлялось им высоким и духовным. Неужели Бог не требует от нас полного послушания?
Но почему же Павел тогда вынужден вновь и вновь напоминать Галатам: почему вы, «начав Духом, оканчиваете плотию?». Он вынужден объяснять верующим: почему, если величайшее чудо в вашей жизни произошло без вашей помощи и усилий, силой одного только Евангелия, вы теперь думаете, что сможете перейти к полноте духовной жизни при помощи чего-то другого? Почему он должен постоянно акцентировать свою весть о том, с чего начал – о спасении верой без дел?

Вера есть единственное средство к достижению полноты

Дело в том, что для Павла вера – это не просто точка начала христианской жизни или опора, которая может быть в дальнейшем заменена чем-то другим, что даст больше благословений. Для Павла вера – это начало и конец, это источник и продолжение христианской жизни. Она всегда была, есть и будет средством, через которое мы принимаем благодать. Павел задает вопрос: если Бог дал вам Духа, то это потому, что вы соблюдаете закон, или потому, что вы получили также веру? (Гал.3.1,5). В оригинале Гал.3.5 употреблено причастие настоящего времени, что указывает не на действие, совершившееся в прошлом (как в Гал.3.2), но на непрерывное, полное и богатое общение в Духе.
Утверждение Павла о том, что вера есть единственное средство не только к получению (ибо духовную жизнь мы получили еще до акта веры), но и к поддержанию духовного дара – это отличительная черта всего послания Павла. Он ставит жесткую альтернативу: или-или. Либо мы постоянно пребываем в вере и дарах Духа, либо мы полагаемся на то, что произошло с нами в прошлом, и на свои плотские средства «спасения». Совместить эти вещи нельзя. Это не тот случай, когда надлежит «одно делать и другого не оставлять».
Есть множество церквей, которые считают, что веры достаточно для того, чтобы стать христианином, но чтобы получить полноту Духа, необходимо нечто такое, что выходит за рамки простой веры – «высшая жизнь», «принятие решения» и т.п. Обратим внимание, что Павел никак не оспаривает необходимость подчиняться заповедям Бога. Он серьезно призывает к их исполнению. Но он не менее решительно оспаривает необходимость других мотивов для послушания, помимо веры! Нет других средств для получения дара Духа, нежели вера в совершенное дело Христа, не только на начальном этапе христианской жизни, но постоянно (Гал.3.2-5).

Только два принципа

По существу есть лишь два вероисповедания. Одно убеждено, что вера и благодать требуется нам на всех этапах духовной жизни. Другое – что необходимо дополнять благодать делами, в противном случае мы ничего от нее не получим. Это не просто значит, что наряду с верой есть нечто более важное, чем дар Божий; по существу это означает, что дела веры более важны, чем дар Божий, и вера не независима от дел. Она – не дар благодати, а наше собственное изделие, которое в конечном счете зависит от воли.
Если это, не приведи Господи, так, то вера – это не то, к чему нас призывает Новый Завет.  Утверждать это означает не просто спорить, скажем, с Лютером, а создавать ситуацию, при которой честнее будет вернуться в иудаизм! Как мы можем знать, что мы верим полной верой? Что нужно для этого? Что вообще мы можем своими силами сделать совершенным?
Насколько я могу судить, вера у Павла нигде не зависит от воли. Она дается или нет. Подготовиться к принятию веры человеческими средствами нельзя. Если в реформатской традиции такие представления были, то все в них, что выходит за рамки проповеди Закона и работы с совестью неверующих, является ошибочным. Здесь нет никакой «синергии» - в противном случае люди имели бы полное право превозноситься своей верой. Они уже не будут иметь оснований почитать ближнего во Христе и как Христа. 

Свобода, ответственность и обязанность верить

Я не понимаю православных людей, которые искренне считают, что если в отношении к дару веры человек свободен, то это исключает обязанность верить и принуждение в делах веры. Свобода – это прежде всего ответственность. Если человек имеет свободную волю и информирован, если он слышит Евангелие, то он обязан верить и не имеет права заблуждаться. Более того, в таком случае любое неверие или даже маловерие – это не недостаток благодати, а греховное упорство злой воли, которое следует не увещевать, а карать. Если человек обязан верить, то любого рода принуждение обратиться к истине вполне оправдано, и более того, необходимо, ибо безразличие в делах веры, допущение, чтобы кто-то коснел в заблуждениях, гибельных для души будет человеконенавистничеством, а не любовью. 
Восточно-ортодоксальная община гордится тем, что она никогда не претендовала на светскую власть и не практиковала насилие в делах веры (что в целом не соответствует действительности). Даже если это действительно означает известное моральное превосходство над брутальностью католической власти, на этом пути становится неизбежным подчинение Церкви государству, облагородить которое христианскими ценностями уже нет ни возможности (если для этого нет необходимых институтов), ни, что еще хуже, необходимости (если не признается различие в природе Церкви и государства и соответственно их базовых ценностей, как ценностей служения и господства). Таким образом, оказываются неизбежными жестокие противоречия, которыми изобилует данное учение о Церкви и государстве.

Святой Дух пребывает в верных

Если Святой Дух действительно пребывает в верующем, Он окажет позитивное влияние на его жизнь и поведение. Он действует в христианах на протяжении всей духовной жизни от возрождения до прославления. Это «золотая цепь» спасения (Рим.8.29-30). Слова «оправдал» и даже «прославил» Павел употребляет в прошедшем времени, и это означает, что если Бог начал в нас дело спасения, Он завершит его (Фил.1.6). И наше оправдание, и наше освящение как жизненно важные аспекты спасения достигаются через веру, поскольку они есть результаты нашего союза со Христом. Через единство с Ним мы получаем все Его благословения, и опытное переживание этого вечного единства есть цель и смысл всей христианской жизни. Ничего подобного не дерзнет предложить человеку никакая религия. Даже такая, которая на каждом шагу готова противопоставлять религию и веру.
Харизматики считают, что мы должны сами пригласить Духа в нашу жизнь и предоставить Ему господство. Это предполагает, что вера в конечном счете есть не дар Божий, а действие воли и обязанность, и что спасение достигается не благодатью через веру, а самим актом веры. Но это не сильно отличается от спасения делами. Иудеи вполне серьезно убеждены, что вера зависит от воли, и это определенно мешает им прийти ко Христу. Множество горе-христиан полагают, что вера не просто зависит от воли, но это природная склонность, заложенная у определенных людей или народов в душах и генах, вместе с даром союза со Христом! Но все это так же противно Евангелию и здравому смыслу, как и бредни о превосходстве несуществующей «арийской расы».
В этом отношении галатийский кризис весьма поучителен. Это не просто ситуация, при которой Павел был вынужден обличить людей, считающих, что чтобы прийти ко Христу, христиане-неевреи должны стать евреями, тем самым ставя под удар самое главное – достаточность Его Жертвы. Горькая правда в том, что все, кто утверждает зависимость веры от воли, не далеко ушли от галатов в своем убеждении, что эта Жертва недостаточна и требует восполнения человеком.   


Рецензии