Свобода - как свободный выбор ограничений

           Если тривиально, то стремление к свободе - есть одна из составляющих врождёного инстинкта самосохранения, машинально заставляющего уходить от угроз окружающей среды и обстоятельств и позволяющего более полно развиваться. Однако, такое утверждение верно только для каждого единичного варианта. Для массового  скопления существ свобода начинает зависеть и после ухода от внешних угроз - от распределения свободы между собой. Среди особей низшего класса - расширением свободы наиболее сильными за счёт наиболее слабых. Среди  людей - умственным осознанием безущербной для себя и других - меры свободы и самоответственности, в целях исключения ответных реакций на притеснения.
       Конечно же, в человеческом обществе первым шагом на пути к свободе является декларация на получение каждым равного права на обладание личной свободой. Но если бы только этим и кончалось! Далее судьба свободы переходит, по сути, на две альтернативы: протестного движения - за свободу идеальную, абстрактно-философскую, вне связи с реалиями, и  за свободу в рамках реалий - как субъекта и структурной единицы общества, самим вступлением в него и попадающий в зависимость от общих связей между собой.
               И тогда движение за свободу становится движением за оптимальную меру свободы. Движение, в котором личности, не обладающая чувством меры и самоответственности - есть потенциальные кандидаты на пополнение маргинальных слоёв общества. А объективных предпосылок к этому предостаточно -  и сам по себе детский ещё возраст, и дальнейший уровень аналитического интеллекта (совершенно не обязательно совпадающего с физиологическим совершеннолетием), и сила воли, воплощающая умственные намерения в практическое поведение, и самое существенное - уровень способности подчинять и рационально регулировать врождёные физиологические инстинкты и чувства, побуждаемые ими.
      А именно личности, в полной  мере обладающие подобными качествами - накапливали из поколения в поколение лучший опыт межчеловеческих отношений, именуемых правилами хорошего тона и общественного приличия.
      Но, впрочем, достаточно  и одного примера со свободой слова без ограничений - как пошли в полный разнос последние остатки культуры речи и общения, вместе с искусством, опустившимся до нюансов гениталий. А самое кощунственное - когда и власть считает, что торопиться с ограничениями не стоит. Надо полагать - ещё недостаточно жертв, ущербов и потерянного времени, для того, чтобы к ним обращаться для повышения самосохранения, роста и развития.

Однако, совершенно ошибочно думать, что подобное только в России. Детьми, начинающими свой путь на голых физиологических инстинктах - регулярно полнится любое общество.


Рецензии