Нам нужны Дюйшены в образовании

В последние годы в Кыргызстане всё чаще поднимается вопрос о реформе в системе образования, эта тенденция , как никогда имеет нарастающую, несущую угрозу будущности института преподавания силу.

Образование давно перестало быть недоступным, в общем понимании. Но оно становиться кривым отображением рудиментарных осколков социалистической системы. С момента распада СССР и обретения республикой независимости прошло более двадцати лет, однако существенных изменений, как в самой структуре, так и в методике не произошло. Все мы помним из истории, что учительство по своей сути это реформаторство и инновационные подходы в формировании личностных качеств человека. Что же происходит сейчас? Система дает образование, но перестало нести воспитательную, концептуально важную для подрастающего поколения функцию. Естественно, что от воспитательного процесса самих родителей никто не освобождал, и сегодня, как никогда раньше, родители, сами должны понимать всю ответственность за те морально-духовные качества, которые они дают или не дают своим детям, не полагаясь на образовательную систему.
Я все время прихожу к умозаключению, что настоящий преподаватель современности остается вне самой системы, так сказать в общем хаотическом движении повседневной жизни булыжником на мостовой. Общество, идущее по этой мостовой не замечая, проходит мимо и зачастую, стоит одному камню выбиться или сломаться, как вся дорога начинает покрываться труднопроходимыми ухабами. Роль учителя сегодня сведена к минимуму, и в этом есть вина и самих учителей. Вспоминается Дюйшен из «Первого учителя» Чынгыза Айтматова, его искренняя вера в то, что он несет ответственность не только за те знания, которые дает детям, но и за будущее своих воспитанников, ведь не будь первого учителя в жизни Алтынай, неизвестно как сложилась бы судьба героини. Учителя, возможно в силу загруженности школьной программы, слишком низкой оплаты труда, не имеют желания уделять время для работы с детьми. Кто знает, может, именно принижение роли и статуса учителя привело к кризису в сфере образования. Я хорошо помню свою преподавательницу – Зинаиду Егоровну, как мы детвора, благоговейно относились ко всему ею сказанному. Именно она закладывала в наше тогда еще неокрепшее сознание первые кирпичики в строительстве внутреннего мироздания. Она не только приводила примеры, но и сама была примером, в эстетическом и этическом аспектах.
Немаловажную роль в системе образования играют культура и искусство. Сегодня мы наблюдаем удручающую картину всеобщей интернетализации, которая сводит к минимуму человеческое воздействие и, не может в полной мере, скоординировать и направить в правильное русло мировоззренческую линию поведения ребенка. Каждый родитель хотел бы видеть будущее своего ребенка в развитом, цивилизованном и процветающем обществе, с наивысшими морально-духовными качествами, но сегодня, родители в меньшей мере, чем кто-либо могут уделять внимание воспитательному процессу. В условиях рыночной экономики, на фоне социального кризиса, когда потеряна вера в свою собственную будущность, родителям приходится самим выживать в конкурентной борьбе за «место под солнцем». Ребенок предоставлен самому себе. Образовательная система, которая по своей сути должна быть созидательной грешит собственными пагубными приобретенными привычками к безответственности. Именно на ответственности и её осознании строится дорога вымощенная в развитое демократическое государство.
Реформа в образовании вопрос вызревший давно, и это не новая парадигма, это естественный процесс развития любого института государственного управления. Старая система изжившая себя, должна быть заменяемой и гибкой в соответствии с духом времени. Новое - это хорошо забытое старое, я бы еще добавила, новое – это использование старого опыта в новой концептуально отличной форме.
Современные школьники, слишком обустроены в быту и не приучены к труду, это очень сильно влияет на формирование гражданской ответственности и сознательности. Чрезмерная информационная нагрузка и отсутствие коммуникативного опыта в команде, может таить в себе скрытую угрозу для личностного роста. Обывательское отношение к классическим канонам эстетического воспитания, которое зиждется на культурно-духовной платформе накопленной веками, увеличивает черную дыру духовного опустошения нации и духовно-этической деградации индивида. Хотелось бы видеть будущее Кыргызстана в единстве многообразий, насыщенном всевозможными культурными пластами и жанрами, при этом, не изменяя традиционной эстетике народа. Именно поэтому стоит обратится к опыту прошлых лет, когда в обязательную школьную программу были включены учебно-производственные комбинаты, которые незаслуженно в свое время были задвинуты на второй план, а это были положительные практики профессионально-технического образования. Средне-специальное обучение по своей сути, как раз таки, выполняет роль промежуточного кластера для профориентации выпускников школ и естественно распределяет ресурсы по способностям и наклонностям персоналий. Не все могут быть учеными, академиками, так же, как и не каждый может стать профессиональным слесарем, сварщиком или токарем. Ошибочным был в свое время призыв первого президента КР А. Акаева к всеобщему высшему образованию. С середины девяностых профтех образование понесло огромные потери. Это сейчас многие начинают понимать ценность потерянного опыта профессионального технического курса. Одной из составных частей экономики нашей страны являются трудовые мигранты, которые благодаря своим узко-профильным специальностям могут составлять конкуренцию на трудовом рынке стран ближнего и дальнего зарубежья. Поэтому скорее следует снова институциализировать УПК, упразднив при этом обязательные факультативные занятия по всевозможным языковым программам. Для этого существуют специальные курсы, которые ребенок может выбрать сам по желанию и необходимости.
Что касается культурного воспитания детей, просто архиважно включать обязательную ежемесячную абонементскую форму посещения культурных учреждений, а именно театров, филармоний, музеев, библиотек. Это поможет выработать если даже не утонченный, то, по крайней мере, правильный художественный вкус, познакомит школьников с великолепным шедевральным наследием мировой и национальных культур. Роль культуры и искусства в формировании личности неоспорима, она, как ничто другое обогащает и насыщает внутреннюю ауру человека. Государство, априори надо ставить личностное формирование и воспитание будущих лидеров нации на культурно-духовную платформу, для приобретения и применения в дальнейшей социальной жизни толерантной гуманной идеи сосуществования – жизнь в единстве разнообразий.
Но реформа в системе образования не может ограничиваться только несколькими моментами, это скорее будет похоже на поношенное залатанное пальто, вышедшее из времени. Необходимо в корне пересмотреть и роль самой школы в системе. Пришло время говорить об этом открыто и честно, признаться в несостоятельности доказательств о бесплатном среднем образовании. Оно по сути не может быть таковым! Почему? Потому, что в рамки моего воображения не умещается государственное обеспечение и администрирование школьных учреждений. К примеру, на содержание одной среднестатистической школы в столице выделяется порядка ста тысяч сом. Эта сумма единовременная и выдается на один год на пятьдесят – шестьдесят классов и подсобных помещений. Согласитесь, сумма выделяемая государством мизерна. Делая дома ремонт, для одной комнаты этих денег не хватит даже на покупку материалов. Здания школ в основном старые и требуют постоянного ухода и обслуживания. Ежегодно на ремонт классов родители сдают от 150 до 250 сом, как человек входящий в родительский комитет могу сказать - этого мало. С учетом того, что в классе 30 человек всей собранной суммы хватит на разве, что краску для окон и пола. Остальную сумму администрация школы находит любыми способами. Городское управление образования выделяет деньги на заработную плату преподавательского состава. Размер заработной платы одного учителя формируется согласно квалификационной категории и ставке, чтобы получать достойную оплату за свой труд учителям приходится брать дополнительные часы и руководство над классами, за которые идут начисления. Родители беспокоятся о безопасности своих детей, этот вопрос решаем, но не за счет, поверьте государства и министерства образования. Заработная плата охранников и технического персонала формируется из денег родительского фонда, споры о котором идут с момента объявления образования в школах бесплатным. Ежемесячная сумма сдаваемая в школьный фонд составляет порядка 300 сом, в школе 1000 учеников, из них 20% освобождены от оплаты . В эту категорию входят дети из многодетных семей, сироты и полусироты, дети с ограниченными возможностями. Казалось бы сумма потрясает воображение, но не торопитесь делать выводы. Из собранной суммы половина денег идет на доплаты учителям, охранникам, техническому персоналу, оставшаяся сумма распределяется на техническое обслуживание здания школы, а это канализационные трубы, батареи, мыло-моющие средства, инвентарь и прочее. В прочее входит также и работа по разработке и выпуску методических пособий для школьников, средства на это не выделяются государством, обновление и ремонт школьной мебели также делается не за счет поступлений из казны. Вот теперь можно подвести черту знаменателя о пересмотрении закона о бесплатном образовании. Родители отдавая детей в детские дошкольные учреждения ежемесячно платят за это , так почему же тогда в школах нельзя этого сделать и за оплату не требовать от преподавателей качества в обучении и внимания в совместном воспитании будущего поколения. Поверьте, бесплатный сыр в мышеловке – это лишь кажущаяся иллюзия дешевизны. Мы уподобляемся тому помещику, что попросил у скорняка сшить шапки из одной шкуры. Не вкладывая ни копейки в образование наших детей, мы хотим получить лучший продукт. Может тогда стоит правильно оценить труд учителей и уже, потом требовать от них вкладывать в наших детей, то, чего не можем дать сами?
Сейчас мы боремся с коррупцией, но насколько мы сами этой самой коррупции потворствуем? На все 100%! Ни для кого не секрет, наверное, что стараясь дать детям лучшую жизнь, мы ограждаем их от испытаний опытом и знаниями непокупными, а приобретенными трудом и потом. Сейчас для получения хорошего аттестата некоторые родители «лезут из кожи вон», чтобы угодить учителю. Причем в этом процессе школьник играет роль коммуникатора посредника. В нём заинтересован обе стороны: родители – дабы чадо имело возможность пройти дальше по иерархической жизненной лестнице и учитель – чтобы было, на что мазать на хлеб с маслом. А ученик сам пока того не понимая, манипулирует обеими сторонами и к окончанию школы уже твердо верит в силу денег, а не знаний. Когда мы покупаем товар или услугу в супермаркете мы соответственно оплате требуем качества. Может быть, стоит в корне пересмотреть политику образовательных учреждений? Отпустить их на узаконенный хозрасчет? Определить рамки, за которые нельзя выходить и требовать то, что уже законно? Может тогда остановится кадровый голод в образовательных учреждениях и профессия учителя снова станет престижной?
Возможно, тогда учителя, не мучаемые вопросами повседневного существования, станут примером для своих учеников, они, наконец будут выполнять роль проводников мир. Роль, которая изначальна была и надеюсь, будет одной из главных в жизни людей.


Рецензии