Ален Рене В прошлом году в Мариенбаде

Анализ драматургии фильма
Алена Рене «В прошлом году в Мариенбаде».

    В этом фильме полностью нарушены все признаки реального физического мира с пространственно-временными маркировками. Создатели (Ален Рене и Ален Роб-Грийе) намерено не дают логических связок между сценами, героями и диалогами, тем самым, отвлекая зрителя от ненужных умозаключений. 
   Фильм начинается с длинной сцены, в которой показаны бесконечные коридоры и богатое убранство аристократического особняка. Собственно в нем и происходит действие. Демонстрация интерьера сопровождается монотонным описанием, повторяющимся все снова и снова. Камера подъезжает к людям, и зритель видит неподвижных манекенов или восковые фигуры. Идёт монолог мужчины и женщины, который раскрывает суть последующей истории главных героев. Персонажи неожиданно оживают, и зритель видит, что перед ним театральное представление. Дальше разворачивается сцена в банкетном зале, где актеры то замирают, как манекены,  то продолжают двигаться. Мужчины, на которых неожиданно фокусируется камера, разговаривают друг с другом на типичные темы «погода» и «какая красивая женщина», при этом  не слушают друг друга. В фильме даже есть кадр: вид из окна на сад и группа неподвижных людей, которые отбрасывают искусственно нарисованную тень, хотя день явно не солнечный, т.к. кусты и колонны  тени не дают.
    «Эти шёпоты, эти стены, молчание, в которые вы меня замыкаете», «мы как два гроба под землей сада» - говорит муж героини. Создаётся впечатление, что этот богатый роскошный особняк – усыпальница, а сад, о котором идет речь – кладбище. Считается, что здания хранят в своих стенах историю и могут поведать о случившемся когда-то. В фильме особняк олицетворяется. Когда в первой сцене произносится монолог, дом как будто овладевает вниманием зрителя и диктора. Речь повторяется все снова и снова, гипнотизируя  своей монотонностью. Герой встречает героиню и рассказывает ей о гостиной комнате, о рельефах на потолке. Он предлагает показать весь дом, «неужели в этой гостинице столько секретов» - отвечает героиня и охотно соглашается.
     Секретов действительно много, зритель замечает ряд странностей уже за 15 минут просмотра. Камера как будто ездит из одной комнаты в другую и подслушивает разговор мертвых кукол: кто-то говорит о взяточничестве, кто-то о сломанном каблуке. Девушка рассказывает спутнику, что ей здесь не очень нравится, «но они сюда неизменно возвращаются». А из следующей комнаты  доносится случайная реплика «отсюда невозможно выбраться». Эта гостиница – хозяйка, она контролирует все, чтобы ни случилось. События из прошлого и настоящего смешиваются, потому что каждый год происходит одно и тоже, вплоть до мелочей. Даже два раза подряд прокручивается момент, когда мужчины  стреляют в тире – видимо и это повторяется ежегодно.
     По всей видимости, героиня разгадала эту цикличность и пытается прервать бесконечный круг. Поэтому она   делает вид, что не понимает, о чем говорит Мужчина. Он же постоянно напоминает ей о существовавшей связи между ними, когда они договорились встретиться в этой гостинице через год. Каждый раз, когда они встречаются и возобновляют свою связь – происходит трагедия. Ситуация повторяется, чтобы дать героям шанс изменить  что-то. Но муж героини – камень преткновения. Он мешает всем планам, убивая то её, то его. В фильме есть любопытная деталь – на протяжении всей истории персонажи играют в игру «НИМ» – нужно постараться не вытащить последнюю спичку или карту из определенного количества или проиграешь. Так и герои должны постараться сопоставить все события так, чтобы не остаться в проигрыше. Но муж героини, который эту игру и предложил, все время выигрывает. Может эта математическая игра, в которую можно играть до бесконечности, если не знать алгоритма действий, также является и признаком цикличности.
     Героиня не справляется и поддается под влиянием воспоминаний потоку чувств. Муж находится на спектакле, отрывки которого были показаны еще вначале, и актриса говорила: «История уже в прошлом, она застынет навсегда в мраморе этих стен». А в это время в назначенный час Он и Она встречаются в холле гостиницы и уходят вдвоем. Они растворяются в стенах этого особняка. Гостиница поглощает героев, и они навсегда останутся на том кладбище искусственных людей. Может в следующем году они встретятся вновь. 
    Из-за постоянных дежа вю, непривычных кадров, странных персонажей зритель в какой-то момент перестает следить за развитием фабулы. Мужчина преследует женщину, но она не решается на взаимность, боясь мужа и общества.  Уже не столь важно вспомнит она его или нет, неважно, где они встретились в Мариенбаде или Фредериксбаде, потому как Ален Рене дает вариативную трактовку сложившейся ситуации. На мой взгляд, игра в любовные отношения – всего лишь способ передать концептуальную задачу фильма. Эта история, наряду с картинами Бергмана, должна служить примером киномышления. Цель фильма – демонстрация кино как искусства, способного мыслить самостоятельно и независимо от восприятия зрителями.


Рецензии