Американский солдат Фассбиндер 1970

Анализ драматургии фильма «Американский солдат» (1970)
 Райнера Вернера Фассбиндера.


     Кровопролитная история 20го века повлекла за собой возникновение искусственной жизни в визуальных видах искусства. Кинематограф стал отдушиной для человека, на глазах у которого рушилось все, что им же и было создано. На смену мрачному нуару приходит  послевоенный период геройского кино, когда шпион не окружен горой трупов и бандитскими шарадами, но он спасает мир и, конечно же,  у него есть красивая подружка.
Первый фильм бондианы появился в 1962 году, последний на сегодняшний день – в 2008. Больше сорока лет цикл урбанистических легенд о современном Геракле популярен и собирает серьезные кассовые сборы. Человек устал от войны, от катаклизмов, поэтому он хочет видеть на экране героя с мускулами, в стильном костюме, с базукой в штабквартире. Тот идеал боевого товарища 40ых перенесен на экраны в новой трансформации. Это почти сверхчеловек, которому чужды привычные бытовые проблемы, но зато он ловко справляется с оружием, он бесстрашен и иногда кажется, что бессмертен. Одним из аспектов появления такого героя является неуверенность человека в завтрашнем дне. Как показала практика, простой человек не может рассчитывать ни на своих соратников, ни тем более на правительство. Единственный на кого можно положиться — фантастический боец со сверхспособностями, который всегда встает на защиту граждан от насилия (поэтому расцвет комиксов, где персонажи — бессмертные воины и пришелся на военное время).   
    Фассбиндер,  заядлый сторонник реализма, пошел обратным путем: он создал образ антигероя, которому зритель просто не в силах сопереживать.  Такого безжалостного убийцу никто не захочет копировать, а подростки не  будут цитировать его шутки и носить такие же костюмы. Райнер Вернер Фассбиндер привносит в мир поглощенный американской мечтой  порцию драматичного реализма. Он как будто одергивает зрителя за локоть, показывая фальшь вечно счастливых и улыбающихся загорелых звезд Голливуда.
Фильм начинается как классический нуар -  слабое освещение, падающие на лица тени, подпольная игра в карты. Персонажи настроены отнюдь не дружелюбно друг к другу, и эта пассивная агрессия только подчеркивает лейтмотив несвободы и вечного страха. Именно в такой обстановке зрителю первый раз дается образ главного героя. О нём говорят осторожно и с придыханием, боясь оскорбить, на случай если он узнает. Следующая сцена — американский солдат едет в автомобиле с проституткой, которая явно досаждает своим активным общением. Женщина здесь дана для контрастного восприятия солдата. Она — признак живого и человечного, со своим похотливым смешком и примитивным  заработком. Её способом существования движет желание выжить, свойственное для любого живого организма. Солдат же умер внутри, еще во время войны. В нем мертвы абсолютно все признаки человека как такого с понятиями о морали и нравственности. Из него воспитали машину для убийства. Война кончилась, а выработанный инстинкт  убивать - единственный мотив к жизни, если солдат задумывается о ней вообще. Солдат не случайно приезжает именно из США.  Он рушит все представления о счастливой и сытой Америке, он показывает каких жертв стоила американская мечта, к которой стремится Запад (девушка говорит «люблю американцев»).   В нем настолько  сильно желание убивать, что он не выдерживает нагловатую проститутку и в ярости выталкивает девушку из автомобиля и стреляет в воздух, так что пули пролетают рядом с ней.
     Сюжет развивается вокруг бывшего военного, переквалифицировавшегося в наёмного убийцу. Спецслужбы специально вызывают его в Германию и с нетерпением ждут появления. Полиция настолько погрязла в собственных  грехах и взаимовыгодных связях с мафией, что единственная возможность не подставить самих себя  - убить ключевые фигуры в преступном мире. Отмороженный вояка, для которого единственный интерес представляет стоимость работы подходит лучше всего для этого грязного дела.  Герой Карла Шейдта возвращается на родину — здесь его кроме работы ждут друг, семья, бывшая любовница. Друг (его роль исполнил сам Фассбиндер) — первый человек, которого встречает герой в родной стране. Из их диалога очевидно, что Шейдт заинтересован только в подпольной жизни города, выясняет  с кем нужно связаться, кто владеет информацией, но судьба друга его не волнует. Персонаж Фассбиндера прекрасно понимает что произошло с  Шейдтом, но он искренне его любит и поэтому помогает.
    Следующая встреча происходит с любовницей. Все действия Шейдта четкие и продуманные. Он спокойно платит за информацию, осматривает всех посетителей. Появление любовницы и её сообщение, о том, что она замужем и счастлива не  вызывает никаких чувств у солдата. Он просто молча уходит по своим делам, не испытывая ни любви, ни ненависти.
     Фассбиндер нарочно сталкивает солдата лицом к лицу с теми вещами, которые могут вернуть его к жизни и разбудить человечность. Но когда он приезжает в свой родной дом и видит там мать и брата, то разговаривает с ними холодно, как будто они не его родные. Он приходит туда скорее из-за привычки. Начинает казаться, что если бы ему хорошо заплатили, он мог бы застрелить и свою мать. Любовь для него сводится к бесстрастному механическому сексу с приставленной к нему женщине из спецслужб. Они даже собираются уехать вместе, но как только солдат узнает кто она, то убивает, также холодно и бесчувственно. Для него все в этом мире мертво, его сознание атрофировало  любовь, долг, сочувствие, оставив только животные инстинкты. Когда солдат производит выстрел в женщину – происходит пик действия. Если зритель еще надеялся на пробуждение человека в герое, то после этого убийства все надежды меркнут. Те, кто его нанял все четко спланировали и организовали ловушку, в которую вовлекли его мать. И на неё герой и отвлекся в решающий момент, когда друг его уже почти спас. Появление матери на вокзале стало роковым. Солдат мертв и, возможно, смерть для него - единственный выход.
    Фассбиндер работает в этом фильме над образом опустошенного человека, не сохранившего ни чувств, ни сознания. Тему фильма можно сформулировать риторическим вопросом «а есть ли герой?». Идея режиссера – обыграть почти сказочные представления об утопичном мире, который спасает от напасти спецагент в шляпе. Фассбиндер не дразнит зрителя красивой картинкой фальшивой жизни, а показывает мрачную её сторону с бесчувственными людьми, погрязшими в пороках. Ведь те ужасы и насилие, что происходят на улицах, создают эти же самые люди, а не какие-то мифические злодеи и гангстеры в масках, на которых так любят сваливать ответственность в голливудском кино.


Рецензии