Церковные баюшки. Вступление. Как я попала в храм

         
По Божией милости мне пришлось в течение 7 лет (2003 – 2010 гг.) работать в церкви.  Хочу здесь представить небольшие зарисовки из жизни храма.  К сожалению, по своей нерадивости дневники я вела нерегулярно и лениво, так что «записок» собралось  –  всего ничего.
 
Заранее хочу предупредить читателей, кому не приятна данная тематика, во избежание всяких недоумений и раздражений просто не читать эти «записки».  Такой вот добрый совет.  Поскольку дискутировать на темы веры я не буду.  Кто-то приходит к Богу раньше, кто-то позже, даже на закате своей жизни, а кто-то не приходит вообще…  Ну, что ж, и в том, возможно, есть Божий промысел.

                х    х    х

Храм, в котором я трудилась, находится в Белоруссии, (ныне Беларусь) в г. Могилеве. (Он на фотографии).  Этот кафедральный Трехсвятительский собор, названный в честь святых  –  Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова  -  главный храм города.  Поэтому в православные праздники является основным объектом паломничества прихожан.

Работа в храме  –  великая школа духовной жизни.  Здесь каждый шаг, как на рентгене, всего тебя просвечивает.  Каждый поступок твой, каждое слово выносится на суд Божий и человеческий.  И всякий миг ты сам весь предстоишь пред очами Божьими и всеми святыми Его.  И страшно…  Страшно!

                х    х    х

Я представляю, что попала работать под своды этого храма вот как.  Смотрел Господь, смотрел на мою бестолковую, глупую и непутевую жизнь…  Долго, что называется, смотрел…   Затем вздохнул… да и взял меня под Свое Крыло.

В мирском же понимании случилось вот что.  На одной из воскресных богослужений настоятель бросил клич с амвона, что требуются на работу две церковницы.  И по совету подруги, а я как раз тогда подработку искала, я явилась пред лицом настоятеля.  На собеседовании он задал мне два вопроса.  Первый: «хожу ли я в храм?»  -  «Только по большим праздникам, в основном освящать яйца на Пасху, и за Крещенской водой»  -  последовал мой честный ответ.  И второй вопрос: «как часто я причащаюсь Святых Христовых Тайн?»  -  «Ну, бывает… один раз в год… наверное»  -  дальше я замялась и потупилась.  Настоятель глубоко вздохнул и сказал: «Всё ясно».  И взял меня на месяц с испытательным сроком. Таким образом, я задержалась на 7 лет.

                х    х    х

Кем меня только по первости отдельные личности в храме не называли: и «штучкой», и «козой», и «цаплей», и «нахалюгой», и «цыганской мордой», и «нечистиком…», и даже желали, чтобы я «пристыла» и «околела…»  И хочешь-не хочешь, приходилось смиряться, -  люди бывают разные, и болящие в том числе.  Всех, к кому меня просили относиться осторожно, с кем советовали не вязаться и не цепляться, я по воле судьбы и вязалась и цеплялась.  Как будто моя жизнь была слишком скучной, словно в ней было мало проблем. 
Один старенький батюшка, впоследствии ставший моим духовником, учил меня в первые дни работы в храме, чтобы я ни с кем не спорила, кто мне будет делать замечания, а отвечала: «Исправлюсь…  Исправлюсь…»  Я кивала головой, соглашаясь с ним.  Но, думаете, я последовала его советам?.. 

                х    х    х

Тем, кто решительно требует непогрешимости и святости от рядовых работников храма, необходимо подумать о том, что они  –  не монахи, а обычные люди, которые пришли из мира, чтобы служить Господу и ближним, и у них те же слабости, те же грехи, что и у всех.  И здесь, под сводами храма, они пытаются, как могут, стать лучше, чище, добрее.  Но это процесс длительный, он требует немалых душевных усилий и затрат.  Работа в храме  –  это прежде всего работа с людьми, и она ничем не легче, чем в миру, а в чем-то даже тяжелее...

Сейчас, оглядываясь на годы работы в соборе, я благодарна Господу за Его великую милость, что это было со мной.  Я вспоминаю эти 7 лет, как самые счастливые и светлые годы моей жизни, хотя тогда я много роптала на тяготы церковного труда.  Но тогда я это понимала слабо, теперь же вижу "яснее, как сквозь чистое стекло".  Ибо, как известно, большое видится на расстоянии.

                х    х    х

И в заключение хочу привести слова из письма архимандрита Иоанна Крестьянкина – старца Псково-Печерского монастыря: «Не всем бегать по церкви с тряпкой половой, не всем становиться служителями алтаря, но по зову Божию и любви к подвигу, ибо это служение  –  мученическое».
Пусть не в суд и не во осуждение будут эти «записки», а на пользу души моей и во благо ближним. 


Первые 11 выпусков "записок" - в сборнике "Церковные баюшки".
http://www.proza.ru/2012/02/17/160

               


Рецензии
Здравствуйте, Хеккуба.
С интересом и пониманием прочла вступление.
Честно, не ожидала, что так душевно и искренне напишите, смотря на вашу аватарку.
Очень рада.
Всего доброго,

Алла Гиркая   07.02.2022 15:43     Заявить о нарушении
/=/=/=/=/=/=/=/=/=/=

Здравствуйте, Алла!
Аватаркам доверять я не стоит, в них души не разглядишь.)

Сердечно благодарю за отклик!
С наилучшими пожеланиями

Хеккуба Крафт   11.02.2022 16:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 42 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.