Вопреки ценам рынка

Два месяца назад мы опубликовали статью «Где и почём нынче хлеб?». Приведённый в ней сравнительный анализ цен на повсеместно очень ходовой хлеб формовой 1 сорта  показал, что в нашем районе она самая низкая в области. Выпускает этот хлеб местное предприятие ОАО «Хлебокомбинат». Информация вызвала интерес и одобрение людей. Оно и понятно. По цене на хлеб во все времена среди населения давалась своя оценка уровню жизни и заботы о людях.
Тем неожиданнее было для редакции газеты и автора статьи его приглашение в прокуратуру района для беседы на тему о публикации, по мнению одной из сотрудниц прокуратуры, «не проверенной информации, дезориентирующей население и являющейся незаконной» и дачи по этому поводу объяснений. Претензия высказана, в частности, за выражение, применённое в тексте: «Создан продовольственный фонд зерна района». Внимание органа, контролирующего исполнение законодательства, к этой фразе привлекло, видимо, обращение предпринимателя  Г.В. Плешакова, после которого районная прокуратура направила главе Орловского района Ю.П. Лопатько требование представить копию нормативного правового акта о создании продовольственного фонда зерна. На него последовал ответ, что администрацией Орловского района нормативный правовой акт о создании продовольственного фонда зерна не принимался. Как говорится, вокруг корреспондента круг замкнулся и, по согласованию с прокуратурой района он даёт ответ через газету по поводу своей «дезориентирующей» информации.

СОМНИТЕЛЬНЫЙ ФОНД?
Автор статьи считает, что приведённый факт и сделанный им в статье вывод, за счёт чего достигнут в Орловском районе феноменальный в масштабах области пример производства и продажи самого дешёвого хлеба, никто не может опровергнуть. Сам факт лежит на прилавках магазинов, а сделанный вывод по этому поводу – это личное мнение корреспондента, которое ему разрешает иметь и высказывать закон «О средствах массовой информации». Причём  это мнение основано на многолетнем анализе  жизненной ситуации вокруг зерна и хлеба в районе и возникло отнюдь не на пустом месте…

ПОЛЕЗНО ОГЛЯНУТЬСЯ
Ещё  до времени возникновения понятия «продовольственный фонд зерна» и во время разрушительных в стране 90-х годов, породивших такое понятие, автору довелось работать председателем комитета народного контроля района и быть депутатом Ростовского областного Совета народных депутатов. Быть не только свидетелем невероятного раздрая и  шараханий власти вверху и на местах, на распутье, но и принимать личное участие в разработке законодательных решений во спасение порядка и жизнеобеспечения населения.
Кто сейчас вспомнит, что имел место страшный по последствиям момент прекращения фондовых поставок муки в район для хлебозавода, и к чему шло дело? Кто знает, что уже через две недели после назначения главой района Ю.П. Лопатько на свой страх и риск вынужденно подписал 3 ноября 1995 года постановление «О направлении сумм от начисленных Агропромбанком процентов по счетам районного бюджета на создание продовольственного фонда района»? В нём предписывалось указанные средства срочно использовать на закупку  муки и зерна в колхозах и совхозах района для выпечки хлеба и предусмотреть возврат выделенной суммы от урожая будущего года. Но этого было мало, начиналась жизнь в долг по всем статьям.
В условиях распада экономических связей, тотального дефицита и роста цен администрация района в конце 1995 года обратилась к руководителям колхозов и совхозов с просьбой создать совместный зерновой фонд, чтобы совсем  не остановить хлебозавод и постепенно рассчитываться за это зерно средствами от реализации его продукции. Опытные и мудрые люди, они откликнулись на просьбу районного руководства. Вот когда и почему – 16 лет назад – появились первые упоминания о необходимости создания названного автором статьи сегодня и ставшего нарицательным выражения «продовольственный фонд зерна района».

СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ - ДЕЛО РУК…
Со своей стороны, правление Орловской потребкооперации, которой тогда принадлежал хлебозавод, закупало  муку для производства хлеба тоже в долг у Двойнянского элеватора. Оборотных средств не хватало, и правление использовало выручку от реализации хлеба на неотложные нужды кооперации. Ком долгов нарастал, и наступил критический момент, когда его сумма стала соизмеримой со стоимостью самого хлебозавода, и элеватор мог забрать предприятие у кооперации в качестве компенсации. Дело дошло до суда. В той обстановке хлебозавод выжить в системе кооперации уже не мог, его нужно было спасать. Понимая это, глава района тогда сумел использовать возможности своих деловых контактов с банкирами и под свою гарантию оформил вексель, которым рассчитались за долги хлебозавода, в результате он стал муниципальным, с названием ОМУП «Хлебокомбинат».
Таким образом, история с продовольственным фондом началась в конце 1995 года, когда главой района стал и начинал работу Ю.П. Лопатько. Параллельно ему пришлось вникать и  в другую новую проблему – мало кто разбирался вообще, что делать с землёй и как работать с созданным районным фондом перераспределения земли. В то  время перемен и разрушений в районе не было желающих создавать какие-то фонды, в том числе как-то спасать хлебозавод. Было дозволено всё, вернее, подразумевалось – «Спасайся, кто как может».
Имела место практика погашения арендной платы зерном урожая. Колебания и поиски разных вариантов работы с продовольственным фондом шли несколько лет, приобретая и сторонников, и противников, и жалобщиков, разрабатывалось и менялось законодательство, вводились и отменялись нормативные акты.
К примеру, один из вариантов выглядел так: глава района принимает постановление от 13 апреля 2001 года «О формировании районного продовольственного фонда» с утверждением положения о формировании и его использовании. Казалось бы, точки над i расставлены. Ан нет. От жалоб и проверок по ним избавиться не удалось. Дошло до того, что изучению подвергалась не только документация по созданию и использованию зерна из продовольственного фонда, но и вся производственная деятельность хлебозавода. Никаких нарушений и злоупотреблений они не выявили. В 2003 году подошло время, когда в нормативных документах, регулирующих и регламентирующих продовольственный фонд, отпала необходимость, и принимается постановление главы района от 30 декабря 2003 года «О признании утратившего силу постановления главы Орловского района от 13 апреля 2001 года» как исполненного.
Районный фонд был переведён на хозрасчётные условия, и хлебокомбинат перешёл на заключение прямых договоров на  поставки зерна  товаропроизводителями.
Отработанный механизм продажи зерна хлебокомбинату прижился и продолжает работу до настоящего времени. В ходе работ по продаже  зерна в продовольственный фонд, когда он существовал,  были руководители, отказавшиеся по тем или иным причинам от участия в нём. Никаких мер воздействия к ним не принималось, и пользование ими  арендуемой землёй у района ничем не ограничивалось.
До сегодняшнего дня  никаких жалоб от продающих  зерно хлебокомбинату  на своих договорных условиях не поступало. При этом замечено, что все ранее поступившие жалобы по формированию районного продовольственного фонда зерна были от людей, никогда не принимавших в нём участие, в том числе и от Г.В. Плешакова.

СЛОВО ОТ ФАНТАСТИКИ
В вышеназванных постановлениях главы  нет формулировки выражения, применённого автором, то есть я лично от себя  назвал – «продовольственный фонд зерна района». Каким выражением можно иначе назвать ту форму работы со сдатчиками зерна и хлебокомбинатом, которая позволяет сельхозпроизводителям района, переработчику  хлебокомбинату и десяткам тысяч людей Орловского района вырабатывать и потреблять самый дешёвый, и, пожалуй, самый качественный  хлеб в области? Эта форма не имеет аналогов в Ростовской области, как не имеет и своего названия, разве что «Из области фантастики рыночных отношений!». И в чём здесь допущена дезориентация населения непроверенной информацией и её противозаконность? Применённое выражение автора ни в каком приближении не является нормативным правовым актом, обязывающим кого-то чему-то.

КТО И ПОЧЕМУ ПРОТИВ?
Есть в районе отдельные люди, принципиально возражающие против самого факта существования продовольственного фонда зерна как такового в любой форме. Так, после выхода в свет статьи «Где и почём нынче хлеб?» к автору обратился предприниматель Г.В. Плешаков с претензией, что для сравнения в анализе, приведённом в статье, необходимо было показать цену муки, по которой он, как хлебопёк, приобретает её. Геннадий Владимирович  считает публикацию предвзятой и несправедливой. После её выхода в свет от их семейного бизнеса поступило письмо к главе района, в котором содержится просьба рассмотреть вопрос о выделении ему из районного продовольственного фонда муки 1 сорта для выпечки хлеба формового 1 сорта, который будет реализовываться на территории Орловского района. Так, у предпринимателя всё праведное и неправедное  смешалось и завело его в нелепую ситуацию. Одной рукой он пишет в прокуратуру района  обращение, и та проверяет законность создания администрацией района продовольственного фонда зерна, а второй рукой, от семейного бизнеса, пишет просьбу к этой администрации выделить ему муку из того же фонда. Говоря же о справедливости, Г.В. Плешаков умалчивает, что хлебокомбинат полученную прибыль от переработки более дешёвого сырья направляет на снижение цены хлеба, а он как бизнесмен, думаю, положит её в свой карман. Ко всему, Геннадий Владимирович является фермером и выращивает зерно на своей земле. Так что, если говорить о затратах при выпечке им на семейной пекарне  хлеба, то они, полагаю, могут быть и ниже, чем на хлебокомбинате, а продаёт то дороже. И, коли поднимать вопрос о предвзятости и о справедливости, тогда и об этом надо сказать, а не умалчивать. Но это, к слову, кто что имеет, и кто что преследует в данном случае.
Такие противоречия не мешают Г.В. Плешакову говорить о них и предлагать своё. Он знает, что население  предпочитает покупать более дешёвый хлеб хлебокомбината, заставляя тем самым снижать цену и других хлебопёков, с которыми ему, в том числе, конкурировать непросто, что ОАО «Хлебокомбинат» выпускает хлеб с отличным качеством, известным на всю область.
На этом и всплывают истинные цели многолетней цепочки обращений и жалоб в суды и прокуратуру  по одному и тому же вопросу. Главные из них: в перспективе добиться продажи хлебокомбината в частные руки, а ближайшая – «прикрыть» так мешающий ценообразованию хлеба в районе «продовольственный фонд зерна», позвольте уж продолжать так называть автору данную форму отношений.
Предпринятая неуместная и безосновательная попытка «наезда» на районную газету – это очередное подтверждение желания добиться своей цели привлечением сюда внимания органа, контролирующего исполнение законов. Прокуратура района руководствуется обязанностью проверять все обращения граждан, новые они по содержанию или много раз уже проверенные. Этот факт и используется заинтересованными гражданами.

ЧТО БУДЕТ?
Судьба районного фонда перераспределения земли, ставшего базой, на которой было возможно регулирование цены хлеба, изначально предрешена.  В обозримом будущем он прекратит существование. Объёмы закупок зерна в  продовольственный фонд  доходили до 1600 тонн, а в текущем году они снизились до 415 тонн от 35 сдатчиков. Земельный фонд, как шагреневая кожа, ежегодно сокращается, поскольку арендаторы той земли используют право её выкупа в собственность, поэтому районный фонд перераспределения земли скоро исчерпает себя. При этом цена на хлеб возрастёт. Рост можно будет сделать плавным и реально сдерживать за счёт хлебокомбината, если он останется муниципальным. Если предприятие будет продано в частные руки, цены на 1 сорт хлеба моментально сравняются с соседними районами, где они выше до двух, а то и больше раз, чем у орловчан.
Как бы там ни было дальше, участники создания и существования продовольственного фонда зерна района за свою более чем десятилетнюю историю заслуживают от населения доброго слова за ощутимую бескорыстную помощь вопреки жёстким законам бизнеса.
Кстати, для завершения темы о достоверности распространяемой автором информации и дезориентации ею населения следует сообщить потребителям хлеба ещё один мало кому известный факт, что официальная отпускная цена хлеба формового 1 сорта, испечённого на ОАО «Хлебокомбинат», 8 руб. 50 коп. за одну булку (!). При этом поставлено условие, что реализовываться он будет развозящими и продающими предпринимателями в любых магазинах района не дороже 10 руб. Вопреки ценам рынка.

ВЛАДИСЛАВ КИОСЕВ
20 декабря 2011


Рецензии