Жизнь Юрия Феличкина 18

Жизнь Юрия Феличкина 18.
   Со второй женой Тамарой какое-то время мы жили в ладу, нас как бы связывала  любовь к искусству.Я перевел на французский язык несколько  стихотворений Лермонтова и Тютчева, а Тамара сочиняли к ним музыку.С этими романсами она выступала в кабаре « Казанова».
    Серьезной брешью в наших отношениях был  мой отъезд в Испанию.Там шла гражданская  война Франция и Англия придерживались  политики «невмешательства», в то же  время нацистская Германия и фашистская Италия посылали туда на помощь генералу Франко и войска, и вооружение.Из Франции же могли идти по решению правительства только гуманитарные грузы-продукты, медикаменты.
  Положение  Мадрида и законной власти с каждым месяцем ухудшалось.Наш профсоюз отправил в Испанию три машины с медикаментами. Добровольцем вести одну из машин вызывался и я. Мы доставили груз в Барселону. Мне, как имеющему патент младшего лейтенанта после окончания Сен-Сир, поручили формировать маршевую роту для батальона «Домбровский».Но 14 сентября итальянские самолеты «Капрони» разбомбили город и стоявшие в порту пароходы. В гостиницу, где я ночевал, попала крупная бомба. Откопали меня из-под развалин с тяжелой   контузией. Месяц я лежал в госпитале. Думал, что дебилом останусь на всю жизнь. Выкарабкался, выжил, Вернулся во Францию и снова в таксисты. Получить права таксиста было очень не просто.Надо было знать наизусть 8 тысяч  улиц  Парижа и очень строг был экзамен по вождению. Принимали его старые парижские извозчики-усачи.Во дворе  префектуры полиции были расставлены бутылки, если сбил хоть одну- приходи  через неделю и так до…бесконечности.
   Положение русской эмиграции было тяжелым. Русские дипломы  врачей, ветеринаров не признавались во Франции. Все они должны были переучиваться во французском  ВУЗе или работать при  враче-французе. Так ординарный профессор Петербургского университета работал «подсобным  рабочим» у француза, нередко ЗА НЕГО  делая самые  сложные операции.
   За малейшую провинность без суда и следствия иностранца высылали. Мне с этими «порядками» пришлось столкнуться, когда я собирался  поехать от профсоюзов  в Испанию. Без всяких оснований по причине «ведомой только полиции», значительную группу русских держали под арестом неделю.. Во Францию  прибывала  английская королевская чета и в целях «профилактики» нас и посадили под замок.Все « участники» этого мероприятия потом называли себя  «гостями английского короля».
   Приведу один пример, похожий на анекдот, с высылкой неугодных  иностранцев.Об этом писали французские газеты. Если нежелательного иностранца высылали то куда? В соседнюю страну: Бельгия, Германия, Швейцария. Как правило, из этих стран их тоже высылали. Куда? Откуда прибыл.. Один такой высланный устроился так: голова его «лежала» на  французской территории, а ноги -в Бельгии…
   Однажды в субботу я возил одну мадам по магазинам. Привез я ее к дому- шикарный особняк на Елисейских полях.Дамочка расплачивается со мной и говорит: «А глаза у вас.. русские..»Разговорились.Родом она оказалась тоже из Одессы, девичья фамилия Опочкина. Отец ее врач.Стали вспоминать Одессу.Выяснилось, что мы играли в «одной песочнице»-лепили из песка «пирожки».
-Приходи к нам. Я познакомлю тебя с мужем.Он кинопродюсер.Сам не снимает, но финансирует картины. Не сидеть же тебе вечно за баранкой, Что-нибудь придумаем…
  Конечно, я воспользовался приглашением. Пришел. Шик. Блеск.Лакеи.Дворецкий во фраке…Через неделю я уже работал на киностудии Браунбергер-Ришебе.. Изнанка любой  киностудии хорошо показало Ильфом и Петровым в «Золотом теленке».Сначала я был ассистентом, то есть ничего не делал. Потом стал помощником режиссера  у Саши Гитри, известного актера и режиссера, а через год уже сам поставил фильм по «Египетским ночам» Пушкина, но…с хёппи энд-со счастливым концом.
   1939 год. Гитлер напал на Польшу. Началась вторая  мировая  война. В «профилактических целях» меня как иностранца к тому же члена Коммунистической партии Франции жандармы взяли прямо с постели. В наручниках препроводили в тюрьму.Называлась она «Санте»-«Здоровье».Как ни странно, но заключенным  выдали противогазы и учили нас, что делать в случае химической атаки. На 46 день пребывания в «Санте» группу заключенных, в том  числе и меня, перевезли в лагерь Ле-Верне у подножья Пиренеев. Кормили в лагере отвратительно.Вообще лагерь делился, если так можно выразиться, на три категории.: «А»-иностранцы, замешанные в каких-то махинациях, «Б»-иностранцы ,у которых документы не в порядке,»В»-бойцы испанских интербригад,немцы- антифашисты,иностранцы- коммунисты.Порядки для «В» были самыми строгими, так я был бит хлыстом, а за пустяковое нарушение получил неделю карцера на хлебе и воде, но были и  интересные знакомства. В лагере со мной«сидели» Фридрих Эберт- будущий обер-бургомистр  Берлина и Фридрих Рау- министр тяжелой промышленности ГДР.
   В мае 1940 года немецкие войска через Голландию и Бельгию вошли во Францию и двинулись к Парижу…18 мая  я получил «бумажку» от коменданта лагеря и с этой бумажкой должен был направиться в Виши и стать там на учет. Виши вскоре стало «столицей» не оккупированной Франции..
  В июне 1940 года  Франция подписала перемирие, сложила оружие, Париж был объявлен «открытым городом.»


Рецензии