Статья. Сотворение мира журнала

Достаточно подойти к любому киоску, скажем, «Роспечати», чтобы убедиться: нет такой области человеческой мысли или деятельности материальной и духовной, которая не была бы оконтурена соответствующим изданием – газетой или журналом. Во всяком случае, так кажется на первый взгляд. Тем более это так, что «Роспечать» заключает договоры на розничную реализацию периодической печатной продукции далеко не со всеми производителями: на пути клиентов с дешевой или мало спрашиваемой продукцией обычно ставится жесткий заслон. Да и не только «Роспечать» занимается розничной торговлей периодикой, есть еще такие гиганты, как «Союз издателей и распространителей», «Метропресс» и другие, рангом пониже. И все они процветают на торговле розницей.
В калейдоскопе обложек, выставляемых на витрины этих киосков скоро может появиться еще одна – журнала, рассказывающего о ювелирном деле. Автору этих строк недавно было предложено разработать концепцию издания о «ювелирке», которое бы издавалось в Санкт-Петербурге и было востребовано читателем. Хозяин – глава ювелирной фирмы – при этом высказал пожелание: журнал должен быть сориентирован на профессионалов-ювелиров, показывать новейшую (в основном, западную) технику и поэтапно иллюстрированную технологию производства различных изделий и ювелирных операций.
Удалось убедить, что это путь, ведущий к самоуничтожению журнала: читателей предложенной тематики во всей России едва ли наберется две сотни человек, и то их надо еще искать, организовывать им подписку, рассылку. При этом издание не сможет давать достаточно полно проиллюстрированную для профессионала технологию производства ювелирных изделий. Если этот раздел ориентировать на начинающих ремесленников, то это будет уже другое издание, с иными задачами, иного имиджа и, что важно, совершенно иной стоимости.
Памятуя о том, что «в прессе исключается случайное нагромождение элементов» (Мисонжников Б. Я. Отражение действительности в тексте // Основы творческой деятельности журналиста / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. С-Пб., 2000. С. 98-99.) мы, перед тем как взяться за концептуальную разработку издания, изучили основные отечественные издания ювелирной тематики. Для анализа были взяты три журнала: «Дорогой журнал», «Ювелирный мир», «Ювелирное обозрение» (все – Москва). Они достаточно успешно используют столичные возможности: показывают vip-тусовки и vip-персон с их драгоценностями, освещают многомиллионые сделки, раскрывают связи с мировыми ювелирными домами и дизайнерами, информируют о торговле, запасах и добыче сырья, выставках. Плюс немного истории и традиций.
Нам важно было не повториться и жестко оценить свои возможности, которые у нас, несомненно, были отличны от тех, что предоставляет столица. Еще одна задача, которую ставили мы, анализируя имеющуюся периодику ювелирного направления, это попытаться определить аудиторию, на которую ориентированы издания. И сделав это, определить степень востребованности, а значит и степень их привлекательности для рекламодателей: проецируя результаты анализа на новый журнал, мы должны были уже на стадии концептуальной разработки определить коммерческие возможности проекта. Как верно замечает один из исследователей современной ситуации на масс-медиа рынке, существует не только социальная и профессиональная “а теперь в отечественной журналистике и ярко выраженная коммерческая потребность в изучении той аудитории, для которой работают пресса, радио, телевидение” (Орлова Т. Д. Сотрудничество редакции с аудиторией // Основы творческой деятельности журналиста / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. С-Пб., 2000. С. 249.).
Результаты анализа были учтены при определении информационной ниши нового издания. Оно виделось как издание информационно-аналитического плана: популярное с элементами специализированного, показывающее прошлое, настоящее и будущее ювелирного дела в России и всего, что связано с ювелирным производством и ювелирными украшениями, в том числе модой на них, выставками, торговлей, использованием, персоналиями. Типологически наше издание по своим основным качественным характеристикам, разделяющим печатные СМИ на две основные группы: аналитическую прессу (элитарную) и информационную (массовую), попадало в, предусмотренное современными исследователями, исключение. Две части: элитарная и массовая у нас были “диалектически соприкасающиеся и даже взаимопроникающие” (Мисонжников Б. Я., Юрков А. А. Основы творческой деятельности журналиста / Учебное пособие. С-Пб., 2002. С.8.). Более того, они, эти части поддерживали и укрепляли друг друга, ориентируясь на единую читательскую аудиторию.
При определении предполагаемой аудитории имелось в виду то, что издание представляет популярный с элементами специализированного журнал, поэтому ориентировался он на широкую читательскую аудиторию, интересующуюся ювелирным делом (в том числе и на специалистов).
Задача издания при этом формулировалась следующим образом: стать авторитетным источником эксклюзивной информации, которой располагает, прежде всего, культурная столица России, центр и провинция, и компетентным “собеседником” людям, интересы которых находятся в рамках, очерченных информационной нишей журнала.
Определяя политику журнала мы пришли к выводу, что строиться она будет на следующем приоритете: ювелирное украшение, это, прежде всего, – произведение искусства, обладающее художественной ценностью, и лишь затем – материальной.
Рассмотрены были и отражены в концептуальных материалах вопросы распространения, объема издания, рекламной, гонорарной, командировочной и кадровой политики, печати, цвета, периодичности и тиража. По всем этим вопросам в пакете документов были даны рекомендации.
Мы намеренно отнесли раздел концептуальных документов “Содержание” в конец статьи. Он, по сути, суммирует все наши размышления. Определяя его, мы учитывали, что издание находится не в столице и, на первых порах, вряд ли сможет иметь там свой корреспондентский пункт, равно как и собственных корреспондентов за границей, в основных ювелирных центрах: США, Швейцарии, Италии, Швеции. Журнал, исходя из этого, не сможет иметь полноценный раздел светской хроники; мы так же не сможем оперативно отслеживать решения правительства и закулисную борьбу вокруг законов о “ювелирке”, а тем более лоббировать их; нет у нас и столичных возможностей освещать международные контакты крупных менеджеров ювелирного дела: сырьевиков, дизайнеров, производителей и торговцев. И мы исключили эти темы из нашего списка, тем более, что все они, пусть и не совсем полно, и не всегда последовательно, освещаются московскими изданиями.
Формируемому нами изданию по силам и по возможностям полноценно наполнить информационную нишу следующими темами:
1. Культурно-ювелирное наследие российское и мировое;
2. Школы и персоналии ювелирного производства и дизайна;
3. Фирмы, мастерские, кустари;
4. Отдельные ювелирные изделия и их создатели;
5. Потребители ювелирного производства, как физические лица так и юридические;
6. Ювелирные коллекции: потребители, коллекционеры, аукционы и музеи;
7. Ювелирные технологии и ювелирная техника, оборудование.
Последняя тема предполагает читателя из числа профессионалов, менеджеров ювелирного дела и подается журналом в журнале: вклейкой на бумаге отличного от основного цвета и качества, с черно-белыми фотографиями.
Все эти темы становятся направлениями-разделами в журнале и включают по несколько постоянных рубрик. Разделы могут иметь и разовые рубрики. Разумеется, они так же были включены в концептуальные документы.
Таким образом мы показали как рождается мир журнала. Журнала, который, вполне возможно, увидит своего читателя.


Рецензии