Особенности национального строительства

Несколько лет назад, мы с мужем решили поменять нашу маленькую, тесную «брежневку» на нечто более приемлемое для жилья. Хотелось нормальные спальню и детскую, в которые могли бы поместиться не только кровати, но и шкафы, да кухню, готовка в которой не сопровождалась бы появлением синяков на ногах и руках от многочисленных углов.
Поскольку все наши фантазии ограничивались нехваткой средств, то мы отложили решение этого вопроса, и пару лет потратили на то, чтобы, затянув пояса, подкопить изрядную сумму в иностранной валюте. Грянувший кризис дал нам небывалую доселе свободу выбора,- деньги в американских бумажках, вдруг, оказались сильно переоцененными, на рынок вывалилось дикое количество самых разнообразных выгодных предложений и мы, обалдевшие от открывающихся перед нами перспектив, погрузились в круговорот осмотров и обсуждений разнообразных предложений.
Поначалу мы с завидным энтузиазмом проводили свои выходные в компании риэлторов, но, чем дальше, тем больше, нам начинала надоедать эта развлекуха. Становилось ясно, что чем больше мы осматривали квартир, тем не очевиднее становился для нас выбор. Одна квартира располагала превосходнейшей современной планировкой, но находилась «у черта на рогах»; другая,- пугала более чем скромными размерами, но зато располагалась в самом центре; а третья, - удивляла совершенно немыслимой планировкой, но зато находилась в элитном жилом комплексе. Поскольку нам никак не хотелось упустить ту самую, неповторимую, «нашу» жилплощадь, мы с мужем рысачили с утра до вечера по разным районам, анализируя, выискивая и оценивая все новые и новые варианты. Наконец, наступил информационный перегруз, соображать и оценивать трезво предложенные варианты мы уже не могли. Терпение наше лопнуло и, пытаясь избавиться от мелькавших перед внутренним взором вариантов, отложив на «потом» все встречи, воскресным солнечным деньком мы выехали на трассу и попилили вон из города.
Почти на самом выезде, мой блуждающий взгляд уперся в красивишные домики, притягивающие взгляд аккуратненькой архитектурой. С тоской подумав, что такое жилье могут себе позволить вовсе не скромные обладатели десятки - другой тысяч баксов, я тяжело вздохнула. Мой суженый, приняв мой обреченный вздох за интерес, ни слова не говоря, свернул на разбитую дорогу, и уже через пару минут мы въехали в поселок, кое-где застроенный частными коттеджами. Между симпатичными домиками виднелись многочисленные пустыри, причем на некоторых из них стояли щитки с уведомлением о продаже. Сама не зная зачем, я вытащила сотовый и начала фотографировать все подряд объявления.
Поплутав на машине по ровненьким, но не покрытым асфальтом улочкам, мы вновь вырулили на трассу и поехали домой.  По пути мы с мужем твердо решили выяснить, что почем и, улучив на следующий день минутку, я обзвонила всех продавцов и выудила из них информацию о стоимости земли и домов в поселке.
Как оказалось, земля была совсем не дорогой: поселок находился за чертой города, и цена на участки в нем еще не успела взлететь до небес. Да и стоимость строительства дома вовсе не внушала ужаса: грянувший кризис оставил без работы громадное количество гостей из южных республик, готовых на любую работу. Что касается стройматериалов, то магазины, пытаясь справиться с убытками, вываливали товар на продажу по бросовым ценам.
Прикинув масштаб бедствия, мы смело закрыли глаза на предстоящие трудности и окунулись с головой в авантюру строительства собственного дома. Для начала, купили землю и приступили к выбору проекта. Обложившись журналами, начали вечерами, с изрядной долей азарта, шерстить многочисленные предложения. Однако, очень скоро мы поняли, что заказывать проект придется самим: то, что предлагали журналы, было либо излишне вычурным, либо предназначенным не для жилья, а для показа гостям.
Обсудив, где искать архитекторов, строителей, на каких базах и стройках приобретать материалы, мы попытались наметить свои дальнейшие шаги. Тут-то и выяснилось, что моему мужу заниматься строительством совершенно некогда! Днем он работал, а вечером,- отдыхал. Ну, где уж тут выделить минутку на ревизию бумаг? Поскольку я числилась в домохозяйках, и подразумевалось, что мне нечего делать (попробовали бы некоторые мужья так «ничего не делать», как это делают большинство домохозяек), все работы по дому решено было переложить на мои плечи. Собственно, я не особо-то и сопротивлялась: при таком раскладе дел, я могла быть уверена, что получу именно тот дом, который хочу, а не нечто «дизайнерски- хайтековское», отвечающее представлениям о прекрасном большинства мужчин.
Получив на руки проект, вырисованный в точном соответствии с моими пожеланиями, я наняла бригаду славянских дядек-строителей и погрузилась в восхитительный мир строительства. Пока возводились стены, я совершенно спокойно дышала и наслаждалась мечтами о собственном жилище. Самое интересное началось позднее, когда каменщиков сменили кавказские джигиты, обещавшие сделать отделку «как во дворце»!
Началось все с того, что бригадир бравых восточных парней, Тимур, внятно и обстоятельно нарисовал  план работ и составил смету. Сумма нас с мужем вполне устроила и работы начались. Первую неделю мы не появлялись на стройке, поелику срочно пришлось уехать за границу, но зато когда я, наконец, доехала до будущего жилья, удивлению не было предела. Во первых, на первом этаже нашего дома невесть откуда оказалось оборудованное для жилья помещение, уставленное кроватями, стульями и столами. А во вторых, выяснилось, что никаких работ больше не производилось,- видимо, деловые ребята обустраивали себе пристанище, никоим образом не заботясь о сроках ремонта. Но мои претензии, высказанные в довольно вежливой форме, Тимур прореагировал милой улыбочкой.
-Что же вы, Мария-Джан, так волнуетесь? Все будет в лучшем виде!
-Мне нужно не просто в «лучшем виде», - спокойно попыталась объясниться, - но и в точном соответствии со сроками.
-Да не переживайте, - все так же, хитренько улыбаясь, промурлыкал джигит, - ведь нужно, чтобы было красиво, так? Все будет, дорогая хозяйка, все будет!
Совершенно очевидно, что моя «южная» бригада увидела в моем лице глупую курицу, которой безнаказанно можно было «вешать лапшу на уши»! Такое положение вещей меня совершенно не устраивало!
-Мне нужно, - гневно выдала я,пытаясь сдержать ярость, прущую наружу,- чтобы вы все сделали в срок и в точном соответствии с планом и сметой. А иначе я не думаю, что смогу заплатить вам полную стоимость по договору. Проще говоря, я буду вынуждена вас оштрафовать в случае просрочки.
Упоминание о деньгах сыграло решающую роль. Лицо моего бригадира приняло сначала крайне удивленное, а потом,- заискивающее выражение, и он беспомощно развел руками:
-Как так? Задержки же могут быть всегда, Мария-Джан! Я много лет работаю, и никто еще с меня не брал никаких штрафов!
-Нет, обязательно возьму! – Категорично заявила я.- Если не желаете играть по моим правилам, можете уходить прямо сейчас. Только попрошу вас убрать свои вещи и привести дом в то состояние, в котором вы его приняли.
Угрозы мои были приняты без особого удовольствия, но покорно. Деваться Тимуру и его команде было некуда, и поэтому они смиренно приняли мои условия.
Отделка дома началась, и первые недели, пока на стены наносились черновые покрытия, особо придраться было не к чему, но вот когда пошла финишная отделка, чудеса восточной мысли и смекалки начали сыпаться как из рога изобилия!
Как то ранним утром, проезжая по случаю мимо своего будущего дома, я решила заглянуть на стройку. Поскольку меня не ждали, я не слишком удивилась, что на дворе никого нет, но испуганное выражение выбежавшего мне на встречу джигита, слегка меня встревожило. Невзирая на протесты выскочившего на улицу мастера, я влетела в дом и… зажмурилась от разъедавшего глаза дыма. Откуда посреди моей будущей гостиной мог взяться густой туман, мне было совершенно непонятно!
-Что тут происходит? – Возмущенно обернулась я на сиротливо жавшихся по углям мужиков. – Что у вас горит?
В ответ на свой вопрос, я получила только нестройное мычание, никоим образом не пояснившее причину стихийного бедствия. Пытка бабским криком (а орать я умею почти профессионально), руганью и материальными лишениями, дала результат только через полчаса: старательно отводя глаза, Тимур признался, что его мужикам захотелось испить кофею и они…РАЗОЖГЛИ КОСТЕР прямо в зале, благо пол еще был не уложен!!! Обалдев от такого признания, я прооралась от души, выползла из дома на чистый воздух, села в машину и долго еще по пути в свою старую квартиру размышляла о странностях восточного менталитета…
С тех пор, чувство ответственности, пару-тройку раз в неделю заставляло меня, отбросив в сторону все остальные дела, пилить на стройку и тщательно проверять все, что наваляли мои чудо-работники.
В очередное солнечное утро, войдя в дом, в котором  только–только установили пластиковые окна, я поймала жутко виноватый взгляд одного низенького парнишки. Разумеется, на мой вопрос ответа я не получила и мне пришлось ринутся с инспекцией по дому. Интуиция меня не подвела,- в том самом зале, где не так давно разжигали костер и варили на живом огне кофеек, были разбиты окна! Причем два! Да еще на противоположных концах зала!
-Как? – Только и смогла выдохнуть я, адресуя вопрос присеменившей за мной в полном составе бригадой.
-Ну, - старательно опуская глаза долу, выдавил Тимурчик,- мы тут лаги укладывали на пол, и вот…
-И что? – не в силах выждать затянувшуюся паузу, подстегнула я его. – Дальше то что??
-Ну, лаги-то длиной 6 метров, Мария-Джан… - решился признаться мастер, – а комната всего 5 с половиной. Так нам надо было полметра отрезать! Наш Геворг попытался поднять лаги сам, но его закрутило и он так… очень случайно… пробил окно… сначала одно, а потом его занесло на другую сторону… и он пробил второе. Но мы вам поставим окна, все исправим, клянусь! Если бы вы приехали завтра, все было бы уже исправлено! Мы и окна уже заказали!
Я оглянулась на виновника торжества, Геворга, и не в силах сдержать смех, в голос захохотала. Передо мной с понурым видом стоял паренек ростом не более полутора метров, да еще такой щупленький, что оставалось только удивляться, как ему могло прийти в голову поднять бревно, в несколько раз тяжелее и больше его самого! Сходство с трудягой-муравьем было настолько разительным, что я не могла прохохотаться добрых пять минут, чем немало смутила бригаду, ожидавшую чего угодно, только не моего веселья!
Через несколько дней, к счастью, окна были поменяны, пол уложен, и, наконец, дело дошло до отделки санузлов. Прошерстив изрядную кучу интерьерных журналов, мы с мужем приняли решение приклеить огромное зеркало на стену душевой, а остальную часть стены отделать привычной керамической плиткой. В выходные мы съездили в дом, сделали необходимые измерения и заказали зеркало. Не прошло и недели, как огромное зеркальное полотно доставили и аккуратненько поставили у стеночки. Настала очередь поработать чудо-бригаде. По опыту зная, что моим джигитам нужно давать самые точные и четкие инструкции, я дотошно объяснила, как именно нужно вклеить зеркало. Сначала планировалось уложить ряд плиток, высотой 40 сантиметров, затем вклеить зеркало и под самым потолком уложить еще сорокасантиметровый слой плиток. При таком способе отделки получалось, что стоя перед зеркалом, мы могли видеть себя в полный рост. Да и визуально выглядело все это очень стильненько. Казалось бы, инструкции даны более чем подробные, и беспокоиться не о чем! Но, имея изрядный опыт общения со своими мастерами, я понимала, что никакие самые подробные инструкции не гарантировали точности их исполнения! А посему, на следующий же день, вновь рванула с инспекцией на стройку. И, как оказалось, не напрасно! Ибо зеркало уже приклеили, но… под самый потолок!!! Вопреки моему распоряжению, снизу уложили не один слой плиток, а два! В результате, подойдя к зеркальной стене, вы могли видеть только верхнюю часть своего бренного тела!
-Что вы натворили, Мико? – Со стоном выдавила я, с ужасом понимая, что пропало и зеркало, и ряд дорогущей плитки, и деньги, уплаченные за материалы.
-Ой! – По бабски пискнул мастер, до которого дошло, что он навалял.
Повращав глазами, работничек нашелся и тут же начал расхваливать преимущества именно такого интерьера. По его словам,- в приклеенном таким образом зеркале не будет виден…ГРЯЗНЫЙ ПОЛ!!! Поймав мой разъярённый взгляд, он еще секунду подумал, а потом проникновенно выдал:
-Мария-Джан, ну зачем вам такое зеркало большое? Ну, зачем вам видеть себя целиком? Тут же все хороши видно,- и лицо, и прическа…
-Ага, и часть потолка,- обреченно прошипела я. – В общем, меня не волнует, как вы это сделаете, но вы должны будете все переделать! И мне плевать, что вам придется все заново заказывать и оплачивать!
-Ну, Мария-Джан, пожалейте! – Загнусавил мастер. – Ведь тут такие убытки будут! Может, вам, все-таки, подойдет такое зеркало, а?
-Ты мне еще про своих малых деток, которым кушать нечего, начни рассказывать! – Возмущенно парировала я. – Сделал плохо, - изволь переделать! И никаких других вариантов я не вижу и не хочу видеть, понял?!
То, что произошло дальше, напрочь ввело меня в ступор! Мико, подойдя к стенке, легонько подцепил зеркало и… без труда снял его!!! Затем он также ноготком подцепил плитки и одну за другой снял и их!!!
-А что же ты мне мозги компостировал, а? – Вышла я из своего ступора. – Я же думала, что все уже намертво приклеилось!
-Неа, еще не успело, - поучительно пояснил мне мастер.- Плиточный клей сохнет долго!
-Так какого же… - задыхаясь от возмущения, прошипела я, - ты же меня убеждал, что «уже все сделано»???
-Так теперь же переделывать придется,- честно признался Мико.
Комментарии, которые рвались из моей груди, я предпочла сдержать при себе, дабы не оскорбить глубоко и навсегда чувствительную южную мужскую душу. И, чтобы избежать просящегося наружу скандала, я предпочла быстренько удалиться.
С тех пор, каждый раз, когда я появлялась на стройке (а приезжать мне приходилось уже каждый день, ибо урон, который могли нанести мои «мастера» дому, пугал своей масштабностью), Мико проникновенно спрашивал меня: «Как ваше здоровье, Мария-Джан?».  На что я неизменно отвечала: «Не дождетесь!»
Время шло, отделка худо-бедно велась, и дело дошло до установки сантехники. Купив раковины, унитазы и прочий санфаянс, мы с мужем притащили его на стройку и торжественно вручили мастерам. На следующий день, с утречка, я привычно приехала на стройку с инспекцией. Решив обозреть установленную сантехнику, я прошла к санузлу и обомлела: каким-то неведомым образом унитаз, словно кресло, красовался прямо посередине туалетной комнаты, причем так, что сзади него образовалось пространство почти в полметра! Кроме всего прочего, воспользоваться унитазом по прямому его назначению, тоже не представлялось никакой возможности,- впереди было настолько узенькое пространство, что просунуть в него колени удалось бы только ребенку!
-Мы тут подумали, что вы можете сзади унитаза сделать вешалочку для полотенец,- опережая мой вопрос, торжественно и радостно сообщил Тимур.
-Да уж! – Засмеялась я. - Да в такой санузел можно будет водить гостей, чтоб они от души посмеялись! И вообще,- вам платят за работу, а не за идиотские советы! Как, по вашему, мне пользоваться этим туалетом?
-Ну, вы же не толстая! – Решительно отвесил мне комплимент МАСТЕР.
-Да ты хоть объясни, почему так произошло-то? – Сквозь слезы, выступившие от смеха, выдавила я.
Тимурчик облегченно вздохнул, поняв, что я не собираюсь заниматься рукоприкладством, нервно хохотнул, и начал проникновенно вещать:
-Как хорошо, Мария-Джан, что вы такая веселая, – издалека, по восточному, начал он свое повествование (попутно введя меня этим своим замечанием в очередной приступ хохота). – Просто вы купили унитаз с прямым сливом, а мы уже установили трубы для слива, который идет под углом! Ну, чтоб не переделывать, мы метнулись в магазин, нашли недорогой переходничек… Правда, из-за переходника и образовалось такое расстояние,- пришлось по максимуму отодвинуть унитаз от стены.
-А вы не видели, что получается плохо?- выдохнула я.
-Видели, конечно, но так не хотелось переделывать! – Честно признался Тимур, хитро сверкая черными глазами. – Да, жаль, жаль, что вам не понравилось…
Впрочем, чем дольше работали у меня мастера, тем меньше они халтурили. Поняв, что «тяп-ляпная» работа не проходит и ее все равно приходится переделывать, они уже старались трудиться на совесть. У нас даже сложилось определенное взаимопонимание: моя «дикая» бригада была благодарна за отсутствие истерик (к которым, она, видимо, привыкла,- что неудивительно, учитывая особенности ее работы), а я им, - за добродушную покорность моим требованиям. Мужики даже прониклись ко мне некоторым уважением, и старались помогать, кто, чем может. Так что, к концу строительства мы даже подружились, и они старались угодить мне даже в мелочах.
Случай, произошедший в самом конце нашего сотрудничества, заставляет меня даже чувствовать к ним благодарность. Произошло это субботним днем, когда пришла пора красить стены мансарды. Поскольку я была по самое «не балуйся» загружена оттиранием заляпанной плитки, мне пришлось попросить мужа съездить проколеровать краску. Разумеется, я предоставила ему образец нужного оттенка, который мы заранее решили нанести на обои в мансарде. Муж мой был очень занят очередной компьютерной игрой и совершенно не обрадовался моей просьбе. Однако, смирившись с необходимостью, героически закрыл свой комп, и рванул в строительный магазин. Не прошло и часа, как заветное ведро с краской было вручено им Тимуру. Бригада удалилась наверх, а мой суженый вновь вернулся к своим играм (с честными глазами сообщив, что занимается совершенствованием своего английского).
Оттирая пол и стены, я с тоской думала о том, что мне, дабы выучить два языка, хватило прослушивания магнитофона (пока я мыла посуду и гладила белье), да штудирования учебников (по ночам, когда домашние сладко дрыхли). А вот мужикам, почему-то, для этого же самого необходим полный покой, тишина, а также,- горячий кофе (или чай) и бутерброды, смиренно принесенные тихой женой!
Философские размышления мои были прерваны несмелым покашливанием. Я подняла голову и мысленно выдохнула: передо мной со странным видом стоял Мико, а это значило, что что-то в их работе пошло не так!
-Мария, может, вы подниметесь и посмотрите, что у нас получается?
-А что такое? – подозрительно спросила я, чувствуя, что меня ждет какой-то неприятный сюрприз.
-Ну, мы начали красить, - несмело ответил Мико,- и нам не понравился цвет. Мы спросили у вашего мужа, но он приказал нам красить дальше. А мы вот что-то сомневаемся. Может, вы посмотрите?
Чувствуя, что попросив благоверного об услуге, я вновь нажила себе приключение на свой неугомонный копчик, а посему,- пулей метнулась в мансарду. Рывком открыв дверь в комнату, где красили стены, я замерла: перед моим взором, вместо нежно-фисташковой стены предстала темно-зеленая поверхность, да еще с оттенком гниющей тины!
-Мико, а мой муж видел? – Пытаясь сдержать гнев, спросила я у мастера.
-Нет, он внизу с компьютером работает, - пояснил мой собеседник, старательно пряча смеющиеся глаза. - Он сказал, ему некогда и сказал, что знает, какой тут цвет.
Остановив работу, я бросила все свои дела, села в машину и съездила за новой краской. С мужем я предпочла не разбираться. Во первых, он, как истинный мужчина, никогда бы не признался в своей ошибке, а во вторых, выяснять с ним отношения мне было просто некогда! Мне же нужно было оттирать дом, следить за строительством, а в перерывах между делом готовить на семью, стирать и убирать. Где уж тут устраивать разборки с озадаченным компьютером мужем, да еще рискуя в перспективе остаться кругом виноватой!
Коттедж вскоре был построен, а со строителями мы расстались добрыми друзьями. Вот уже год наша семья живет в своем доме, и мой благоверный, с гордостью, достойной восхищения, рассказывает друзьям, как он строил этот дом, как отделывал и какие технологии использовал. Как говориться,- «мужик решил, мужик построил»!


Рецензии