Некоторые аспекты информ. обеспечения репортажа

Сразу оговоримся, что  термин «репортаж» мы понимаем как название одного из публицистических жанров, отличающихся от прочих только ему присущими особенностями. Произведениям этого жанра свойственно то, что рассказ в них идет о событиях той или иной степени важности, причем, от лица очевидца. Следовательно, автор репортажа должен быть очевидцем или даже участником  данного события.
В ряд событий, которыми может заинтересоваться, в силу их социальной значимости, то или иное средство массовой информации, может войти и запуск космического корабля, и выход первого троллейбуса на новую линию, и спуск на воду строящегося судна, и покорение горной вершины альпинистами, и дегустация спиртного знатоками алкогольных напитков и многое другое, что составляет жизнь общества, а значит может быть освещено на страницах журнала или газеты, появиться на радио или на телевидении. И, что существенно, репортажи обо всех этих и других, таких разных событиях, могут быть заказаны одному и тому же человеку - штатному ли корреспонденту или журналисту, работающему по договору.
Мы прекрасно понимаем, что один человек не может обладать достаточно глубокими знаниями, позволяющими ему легко и компетентно писать на разные темы, из различных, порой диаметрально противоположных, областей человеческой деятельности. Пишущий обязательно столкнется с нехваткой фактов по теме репортажа - воистину прав Эрнест Хемингуэй-газетчик, когда пишет, что «сначала надо изучать то, о чём пишешь», поэтому мы и попытаемся рассмотреть проблему информационного обеспечения репортажа. В своей попытке мы будем опираться на собственный опыт работы в газетах «Правда Севера», «Моряк Севера», «Красная кузница», "Водный транспорт", «Ленинградский речник», "5 колесо"  и журнале «All information»  и на опыт работы коллег-журналистов.
Для примера возьмём ситуацию создания репортажа о покорении альпинистами горной вершины. Если он пишется профессионалом-журналистом, который является альпинистом-новичком, то на бумагу лягут его переживания  и впечатления от перехода: тяжесть в ногах, слепящий сверкающий снег, страх перед трещинами и пропастями, гнетущий к земле груз рюкзака, колючий ветер в лицо, затруднённость дыхания, восхищение открывающимися красотами, что-то ещё и, наконец, счастье преодоления себя и покорения вершины. В результате читатель получит достаточно исчерпывающую информацию о внутреннем мире одного человека, который находится в неординарной ситуации, являясь участником трудного восхождения на горную вершину.
Интересно это читателю? И да, и нет. Это, в большой степени, будет зависеть от того, насколько точно и красиво передаст свои впечатления пишущий. Но даже если творческий потенциал журналиста высок и он в достаточной степени будет реализован в подобном материале о восхождении, полноценного  интересного для большого количества читателей репортажа не получится, так как его основу составляет информация, полученная исключительно во время события, в нашем случае, восхождения. Она являет собой лишь блок событийной или оперативной информации.
Читатель же, решивший потратить своё время на знакомство с нашим материалом о восхождении, в большинстве своём, желает получить ещё и информацию о данном горном массиве, вершине, на которую организовано восхождение, особенностях склона, по которому он совершается, отличию его от остальных трёх. Его могут, видимо, заинтересовать малоизвестные, а может и вовсе неизвестные факты о предыдущих восхождениях, если таковые были, причины, по которым они не увенчались успехом. Небезынтересны будут и данные о погоде в этих местах. Экипировка альпинистов, их питание, условия тренировок и подробности о членах группы, дерзнувшей покорить вершину - что это за люди: их возраст, спортивные достижения, привязанности, черты характера и прочее.
Всё это и многое другое журналист может и должен узнать перед восхождением из справочной литературы, предыдущих публикаций своих коллег, специальной литературы и бесед со специалистами и участниками восхождения. Все эти факты составляют ещё один информационный массив материала - блок фоновой информации.
Входящие в него факты будут вводиться в репортаж по необходимости, формируя соответствующий исторический, социальный, психологический, культурный, природно-географический, этнографический фон, на котором разворачивается  событие, в нашем случае, покорение горной вершины.
Кроме двух, обозначенных нами блоков информации, необходимой для написания полноценного репортажа  и собранной до события и непосредственно во время его, имеется ещё один информационный массив, который  журналист формирует после события. Попытаемся объяснить необходимость этого.
В случае с восхождением журналисту придется столкнуться с различным альпинистским снаряжением и пользоваться им, и только после этого у него может появиться необходимость рассказать в своём репортаже о том, например, как удобен и полезен альпеншток, как легка и надёжна веревка, крючья, как функционально другое оборудование и снаряжение, которым снабжена группа спортсменов. И об этом захочется поведать читателю, для чего необходимо будет навести дополнительные справки об истории появления всего этого снаряжения, его изобретателях, каких-то курьёзных случаях связанных с ними. Или, испытав на себе кислородное голодание, столкнувшись с его последствиями, журналист обратится к медицинской литературе, чтобы ввести в репортаж пару-другую терминов, что-то объяснить в механике этого явления.
Сюда же можно отнести и любую другую информацию, необходимость в которой возникает в период самого события или после его завершения. И мы обозначим её как блок дополнительной  или конкретизирующей информации.
В нашем случае, когда в группе альпинистов, покоряющих горную вершину, находится только один журналист и нет конкурирующего момента, то есть не надо бороться с коллегами из других изданий, которые могут сработать более оперативно и опередить с публикацией, информация, составляющая блок, может быть собрана после события: без особой спешки можно разыскать соответствующих специалистов, договориться с ними, встретиться и переговорить, найти необходимую справочную и специальную литературу, ознакомиться с нею.
И совсем другое дело, когда освещать событие, скажем запуск космического корабля, съезжается большая группа журналистов, представляющих различные издания, которые конкурируют между собой и когда твой репортаж должен появиться, по крайней мере, в один день с остальными, а лучше с некоторым опережением. И когда основной информационный массив запуска космического корабля  закладывается в болван репортажа, который засылается загодя в редакцию, набирается и форматируется, и журналист ждёт само событие, чтобы послать, по возможности, как можно более короткий факс с минимумом исправлений и дополнений, дающий право редактору ставить материал в номер.
В этом и любом подобном случае блок дополнительной информации может быть или не затребован журналистом для информационного обеспечения репортажа, или он должен быть сформирован, как и два предыдущих блока, до события или во время его. Что и делалось, в частности, теми, кто освещал раньше (до девяностых годов) запуски кораблей с космодрома Байконур.
То же самое приходится делать, порой, и в условиях, когда на событие выезжает один журналист. Так случилось с автором в период работы его в отделе информации  газеты «Правда Севера».
  Я задержался на работе допоздна, дописывая какой-то материал. Вдруг открывается дверь кабинета, входит ответственный секретарь и заявляет: «Сейчас спустишься вниз, сядешь в ожидающую тебя машину и поедешь до причала «Двиносплава». Там пересядешь на буксирный теплоход, который доставит тебя на другой теплоход, ведущий первый плот леса в Архангельск. Это где-то километрах в сорока выше по течению. Сделаешь репортаж на сто строк в завтрашний номер и пару снимков, поэтому захвати аппарат. Материал положишь мне на стол ровно в полдень. Всё, старик, торопись.» И добавил: «Пожалуйста, сработай.»
Всё так и получилось. И я ночь провёл на мостике буксирного теплохода «Двиносплав-6» в обществе нескольких чиновников этого треста и капитана буксировщика.
И пока мы трудно шли с плотом к причалу лесопильно-деревообрабатывающего комбината, испытывая на себе все сложности сильнейшего течения и ледохода, я, беседуя с капитаном и чиновниками треста, наблюдая за проводкой, собрал необходимые факты для репортажа и сделал снимки.
В назначенное время репортаж  и фотографии лежали на столе ответственного секретаря.
В описанном случае все три блока информации, необходимой для написания полноценного репортажа, были сформированы журналистом в то время, когда происходило само событие. Но чаще, всё-таки, каждый из этих блоков формируется в своё время.
Обратимся к следующему примеру.
  Мне удалось однажды узнать, что бригада водолазов работает со льда Белого моря. Они заняты были резкой и подъёмом кормы минного заградителя «Уссури», затопленного на морском канале, чтобы корабли интервентов не могли пройти в Архангельск. Корабли-то все-таки прошли, но «Уссури» стал мешать прохождению крупнотоннажных судов в наши дни. Всю эту информацию я узнал из литературы.
В блок фоновой информации вошли также данные о вооружении, тоннаже корабля, его истории, послужном списке, о том, что на затопление его вывели с ремонта, поэтому на корабле не было боезапаса, что в качестве балласта в него была уложена медь в чушках.
Дойдя на лыжах до места работы водолазов, я собрал факты, которые составили блок событийной информации. И уже затем у руководства отряда АСПРТ узнал, почему на корабле отсутствуют некоторые палубные механизмы, о чём мне сообщили водолазы. Оказалось, что они были сняты несколько лет назад и установлены на другие суда. Это уже были факты, вошедшие в блок дополнительной информации.
Все они были использованы при подготовке репортажа и он был опубликован в газете 
Мы твёрдо убеждены, что основу репортажа составляют факты, и чем солиднее информационное обеспечение репортажа, тем  он интереснее, и тем больше вероятности, что он заинтересует читателя. Потому что читатель, прежде всего, ждёт от твоего материала новизны, которая заключена в обилии фактов, подробностей, сведений. Только потом, в количестве ограниченном, могут присутствовать в репортаже эмоции журналиста. Кстати, без них можно и обойтись. Если только они составляют основу репортажа, никакая редакционная правка не поможет, чтобы репортаж состоялся. Если же в материале большое количество фактов, то огрехи стиля в редакции будут выправлены.
Аналогичная практика с подготовкой подобных материалов существует и в американской периодике.   Правда, там то, что мы понимаем под репортажем, носит название очерка, а очеркист - это наш репортёр. На этом различия заканчиваются. Но там, как и у нас, редакторы серьёзных изданий считают, что «вред, причиняемый плохим изучением темы и неудовлетворительным подбором фактического материала, обычно больше того, что приносит плохое изложение этого материала». 
Существует большое количество специальной литературы о методике сбора фактов для очерка в США. В частности, статья видного журналиста Л. Фаррара, озаглавленная «Когда вы пишете очерк, вам нужны глаза сыщика для подбора фактов» и опубликованная в журнале «Писатель и журналист».
Здесь он рассказывает, в частности, как собирал информацию для очерка к 110-летию памятника Вашингтону.
«Вы сознаёте, что о памятнике Вашингтону было написано много очерков, но что последнее слово никогда не будет сказано. Ваша статья не может быть рядовой.
Она должна быть интересной и набитой фактами, иначе её не примут.
Именно такая проблема встала передо мной.
Сначала я разыскал то федеральное учреждение, которое ведает эксплуатацией и поддержанием памятника. Здесь я получил массу литературы о памятнике, включая сведения о его истории.
Затем я отправился в библиотеку конгресса и просмотрел прежние очерки о монументе. Я снова и снова записывал нужные факты. Я отправился к самому памятнику и поговорил с главным экскурсоводом, он показал мне как они регистрируют число посетителей. Последняя цифра была, скажем, 30 миллионов. Но сейчас люди приходят сюда по четыре миллиона каждый год, а мой очерк возможно будет опубликован только через три месяца. Поэтому я могу написать, что наверху побывал 31 миллион человек.
Я узнал от экскурсовода, что в среднем один человек из каждой сотни посетителей либо поднимался, либо опускался по лестнице. Я узнал количество ступенек и количество лестничных площадок. Я также спросил о происшествиях, которые могли бы сделать очерк интересным. Сколько человек покончило с собой прежде, чем было установлено железное ограждение наверху? Не бросают ли посетители чего-нибудь из окон?.
Я спросил о знаменитостях - кинозвёздах, дипломатах, политических деятелях, которые побывали наверху монумента.
Другими словами, я пытался добыть все возможные факты, надеясь натолкнуться на что-то, что могло бы дать мне звонкое начало, которое взволновало бы читателя и позабавило его, или как-нибудь иначе овладело его вниманием. И кроме того, мне были нужны факты для того, чтобы питать ими читателя на протяжении всего очерка.»
Казалось бы Л. Фаррер построил свой материал на основе лишь одного блока фоновой информации, так как вся она собрана им загодя, до события,  но это не совсем так. В этом случае  до юбилейной даты оказались сформированы все три блока информации, подготовлено всё информационное обеспечение очерка. Как в нашем случае с плотом всё информационное обеспечение репортажа о проводке сделано было так же в одно время, но в период самого события.
Перед журналистом, работающим в жанре репортажа, наряду с вопросом источников его информационного обеспечения, особенно при формировании первого и третьего блоков, практически всегда стоит вопрос достаточности фактического материала для раскрытия темы. Конечно же, в решении его могут помочь интуиция и опыт, но порой и они не дают возможности собрать нужное его количество или, что тоже не менее серьёзно, во-время остановиться. Решающим критерием здесь может служить заданный редакцией или самим журналистом текстовой объём будущего репортажа. Его газетный вариант, как правило, не бывает больше трехсот строк (пять стандартных машинописных страниц: 60 знаков в строке, 30 строк на странице), а это, примерно,  тысяча двести слов, журнальный - в два-четыре раза больше. Значит, фактов, в совокупности по всем трём информационным блокам, необходимо набрать столько, чтобы десятикратно перекрыть итоговые цифры: что-то отсеется и не войдёт в репортаж, что-то не впишется в его ткань,  большая часть сверхнормативных фактов будет сокращена автором при шлифовке и доводке текста и, наконец, просто сокращена, чтобы репортаж имел нужный размер и высокую насыщенность воистину интересным фактическим материалом.
Информационные блоки при этом имеют тенденцию занимать следующие объёмы в готовом тексте: фоновый -50-60 процентов, событийный - 20-30 и дополнительный - 10-20. Цифры эти не догма, но соотношение это в большом количестве рассмотренных нами и написанных репортажей в значительной степени соблюдается. Особенно это распространяется на журнальный репортаж.
Стремление современного репортёра насытить свои произведения, будь то газетный или журнальный репортаж, большим количеством интересных и полезных для читателя фактов, при этом не перегружая текста, не утяжеляя его, имеет прочные корни в отечественной журналистике.


Рецензии