Записки риелтора - Дела семейные

О том, как я помогала клиентам поменять двушку на Соколе на трешку в Царицыно, был рассказ " Кто ищет, тот всегда найдет".

Тогда я подружилась с семьей клиентки, познакомилась с ее родственниками.
- Маме бы теперь помочь, - с надеждой говорила Мария, получая документы на новую квартиру, - Как бы их с Димкой развести? Она уже замучилась с моим братцем.
- Пока не получится, - приходилось отвечать с сожалением, - Две квартиры из маленькой трешки выкроить сложно. Денег у них, конечно, нет.
- Да откуда?! - всплескивала руками Мария, - Мама на пенсии. Димка, после того как убили его босса, в депрессуху впал. Нигде не работает, лежит на диване, придумывает бизнес-планы один бредовее другого - разбогатеть мечтает. Я уж думаю, может ему машину купить с нашей доплаты? Работал бы на своей.
- Ты что, всю доплату хочешь брату отдать? - удивлялась я, - А Виктор что скажет?
- Не всю, конечно. На самую-самую дешевую машинку. Он профи. Пусть в порядок приведет и "бомбит". Заработает, на лучшую поменяет, - спокойно говорила Мария, - Виктор, конечно, бурчать будет. Но квартира нам от моей родни досталась. Поймет - он хороший.

Так они и сделали. Дали денег младшему брату Марии на машину. Он слез с дивана и пошел работать. В том, что он не просто хороший, а виртуозный водитель, мне самой довелось убедиться.
Их мама, милейшая женщина, Алевтина Даниловна, была очень рада за сына и очень благодарна дочери.
Помочь им с разменом я тогда не могла при всем желании - цены летели вверх, и на однушки в первую очередь. Оставалось ждать другой ситуации на рынке.

Такой момент настал года через два. Цены стали падать. Те, кто вкладывал деньги в недвижимость ради прибыли, стали от нее в спешном порядке избавляться, и на рынке образовался переизбыток однокомнатных квартир. Чтобы не уйти в минус, продавцы шли на хороший торг.

Поняв, что другого случая может и не быть, я набрала номер Марии:
- Привет, Маш! Как поживаете?
- Ой, привет! А мы тебя недавно вспоминали, - радостно закричала на другом конце города Мария, - Как здорово, что ты позвонила! У нас все замечательно. А ты как?
Поболтали о том, о сем. Вспомнили, как альтернативную квартиру искали. Для меня это был обыкновенный рабочий процесс, а людям запомнилось, как целое приключение.
- Как дела у Алевтины Даниловны с Дмитрием? - наконец спросила я главное, - Не передумали они разъезжаться?
- Да что ты! Только о том и мечтают! Димка машину, которую мы ему купить помогли, разбил. Хорошо, что сам выжил. Опять лежит на диване, переживает. Татьяна его бросила. Зачем ей мужик, которому жить негде. С мамой им не житье. Ей ни одна его пассия не нравится.
- Правда? - удивилась я, - Мне казалось, что Алевтина Даниловна добрейшей души человек. Как с ней можно не ужиться?
- Знаешь, она конечно, добрейшей души человек, но когда речь идет о любимом сыночке, превращается в классическую свекровь. Она-то и разбаловала Димку! Им обязательно надо разъезжаться, обязательно! Может, когда у него будет своя квартира, он себя настоящим мужиком почувствует. С Татьяной помирится, детей заведет, появится стимул зарабатывать, за дело возьмется.
- Маш, я прозондировала ситуацию на рынке. Сейчас им можно разъехаться. Но надо шевелиться, чтобы не упустить момент. Такое, чтобы трешки были более ликвиднее однушек, очень редко бывает. Поговори с мамой. Если надумаете, звоните.

Зная Дмитрия, я очень сомневалась, что для него найдется весомый стимул встать с дивана и пойти зарабатывать. Но это уже не мое дело.

Алевтина Даниловна позвонила через полчаса:
- Наташенька, а мы уж думали, что ты про нас забыла!
- Не забыла, Алевтина Даниловна, не забыла. Не было раньше подходящего момента. Помните, я Вам распечатки делала? Вот, все так и продолжалось. А сейчас, просто подарок с небес - есть такая возможность. Так что, работаем?
- Конечно, конечно! Завтра же к вам приедем. Говори, в какое время.
- Да в любое, как вам с Димой удобно.
- Ну, тогда прямо с утречка и встретимся, хорошо?
- Хорошо, Алевтина Даниловна! Рада буду Вас видеть.


Алевтина Даниловна пришла одна.
- А Дмитрий, что? Не смог? - спросила я после того, как мы уже обнялись, наговорили друг другу комплиментов и уселись за стол в переговорной.
- Да... у него зубы болят, - ответила пожилая женщина, отводя глаза.
- Не хочет?! - удивилась я своей догадке, - Ведь это в первую очередь ему надо. Понимаете, Алевтина Даниловна, мы не можем заключать договор только с Вами, Дмитрий точно такой же собственник, как Вы, хоть у него и меньшая доля в праве собственности.
- Нет, нет! Он не против разъезда! Он тоже подпишет договор. Дома.
- В чем дело? Скажите, пожалуйста, честно, - попросила я клиентку. Начинать работу с недоговоренностей совсем не хотелось.
- Да...он вчера звонил своему другу Борису. Тот тоже риэлтором работает, - виновато сказала Алевтина Даниловна, - Так вот он сказал Димочке, что если бы расселить нашу квартиру было возможно, он сам ее бы давно уже расселил.
- Ясно. А я все-таки попробую с Вашего позволения! - я не просто успокоилась, а почувствовала азарт, и повеселела, - Дима не хочет делать лишних телодвижений, раз друг не дал ему гарантий. Мол, творите что хотите, только меня не напрягайте. Если получится, подпишу. Так?
- Не осуждай его! - умоляющим тоном произнесла женщина и мне представилась отважная птица, раскинувшая крылья над птенцом, - Ему та-а-ак не везет в жизни! Ни с работой, ни с женщинами! Вот он и впал в депрессию. Если найдешь нам квартиры, это его взбодрит, вот увидишь! И Машенька так считает.
- Хорошо. Сейчас мы заключим договор, а завтра я приеду к Вам, чтобы его подписал Дмитрий. Сегодня не могу, у нас собрание.
- Наташа, можешь и завтра не приезжать! Ты же квартиру видела, у нас все по-старому. Давай рекламу. Когда приедешь на показ, тогда он и подпишет, не сомневайся!
- Можно и так, - я протянула клиентке бланки договора, - Прочитайте внимательно. Что непонятно спрашивайте, объясню.
- Ой, да не буду я читать, все равно ничего не пойму! Ты заполняй свои бумажки и говори, где подписи ставить. Мы же тебе верим!
Я заполнила бумаги, медленно прочитала их Алевтине Даниловне, останавливаясь в тех местах, где обычно возникают вопросы у клиентов, и объяснила, как правильно поставить подпись.
Распрощавшись с клиенткой, тут же села за компьютер и дала рекламу во все известные мне базы.

Трехкомнатная квартира Алевтины Даниловны была хоть и маленькая, хоть и в пятиэтажке, зато рядом с метро. Не удивительно, что в первый же день выхода рекламы, меня разбудил шквал звонков.
Вечером я уже ехала на показ.

Алевтина Даниловна ждала посетителей на площадке своего третьего этажа, гостеприимно распахнув двери в квартиру. У ее ног весело крутились три собачонки - знакомый мне скотч-терьер Винтик, лохматая французская болонка, и что-то несусветное, страшненькое, на кривых коротких лапках, с торчащими во все стороны ушками, хвостиком и разноцветными жесткими шерстинками.
- Это что за зоопарк? - удивилась я, - Решили, что Винтику одному скучно?
- Да соседка умерла, никто из наследников ее Варежку брать не захотел. Не выгонять же животинку на улицу?! - Алевтина Даниловна ласково погладила болонку. Та преданно посмотрела на нее черными пуговками глаз и завиляла хвостом. Винтик встал на задние лапки и ревниво прижался к ноге хозяйки передними, - Ну, а Чучелка на даче приблудилась. Или может, специально, кто подкинул, не знаю.
- И, правда - Чучелка! - засмеялись покупатели и вошли в квартиру. Винтик недовольно посмотрел на самозванку и, оттерев ее бочком, деловито побежал впереди всех.

Идеальный порядок в квартире у Алевтины Даниловны был всегда .
Ни один хваленый евроремонт не может сравниться с тем, что делают золотые руки русских мужиков. В те времена, когда Дмитрий не мечтал на диване о кисельных берегах у молочной реки, он сам привел их жилище в порядок.
Встроенные шкафы с подсветками, раздвижные перегородки и двери, тщательно наклеенные дорогие обои, утепленный балкон, оригинальная мозаика из простой кафельной плитки в санузле - все радовало глаз.
Сам Дмитрий, высокий красивый мужчина с аккуратной бородкой, зябко кутаясь в длинный шелковый халат, бесцветным голосом рассказывал, что куда подсоединено, что где включается, и что он еще планировал сделать, да вот не успел - меняться надумали.

Зашли на кухню - образец того, как замечательно можно организовать маленькое пространство. Меня радовало, что покупатели улыбались, удовлетворенно кивая головами. Квартира людям явно нравилась, первый показ обещал быть единственным
И тут Алевтина Даниловна отдернув штору, показала на ощерившуюся острыми щепками дыру в оконной раме:
- А это к нам месяц назад воры залезли, - пожаловалась она. И продолжила, не замечая, как я из-за спин покупателей делаю ей "страшные глаза" и знаки, - Тут рядом пожарная лестница проходит, вот с нее топором и дотянулись. Димочка всегда в хорошем костюме и при галстуке ходит, наверное, думали, богатый. А брать-то у нас и нечего, только окно зря изуродовали. И сын, как на грех, приболел - сразу починить не смог. Ну, а теперь и смысла нет, правда? Вы же все равно будете стеклопакеты ставить, да? Их сейчас все ставят.
Лица у покупателей вытянулись. Они что-то промямлили в ответ и поспешили удалиться.

Я осталась.
- Алевтина Даниловна, миленькая! Ну, что же Вы наделали?! Разве так можно? Люди подумали, что в Вашем дворе разбойники с топорами постоянно бегают.
- Ой, Наточка, извини! Я же хотела как лучше, по-честному! Без обмана, - чуть ли не до слез огорчилась хозяйка.
- Вас никто не заставляет обманывать, - сказала я, - Если бы люди сами заметили и спросили, ответили бы. А лучше все-таки починить раму, чтобы таких вопросов не возникало. Дима, сделаешь? - уже громче, в сторону комнаты, где стоял диван, почти крикнула я.
- А толку? - Дмитрий нехотя появился в дверях, - Думаете, правда, удастся за эту квартиру две купить? Борька говорит, это нереально.
- Пока реально. Но, разумеется, за счет смены района.
- Да мне по фигу, где жить!
- Значит, все у нас получится, - уверенно сказала я, - Для начала подпиши договор с фирмой, а потом отремонтируй окно. Не разъедетесь, так дуть не будет.
- Ладно, - недовольно проворчал мой клиент, поставил свою подпись и ушел назад, на любимый диван. Алевтина Даниловна тяжело вздохнула, глядя ему вслед.
К следующему показу Дмитрий заделал дыру в окне, и все прошло гладко. Покупатель, чиновник с Дальнего Востока, решил купить квартиру поступавшей в Московский университет дочери.
Аванс взяли на месяц.
За это время надо было найти две однокомнатных квартиры, проверить их чистоту и выйти на сделку.

Я искала квартиры, где только могла. Несмотря на кажущееся обилие, подходящих вариантов было не так уж много. И те на поверку оказывались совершенно неприемлемыми даже для моих непритязательных клиентов.
На просмотры мы ездили с Алевтиной Даниловной одни. Дмитрий лежал на диване и ждал, что из этого получится.
В один прекрасный день в одной незаметной газетенке я увидела короткое объявление :"Продаю однокомнатную квартиру. Адрес. Цена. Телефон ".
Цена нам подходила.
К тому же квартиры были расположены через одну остановку от дома Марии. Я позвонила по указанному телефону:
- Вас, какая квартира интересует, на втором или третьем этаже?" - спросили меня.
- А Вы что, две продаете? - удивилась я, - Тогда обе!
- Я серьезно спрашиваю, - сказал, как отрезал мужской голос.
- Так я серьезно и отвечаю, - не сдержала я улыбки, - Нам нужны две однушки. Подойдут, заберем обе. Оптом!
Договорились о просмотре.
Оказалось, что одна и та же семья продает две недавно полученные в наследство квартиры в соседних подъездах. Первая досталась жене от бабушки, вторая мужу от его родителей. Показывал квартиры их сын, уже седеющий худощавый мужчина с пропитым лицом и запахом застарелого перегара. Собственно, для его большой семьи и была подобрана взамен этих двух хрущевок просторная трешка в новом доме на соседней улице. Квартиры были в "бабушкином" состоянии, но на большее мы и не рассчитывали. Главное, что цепочка благополучно замыкалась. Надо было срочно вносить аванс.
Я позвонила Марии:
- Маш, мы нашли альтернативы. Это просто фантастика! То, что надо для твоих - и рядом и не вместе.
- Ой, как здорово! Наташ, ты - волшебница!
- Это просто везение. Кому повезло - мне, Дмитрию или Алевтине Даниловне, неизвестно, - охладила я восторг подруги, - Теперь вот какая проблема возникла. Димка ни одной квартиры не смотрел. Ни разу не шевельнулся. Маша, твой брат непредсказуем, я боюсь вносить авансы чужими деньгами.
- Поняла. Сколько надо?
- Попробую договориться на минимум. Но это все равно две-три тысячи баксов.
- Хорошо. Я дам деньги, - не задумываясь, ответила Мария, - Только между нами. Ни Димке, ни Виктору не говори! С мамой мы сами разберемся.
- Ладно! Говори, где и когда?

Забрав у Марии под расписку деньги, мы с Володей поехали вносить аванс.
Офис представителя продавцов находился на первом этаже жилого здания, в переведенной в нежилой фонд четырехкомнатной квартире. Три комнаты занимал нотариус, одну - крохотное АН, состоящее из директора и его помощницы. Было видно невооруженным глазом, что вся компания, работающая в бывшей квартире - родственники.
Мы оценили задумку - не напрягаясь особо, с подачи нотариуса, риэлторы продавали наследуемое гражданами жилье. Тем и жили.

Хозяин кабинета, маленький, кругленький, с пухлыми ладошками и жестким ежиком коротких рыжих волос, несколько суетливый человечек напоминал плюшевого крота и мультяшного ежика одновременно. У него было труднопроизносимое имя и отчество, поэтому между собой мы сразу стали звать его Ежиком.
Ежик потребовал сумму своей комиссии наперед. В обмен на расписку, что вернет деньги в течение трех банковских дней, если сделка не состоится.
Для крупных АН это обычная практика. Мелким фирмочкам и частным маклерам все стараются внести минимум. Но Володя согласился.
- Этот человечек никуда не денется, - сказал он, - Их дружная компания настолько удачно тут присела, что скорее монстры упадут, чем они.


Пересчитав деньги короткими пальчиками, Ежик удовлетворенно кивнул:
- Все правильно! Готовьте сделку!
- Я пришлю договора на Вашу почту, - сказала я.
- Зачем?! - удивился он, - Фирма у Вас солидная, я и так уверен, что все будет правильно.
- 157-ю прописать можно? - задала я каверзный вопрос. На его месте, страхуя своих клиентов, я бы отказалась. На моем месте, для подстраховки Алевтины Даниловны и Дмитрия, это было очень кстати.
- Да пишите, что хотите! - отмахнулся Ежик. Посетители явно стали ему в тягость.
Крупная фирма, продающая трехкомнатную квартиру, была вынуждена согласиться, раз три квартиры в цепочке договорились, и 157-я статья ГК была включена в тексты договоров.
Теперь, если любой договор из четырех будет признан недействительным, все должно вернуться в первоначальное положение.
Написать это конечно легче, чем сделать, но все равно так спокойнее.

Впрочем, ни Алевтина Даниловна, ни Дмитрий на такие мелочи даже не обратили внимания. Они и договора-то толком читать не стали. Безоговорочно нам доверяя, спокойно подписали то, что им подали на подпись.
Ежик тоже не стал заострять внимание своих клиентов на всяких юридических тонкостях. Для проформы, бегло просмотрев бумаги, он знакомо кивнул головой и удовлетворенно сказал:
- Все нормально! Подписывайте!

Благополучно получив договора с регистрации, мы стали готовиться к переезду и передачи квартир. Трешка была свободной. Однушки - тоже. Все должно было произойти на редкость быстро.
Через пару дней я позвонила Ежику:
- Добрый день! Как у Вас дела? Приняли уже трехкомнатную?
- Не знаю, - спокойно ответил он, - Я же давал Вам телефон, когда квартиры смотрели, позвоните покупателю. Наверное, приняли.

Я позвонила новоиспеченному хозяину трехкомнатной квартиры. Он уже расставлял мебель и, судя по голосу, заодно отмечал покупку. Договорились, что однушки он передаст на следующий день.
На мое радостное сообщение, что уже завтра можно приехать на передачу квартир, Ежик возмущенно фыркнул:
- Да отстаньте Вы от меня! Какая передача, Наталья?! Я Вам там нужен? А мне оно тем более ни к чему! Все. Не звоните мне больше.
- Живут же люди! - с завистливой усмешкой подумала я, - А мне еще надо подписать акты приемки трех квартир и акты окончания своей работы, подготовить пакет документов для закрытия сделки, сдать его в юридический отдел и месяц ждать расчета. Ежик свои полмиллиона уже потратил, небось. Эх, уйду в частные маклеры!
- Алевтина Даниловна, у меня хорошие новости, - отбросив лирические размышления, продолжила я работу, - Завтра едем принимать Ваши квартиры.

На прием маминой квартиры приехала и Мария. Она прикинула объем работы и пообещала в подарок к новоселью сделать ей хороший ремонт.
Они вместе выбрали обои и кафель, сантехнику и мебель. Алевтина Даниловна светилась счастьем. В таком радужном настроении она и уехала на любимую дачу, где каждый год жила с весны до осени со своим зверьем.
Я тоже уехала в отпуск.

Вернувшись, позвонила Марии узнать, как дела.
- Ремонт сделали, квартиру обставили. Маме очень все понравилось, - каким-то тусклым голосом сказала подруга.
- Это же замечательно, Маш! Почему так грустно?
- Димка продал свою квартиру. Опять с мамой живет.
- КАК?! КОГДА?! - я не верила своим ушам.
- Сразу, как переехал, прописался, так и выставил на продажу.
- Зачем?! - все еще не могла понять я смысла такого поступка.
- Купил взамен фуру. Решил заняться грузовыми перевозками.
- А прописка?
- Мама его к себе прописала. Не могла же она допустить, чтобы любимого сыночка по суду выписывали.
- А жить как будут в одной комнате?!
- Мама, наверное, на даче теперь жить будет.
- Она же у вас без удобств!
- Живут же как-то люди в селах.... Мы бы ее к себе забрали, да сын подругу привел, самим тесно, - обреченно сказала Мария, - Не надо было им размениваться! - горько добавила она и в трубке раздались гудки.
- Это было их решение, - по инерции сказала я в равнодушное пространство и почувствовала себя виноватой, что втянула старую добрую женщину в такую историю.

Больше мы не общались.


Рецензии