Праздники

В большей части здесь речь будет идти о праздниках, воспринимаемых детскими годами, но и не только. Их, конечно, много. Начну я, пожалуй, не с церковного Новолетия, с 1 сентября, а с «Нового Года».

Новый Год начинался большими зимними каникулами. До Революции они были рождественскими. До изменения календаря на две недели «Рождество» праздновалось 25 декабря, теперь – 7 января. Так что в наше время Рождество уже попадает почти на конец каникул.

К Новому Году в нашей начальной школе, в Красном Кусте, устанавливалась и наряжалась ёлка (сколько помню – не ёлка, а сосна; привозили её издалёка, из-под Тамбова, потому что в наших степных краях такие деревья не росли). Проходили праздничные детские концерты с хороводами, а в конце ученикам раздавали подарки – кульки с конфетами. Конфеты покупались на деньги, которые давал колхоз. Кульки по размерам были разные. Кто хорошо учится, ведёт себя хорошо, тому большой подарок. А отстающим и шалунам – маленький. Своего рода поощрение и наказание. Чего, конечно, нельзя было делать в отношении этого праздника и семи-десятилетних детей.

А потом каникулы продолжались нашими снежными забавами, свободными от учёбы. Убегали почти на весь короткий день на курган кататься на санках, ледянках и лыжах. Отец нам с братом смастерил лыжи из досок. Носики им загнул в кипятке. Держались. Вместо креплений – ремённая дужка посредине лыжи, в которую просовывались валенки. Санки были не специальные, а хозяйственные, со двора, тяжёлые. Часто мы брали и настоящие сани, которые смастерил отец для своего хозяйства. Но не для игр, а для поездок. Для бурного схода с кургана хороша ледянка, которая существовала, если был мороз. Лепилась она в виде большой тарелки из навоза, затем обливалась водой. На ходу ледянка вертится, как ей вздумается, так что – берегись, прохожий!

Бегали и на пруды наши кататься на коньках, да и на тех же наших больших санях. С доставкой их, конечно, после нашего укатывания до изнеможения.

Да и многие другие игры, связанные со снегом, которого к этому времени хватало по деревне и её окрестностям. Играли в снежки командами, с предварительной постройкой крепостей. Как-то раз такую мощную крепость построили мы у дома Колмаковых, с подснежными ходами-лабиринтами. Один такой ход пришёлся как раз под дорожкой к дому. В него-то и ухнула Вера Ильинична, мать ребятишек Колмаковых. Шуму было, конечно, достаточно. Мы потом на месте крепости прямо дорогу от дома и вывели. Немножко оставалось потрудиться.

Если дни были морозные, то собирались и по домам. У нас, Чекалиных, или у тех же Колмаковых. Играли, в основном, в карты, иногда на деньги-копеечки. А чаще – в «подкидного» («дурака»), в «пьяницу», в «короля» и другие игры, иногда – в лото. Нам, детям, разрешали устраивать такие игры ещё до Рождества, в рождественский пост. А уж после Рождества (7 января) до Крещения (19 января) были святки, в которые взрослые ходили друг к другу в гости. Выпивали немножко, закусывали, играли в карты, танцевали под патефон. Но для нас святочное время было коротким, всего три дня, потому что с 11 января снова уходили в школу. Оставались только воскресенья.

Рано утром, в рождественский день, ребятня ходила по домам, ещё затемно, в пять-шесть утра, славить Христа. При входе в дом совершались определённые песнопения, молитвы, стихиры языческого направления, прославляющие благополучие дома. А то, кто знал, и настоящие молитвы.

«Рождество Твоё, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нём бо звездам служащии звездою учахуся. Тебе кланяемся, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!»

«Дева днесь Присущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; ангели с пастырями словословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родился Отроче Младо, Превечный Бог!»

И другие молитвы, в том числе и «Отче наш».

Некоторые, например, расстилали перед входом для славящего Христа овчинный полушубок, посыпали пшена (чтобы птица родилась), клали рядом сено (чтобы скотина водилась) и заставляли под диктовку прочитать всё, что положено было по этому языческому обряду.

В разных домах были разные подношения. Кто-то давал съестное, обычно – блин или блинчик, кто-то деньги, а кто-то – и то и другое. Наш дедушка Василий раскладывал на столе монетки столбиками разной высоты. Кто придёт самый первый – тому стопка побольше, в рубль, второму – поменьше и так далее. А потом, для остальных – всем одинаково. Ребятишки знали об этом и старались успеть к раздаче слонов. Рождественские подарки, деньги, получали и мы с Мишей. В разные времена и по нашему возрасту – от рубля до десяти рублей в дореформенное время, до1961 года.

Через две недели после Рождества – «Крещение», которое установлено не так давно, по Новому Завету, случившееся примерно в 31-м году после Рождества Христова. Но святое крещение Христу пришлось принимать дважды. Через неделю после рождения он был обрезан (празднество «Обрезания Господня» 14 января) по завету между Богом и Авраамом, полюбившемся Богу:

«И поставлю завет Мой между Мною и тобой, и весьма, весьма размножу тебя… Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов. И не будешь ты больше называться Аврамом; но будет тебе имя: Авраам; ибо Я сделаю тебя отцом множества народов… Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между нами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеской пол. Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рождённый в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно будет обрезан рождённый в доме твоём и купленный за серебро твоё, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего; ибо он нарушил завет Мой». (Бытие. 17: 2; 3-5; 10-14).

А второе крещение Иисус получил в свои тридцать лет от Иоанна Крестителя, Предтечи, Своего родственника, кажется – двоюродного брата. Как мы знаем – бескровное. По исполнению Ему тридцати лет, пришёл Он на Иордан, где Иоанн Предтеча призвал народ к покаянию и исповеданию грехов и крестил в водах Иордана. Этим и было положено в дальнейшем начало Таинству Крещения.

В утро «Крещения» дедушка обходил дом и хозяйственные постройки и мелом рисовал на стенах кресты. Их много оставалось и от предшествующих праздников «Крещения», их не стирали. Считались они святыми и можно было на них молиться. Как-то раз поссорились двое мужиков в деревне (случай действительный). И в жару спора один и говорит другому: «Будешь продолжать так делать – я тебе в доме все кресты постираю». Это второго и угомонило. Куда же больше угроза!?

В «Крещение» давали пить святую воду, которую приносили из церкви либо из освящённой проруби на пруду или реке. Это был праздник великого водосвятия, самого большого в году. Наиболее смелые опускались с головой в прорубь, как прадед мой, Василий Иванович, отец дедушки Василия. Не знаю, с какого времени он начал принимать крещенские процедуры, но и в свои девяносто лет продолжал.

Через сорок дней от рождения Христа празднуется «Сретение». Как говорили у нас в семье – Встретеня, зима с весной встретились. Но встретились совсем не зима с весной, а сорокадневный Иисус с праведным старцем Симеоном. Этому старцу было возвещено, что он будет жить на земле, пока не увидит Христа Спасителя. Не по стечению обстоятельств, а по подсказке свыше, старец пришёл в храм, куда принесли Богородица и Иосиф Обручник Христа для совершения очистительной ветхозаветной жертвы. Симеон взял Иисуса на руки и сказал:

«Ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал перед лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Ев. от Луки, 2: 25-35).

Вот и произошла встреча уходящего Ветхого Завета с более совершенным Новым Заветом.

А мы на Сретенье встречали именно весну и провожали зиму. Бабушка напекала много пирогов в виде птичек, румяных, с крылышками, пахучих. А печёное тесто у нас в доме – это всегда праздник. Мы с горячими пирогами-птичками выбегали на улицу на ещё огромные сугробы снега, подбрасывали их вверх и кричали, призывая весну:

       - Весна-Красна, на чём пришла?
       - На сохе, на бороне, по зелёной по траве,
       На сошушке, на боронушке.
       - Прилетайте к нам жаворонушки!

И что интересно, весна скоро и приходила.

А уж тут недалёк и мужской праздник, 23 февраля, «День Красной Армии и Военно-морского флота». Раньше этот праздник не являлся выходным днём, недавно так установили. Это чтобы не было обидно, потому что дальше был «Международный Женский день», 8 марта. И в оба эти дня дарили подарки женщины мужчинам – в их день, и наоборот. А на работах столы собирали, праздновали. Потому что можно было официально, без объявления всего этого пьянством.

Где-то здесь приходит и «Масленица». Это уже настоящие проводы зимы. В деревнях с песнями и плясками, с частушками и прибаутками, с блинами и прочими вкусностями. Не останавливала и последняя перед Великим постом мясопустная (сырная) неделя. Было и мясо, было и молочное. Потом – Прощённое воскресенье, а затем – семинедельный Великий пост.

Где-то здесь «Масленица» потому, что она не в числах. Масленица зависит от Пасхи, которая установлена в первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия. Да и ещё какие-то добавления, чтобы Пасха, не дай Бог, не совпала с иудейской.

Это кому как. Мы жили без постов, поэтому ничего не могу сказать о трудностях и буднях «праздника души».

Когда приходит «День Космонавтики» (12 апреля), я вспоминаю тот день, когда объявили, что в космосе Юрий Гагарин. Конечно, до этого был и первый спутник, который мы пытались увидеть в небе ночном, были полёты всяких животных, объявленных и не объявленных, Белок-Стрелок всяких. А тут – сразу, неожиданно для нас – человек. У нас в это время в Полетаевской школе шли занятия. А репродуктор мощный был от школы недалеко, у здания администрации совхоза. Дежурный забегает с перекошенным лицом, кричит так, что будто Третья мировая война атомная началась: «Гагарин прилетел!!!» Кто такой Гагарин? Куда он прилетел, и зачем? Через минуту разобрались. Действительно, он уже прилетел, и это объявили. Мы выбежали на площадь, кричали, прыгали, радовались, как ненормальные. Да и было чему радоваться: в космосе наш, советский!!! День был тёплый, солнечный. Занятия, конечно, отменили. Да они и не могли уже продолжаться. До сих пор не только вспоминаю этот восторг, но и чувствую его. Примерно то же я испытал, когда узнал о высадке на Луну астронавтов американских. Что-то было невообразимое в жизни Земли. Пусть хоть и американцы, но ведь сделали это люди!

Пасхальная строгая неделя поста начинается со «Входа Господня в Иерусалим» - «Вербного воскресенья», а дальше приближается сама «Пасха», то есть «Светлое Христово Воскресение».

«Пасха» (для краткости) в России, как известно, Великий праздник. С «Пасхой» связаны и другие Великие праздники, такие же перебегающие по календарю. Это и «Вознесение», через сорок дней после Пасхи, то есть – Воскресения Христа, это «Троица», через пятьдесят дней после «Пасхи» (Пятидесятница), и «День Святого Духа» – на  следующий день после «Троицы». Да и назад от «Пасхи» – «Вход Господень в Иерусалим», начало Великого поста, «Масленица».

Многие писали об этом празднике. Да вы, вероятно, и сами читали. Вот, например, впечатления об этом празднике известного революционера-анархиста князя П.А.Кропоткина (Записки революционера. – М.: изд. «Правда», 1990).

«Пасха – наиболее чтимый и наиболее весёлый праздник в России, праздник весны. Тают громадные сугробы, лежащие всю зиму, и бурные ручьи бегут по улицам. Весна приходит не как тать, крадучись, незаметно, но открыто. Каждый день замечается перемена как в снежных сугробах, так и в наливающихся почках. Ночные морозы лишь слегка замедляют оттепель. В моё время страстная неделя встречалась в Москве необыкновенно торжественно. Толпы народа ходили в церкви, особенно в четверг, послушать те трогательные места Евангелия, в которых говорится о страданиях Христа. На страстной не ели даже рыбы, а наиболее благочестивые вовсе не касались еды в страстную пятницу. Тем более разителен был переход к пасхе.
В субботу все отправлялись ко всенощной. Начало её, как известно, очень печально. Но в полночь возвещается о воскресении Христовом. Все церкви разом освещаются. С сотен колоколен раздаётся радостный трезвон колоколов. Начинается всеобщее веселье… Церкви, залитые светом, пестреют нарядными туалетами дам. Даже самая бедная женщина постарается на пасху надеть обновку, и если она шьёт себе новое платье только раз в год, то сошьёт его, конечно, к этому дню.
Как и тогда, так и теперь, пасха является также временем крайней невоздержанности в пище. В богатых домах готовятся к этому времени самые вычурные пасхи и куличи, и, как бы беден кто ни был, он должен иметь хотя бы одну пасху и маленький кулич и хотя бы одно красное яйцо, чтобы освятить их в церкви и разговеться.
Большинство начинало есть ночью, после заутрени, непосредственно после того, как освящённые куличи приносились из церкви. В богатых же барских домах разговенье откладывалось до воскресенья. К утру накрывался громадный стол и устанавливался всякого рода яствами, и, когда господа выходили в столовую, вся многочисленная дворня вплоть до последней судомойки приходила христосоваться.
Всю пасхальную неделю в зале стоял накрытый стол, и гости приглашались закусить…».

«Пасха» всегда праздновалась, даже в советское время. На этот день и в предыдущий практически регулярно устраивались коммунистические субботники, разве что кроме советских великих праздников 1 и 2 Мая, если «Пасха» попадала на них. «Пасха» «Пасхой», а коммунистическое дело – коммунистическим делом. Но что примечательно, чудеса тоже регулярно свершались в предпасхальные дни. Живём-живём весь год, не веря в чудеса, а тут, вдруг, во всех пекарнях тесто заквашивается само по себе особо, появляются чудесным образом цилиндрические формы, и полки магазинов заполняются хлебами сдобными, которые называют не куличом, нет, а кексом «Весенним». После этого жди такого кекса только к следующей «Пасхе», через год.

Раньше, в Светлую неделю, между «Пасхой» и «Антипасхой» - Красной Горкой, священники ездили по деревням своего прихода, ходили по домам с молитвами и кроплением святой водой. Вспоминается один такой приезд в наш дом. На столе кулич, горка яиц, в том числе и не варёных, не крашеных, творог. Всю эту снедь пришедшая в дом на минуту свита из церкви забрала с собой. Ездили они для этой цели на телеге. И в каждом доме получали всё примерно такое же и в том же количестве. Скажите, пожалуйста, дядя в сутане, зачем вам тридцать куличей из нашей только деревни? А ведь было известно зачем. Известно, что они потом свиней своих кормили этими куличами. Скажете, а куда же их девать, такую пропасть? Отвечу, не надо брать! Словом, правильно делал мой прадед, Василий Иванович, что не пускал в дом попов с их молитвами. Чтобы через них не грешить ещё больше.

Запреты были не только на церковные праздники, вообще на церковь, вероятно потому, что она была отделена от государства. Детей люди крестили. Не все, но многие. И тайком, потому что об этом сообщали по месту работы, возникали какие-то не очень приятные последствия. Регистрировались для крещения в журнале церковном под чужой фамилией. Так что, если захочется покопаться в архивах церковных того времени, то о крещении того или иного человека в то время ничего не найдётся.

Во все времена – всякому своё. Кому – «Христос воскресе!», кому – «Воистину воскресе!», а кому – то и другое. Каждый что-то для себя одно и выбирает.

«Пасха» детства – это Весна. В доме нашем строго постов не соблюдали, но праздники церковные, великие и малые, почитали. Особенно, если праздник был престольным. В каждой деревне свои престольные праздники были, хоть и не было церкви. Вероятно, при переселениях из сёл так и перевозили свой престольный праздник. В нашей деревне, например, престольным был «Покров Пресвятой Богородицы» (14 октября), а в Масловке – Казанская (21 июля, 4 ноября) или «Празднование иконы Казанской Божией Матери».

К «Пасхе» пекли куличи с украшениями по верху, румяные, сдобные, пышные. Делали пасху из творога сладкую, иногда – с изюмом, когда он был. Красили яйца луковой шелухой. Каждому из нас, детям, раздавали по десять-пятнадцать яиц. С частью из них мы выбегали на улицу в ребячью компанию на игры. Били носиками яиц друг у друга, чьё расколется, тот и проиграл яйцо, которое только и годилось теперь, что на съедение. Катали яйца с наклонной доски. Чьё будет зацеплено другим, тот и расстаётся со своим. Проиграешь, бежишь домой за следующей партией. За это, естественно, не ругали, потому что и были даны на игры.

С освящением куличей, яиц и пасхи было сложно. Церковь далеко была, в Рудовке (Калиновке), что за Полетаевым. А это километров восемь по грунтовой дороге, с учётом того, что по весне, чаще всего апрельской, дороги были ещё не совсем в состоянии своего прямого назначения. Но наши деревенские бабушки ходили на пасхальную службу, иногда с ночёвкой в известных им домах. Мы с мамой один раз так в эту церковь ходили, с ночёвкой на печи, да ещё между перинами. Но это было не на «Пасху», а на следующее воскресенье, на Красную Горку (на «Антипасху»).

Старшие в нашем доме куличи освящать не ходили, во всяком случае такого не помню и не знаю. А когда подрос брат мой, Миша, то стали его снаряжать на это мероприятие, на велосипеде. Мы в это время учились в Полетаевской школе и стояли на квартире. Дело понятное, «пионер – всем ребятам пример», комсомолец – тем более, да и до коммунизма было совсем не далеко, стоило только нос за угол высунуть. Религия, само собой, опиум для народа. В связи с этим, исключительно в воспитательных целях, на дорогах выставляли кордоны из учителей. Каково же было на следующий день, на уроке, выслушивать насмешки тех же учителей? С родителями они не говорили на эту тему, потому что родители и засылали «казачков». Приходилось «казачкам» самим получать уроки коммунистического воспитания. Вполне возможно, что с Мишей это и случилось один раз. Но всего один раз. Потому что в другие разы он приезжал с куличём в Полетаево, останавливался на той квартире, которую нам родители снимали, пережидал определённое время, а потом возвращался домой. И очень долго никто ни о чём не подозревал.

Разговлялись на «Пасху рано», часов в шесть утра. На столе кулич освященный (или не очень, если освящать Миша возил), яйца крашеные, горкой, творог сладкий, пироги-пышки, а то и блины ещё, сметана, молоко пресное и кислое. Но мясного с утра, насколько помню, не было. Первый кусок от кулича дедушка относил во двор и раздавал его всей четвероногой живности. После этого садились за стол и мы.

 Тут же, рядом с «Пасхой», проходит череда государственных праздников: 1 мая – «День международной солидарности трудящихся», и 9 мая – «День Победы».

«День Победы» воспринимается как действительно Великий праздник. Победа, доставшаяся невосполнимыми и неисчислимыми потерями. Ни одного дома, пожалуй, не было в деревне, который бы кровью не затронула эта война. В нашем, например, погиб мой дедушка Серёжа (в середине февраля 1945 г.), дядя Миша, брат отца, ещё в семнадцатилетнем возрасте трагически погиб на разгрузке вагонов, погиб брат дедушки Серёжи, Григорий (за день до Нового года1943 г.), отец воевал в Финляндии и потом дошёл до Берлина, был ранен.
 
Менее понятен «День международной солидарности», 1 Мая. Но к тому и другому праздникам на работах и в учреждениях готовились стенные газеты примерно одинакового содержания из года в год. Как-то к юбилею Дня солидарности Марина готовила стенную газету (к 100-летию 1 Мая). Она в школе работала недалеко от метро «Серпуховская». Я постарался тоже внести свою посильную лепту, оду хвалебную, но она, к сожалению, не прошла.  Солидарности мало. Звучала совсем не по партийному.

       Эх, май-маёвочка! Красная рубашка!
       Не дождёшься нынче рано ты, меня, милашка:
       Налетели казаки -
       Где – рубаха, где – портки…
       Прячусь, сидя в камышах…
       Не горюй, моя душа!

 Эти праздники вспоминаются здесь, в Москве. Парады, демонстрации, шествия разноцветными колоннами на Красную площадь. Мы жили на Пятницкой с маленькими детьми, выходили смотреть, как мимо нас двигались колонны со стороны Автозаводской – бесконечные пёстрые ленты. Играет музыка через магнитофон, баянисты подбадривают своих в колонне. А их у Пятницкой уже и подбадривать не надо. С собой в сумках и коробках горячительное, закуски. Всё это и приготовлено на путь до Красной площади, потому что потом флаги и транспаранты грузятся в машины, а сами демонстранты – домой. Да и правильно это. Такие же демонстрации бывали и в «День Великой Октябрьской социалистической революции», 7 ноября. Здесь уже бывали и холодные дни, со снегом, а то и вперемешку – снег с дождём. А идти-то, бывает, по нескольку часов для пяти минут хода по Красной площади. Мы, например, когда я работал в институте, обязательным порядком под расписку ходили на подобные демонстрации, строгими пятёрками с правофланговым. Так вот, начало нашего движения – от метро «Улица 1905 года», от издательства «Московская правда». Сбор назначался в восемь утра, а Красную площадь наши колонны должны были проходить в  одиннадцать с четвертью утра. Причём всё это происходило весьма неравномерно. До Красной площади медленно, с постепенным промерзанием, а по площади бегом, не останавливаясь. Так потом бегом, не останавливаясь – до дома. Вот и брали с собой плоские фляжечки коньяку с небольшой закуской.

Сейчас отменили День Революции. Чем-то он не подошёл. За то, что после большевики и коммунисты, партия у власти, практически нищей сделали страну, уничтожили миллионы людей. Всё это так, но сама Революция в то время была весьма прогрессивным историческим действием. Правда, близко к ней сделали праздник, «День народного единства», 4 ноября. О нём и говорить-то нечего. Вспоминается только потому, что, вдруг, на работу не надо идти. Надеюсь, история ещё не закончилась на современной демократии. Снова будет и Революция 7 ноября.

А обратный путь с демонстраций техника боевая проходила мимо нас по Ордынке улице. Тут уж всего насмотришься, рядом. Дышать нечем, а интересно!

Не обходилось и без соответствующих советскому строю моментов. Вдруг колонну, ещё при движении к Красной площади, со стороны правофланговых начинает обходить какой-то Какойтович либо наш, местный руководитель колонны. В ладошке у него неузнаваемая фотография человека. Предупреждает: «Такого-то в ряды наши сплочённые не пускать, возможна диверсия». Судя по изображению диверсанта, демонстранта правофлангового и надо было брать, а то и любого из нас, уж больно мы похожи на того диверсанта или диверсантку.

После Пасхи праздник «Вознесения Христа», а через десять дней после него большой летний праздник – «День Святой Троицы» (Пятидесятница), а за ней – «День Святого Духа». Троица всегда в воскресенье, как и «Пасха», на пятидесятый день от неё, а «Вознесение» всегда в четверг.

Праздник «Святого Духа» установлен в память сошествия Святого Духа на апостолов. Апостолы поджидали Святого Духа вместе с Божьей Матерью в Иерусалиме, в Сионской горнице. Внезапно, при поднявшемся шуме, как от ветра, явились огненные языки, каждый из которых опустился на соответствующего апостола. И все они исполнились Святого Духа и начали говорить на разных языках, которые ранее им не были известны. Святой Дух, сойдя на апостолов, укрепил в них веру (пошатнувшуюся, вероятно, за эти пятьдесят дней), напомнил им всё, что они слышали от Иисуса Христа (а без этого они всё забыли бы). Вот только после этого апостолы и разбрелись по всему миру утверждать Церковь Христову.

На «Троицу» полы в домах застилались свежескошенной травой, так что дышать от её запахов было трудно. Стены украшались веточками деревьев.

А на улице песенку распевает Шурка Забанова (Кошелева):

       Троица, Троица,
       Всё травой покроется.
       Как экзамены сдадим –
       Сердце успокоится.

Она уже заканчивала школу.

«День Святого Духа» тем примечателен, что его называли ещё и поливушками, что и совершалось со всеми и непременно, без обид. В наше время эти поливушки имели только слабый отголосок. Поливались, но не активно. А бабушка рассказывала, что в деревне их в этот праздник богатые и помещики специально разъезжали по деревне, только несколько похуже одежду одевали, и мчались по ней туда и сюда под проливным потоком из ведер, что были в руках ребят и девок. Окатывали водой прямо из колодца. А барин в это время разбрасывал мелочь-монетки. Бывали случаи, что на такой праздник в гости в эту деревню приезжал другой помещик с супругой и детьми, то, чтобы не окатили и их водой, он откупался от весёлой компании уже более крупными деньгами. Но в этот день и урядник не поможет, и ему достанется, без всяких обид.

Летний праздник назывался «Петров день» (12 июля), но на самом деле это «День славных и всехвальных апостолов Петра и Павла». Про Павла здесь не забыли. А в народе – только Петров день. И пост тоже Петров. Это тот самый Пётр, апостол, ученик Христа, трижды отказавшийся от Него во время ареста.

«Но Я молился о тебе (Петре – С.Ч.), чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев своих.
Он отвечал Ему: Господи! С Тобою я готов и в темницу и на смерть идти.
Но Он сказал: говорю тебе, Пётр, не пропоёт петух сегодня, как ты трижды отречёшься, что знаешь Меня.» (Ев. от Луки. 22: 32-34).

 Трусоват был наш парнишка. Но по Воскресении Иисус простил Петра за его предательство после Петрова слёзного покаяния и снова сделал апостолом.

Потом Пётр исправился. После смерти и воскрешения Христа Пётр проповедовал евангельское учение у иудеев. Проповедовал в Иерусалиме, сидел за это в тюрьме, но был выведен из неё чудесным образом ангелами. Проповедовал в Самарии, Сирии, Понте, Вифинии, Асии и Египте. Подвиг свой закончил в Риме во времена императора Нерона. Пётр был распят по его же просьбе на кресте головой вниз. Считал себя недостойным умереть также, как Христос.

Павел более других апостолов потрудился во славу Церкви Христовой, перенёс страдания как от язычников, так и от иудеев. Павел основал церкви в Малой Азии, Греции и Риме. При императоре Нероне Павла убили мечом.

Но, всё-таки, Петров день. Потому, вероятно, что вставать в этот день надо было с петухами. С петухами и выходили косить траву. А потом её надо было просушить в один день, убрать в стожки, а уж потом перевезти к дому и собрать в стог.

21 июля у нас тройной праздник: «Казанской иконы Божией Матери», а также двойной день рождения: моих дедушки Серёжи и бабушки Маши Кудиновых. В 2006 году, им исполнилось по сто лет.

Дальше идут два «Спаса», Медовый – 14 августа, и «Преображение» – Яблочный Спас (19 августа). Названия Медовый и Яблочный – условные. 14 августа празднуется «Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня», а 19 августа – «Преображение Христа» перед своими тремя учениками на горе Фавор, то есть явление перед ними в божественном виде, но ещё перед Его распятием и последующем воскресением из мёртвых. А мёд и яблоки – это продукты отдельные, никак сюда не прицепляемые.

«Успение Пресвятой Богородицы» - в конце августа. Добавлю, что слово успение имеет и второе значение, которое в деревнях обозначалось как успение в уборке хлебов с полей.

Не всё голова, что круглое, но в «День усекновения Главы Иоанна Крестителя» (11 сентября) не рекомендовалось есть круглые фрукты и овощи.

Недалеко от праздника усекновения Главы Иоанна находится Великий праздник «Рождества Пресвятой Богородицы» (21 сентября), а затем, 27 сентября, праздник «Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня». Тут уж Воздвижение часто называлось «Сдвижением» – всё с полей сдвинулось. Ну, может быть и не всё, но всё самое основное.

А что же такое Воздвижение? Примерно через семьдесят лет после распятия Христа император Адриан велел засыпать землёй гору Голгофу и Гроб Господень, а на этом месте установить капище языческих богов. Римский император Константин решил отыскать это место и найти Крест, на котором был распят Христос. Для этого и направил он в те земли свою мать Елену. Нашли это место, разрушили капище и откопали Гроб Господень и три креста. Вот те раз? А какой же из них Тот Самый? Вопрос здесь разрешился просто. Даже и задумываться не надо было. Стали мертвеца прикладывать поочерёдно к найденным крестам. На одном из них мертвец и ожил. Тот и есть! Произошло это в 326 году.

В 910 году на Константинополь напали сирацины и грозили ему полным разрушением. В это время правил в Константинополе Лев Премудрый. Помощи ждать было неоткуда, поэтому воины и жители города собрались в храм, в котором хранилась риза Богоматери и Её головной покров. Вдруг, святой Андрей, Христа ради юродивый, и его ученик Епифаний увидели под самыми сводами храма идущую по воздуху Богоматерь, сияющую как солнце, в окружении ангелов и святых. Преклонив колена, Богородица со слезами молилась о спасении города. Потом, подойдя к престолу, сняла со Своей главы покрывало и простёрла его над молящимися. На следующий день неприятель был рассеян без кровопролития. Празднуется праздник «Покрова Пресвятой Богородицы» 14 октября.

К Покрову привозили к нам в деревню, в Красный Куст, из Волгограда и Астрахани арбузы на машинах. Шёл обмен: арбуз на ведро картошки. В разное время набирали по пять-десять штук. Хранились арбузы до Покрова под кроватью. У нас арбузы росли небольшими. Но всегда выращивал их односельчанин, наш сват. Часть арбузиков он опускал в колодец, чтобы не портились. Долго свежими сохранялись. А часть солил. Замечательная закуска! Ну, в то время для меня закуской это не было, мал был, а вот как еда вкусная – пожалуйста, хоть и сейчас, без сорокаградусной.

А заканчивается календарный год Великим праздником «Введения во храм Пресвятой Богородицы». Когда Её вводили во храм, Богородицей Она ещё не была, да и не знала ещё об этом до Своих четырнадцати лет, до «Благовещения». А во храм Она вошла в четыре года.

Пропущено, конечно, много. Не назвал я ни весеннего, ни осеннего Николу, не назвал Михайлова и Сергиева дня, Ильи пророка, Дня Конституции. Кому-то и эти дни памятны, и более великие, чем названные выше. Это и хорошо, праздников и должно быть много, общих и частных, для жизни и воспоминаний.


Рецензии