синопсис к роману старая соль
Наверное, писать дневники пытался всякий грамотный человек, обычно в романтической юности. В иную же пору к дневникам обращаются либо из необходимости – по роду деятельности (судовые или бортовые журналы и т.п.), либо от недостатка в общении. Когда человеку трудно, когда невмоготу, «дошел до ручки», он, как правило, обращается к Богу. Даже будучи самым расхристанным атеистом. Если отзыва свыше не находит, не слышит, остается два варианта: свести счеты с жизнью или завести дневник. Последнее не требует отчаянной решимости, мужества, но облегчение приносит изрядное и в последствии может обернуться привычкой. Как было со мной.
Я вел записи более двадцати лет, изо дня в день, за редким лишь исключением. Писал, естественно, для себя, в стол. Там сейчас полсотни толстых тетрадей, заполненных неразборчивым мелким почерком. Лет примерно пять назад я с этой привычкой покончил. Не враз, а постепенно, поначалу делая перерывы в записях, потом, как в самом начале, записывая от случая к случаю, пока не прекратил вовсе. Почему? Стал ли я более, чем прежде, доволен жизнью, окружением, средой своего обитания? Отнюдь. Просто полагаю, что, наконец, пришел, к некоему согласию с самим собой. И почти не возвращался к тетрадям, не заглядывал в них. Только однажды, в начале 90-х, в бытность токарем и председателем рабочего комитета на одном из оборонных заводов, позволил использовать кое-что собкору газеты «Рабочая трибуна» (ныне «Трибуна») для статьи о классовой борьбе на предприятии (о чем по выходе оной горько пожалел).
Лишь недавно я решился перечесть свои тетради, от самого их начала, и обнаружил вдруг, что, по сути, по содержанию это – производственные романы или повести, но не те, которыми нас обильно кормили во времена оны, в советские времена, а написанные один к одному, что называется, с натуры.
Сегодня тема послевоенных лет, времен хрущевской «оттепели» или брежневского застоя, стала весьма популярной у нас, особенно в кинематографе. Но многие вещи, сделанные с нынешних позиций, с колокольни забубенного капитализма, не выдерживают никакой критики, поскольку в большинстве своем не менее лживы, только с обратным знаком, чем те самые пресловутые производственные романы от соцреализма. В лучшем случае – это ностальгические воздыхания о годах юности, в большинстве же прочих – желчные плевки в колодец, откуда выбралось большинство из пока еще живущих в России граждан. Достоверность же того и другого подкрепляется разве лишь ценой на водку да еще песнями тех времен. Кстати, нынче песни, чтобы до тех дотянулись, редко случаются.
В те самые, восьмидесятые годы, откуда предложены записи, автором были написаны три повести, одну из которых он осмелился предложить к прочтению мэтрам областной (Владимирской) писательской организации. За что был назван (причем самым благожелательным из критиков), вместе с резонером, героем повести, «человеком с мухой в носу», который, вместо того, чтобы воспевать созидательный ударный труд и любовь к отчизне, лепит сплошную чернуху сквозь непроглядные окна старых цехов. Только в девяностом году, на волне воссиявшей гласности одна из повестей таки увидела свет, в урезанном и растянутом на несколько месяцев виде в одной (кажется, единственной тогда) местной газете.
«Старая соль» - это еще и морское бытописание, которое, по мнению автора, имеет право на существование как самостоятельный жанр. Впрочем, тут много всякого, что в морском обиходе и есть «жизнь корабляцкая». Насколько она интересна и приглядна, судить вам, у кого достанет терпения одолеть написанное.
Разумеется, прежде чем предъявить рукопись к публикации, автор показывал ее некоторым, по его мнению, сведущим в литературе товарищам, причем отзывы получил разнополярные. «И на-кой тебе так заголяться? – говорили одни. – Хоть бы фамилии изменил». С другими, близкими, до скандала дошло и размолвок, которые с трудом удалось погасить. Но… Ничего я изменять не стал: собственный нос все едино, как шило из мешка, вылезет. Каков уж есть…
С искренним ко всем уважением
Борис Ляпахин, бывший штурман, бывший токарь и журналист, а ныне не страдающий от скромности пенсионер.
Свидетельство о публикации №212021601397
по отношению к самому себе, даже порой иронично-это достойно большого уважения!Не говоря уже о том, в целом сюжет охватывает все стороны морской жизни, со своими проблемами. Герои -каждый индивидуальная личность, которые имеют свои взгляды, свои принципы, свою жизненную позицию. Спасибо Вам огромное за Ваш труд!
Кузнецова Людмила 2 03.04.2017 16:12 Заявить о нарушении