Не веря, веровать...

Бог, религия, церковь – категории, которые вообще-то принято интегрировать. Так ли это? Для меня, как для «верующего-атеиста», эти понятия являются абсолютно дифференцируемыми. Можно было сказать проще – не связанные, но это было бы неверно, так как связь очевидна. А вот дифференцируемые – термин как раз тот, что надо.

Попробуем «взять», как говорят математики, этот дифференциал. Категорию Бога оставим в верхней части формулы, где ему и надлежит быть, а церковь пока вынесем за скобки. Сначала выделим, как производную, категорию религии.
Когда-то было многобожье, потом появился один бог, произошла так называемая авраимистическая революция. Религии развивались вместе с развитием общественного сознания. Это утверждение товарища Энгельса в его статье «Происхождение религий» я полностью разделяю. Когда язычество с его зверствами перестало соответствовать уровню общественного сознания – появилось христианство с его десятью заповедями, которое указало человечеству новый путь...
Римский император Константин, будучи отпетым язычником (он причастился только на смертном одре), не только отменил гонения на христиан, но и узаконил христианство миланским эдиктом 313 года. Сделал он этот шаг неспроста. Константин понимал, что единобожие – единственный шанс спасти разваливавшуюся империю. Поэтому он лишил многочисленных римских богов статуса государственных и далее, собрав в одном месте иерархов христианской церкви (в то время разбитой на сотни учений) и заставил принять КАНОН. Именно по приказу цесаря-язычника Никейский собор узаконил только четыре Евангелия, а другие занес в разряд апокрифов и ереси. По большому счету императору было наплевать, какие писания признают каноническими, а какие отринут. Главное, что христианская церковь, обретя единство и мощь, из противника превратилась в верного помощника, признающего божественную сущность власти кесаря!
С тех пор и по нынешнее время церковь являет собой могучую силу, поддерживающую власть имущих. А так называемое отделение церкви от государства носит лишь формальный характер. Религиям, как и церквям, присуще трансформироваться под насущные задачи государства и общества. Когда ортодоксальный католицизм (богатый не попадет в рай) стал тормозить экономический прогресс, возникло протестантство – течение, названное религией предпринимателей.
Кстати, известная фраза Христа о том, что «скорее верблюд пройдет через игольное ушко, чем богатый обретет царство небесное», при внимательном рассмотрении вызывает некоторые сомнения. Не спутали ли часом переводчики и переписчики слова «camelos» верблюд, и «camilos» – канат?!
Как бы то ни было, но благодаря протестантскому лозунгу «Обогащайся, это угодно богу» – Европа на рубеже 16 столетия сделала колоссальный экономический рывок... И можно приводить массу других примеров, когда религии возникали как необходимое условие прогресса в развитии того или иного социума.
Религия – опиум! Расхожее, но довольно точное ленинское определение, если подумать глубже – и первое и второе, в частности, облегчают  страдания умирающего... Почему к религии приходят как правило к старости? Деваться некуда! Тяжело осознавать, что уходишь в никуда. По большому счету человека мало волнует есть Бог или нет. Его волнует, что с ним будет после того как… Человек в страхе за свою дальнейшую «жизнь» готов поверить во что угодно. И здесь, весьма кстати, мировые религии предлагают колоссальный выбор: и воскрешение из мертвых, и райские кущи, и реинкарнацию. На любой вкус, только выбирай, человечек, но при этом веди себя на этом свете так, как мы укажем. Помоги нам материально здесь – и будешь отблагодарен там!
Необходимо заметить, что не только церковь использует человеческие слабости, но и наоборот. Вспомните, как в начале девяностых бывшие партийные бонзы, отбросив коммунистический атеизм, ринулись в храмы изображать из себя глубоко верующих. Это была комедия: холеные рожи, оттеснив старушек, стояли в первых рядах у алтаря, неумело крестились – кто левой рукой, кто слева направо, кто двумя перстами, кто тремя... Вслед за бывшими коммунистами поперли в церковь и «новые русские». Бритые «пацаны» конкретно жертвовали деньги в расчете получить обратно с наваром. Трудно себе представить, с каким удивлением взирал с небес Господь наш на эту новую паству, просящую ниспослать себе новый «мэрс», а конкуренту – пулю от киллера.
Теперь о Боге. Не суть важно – человек сотворил Бога, как утверждают атеисты, или наоборот, как утверждает религия. Важно другое – верить или не верить! Как верить и во что! Выдающийся гуманист 20-го века, богослов и проповедник Александр Мень был убежден, что потребность в вере, во взаимосвязи с Высшим началом, встроена в человеческую природу, поэтому неверующих не существует вообще. Если отнять у человека Бога, он обязательно найдет его в лице Ленина, Сталина, Мао и т.п. Именно это произошло в СССР, а когда в 1991 «империя атеизма» рухнула, на месте коммунистических писаний образовалась идеологическая пустота. Но, как известно, свято место пусто не бывает. Пока канонические церкви неповоротливо пытались восстановить былое влияние, на жирный пирог сознания масс набросилась куча проповедников из религиозных и псевдо-религиозных сект со всего мира. Черные пастыри, «Белое братство», «Ай-кум-Рисе» и сотни других, повылазивших из средневекового мракобесия дикарей, стали небезуспешно терроризировать души граждан бывшего Союза.
Кроме сектантов, умы человеческие агрессивно атаковало всевозможное жулье в чистом виде – экстрасенсы, колдуны, шаманы, астрологи, хироманты. Вся эта шайка-лейка взялась разводить на деньги лохов, заряжая воду, штопая прохудившуюся ауру, отрезая энергетические хвосты... Печально, но этот шабаш, этот «лохотрон» продолжается и поныне. Он прет на людей с экранов ТВ, эфиров радио, со страниц почти всех газет. Битва экстрасенсов! Потомственная ведьма освободит вас от всего! Ага, особенно от лишних денег. Мать – уборщица, отец – потомственный алкоголик, дедушка – преподавал научный атеизм, а она потомственная ведьма, это ж надо!
Самое интересное, что услугами расплодившихся ведьм и колдунов пользуются отнюдь не атеисты. У меня, например, все эти гадания, предсказания, гороскопы, восточные календари, обезьяны, тигры – ничего кроме смеха не вызывают. На новогодний стол я ставлю то, что нравится мне, а не китайскому змею или японской корове. А вот истово верующие в основном и толпятся в приемных многочисленных целителей и предсказателей. Почему люди, среди которых встречаются неглупые и образованные, ведутся на эту чушь? Причина проста – недостаток знаний, а также нежелание включать мозги. Зачем напрягаться – куда проще поверить и припасть «к отравленному, зато легкодоступному источнику».
Можно верить во что угодно, но любая вера никак не отменяет необходимости думать и анализировать предмет веры. Я назвался «верующим атеистом»... и это действительно так. Я верю в Создателя, сотворившего мир, но я не верю религиям и церквям, рисующим Бога в виде доброго дедушки, сидящего на небесах, к которому можно обратиться с их помощью. Я полагаю, что не верить в церковь – не значит не верить в Бога!
Бог – понятие очень сложное и очень важное для человека. К нему нельзя подходить механистически, как это делает церковь. Она его упрощает, придает ему легко понятный, расхожий смысл, превращая в некий абстрактный объект для поклонения. При этом церковь персонифицирует Бога под собственные задачи и цели... Церковь – хорошо структурированное, веками налаженное предприятие, использующее идею существования БОГА – высшего существа, олицетворяющего абсолютную истину, создателя и судьи, карающего и милующего! Религиозную сентенцию «раб божий» святые отцы быстро трансформируют в понятие «раб церкви»...
Именно эту функцию: повелевать, наказывать и прощать – прибирает в свои руки церковь. Характерный пример – отпущение грехов. Это как понимать? Покаялся, получил прощение от дядьки в рясе (у него что – есть доверенность?) и пошел грешить дальше? А ведь были времена, когда попы отпускали грехи за деньги – индульгенцией называлось такое. Во, прикол!
Нынче священники в депутаты рвутся – прикол не меньший. Мало им власти, полученной якобы от Бога, им еще и от людей подавай! Сегодняшняя церковь перестала быть духовной обителью, погрязла во внутренних войнах, и в попытках приспособиться к стремительно меняющемуся миру, до предела коммерциализировалась. Она, как всякая коммерческая структура, активно борется за своего потребителя, нагло отвоевывает и присваивает чужую собственность, вторгается во все сферы жизни, не неся никаких сокровенных знаний, не пытаясь пробиться ни к сердцу, ни к разуму, а лишь предлагая перечень оплачиваемых услуг – от крещения до отпевания.
В наше время церкви возводят как магазины – с целью дальнейшего получения прибыли. Пока сынок учится в духовной семинарии, высокопоставленный папаша  строит в людном месте для наследника церквушку... Репортер телеканала «1+1» спрашивает молодого священника: «Почему не служите? « А тот отвечает: «Нету денег сан купить и приход...» Совсем недавно я доезжал со Львова до Ужгорода московским поездом. Сосед по купе оказался батюшкой «с Ма-а-сквы»... Разговорились за чашкой чая. Он поведал, что едет к нам в Ужгород защищать диссертацию. А почему не дома – поинтересовался я. У вас дешевле... В каком смысле? В прямом... – ответил святой отец и закрыл тему.
Такие нынче времена, такие нравы. Пастырей, которые стремятся пробудить в человеке любовь и совесть, а не сковать страхом и опутать догмами, в наше время очень немного. Религиозная терпимость, широта взглядов и открытость миру среди церковных отцов, как и много веков назад, по-прежнему не в чести! Ну, не любит церковь внутри себя дотошных исследователей и нестандартно мыслящих людей (а где их любят вообще?) Почему книги Александра Меня – выдающегося теолога и мыслителя – практически невозможно купить? Потому что православная церковь не рекомендует их для прочтения. Более того, некоторые ретивые епископы отдают приказ сжечь труды Меня во дворе духовного училища и публично проклясть заключенную в них ересь.
А в чем ересь? Ученый-богослов ведь не отрицал существование Творца. Он выступал против церковных догм и мракобесия, против коммерциализации церковной жизни. Когда его спросили, почему вокруг него так много сирых и убогих, он ответил: «Потому что Христос пришел к бедным и больным, а не к богатым и здоровым». Сегодня, когда церковь отвернулась от обездоленных, повернувшись к богатым и здоровым, когда святые отцы с удовольствием освящают офисы и сауны (а случается и бордели) нуворишей – таких священников как отец Мень очень не хватает.
Журналистка Ю.Пятницкая в статье об А.Мене написала: «К огромному сожалению, на протяжении столетий российской церкви катастрофически не хватало интеллигентных людей. В начитанных, как диакон Кураев, деятельных, как епископ Никон, патриотичных как митрополит Снычов, возглавивший движение за канонизацию «царя-великомученика» Ивана Грозного, и отважных, как протоиерей В.Чаплин, сражающийся с авангардными художниками, недостатка нет. А вот с интеллигентностью прямо беда».
И вот когда в лоне православия появился человек невероятной эрудиции, талантливости, глубокого ума и потрясающей порядочности – церковь объявила ему войну. Далее Пятницкая пишет: «Мень обладал еще на редкость обаятельным чувством юмора. «Абсолют юмора – это Бог», – полагал он и когда-то собирался писать о юморе Христа. Но все-таки не рискнул, боялся не справиться. Я думаю, хорошо, что не рискнул. За «юмор Христа» его могли убить гораздо раньше».
Александр Мень был зверски убит в 1990. Это страшное по своей жестокости и загадочности преступление не раскрыто до сих пор...
Существует одна религиозная догма, которая как нельзя лучше подтверждает тот факт, что под себя человек создавал религии, под себя! Почему у человека есть душа, а у животных нет? Чем мы лучше братьев меньших, и по какому праву одно существо на планете присвоило себе право убивать других. Причем, убивать ради развлечения! Животные убивают исключительно из-за голода. Они, подчиняясь естественному перманентному инстинкту выживания, уничтожают другой вид. И только человек убивает потехи ради и самое страшное – себе подобных.
Охота на животных – самое мерзкое развлечение, которое придумали люди. Причем охота охоте рознь. Соколиная – красиво, гончая за зайцем, такса за лисой – нет вопросов. Все честно, зверь против зверя. Но когда пьяная, вооруженная до зубов тварь бьет с вертолета волка, с машины лупит по оленю, гонит фарой несчастного «косого» – я не могу этого понять. Слышу: как можно отрицать охоту, на охоте чувствуешь себя настоящим мужчиной, это такой адреналин! Чего-чего! Так ты адреналину захотел, мужиком хочешь себя почувствовать? Хорошо, будет тебе адреналин. Карабин отдал, копье застругал, лук и стрелы вырезал, тетиву натянул. Теперь – рогатину в правую руку и вперед на медведя! Теперь посмотрим, на что ты способен. Что такое, «мусчина»? Никак передумал? Не хочешь на равных, царь природы?! Хочешь на зайца с автоматом? Тогда ты говнюк, а не мужик, и никакой адреналин тебе не поможет!
Когда-то была такая игра – что бы я сделал, если б стал президентом (или королем), короче, получил бы неограниченные полномочия? Первым делом, я бы запретил охоту с огнестрельным оружием. Вторым – запретил выездные зоопарки, выездные цирки с животными – этот ужас, на который мы еще и детей своих водим. Какой же это удар по детской психике – наблюдать изможденных, полуголодных животных... Только в заповедниках, в крайнем случае – в удобных вольерах, но только не в клетках!
Современная генетика доказала, что генетически человек даже от мыши довольно мало отличается. Совсем недавно был найден участок гена h1F, который управляет развитием мозга человека. Этот ген проявился у нас приблизительно пять миллионов лет назад. Проявился абсолютно случайно в результате мутации. Обыкновенный сбой в программе, ничтожная опечатка в составе аминокислоты – два-три атома смутировали, и мы стали ЛЮДЬМИ! На нашем месте мог быть кто угодно: рыба, червяк, таракан, папоротник... Так что не стоит особо задирать нос, «гомо сапиенсы». Мы есть ничто иное, как генетическая ошибка природы. Мы появились на свет не только по воле божьей, но и в результате эволюции (прав Дарвин) и в большой мере – по воле случая. То, что упомянутый ген h1F за миллионы лет абсолютно не изменился, а следовательно, и человеческое сознание осталось на прежнем уровне (небольшие изменения, связанные с техническим прогрессом – не в счет) – только подтверждает этот научный факт. Человек как и раньше: ест, пьет, размножается, уничтожает другие виды, а также собственную популяцию – то есть согласно Дарвину борется за физиологическое выживание.
Кстати, А. Мень являлся приверженцем эволюционизма, с уважением относился к теории Дарвина и даже обезьяну называл «почтенным животным». Вот только ему не нравилось, когда это «почтенное животное» просыпалось в человеке. Он говорил: «В нравственном отношении современный человек отличается от того, по чьему образу и подобию сотворен, как австралопитек, бегавший по саванне три миллиона лет назад, отличается от Гете или Толстого».
Когда произойдет новый скачок в сознании, и произойдет ли вообще? Когда «человек мыслящий» превратится в «человека понимающего»? На этот вопрос не ответит никто, даже «главный академик Йоффе»... А посему «коньяк и кофе», а также хороший футбол остаются главными приоритетами людского бытия на ближайшие три миллиона лет...


Рецензии